Павел Смыслов
На протяжении последних нескольких лет среди организаций и предпринимателей ювелирного сектора упорно ходят слухи о том, что проверки инспекциями пробирного надзора исполнения норм антиотмывочного законодательства обязательно заканчиваются выявлением всевозможных нарушений и наложением многотысячных штрафов. У некоторых ювелиров даже укоренилось мнение о бесполезности соблюдения норм антиомывочного законодательства, такие лица всерьез полагаю, что «инспектор ГИПН все равно найдет нарушения и составит протокол».
Сегодня мы хотели бы разобраться в этой ситуации и узнать о причинах таких слухов, для чего проанализируем итоги проверок исполнения норм по ПОД/ФТ ювелирным сектором сотрудниками ГИПН.
Причины слухов
Автор настоящей статьи впервые оказал консультацию по ПОД/ФТ организации ювелирного сектора в далеком 2005 году. Тогда о 115 ФЗ мало кто что-то знал, но даже в те годы отдельные субъекты ювелирного дела озадачивались соблюдением норм антиомывочного законодательства.
По нашим наблюдениям примерно вплоть до 2013 года проверки ювелирной отрасли со стороны ГИПН носили весьма редкий и формальный характер. Так, один из инспекторов региональной ГИПН в то время как то поделился с нами статистикой о том, что за год он проверил всего пять ювелирных компаний. Следствием такого положения дел было в целом формальное исполнение отраслью норм антиотмывочного законодательства. Многие ювелиры озадачивались лишь только разработкой и согласованием шаблонных правил внутреннего контроля и иногда прохождением обучения по ПОД/ФТ, на этом знакомство с финмониторингом у многих организаций заканчивалось.
О таких обязанностях, как сдача в Росфинмониторинг различных отчетов, обучение по ПОД/ФТ целого ряда сотрудников, обновлении правил внутреннего контроля, проведении идентификации клиентов и т.д. ювелиры, может, и слышали, но исполнять их не торопились.
Безусловно, такое отношение сектора к исполнению норм антиомывочного законодательства не могло остаться без внимания со стороны надзора, и примерно с 2013 года ситуация в отрасли резко стала меняться, когда организации и предприниматели стали активнее подвергаться проверкам со стороны ГИПН, причем не только по формальному наличию каких-то внутренних документов, но и по более глубоким вопросам, таким как, например, сдача отчетности в Росфинмониторинг, полнота и корректность проведения идентификации клиентов.
Неудивительно, что первые ласточки, подвергнутые обширным и комплексным проверкам со стороны ГИПН, получали многотысячные штрафы за неисполнение ПОД/ФТ. Нередко проверенными компаниями были организации с большими контрагентскими связями в отрасли, поэтому в отрасли тут же пошла распространяться информация о печальным опытом прохождения проверок.
Автор настоящей статьи лично был свидетелем ситуаций, когда ювелиры на полном серьезе не понимали за что их оштрафовали, эмоционально считая абсурдным требования законодательства «выявлять террористов», полагая что этой работой должны заниматься правоохранительные органы, но никак не они. Однако, напомним читателям, что законодательство в сфере финансового мониторинга ставит своей задачей не только выявление операций лиц, причастных к терроризму и экстремизму (последние, кстати, ничего общего с терроризмом зачастую не имеют), но и выявление всевозможных схем и каналов легализации преступных доходов, в которые иногда и вовлекаются ювелиры даже без их на то ведома.
2013-2015 гг. стали одними из самых сложных для ювелиров в плане надзора: по нашим наблюдениям большинство из проверенных организаций и предпринимателей действительно привлекалось к административной ответственности по причине неисполнения ими норм Федерального закона №115-ФЗ. Именно в это время и пошли слухи о том, что невозможно пройти проверку ГИПН без штрафа. Хотя, даже тогда мы были знакомы с организациями, у которых в работе был полный порядок, и они успешно проходили проверки надзора.
В феврале 2016 года вышло юбилейное Информационное письмо Росфинмониторинга №50, целиком посвященное ювелирной отрасли, в котором ведомством были даны ответы на наиболее спорные и типовые вопросы. Кто должен отчитываться по договору комиссии? Как отчитываться по договору поставки? Нужно ли сдавать отчеты по договору подряда? И многие другие. Хотелось бы отметить, что письмо никоим образом не изменило нормы закона, как могли посчитать некоторые. Оно просто констатировало давно известные факты по применению ювелирами норм Федерального закона №115-ФЗ. Это документ почти мгновенно разошелся по огромному числу ювелиров, которые к тому моменту уже были наслышаны о последствиях неисполнения норм ПОД/ФТ и которые всерьез взялись исполнять его положения в своей работе.Как раз, начиная с этого момента, мы можем отметить новый качественный подъем организаций и предпринимателей ювелирной отрасли в вопросах применения антиомывочного законодательства. Среди ювелиров все реже стали попадаться те, кто не слышал о своих обязанностях по ПОД/ФТ и ничего не делает в этом направлении. Как итог – количество проверок по ПОД/ФТ «не в пользу ювелиров» объективно сократилось.
Однако, в отрасли до сих пор остались паникеры, всерьез считающими задачей ГИПН только лишь тотальные сборы штрафов с бедных ювелиров. Дабы не быть голословными мы решили собрать статистику проверок ювелирного сектора и поделиться ее с нашими читателями.
Статистика проверок: каждая второй ювелир работает без нарушений
По информации пресс-службы ФКУ «Пробирная палата России» в 2017 году ФКУ «Пробирная палата России» проведено 933 мероприятия по контролю за исполнением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
По результатам мероприятий по контролю было привлечено к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 476 индивидуальных предпринимателя и юридических лица и их должностные лица, общая сумма административных штрафов составила 11,415 млн. руб.
Таким образом, легко увидеть, что в 2017 году к административной ответственности было привлечено только 51% проверенных ювелиров. При весьма высоком и качественном уровне проверок, проводимых ФКУ «Пробирная палата России», эти данные указывают на то, что каждый второй проверенный ювелир не допускал в своей деятельности нарушений законодательства по ПОД/ФТ. Нам представляется, что если бы задачей ведомства стояло бы наказание ювелиров этот показатель был бы куда печальнее. Для сравнения статистика проверок Росфинмониторингом подопечных ему агентств недвижимости, лизинговых и факторинговых компаний, операторов по приему платежей в 2016 году была куда хуже для проверенных – там нарушения были установлены в 94,15% случаях проверок. Хотя и Росфинмониторинг объективно не ставит своей задачей найти нарушения и наказать, просто здесь ситуация по отдельным секторам деятельности напоминает ситуацию с отношением ювелиров к ПОД/ФТ, которая складывалась до 2013 года, о чем было написано нами выше.
Фрагмент акта проверки ГИПН: нарушений по ПОД/ФТ не выявлено. 2018 г.
Если общую сумму административных штрафов за 2017 год, которая составила 11,415 млн. руб., распределить между всеми 476 привлеченными к ответственности в 2017 г. ювелирами, окажется что средний штраф составлял только 23,98 тыс. рублей (при минимальном установленном ст. 15.27 КоАП размере штрафа на организацию и предпринимателя в размере 50 тыс. рублей). Такое низкое усредненное значение штрафа стало возможным благодаря тому, что значительное число ювелиров было привлечено к ответственности в виде назначения им предупреждения без наложения реального денежного наказания, что уже никак не укладывается в миф о тотальных поборах ювелиров как одной из целей деятельности ГИПН.
Для анализа статистики по проверкам ювелиров в сфере ПОД/ФТ приведем еще такие интересные данные. В России действует 18 инспекций пробирного надзора.В среднем, в 2017 году на одну инспекцию пробирного надзора пришлось всего по 52 проверки. А в среднем в месяц одна ГИПН проверяла всего 4-5 организаций и предпринимателя.
На начало 2017 года в России по данным специального учета осуществляло деятельность порядка 27 000 организации и предпринимателя ювелирного сектора, на которых распространяются нормы 115-ФЗ.Из этого количества ювелиров проверкам по ПОД/ФТ было подвергнуто лишь 3,5% лиц.
Как не попасть под проверку?
Несмотря на то, что статистика проверок ювелиров со стороны ГИПН демонстрирует весьма оптимистичные для организаций и предпринимателей данные, каждый ювелир может оказаться в числе проверенных лиц и испытать на себе все проверочные мероприятия.
Чтобы минимизировать риск инициирования проверок необходимо разобраться в основных причинах проверок.
Среди таких причин выделим следующие:
- информация, полученная ГИПН от Росфинмониторинга о несдаче сообщений в ведомство, нарушение сроков предоставления отчетов, возможное некорректное заполнение отчетности.
- неучастие ювелиров в сервисах добровольного сотрудничества с Росфинмониторингом через личные кабинеты на портале ведомства;
- неиспользование личного кабинета на сайте Росфинмониторинга для работы с перечнем лиц, имеющих причастность к экстремистской деятельности или терроризму;
- информация контрольных закупок у ювелиров органами МВД, выявившими факты непроведения идентификации клиентов,
- иные.
Таким образом, полагаем, что активно распространяемые слухи о том, что каждая проверка ГИПН обязательно заканчивается штрафом, о том, что исполнять нормы по ПОД/ФТ бессмысленно – являются всего лишь мифом и не более того.
Безусловно, в отрасли есть неразрешенные проблемы исполнения норм антиотмывочного законодательства, такие, как например, обязательная идентификация клиентов при покупках свыше установленных 115 законом пороговых значений, обесценившееся за годы существования пороговое значение в размере 600 тыс. рублей для сдачи отчета по обязательному контролю, приводящее все к более частному направлению сведений в Росфинмониторинг, и другие.
Но в целом, как показывает статистика и практика проверок, нет ничего невозможного. Те из ювелиров, кто полно и корректно соблюдают закон, могут быть уверенны в том, что проверку по ПОД/ФТ они пройдут благополучно, точно так же, как и их законопослушные коллеги.
очередной пиар ... штрафов собрано минимально по банальной причине существует статья 4.1.1 Коап и судьи очень активно ее применяют так как большинство ювелиров субъекты малого бизнеса... главное написать ходатайство на рассмотрение дела в суде, а вот тут вылезают всякие "ушлые" помощники которые за одну бумажку и выход в суд "дерут" баснословные деньги со словами, "мы же Вас отмажем от штрафа в 700 тысяч", второе указано 3.5 % от общего количества состоящих на учете опять же обусловлено тем что 40-45 процентов это мертвые души ИП и ООО которые в далеком 2008 году встали на учет в ГИПН потому что был подъем ювелирки и занимались все кому не лень на сегодняшний день их элементарно не найти по адресам регистрации, по поводу идентификации в рознице порог подняли до 40 и 100 тысяч не думаю что автор данной статьи приходит в магазин и сразу берет свыше 100 тысяч изделие и так каждый день , в данном случае либерализация законодательства имеется. по поводу 50 письма... это вообще не закон, а просто письмо и где 100 % вероятность того что "завтра" это письмо не развалиться в судах? да нет нигде такой вероятности.. просто ГИПН не создает прецедент. да согласен бумажек много и их количество не уменьшается это печально... но эти все бумажки делаются за один вечер всего лишь надо "включить голову"....
Письмо ФСФМ №50 просто констатировало давно известные факты по применению ювелирами норм закона "семь - восемь"??? Да счаз! С какого перепугу в нем получение/перечисление денежных средств за проданные/купленные ДМ квалифицируется как "операция с денежными средствами"??? В ФЗ же четко установлен перечень операций с денежными средствами! И указанное туда не входит! Однако, видимо, и не заглядывали... Не проверяльщики, ни субъекты исполнения... В большинстве. Поэтому первые настаивают на двойной схеме подачи сообщений (по "натуре", как с иным движимым имуществом, и как с денежными средствами), а вторые недоумевают, но не возражают адекватно, и несут ответственность. И я судился именно по этому вопросу. С апелляцией. Ничерта! Кругом не прав! Должен подавать сообщения ДВАЖДЫ! И плевать, что информационное письмо вообще ни разу не НПА, а, тупо, частное мнение ФСФМ! Что они в официальном ответе и подтвердили! А чудесатая ППР (не ГИПН) официально, на бумаге, вывалилась с позицией, что я обязан его исполнять как будто это закон! И, на минуточку, я никакого касательства к ювелирной отрасли решительно не имею! А письмецо-то для них...
В 2017 году мировой судья вынес предупреждение по ст 27. часть 1 . В октябре 2018 год истек. Виноват сам.Не сдавал в РФМ ежеквартальный отчет. Конечно я за то,чтобы ИП в городах с населением 25000 человек освободили от .....