По мере того как De Beers Group, ведущая мировая алмазодобывающая компания и ритейлер, вступает в область «синтетических алмазов», естественно возникает вопрос: обгонят ли выращенные в лаборатории алмазы природные камни?
В выращенных в лаборатории алмазах и бриллиантах нет ничего нового. На самом деле они присутствуют на рынке в течение десятилетий, и в последние годы объемы продаж растут. Рынок выращенных в лаборатории бриллиантов оценивался в 2015 году на уровне примерно US$16,2 млрд, и прогнозируется рост ежегодно в среднем на 7,4% в период с 2016 года по 2023 год, согласно данным Research Nester, базирующегося в Нью-Йорке глобального провайдера услуг по стратегическому исследованию рынка и консультациям.
Для сравнения, рынок природных алмазов вырос в 2017 году всего на 2% до US$82 млрд, согласно Отчету De Beers Group о состоянии алмазной отрасли за 2018 год (Diamond Insight Report 2018).
Даже принимая во внимание такой большой рынок и повышение темпов роста, подлинность и даже само существование выращенных в лаборатории алмазов не признавались крупными игроками алмазной отрасли, включая ранее и De Beers.
Но в мае De Beers изменила свою позицию, которую занимала долгое время, когда она в ходе JCK Las Vegas – самой важной торговой выставки ювелирной отрасли - объявила о запуске Lightbox Jewelry, дочерней компании, которая будет заниматься продажей нового бренда ювелирных изделий с выращенными в лаборатории бриллиантами.
На прошлой неделе Lightbox начала продавать свою ювелирную линию, включающую серьги и ожерелья с розовыми, голубыми и белыми выращенными в лаборатории бриллиантами.
Почему сейчас? Проще говоря, из-за качества и стоимости.
По словам Брюса Кливера (Bruce Cleaver), главного исполнительного директора De Beers: «Наше широкое исследование говорит нам, что именно так потребители относятся к выращенным в лаборатории бриллиантам – как к забавному, красивому продукту, который не должен стоить так много, поэтому мы видим здесь возможность, которую упустили производители выращенных в лаборатории алмазов».
Потребители, особенно поколение двухтысячных, часто хотят иметь «этические бриллианты» - камни, добытые без причинения вреда рабочим или окружающей среде. Несколько производителей алмазов, например, De Beers, всячески старались предоставить подробную информацию о том, как они получают свои алмазы, чтобы уменьшить эти озабоченности.
Но эксперты говорят, что интерес к этическим бриллиантам не стимулирует тренд выращенных в лаборатории камней. Более важной причиной является просто сокращение предложения алмазов в мире.
Хотя решение De Beers может служить подтверждением того, что выращенные в лаборатории алмазы не исчезнут, природные алмазы, вероятно, сохранят свое доминирование на рынке, говорят эксперты.
«Раньше были созданные человеком изумруды, рубины и сапфиры параллельно с рынками природных драгоценных камней. Но природные камни со временем всегда будут дорожать в большей степени. Я подозреваю, что то же самое произойдет и с бриллиантами», - говорит Том Моузес (Tom Moses), исполнительный директор Геммологического института Америки (Gemological Institute of America), который проводит оценку и сертификацию природных драгоценных камней, а также и синтетических камней.
На рынке есть реальное место для выращенных в лаборатории бриллиантов, потому что они крайне доступны большему числу покупателей, говорит Селеста Ли (Celeste Lee), эксперт по потребительским трендам и брендированию.
«С химической точки зрения, визуально и по структуре выращенные в лаборатории бриллианты идентичны подлинным бриллиантам, - говорит Ли. – Потребители могут точно видеть источник происхождения, выбрать цвет и дизайн, который они мечтали иметь, не тратя на это целое состояние».
Если природный бриллиант может стоить порядка US$1 000 - US$20 000 за карат, то цены на выращенные в лаборатории бриллианты составляют US$2 000 - US$6 000 за карат. De Beers урезает розничные цены на свои выращенные бриллианты до около US$800 за карат.
Что касается некоторых бриллиантов редких цветов, подлинный камень просто недосягаем для большинства потребителей, говорит Ли.
«Я бы с радостью хотела иметь розовый бриллиант. Но дело в том, что я никогда не смогу позволить себе бриллиант Pink Legacy (Розовое достояние), который будет продаваться на аукционе по меньшей мере за US$30 млн, - говорит она. – На мой взгляд, существует компромисс между обладанием природными и выращенными в лаборатории бриллиантами, но существует определенное превосходство у природных (или «подлинных») бриллиантов, так как они имеют уникальную ценность, которую невозможно воспроизвести».
Вообще говоря, появление De Beers на рынке выращенных в лаборатории бриллиантов является стимулом для быстроразвивающегося сектора, поскольку ожидается разработка дополнительных отраслевых стандартов и у потребителей появится больше доверия к товарам, говорит Ли. Но слишком рано говорить о том, как это скажется на десятках компаний, занимающихся выращенными бриллиантами, которые в основном проводят маркетинг и продажу своей продукции онлайн.
В настоящее время наверняка ясно одно – De Beers не переключит свое внимание полностью со своего профильного алмазного бизнеса.
«Мы считаем, что бренд Lightbox найдет признание у потребителей и создаст новые дополнительные коммерческие возможности для De Beers Group», - говорит Кливер.