Минэкономразвития согласовало с ведомствами проект указа президента, который легализует в России продажи ювелирных изделий в интернете. В ближайшее время он будет направлен в правительство. Об этом «Известиям» рассказали в пресс-службе ведомства. После одобрения кабмина документ должен будет получить заключение государственно-правового управления президента и может быть подписан главой государства. Нормативный акт может вступить в силу до конца года.
Сейчас в регулировании торговли ювелирными изделиями существует юридическая коллизия. Например, в правилах продажи товаров дистанционным способом написано, что в интернете ограничен оборот продукции из списка запрещенной к свободной реализации. Последний содержится в указе президента №179 от 1992 года, в частности, в нем есть драгоценные металлы и изделия из них. За нарушение правил грозит административная или уголовная ответственность. Но в указе президента нет формулировки об ограничении продаж именно ювелирных изделий, подчеркнул гендиректор Гильдии ювелиров России Эдуард Уткин, речь идет лишь об изделиях технического назначения (слитки, самородки, сплавы, полуфабрикаты, руда. — «Известия»). В 1998 году был принят закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», который не ограничивает продажу именно ювелирной продукции.
По словам Эдуарда Уткина, в некоторых регионах контролирующие органы принимают во внимание указ президента, а не закон, и понимают под изделиями из драгоценных металлов именно ювелирную продукцию. Поэтому к компаниям, которые реализуют ювелирку в интернете, предъявляют претензии. Но с такой ситуацией сталкиваются не все и купить продукцию в Сети можно уже сегодня. Чтобы нейтрализовать разночтения, Минэкономразвития предложило внести поправки в указ президента. Они исключат ювелирные изделия из списка запрещенных к свободному обороту товаров, что в итоге разрешит юридическую коллизию.
По мнению Эдуарда Уткина, в первую очередь это приведет к тому, что в Россию придут новые крупные зарубежные игроки. Сейчас они не берут на себя риски и предпочитают не включаться в процесс, соблюдая букву закона, отметил эксперт.
В перспективе это скажется на расширении ассортимента магазинов в интернете за счет увеличения экономсегмента, где сумма среднего чека составляет до 15 тыс. рублей.
— Цены в интернет-магазинах уже ниже, чем в стационарных. Это происходит за счет того, что при интернет-продажах наценки меньше, чем в обычных магазинах. Также торговцы в Сети могут экономить на отсутствии складов, дополнительной арендной платы и персонала, — добавил Эдуард Уткин.
Директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев согласен, что если будет снят дополнительный барьер для онлайн-продаж и их окончательно легализуют, то предложение на рынке вырастет. Это всегда действует в сторону снижения цен. Он полагает, что критически (до 30%) они не упадут, так как расширение предложения не будет глобальным. По мнению эксперта, можно ожидать снижения цен на «ювелирку» на 5-10%.
Это подтвердил и исполнительный директор Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов. Чем больше различных товаров потребитель может заказывать онлайн, тем шире выбор и тем сильнее конкуренция среди продавцов, отметил он. Он полагает, что легализация интернет-торговли существенно не уронит цены на ювелирную продукцию.
— Они могут снизиться лишь в экономсегменте. С учетом стремительного развития маркетплейсов вполне возможно, что в этом сегменте украшения подешевеют на 5–10%, — отметил он.
По словам Артема Соколова, общий оборот онлайн-продаж «ювелирки» может вырасти минимум в 2–3 раза, поскольку реализовать продукцию смогут все крупные площадки, имеющие высокий трафик. По итогам 2017 года, согласно данным АКИТ, объем продаж товаров в интернете составил 230 млрд рублей, 2% из которых пришлось на реализацию драгоценных украшений.
Как сообщали «Известия», не все считают, что запреты на продажу ювелирных изделий в интернете сейчас де-факто существуют. Например, крупнейший продавец в среднем ценовом сегменте этого товара, компания «Адамас», предлагает этот товар на своем сайте в Сети с 2013 года. Некоторые ритейлеры делают сайты-витрины и не доставляют продукцию, предлагая только самовывоз.