Если настоящие камни подменяются искусственными, изымается идея, которую ты берешь вместе с украшением, сделанным из подлинного камня

Раздел: Выставки
13 ноября 2018 г.

Еле­на Ти­то­ва – ди­рек­тор Все­рос­сий­ско­го му­зея де­ко­ра­тив­но­го ис­кус­ства. Воз­глав­ля­е­мый ею му­зей, не столь дав­но ос­но­ван­ный (ме­нее 40 лет на­зад), но один из са­мых по­пу­ляр­ных и стиль­ных му­зеев сто­ли­цы, ко­то­рый сла­ви­т­ся, в том числе, и сво­ей кол­лек­ци­ей юве­ли­р­ных из­де­лий: ро­сто­в­ская фи­нифть, при­бал­тий­ский ян­тарь, се­реб­ро и брон­за, да­лее вез­де (м­но­гое дру­гое).

Еле­на Ти­то­ва в сво­ем ин­тер­вью Rough&Polished рас­ска­зы­ва­ет о юве­ли­р­ной кол­лек­ции му­зея, ис­то­рии ее воз­ни­к­но­ве­ния и пла­нах на бу­ду­щее и де­ли­т­ся сво­и­ми раз­мы­ш­ле­ни­я­ми по по­во­ду юве­ли­р­но­го ис­кус­ства, его осо­бен­но­стей и тен­ден­ций.

Как со­з­да­ва­лась юве­ли­р­ная кол­лек­ция Все­рос­сий­ско­го му­зея де­ко­ра­тив­но­го ис­кус­ства?

У юве­ли­р­ной кол­лек­ции Все­рос­сий­ско­го му­зея де­ко­ра­тив­но­го ис­кус­ства за­ме­ча­тель­ная судь­ба. Она свя­за­на на­пря­мую с судь­бой стра­ны, по­то­му что идея учре­дить му­зей воз­ни­к­ла в по­след­ней чет­вер­ти XX ве­ка. До это­го бы­ло не­сколь­ко раз­роз­нен­ных кол­лек­ций рус­ско­го тра­ди­ци­он­но­го ис­кус­ства, ху­до­же­ствен­ных про­мыс­лов, рус­ско­го сти­ля, за­ме­ча­тель­ных по­дви­ж­ни­ков: Аб­ра­м­цев­ский кру­жок, Те­ни­шев­ский про­ект, де­ре­во, ке­ра­ми­ка, стек­ло, тка­ни… Но это все су­ще­ство­ва­ло от­дель­но. А ко­г­да со­бра­ли эти кол­лек­ции вме­сте, для спе­ци­а­ли­стов это ста­ло, ко­неч­но, по­лем ин­те­рес­ной ра­бо­ты. И тут вы­яви­лись не­кие ла­ку­ны, од­ной из ко­то­рых яви­лось рос­сий­ское со­вре­мен­ное юве­ли­р­ное ис­кус­ство. И, на­до ска­зать, что к это­му мо­мен­ту оно - в ви­де ав­тор­ско­го, ди­зай­нер­ско­го (как сей­час уже мо­ж­но ска­зать) ис­кус­ства - на­би­ра­ло си­лу. Да, бы­ло за­ме­ча­тель­ное зо­ло­то, бы­ли хо­ро­шие ка­м­ни, но ху­до­же­ствен­но­го под­хо­да как та­ко­во­го, – пра­к­ти­че­ски не су­ще­ство­ва­ло. То есть всe то­г­да бы­ло по шта­м­по­в­ке - мас­со­вая про­дук­ция из очень ка­че­ствен­но­го зо­ло­та или се­реб­ра и ка­че­ствен­ных ка­м­ней. И вот в по­след­ней чет­вер­ти ХХ ве­ка, соб­ствен­но, в 80-е го­ды Рос­сий­ский му­зей де­ко­ра­тив­но­го ис­кус­ства на­чи­на­ет фор­ми­ро­вать кол­лек­цию ав­тор­ских юве­ли­р­ных укра­ше­ний. Это ра­бо­ты, сде­лан­ные спе­ци­аль­но к кон­кур­с­ным все­со­юз­ным вы­став­кам. По это­му на­прав­ле­нию фор­ми­ру­ет­ся не­кий пул ху­до­ж­ни­ков, ко­то­рые за­ни­ма­ют­ся имен­но этим. При­чем под юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми име­ют­ся в ви­ду не толь­ко укра­ше­ния, но и арт-­объ­ек­ты. То есть все по то­му пла­ну, по ко­то­ро­му мо­г­ло раз­ви­вать­ся со­вре­мен­ное юве­ли­р­ное ис­кус­ство, ес­ли бы не бы­ло та­кой ги­ган­то­ма­нии, про­из­вод­ства все­го в огро­м­ных ти­ра­жах и так да­лее.

Но это ведь не от­ме­ня­ет за­слуг юве­ли­р­ной про­мы­ш­лен­но­сти со­вет­ско­го пе­ри­о­да, прав­да?

Со­вер­шен­но вер­но, по­то­му что сам факт то­го, что та­кое ко­ли­че­ство юве­ли­р­ных укра­ше­ний та­ко­го ка­че­ства из­го­тав­ли­ва­лось - это то­же очень ин­те­рес­ный фе­но­мен, кста­ти ска­зать. Со­вре­мен­ный ху­до­ж­ник мог бы, на­вер­ное, эту идею во­п­ло­тить в ви­де ка­кой-­ни­будь ин­стал­ля­ции. Впол­не ав­тор­ское юве­ли­р­ное ис­кус­ство.

Сколь­ко пред­ме­тов на­с­чи­ты­ва­ет­ся в юве­ли­р­ной кол­лек­ции му­зея – при­мер­но?

На се­го­д­ня­ш­ний мо­мент кол­лек­ция име­ет свою цен­ность и как бы «за­кры­то­сть» по вре­ме­ни - с 70-х по 90-е го­ды, - и в ней по­ряд­ка ста пя­ти­де­ся­ти са­мых раз­ных уни­каль­ных пред­ме­тов. В не­ко­то­рых слу­ча­ях это не дра­го­цен­ные ме­тал­лы и не ка­м­ни, это из­де­лия мел­кой пла­сти­ки, про­то­ти­пы, ав­тор­ская тех­ни­ки, объ­ек­ты юве­ли­р­но­го ис­кус­ства из ме­тал­ла, ке­ра­ми­ки, шел­ка (шел­ко­вых ни­тей). Это та­к­же тон­кая ра­бо­та со стек­лом - оп­ти­че­ским, ко­то­рое име­ет, кста­ти ска­зать, пре­ло­м­ле­ние све­та та­кое же, как и бри­л­ли­ант. И ху­до­ж­ни­ков в этой об­ла­сти по паль­цам од­ной ру­ки их мо­ж­но пе­ре­чис­лить. Се­год­ня это уже стар­шее, ухо­дя­щее по­ко­ле­ние, а в то вре­мя - это уди­ви­тель­ные та­лан­ты, но­ва­то­ры, в веч­ном по­ис­ке но­во­го в ра­бо­те с эти­ми ма­те­ри­а­ла­ми…

У­ди­ви­тель­ная же бы­ла пле­я­да ху­до­ж­ни­ков со­вет­ско­го пе­ри­о­да?

Да, уди­ви­тель­ная. Ну и я мо­гу ска­зать, что сфор­ми­ро­ван­ная в му­зее кол­лек­ция юве­ли­р­но­го ис­кус­ства уни­каль­на по ем­ко­сти и ко­ли­че­ству пе­р­ви­ч­ных идей, в ней за­ло­жен­ных. Уже ра­бо­тая в му­зее, я ин­те­ре­со­ва­лась тем, что про­ис­хо­дит, до­пу­стим, в Гер­ма­нии на юве­ли­р­ном арт-ры­н­ке, - про Ан­г­лию я и до это­го хо­ро­шо зна­ла, что там про­ис­хо­дит. И я с удив­ле­ни­ем об­на­ру­жи­ла, что очень мно­гие из со­вре­мен­ных юве­ли­р­ных идей и трен­дов про­све­чи­ва­ли в на­шей юве­ли­р­ной кол­лек­ции 70-80-х го­дов. Ве­ро­ят­но, это не толь­ко с юве­ли­р­ной кол­лек­ци­ей та­кой фе­но­мен – во вре­ме­на от­сут­ствия ху­до­же­ствен­ных кон­та­к­тов и свя­зей ме­ж­ду Со­вет­ским Со­ю­зом и за­па­д­ным ми­ром все рав­но су­ще­ство­ва­ли ху­до­же­ствен­ные идеи, ко­то­рые за­ро­ж­да­лись од­но­вре­мен­но или про­ни­ка­ли ка­ки­ми-то за­га­доч­ны­ми пу­тя­ми – то, что на­зы­ва­ет­ся, ви­та­ли в воз­ду­хе. И с этой точ­ки зре­ния, и с точ­ки зре­ния ма­стер­ства во­п­ло­ще­ния, то, как это бы­ло сде­ла­но – бы­ло ин­те­рес­но. В на­шей кол­лек­ции рус­ско­го сти­ля – ко­нец XIX - на­ча­ло XX ве­ков - есть чу­дес­ные из­де­лия, на гра­ни­це раз­ных ви­дов ис­кус­ства с ис­поль­зо­ва­ни­ем дра­го­цен­ных ме­тал­лов и не­об­ра­бо­тан­ных ка­м­ней. Это как раз боль­ше Те­ни­шев­ские экс­пе­ри­мен­ты.

О­ни в от­кры­том до­сту­пе?

Да, их мо­ж­но по­смо­т­реть, но боль­шая часть, как из­ве­ст­но, на­шей му­зей­ной кол­лек­ции все­г­да в за­пас­ни­ках. Ждут сво­е­го ча­са. Тем не ме­нее, с но­яб­ря про­ш­ло­го го­да нам уда­лось ак­ту­а­ли­зи­ро­вать кол­лек­цию рус­ско­го сти­ля…

Вы­да­ю­ща­я­ся вы­став­ка экс­по­зи­ция по­лу­чи­лась, очень до­стой­но­го уро­в­ня.

Я очень ра­да ва­шей оцен­ке. Что ка­са­ет­ся со­вре­мен­ных ве­щей, со­вре­мен­ных опы­тов и на­прав­ле­ний, то я про­сто меч­таю, что­бы му­зей сей­час взял эту те­му и стал ме­стом про­ве­де­ния смо­т­ров, кон­фе­рен­ций, пред­став­ле­ний в юве­ли­р­ном ис­кус­стве. Счи­таю, что это очень кра­си­во и ва­ж­но.

В прес­се со­об­ща­лось о пла­нах сде­лать му­зей цен­тром ди­зай­на, еще бо­лее ак­ту­а­ли­зи­ро­вать его… Вы от­сле­жи­ва­е­те по­след­ние ди­зай­нер­ские до­сти­же­ния ве­ду­щих юве­ли­р­ных брен­дов – та­ких, как Tiffany, Chopard, De Grisogono…?

Не мо­гу ска­зать, что я их си­сте­м­но от­сле­жи­ваю, но во вся­ком слу­чае все, о чем вы го­во­ри­те – и Tiffany, и Chopard – ка­ж­дый год это без­усло­в­ный сюр­приз, по­ра­жа­ю­щий сво­ей точ­но­стью и но­виз­ной.

Как ру­ко­во­ди­тель ху­до­же­ствен­но­го му­зея и как жен­щи­на, что вы ду­ма­е­те о со­вре­мен­ном со­сто­я­нии юве­ли­р­но­го ре­мес­ла и ис­кус­ства - в мас­со­вом или эли­т­ном (э­ли­тар­ном?) ва­ри­ан­те? Мо­же­те от­ме­тить ка­кие-то на­прав­ле­ния, ко­то­рые вам ли­ч­но ин­те­рес­ны?

На пе­р­со­наль­ном уро­в­не я для се­бя вы­де­ляю Cartier и очень по­ни­маю пра­к­ти­че­ски все, что они де­ла­ют. То есть их тренд мне со­вер­шен­но по­ня­тен – по­че­му это так, по­че­му два­д­ца­ти­лет­ней дав­но­сти ча­сы Cartier бы­ли вот та­кие, в со­о­т­вет­ствии с тем пе­ри­о­дом, по­че­му они сей­час дру­гие. Я с удо­воль­стви­ем на­б­лю­даю раз­ви­тие мар­ки Cartier, счи­таю, что они очень спо­кой­но при этом идут в но­гу со вре­ме­нем, про­сто от­сле­жи­вая очень тон­кие ка­кие-то вле­че­ния, на­стро­е­ния, ве­я­ния.

Вы бы­ва­е­те на на­ших юве­ли­р­ных вы­став­ках – «Рус­ский стиль», «JUNWEX»?

Я как раз не­дав­но бы­ла на очень ин­те­рес­ной пре­зен­та­ции – это ба­лет­ная кол­лек­ция Sasonko. И ко­неч­но, ме­ня все­г­да ра­ду­ет те­ма­ти­че­ский розыг­рыш – будь там ше­мя­кин­ские об­ра­зы или те­ат­раль­ные, ба­лет­ные. Но это, я счи­таю, - не­кое от­дель­ное на­прав­ле­ние в юве­ли­р­ном ис­кус­стве, из­де­лия и ис­то­рии. У Cartier, на­при­мер, ни­ка­ких ис­то­рий не счи­ты­ва­ет­ся - там про­сто идет от­то­чен­ность фор­мы и ли­ний.

В му­зе­ях Кре­м­ля ино­г­да устра­и­ва­ют­ся юве­ли­р­ные вы­став­ки зна­чи­мых брен­дов – там бы­ли Tiffany и Cartier, в том чис­ле те­ма­ти­че­ские кол­лек­ции - жи­во­т­ные, на­се­ко­мые – в об­щем, клас­си­ка… А ка­кие-то вот но­вые, со­вер­шен­но аван­гар­д­ные ве­щи вы за­ме­ча­ли в юве­ли­р­ной об­ла­сти?

Ес­ли го­во­рить о том, что я ви­жу на вы­став­ках, рас­ска­зы­ва­ю­щих о тен­ден­ци­ях раз­ви­тия, - по мо­е­му мне­нию, есть не­кий воз­врат. И все то, что ра­нь­ше вы­зы­ва­ло про­сто изу­м­ле­ние, – ка­кие ве­щи бы­ли сде­ла­ны, до­пу­стим, для ази­ат­ско­го по­тре­би­те­ля, - то се­го­д­ня это ста­ло по­чти эс­те­ти­че­ской нор­мой в укра­ше­нии: пы­ш­но­сть, мно­го­дель­но­сть, не­сколь­ко вы­зы­ва­ю­щая кра­со­та.

Вы име­е­те в ви­ду ин­дий­ские ка­кие-то ве­щи?

Да. Ну вот вы упо­мя­ну­ли вы­став­ки в Кре­м­ле – там бы­ли со­кро­ви­ща ма­га­ра­д­жей и ве­щи ве­ду­щих ев­ро­пей­ских ма­рок. То есть, без­усло­в­но, не все то зо­ло­то, что бле­стит. Есть фе­но­ме­наль­ные ма­те­ри­а­лы и ими­та­ции ма­те­ри­а­лов, ко­то­рые, тем не ме­нее, сле­ду­ют за­ко­нам юве­ли­р­но­го ис­кус­ства. И вот этот вкус пы­ш­но­сти, на­ряд­но­сти, на мой взгляд, сей­час пре­об­ла­да­ет, вы­зы­ва­ет ин­те­рес. При­чем в этом об­щем сме­ше­нии сти­лей мо­жет быть со­че­та­ние с лю­бым дру­гим сти­лем в оде­ж­де. И, на мой взгляд, это при­знак вре­ме­ни.

Сей­час до­воль­но бур­ные дис­кус­сии вы­зы­ва­ет раз­ви­тие син­те­ти­ки, син­те­ти­че­ских бри­л­ли­ан­тов, ла­бо­ра­тор­но вы­ра­щен­ных. Есть Сва­ро­в­ские кри­стал­лы, есть фи­а­ни­ты... И сей­час мно­го го­во­рят о том, что эти яр­кие но­вые ка­м­ни, со­з­дан­ные не при­ро­дой, а вы­со­ки­ми тех­но­ло­ги­я­ми и ра­зу­мом че­ло­ве­ка, дол­ж­ны по­тес­нить при­род­ные ка­м­ни. De Beers пре­ж­де мно­гие го­ды дер­жал це­ны на ал­маз­но-бри­л­ли­ан­то­вом ры­н­ке и ре­кла­ми­ро­вал ко­неч­ный про­дукт, хо­тя не за­ни­мал­ся юве­ли­р­кой. Что вы ду­ма­е­те об этой но­вой угро­зе?

Ну, по­сколь­ку есть все-та­ки ме­то­ды опре­де­ле­ния и раз­ви­ва­ет­ся спе­ци­аль­ное обо­ру­до­ва­ние, я осо­бой угро­зы под­ме­ны на­сто­я­щих ка­м­ней ис­кус­ствен­ны­ми не ви­жу. На мой-то взгляд это про­сто дол­ж­но разой­тись на два раз­ных ры­н­ка. По­нят­но, ко­му-то ну­ж­на под­лин­ность ка­м­ней, а ко­му-то - де­ко­ра­тив­но­сть. Я до­ста­точ­но мно­го пу­те­ше­ство­ва­ла, и вот Ка­м­бод­жа и тот Юго-Во­сток – это как раз те ме­ста, где при­сут­ствие са­мо­цве­тов ло­ги­ч­но, и на этот ры­нок по­сту­па­ет огро­м­ное ко­ли­че­ство, в том числе, и ис­кус­ствен­ных ка­м­ней. Они впе­ре­ме­ш­ку, и там мо­ж­но разо­брать­ся, где что, но есть, ви­ди­мо, груп­пы ту­ри­стов или по­тре­би­те­лей, ко­то­рые не раз­би­ра­ют­ся. И вот бы­ва­ло очень сме­ш­но: ко­г­да они рас­ска­зы­ва­ют, что бук­валь­но два ме­ся­ца на­зад вот за той го­рой бы­ли при­ис­ки ал­ма­зов об­на­ру­же­ны, и вот вам эти ал­ма­зы, бук­валь­но све­жень­кие. И вы зна­е­те, лю­ди ве­рят.

А вам ва­ж­на под­лин­ность ка­м­ней или ва­ж­нее кра­со­та и ди­зайн?

М­не ва­ж­на. Я от­но­шусь к тем, ко­му это ва­ж­но, - хо­тя я знаю и лю­дей, ко­то­рым это не ва­ж­но. Это дол­ж­ны быть ли­бо ис­кус­ствен­ные укра­ше­ния, ко­то­рые мо­гут быть то­же ди­зай­нер­ские, за­ме­ча­тель­ные, кра­си­вые, ли­бо все-та­ки на­сто­я­щие ка­м­ни.

Как по-­ва­ше­му, на­сто­я­щие ка­м­ни име­ют свою ма­гию?

Да, имен­но по­это­му я за них. Для ме­ня, - ес­ли на­сто­я­щие ка­м­ни под­ме­ня­ют­ся ис­кус­ствен­ны­ми, - изы­ма­ет­ся не сто­и­мость раз­ни­цы, на ко­то­рую мо­г­ли бы об­ма­нуть про­дав­цы, а имен­но та идея, ко­то­рую ты бе­решь вме­сте с укра­ше­ни­ем, сде­лан­ным из под­лин­но­го ка­м­ня. Или про­сто ка­мень, име­ю­щий, ко­неч­но, свой са­краль­ный смысл, ко­то­ро­го и в по­ми­не нет в ис­кус­ствен­ном.

А у вас есть свой ка­мень?

Да, мой лю­би­мый ка­мень – жа­де­ит. Это мо­лоч­ный, зе­ле­но-­го­лу­бой за­ме­ча­тель­но-кра­си­вый ка­мень, ко­то­рый я очень лю­б­лю и но­шу пра­к­ти­че­ски все вре­мя. И я чув­ствую его ма­гию.

Сей­час ча­сто вспо­ми­на­ют Фа­бер­же и мно­го го­во­рят о том, что не­об­хо­ди­мо вер­нуть бы­лую сла­ву рос­сий­ско­го юве­ли­р­но­го ис­кус­ства. Как вы ду­ма­е­те, мо­ж­но ли ее вер­нуть, - и как? Есть ли у рос­сий­ских ди­зай­не­ров юве­ли­р­ных шанс до­стичь уро­в­ня, ска­жем, Фа­бер­же?

Вы зна­е­те, шко­ла, ко­неч­но, ска­жем так, ис­чез­ла, и сли­ш­ком боль­шой, на­вер­ное, пе­ре­рыв был имен­но в пре­по­да­ва­нии про­фес­сии – ма­стер­ства, при­е­мов и так да­лее... Но се­го­д­ня­ш­нее вре­мя от­кры­ва­ет дру­гие воз­мо­ж­но­сти, дру­гие ин­стру­мен­ты, ка­кие-то тех­но­ло­ги­че­ские при­е­мы. И даль­ше, на мой взгляд, та­лан­тов-то у нас не мень­ше ста­но­ви­т­ся, а толь­ко боль­ше…

А тра­ди­ция ку­да де­лась?

Я счи­таю, что она, ко­неч­но, пре­р­ва­лась. Но я в дан­ном слу­чае не ху­до­же­ствен­ную тра­ди­цию имею в ви­ду, а имен­но пе­ре­да­чу ма­стер­ства и ре­мес­лен­ных на­вы­ков. Имен­но по­это­му, ес­ли уж го­во­рить об об­щей сти­ли­сти­ке и иде­ях – то не еди­ным Фа­бер­же этот стиль по­лон. И фи­р­мы, ко­то­рые ра­бо­та­ли па­рал­лель­но с ним, бли­ста­ли по­ра­зи­тель­ны­ми ве­ща­ми, но, к со­жа­ле­нию, ока­за­лись сли­ш­ком чув­стви­тель­ны ко вся­ким со­ци­аль­ным пе­ре­д­ря­гам и на­шим ис­то­ри­че­ским не­у­ря­ди­цам. Это тон­кое ис­кус­ство и ма­стер­ство юве­ли­р­ное сна­ча­ла про­сто фи­зи­че­ски по­стра­да­ли, по­том чуть-­чуть мо­раль­но, по­то­му что ста­ли при­з­на­ком бур­жу­аз­но­сти, по­том остан­ки во вре­мя пе­ри­пе­тий и про­чих во­ен­ных и дра­ма­ти­че­ских со­бы­тий рас­тво­ри­лись и вме­сте с вла­дель­ца­ми, и с ав­то­ра­ми… Ну, ко­неч­но, раз­рыв до­ста­точ­но силь­ный. Но еще раз, ес­ли го­во­рить имен­но о не­пре­ры­в­ной тра­ди­ции, ее нет.

Ну, бы­ла урав­ни­ло­в­ка… Для то­го, что­бы это ис­кус­ство раз­ви­ва­лось – нам ну­жен, хо­тя бы сред­ний класс, по­тре­би­тель. Ес­ли не вы­с­ший свет. По­то­му что, все-та­ки, это тон­кое до­ро­гое ис­кус­ство, эти вер­ши­ны ма­стер­ства тре­бу­ют сво­е­го по­тре­би­те­ля, ко­то­ро­го оста­лось ма­ло.

Ну, фор­ми­ро­ва­ние сред­не­го клас­са – это осо­бая те­ма. Во вся­ком слу­чае, для на­шей се­мьи, для мо­е­го му­жа (Б. Ю. Ти­тов, рос­сий­ский по­ли­тик и пред­при­ни­ма­тель, упол­но­мо­чен­ный при пре­зи­ден­те РФ по пра­вам пред­при­ни­ма­те­лей – прим. ред.). Ко­неч­но, на­ли­чие сред­не­го клас­са ре­ша­ет мно­го вся­ких про­б­лем как для про­мы­ш­лен­но­сти, так и для ис­кус­ства. Посколь­ку имен­но сред­ний класс, ко­г­да он раз­ви­ва­ет­ся, он сти­му­ли­ру­ет и при­об­ре­та­ет пред­ме­ты ис­кус­ства. И в его же сре­де, соб­ствен­но го­во­ря, ро­ж­да­ют­ся и та­лан­ты, и ма­сте­ра, и вы­но­сят на­верх за­ме­ча­тель­ных пред­при­ни­ма­те­лей-ху­до­ж­ни­ков. При­мер Фа­бер­же очень хо­ро­ший - че­ло­век-­пред­при­ни­ма­тель, об­ла­да­ю­щий та­лан­том, не про­сто на­шед­шим при­ме­не­ние, но до­сти­г­шим на­и­вы­с­ше­го рас­цве­та. По­это­му да – что­бы это про­сто су­ще­ство­ва­ло и про­сто бы­ло вос­тре­бо­ва­но не как су­пер-­э­ли­тар­ные ве­щи, а как дей­стви­тель­но ма­стер­ство и ре­мес­ло, ну­ж­ны, кро­ме эс­те­ти­че­ско­го вос­пи­та­ния, разъ­яс­не­ния, что это ис­кус­ство, что это не про­сто при­з­на­ки бур­жу­аз­но­сти и про­че­е… Это длин­ный про­цесс про­све­ти­тель­ской де­я­тель­но­сти, по­яв­ле­ния за­ин­те­ре­со­ван­ной кре­а­тив­ной мо­ло­де­жи. Но здесь есть, ко­неч­но, свои ка­п­ка­ны, по­то­му что при­з­на­ки бур­жу­аз­но­сти все­г­да в юве­ли­р­ных укра­ше­ни­ях бы­ли, есть и во­прос – как к ним от­но­сить­ся.

У нас сло­во «бур­жу­аз­ный» при­об­ре­ло та­кой об­ви­ни­тель­ный от­те­но­к… Вот по­ня­тие middle class но­сит от­те­нок ес­ли не ува­же­ния, то ре­с­пе­к­та­бель­но­сти, ста­биль­но­сти – в хо­ро­шем смыс­ле сло­ва; есть по­ня­тие upper middle class – это лю­ди, до­сти­г­шие опре­де­лен­но­го жиз­нен­но­го успе­ха, и это все - в дру­гих стра­нах – свя­за­но с тра­ди­ци­я­ми.

Это так. В до­мах они под­дер­жи­ва­ют­ся, и ве­щи хра­нят­ся с пи­е­те­том. По­яв­ле­ние об­ще­ствен­но­го клас­са, од­но­вре­мен­но со­з­да­те­ля и це­ни­те­ля пре­крас­но­го - во­прос вре­ме­ни, ко­неч­но, но и не толь­ко вре­ме­ни… Я не­сколь­ко лет про­жи­ла в Лон­до­не, и то, что на­зы­ва­ет­ся upper middle клас­сом – это бы­ла та сре­да, в ко­то­рой мно­гие лю­ди ста­ли близ­ки­ми дру­зья­ми. Вот, на­сколь­ко я за­ме­ча­ла, у них этой те­мы об­ла­да­ния ка­ки­ми-­ни­будь су­пер-­пред­ме­та­ми юве­ли­р­но­го ис­кус­ства не су­ще­ству­ет. Су­ще­ству­ет те­ма на­след­ствен­ных фа­миль­ных укра­ше­ний, при­чем не хра­ня­щих­ся где-то в бан­ке, а имен­но тех, ко­то­рые мо­ж­но как то­те­мы но­сить или как ре­ли­к­вии се­мей­ные. Я та­к­же знаю, что аб­со­лют­но во­ин­ствен­ное к бур­жу­аз­но­сти по­ко­ле­ние в вось­ми­де­ся­тых по­яви­лось во Фран­ции, ко­г­да но­ше­ние про­сто­го коль­ца или се­ре­жек счи­та­лось про­яв­ле­ни­ем от­ста­ло­сти, за­ко­ре­не­лой бур­жу­аз­но­сти. Что не ме­ша­ло в это же вре­мя раз­ви­вать­ся вы­со­ким юве­ли­р­ным брен­дам в той же Фран­ции или в Ан­г­лии. То есть здесь нечто дру­гое. Здесь, ко­неч­но же, при­з­на­ние то­го, что юве­ли­р­ное де­ло ис­кус­ство – это вы­со­кое ис­кус­ство, что к не­му на­до под­хо­дить с мер­ка­ми, как к ве­ли­кой жи­во­пи­си или скуль­п­ту­ре. Но осо­бен­ность это­го вы­со­ко­го ис­кус­ства за­клю­ча­ет­ся в том, что поз­во­ля­ет­ся ти­ра­жи­ро­ва­ние - апри­о­ри раз­ре­ша­ет­ся и да­же пред­по­ла­га­ет­ся. И ти­ра­жи­ро­ван­ность эта – не че­та на­шим со­вет­ским юве­ли­р­ным за­во­дам. Это, опять же, про­дукт в ви­де цен­ных ли­ми­ти­ро­ван­ных се­рий. И при­з­на­ние, что имен­но это яв­ля­ет­ся та­ким арт-­про­дук­том, то есть про­дук­том ис­кус­ства. То есть, ху­до­же­ствен­ная идея, ху­до­же­ствен­ное во­п­ло­ще­ние, ав­тор­ские ти­ра­жи или ти­ра­жи юве­ли­р­но­го ис­кус­ства – в ко­м­плек­се яв­ля­ют­ся юве­ли­р­ным арт-­про­дук­том. В ра­м­ках фе­сти­ва­лей и вы­ста­вок этот вид ис­кус­ства все­г­да по­тре­бу­ет сво­е­го про­стран­ства, сво­их за­ко­нов. То есть оно как бы са­мо по се­бе очень мо­щ­ное и идео­ло­ги­че­ски, и тех­но­ло­ги­че­ски… Осо­бен­но­стя­ми очень мо­щ­ны­ми об­ла­да­ет. Я уже не го­во­рю о си­ле ка­м­ней, ко­то­рая без­усло­в­но при­сут­ству­ет.

Но не все это чув­ству­ют. Посколь­ку у нас ал­маз­но-бри­л­ли­ан­то­вая те­ма, к бри­л­ли­ан­ту как к ка­м­ню у вас есть ка­кое-то осо­бое, соб­ствен­ное от­но­ше­ние?

Я лю­бу­юсь бри­л­ли­ан­та­ми все­г­да. От кра­си­вых бри­л­ли­ан­тов у ме­ня по­яв­ля­ет­ся не­кое та­кое «ша­м­пан­ское» ощу­ще­ние внут­ри. При этом, я не мо­гу ска­зать, что у ме­ня силь­ная тя­га об­ла­да­ния: мне дей­стви­тель­но до­став­ля­ет удо­воль­ствие смо­т­реть на кра­си­вые ка­м­ни на вы­став­ках - без­усло­в­но, толь­ко вжи­вую (кар­тин­ки здесь не ра­бо­та­ют). То есть это не про ди­зайн, как это кра­си­во ви­зу­аль­но на кар­тин­ке – это имен­но про ка­м­ни. Но, спра­вед­ли­во­сти ра­ди, мо­гу ска­зать, что не­ко­то­рые дру­гие ка­м­ни на ме­ня то­же ока­зы­ва­ют по­тря­са­ю­щее дей­ствие: то­па­зы (о­со­бен­но зо­ло­ти­стые), ак­ва­ма­ри­ны очень та­кие стран­ные бы­ва­ют, с раз­ны­ми от­тен­ки со­вер­шен­но.

Я как-то раз­го­ва­ри­ва­ла с Еле­ной Образ­цо­вой, она мне рас­ска­зы­ва­ла, как у нее од­на бо­га­тая по­к­лон­ни­ца в Нью-Йор­ке за­та­щи­ла ее на юве­ли­р­ный аук­ци­он, и все спра­ши­ва­ла, нра­ви­т­ся ли ей это и то, а по­том ску­пи­ла все и бан­ку с дра­го­цен­но­стя­ми ей по­да­ри­ла. И стра­ш­но оби­жа­лась, ко­г­да Еле­на Ва­си­льев­на пы­та­лась от­ка­зать­ся. Образ­цо­вой при­ш­лось взять, и она по­том все это раз­да­ри­ва­ла уче­ни­цам и мо­ло­дым пе­ви­цам на кон­кур­сах. Кра­си­вая ис­то­рия, прав­да? А Жю­рай­тис по­да­рил ей ка­кую-то сно­г­с­ши­ба­тель­ную брошь Фа­бер­же… А у вас есть ка­кая-­ни­будь ис­то­рия, свя­за­н­ная с укра­ше­ни­я­ми?

З­на­е­те, я про­ве­ла дет­ство с ро­ди­те­ля­ми в Ин­дии, - они там ра­бо­та­ли, - по­это­му для ме­ня рос­сы­пи ка­м­ней, как по­лу­дра­го­цен­ных, так и дра­го­цен­ных – это па­мят­ная с дет­ства кар­тин­ка. Моя ма­ма все­г­да ин­те­ре­со­ва­лась укра­ше­ни­я­ми – и до то­го, как по­яви­лась эта воз­мо­ж­но­сть, она и са­ма де­ла­ла укра­ше­ния, все­г­да лю­би­ла кру­п­ные ве­щи, боль­шие ка­м­ни. Она и до сих пор, дай ей Бог здо­ро­вья, что-то но­сит с успе­хом, а что-то щед­ро пе­ре­да­ет и мне, и внуч­ке. И чем эти укра­ше­ния стар­ше, тем зна­чи­мее ста­но­вят­ся. И все они ин­те­рес­ны раз­но­об­ра­зи­ем и свя­зью с во­сточ­ной ис­то­ри­ей, ин­дий­ски­ми ба­за­ра­ми… Это не ме­ша­ет мне вос­хи­щать­ся чи­сты­ми ли­ни­я­ми Chopard или Cartier, но дет­ские впе­чат­ле­ния, ко­неч­но, на­кла­ды­ва­ют от­пе­ча­ток. В об­щем, укра­ше­ния все-та­ки – это то, что дей­стви­тель­но воз­раст офор­м­ля­ет и об­ра­м­ля­ет, и об­ла­го­ра­жи­ва­ют лю­бые зна­ки вре­ме­ни.

[ Ювелирные Известия ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->