Дикий, дикий север: в Приамурье объявили войну нелегальным золотодобытчикам и китайским артелям

Раздел: Недра
26 октября 2018 г.

В де­вят­на­д­ца­том ве­ке на Аму­ре бу­ше­ва­ла на­сто­я­щая зо­ло­тая ли­хо­ра­д­ка: за рос­сы­пя­ми еха­ли ты­ся­чи охо­т­ни­ков за уда­чей и бан­ды ки­тай­ских ис­ка­те­лей. Не­за­кон­ная до­бы­ча и про­да­жа зо­ло­та, кон­тра­бан­да, кри­ми­нал про­цве­та­ли в тай­ге. Не­ве­ро­ят­но, но в XXI ве­ке ис­то­рия по­в­то­ря­ет­ся: се­го­д­ня на се­ве­ре При­а­му­рья ра­бо­та­ют де­сят­ки ди­ких бри­гад, прав­да, в их ар­се­на­ле не де­ре­вян­ные ло­т­ки, а со­вре­мен­ные дра­ги и тех­ни­ка. При этом, как и 150 лет на­зад, хи­щ­ни­че­скую до­бы­чу ве­дут ки­тай­ские ко­м­па­нии. Си­ту­а­ция при­ни­ма­ет ка­та­стро­фи­че­ские мас­шта­бы, по­это­му ре­ги­о­наль­ные вла­сти и си­ло­ви­ки ре­ши­ли объ­е­ди­нить­ся для борь­бы с не­ле­галь­ной зо­ло­то­до­бы­чей.

«Ба­тя, мы тут хо­зя­е­ва!»

«Тво­рят, что хо­тят» — так опи­сы­ва­ет ра­бо­ту не­ле­га­лов в амур­ской тай­ге из­ве­ст­ный в ре­ги­о­не зо­ло­то­до­бы­т­чик, пред­се­да­тель ар­те­ли «Алек­сан­дро­в­ская» Ана­то­лий Ку­ли­а­шви­ли. В от­рас­ли он по­чти 40 лет, по­чти 30 лет его ар­тель успе­ш­но ра­бо­та­ет в Зей­ском рай­о­не. За эти го­ды она до­бы­ла боль­ше ше­сти тонн дра­г­ме­тал­ла, пе­ре­чис­ли­ла го­су­дар­ству со­т­ни ми­л­ли­о­нов руб­лей на­ло­гов. Од­на­ко по­след­ние го­ды за­ко­но­по­слу­ш­ным ко­м­па­ни­ям в амур­ской тай­ге ста­ло не толь­ко тес­но, но и опас­но.

— Де­сят­ки не­за­кон­ных ар­те­лей: на на­ших ме­сто­ро­ж­де­ни­ях ар­мя­не, ки­тай­цы, — го­во­рит Ку­ли­а­шви­ли. — Тех­ни­ка на ка­ж­дой реч­ке. По­ста­ви­ли ря­дом с на­шим участ­ком про­м­при­бор, я как-то встре­чаю и го­во­рю: «Ре­бя­та, мы там ра­бо­та­е­м!» А мне в от­вет: «Ба­тя, где за­хо­тим, там зо­ло­то и мо­ем — мы тут хо­зя­е­ва!»

В этом го­ду Ку­ли­а­шви­ли и ди­рек­тор еще од­ной ар­те­ли по­лу­чи­ли угро­зы — не пря­мые. Им про­сто на­мек­ну­ли, что ес­ли бу­дут воз­му­щать­ся, то и ма­ши­на мо­жет пе­ре­вер­нуть­ся, или еще ка­кой-то не­счаст­ный слу­чай в тай­ге про­и­зой­дет. «Я тут 45 лет жи­ву. Амур­ская об­ласть — род­ная для ме­ня, за мной сто­ит кол­лек­тив, их се­мьи. А ди­ка­ри при­шли урвать, за­ра­бо­тать, уни­что­жить на­шу при­ро­ду и уехать, — кон­ста­ти­ру­ет пред­се­да­тель «Алек­сан­дро­в­ской». — При этом нас по­сто­ян­но про­ве­ря­ют, кон­тро­ли­ру­ют, а не­ле­га­лам на все за­ко­ны на­пле­вать».

Зо­ло­то при­рав­ня­ли к пе­с­ку

С ка­ж­дым го­дом ди­ка­рей в тай­ге все боль­ше. В этом се­зо­не в се­вер­ных рай­о­нах — Зей­ском, Ты­н­дин­ском, Се­ле­м­д­жин­ском, Ма­г­да­га­чин­ском, Ско­во­ро­дин­ском и Ты­н­дин­ском — ра­бо­та­ло 30 не­ле­галь­ных бри­гад. Боль­ше все­го ди­ка­рей в Зей­ском рай­о­не. Па­ра­докс в том, что си­ло­ви­ки зна­ют кон­крет­ные ме­ста до­бы­чи и да­же вла­дель­цев те­не­во­го биз­не­са, но не мо­гут их оста­но­вить — за­кон не поз­во­ля­ет. Се­год­ня за не­ле­галь­ную зо­ло­то­до­бы­чу пре­ду­смо­т­ре­но ад­ми­ни­стра­тив­ное на­ка­за­ние — штраф от 3 до 5 ты­сяч руб­лей. «Не­за­кон­ные бри­га­ды мо­ют от 5 до 15 ки­ло­гра­м­мов за се­зон. Це­на од­но­го ки­ло­гра­м­ма — 2,2 ми­л­ли­о­на руб­лей. Что для них ад­ми­ни­стра­тив­ные штра­фы в три ты­ся­чи?» — раз­во­дят ру­ка­ми пред­ста­ви­те­ли пра­во­о­хра­ни­тель­ных ор­га­нов.

— Се­год­ня в Ад­ми­ни­стра­тив­ном ко­дек­се за не­за­кон­ную до­бы­чу зо­ло­та, как дра­г­ме­тал­ла, нет спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ной от­вет­ствен­но­сти. Она по­па­да­ет под часть 1 ста­тьи 7.3 «Не­за­кон­ная до­бы­ча не­др». Зо­ло­то, мо­ж­но ска­зать, при­рав­ни­ва­ет­ся к пе­с­ку — один и тот же вид от­вет­ствен­но­сти, — под­чер­ки­ва­ет Бла­го­ве­щен­ский ме­ж­рай­он­ный при­ро­до­о­хран­ный про­ку­рор Олег Зю­бин. — А вот за не­за­кон­ную до­бы­чу ян­та­ря, не­ф­ри­та и по­лу­дра­го­цен­ных ка­м­ней пре­ду­смо­т­ре­на дру­гая ста­тья и вве­де­ны от­дель­ные штра­фы: для физ­лиц от 200 до 500 ты­сяч руб­лей, для юр­лиц — от 10 до 60 ми­л­ли­о­нов.

За до­бы­чу зо­ло­та без ли­цен­зии со­став­ля­ют­ся де­сят­ки про­то­ко­лов. На­ру­ши­те­ли пла­тят ми­зер­ный штраф и воз­вра­ща­ют­ся в тай­гу — и так из го­да в год.

У­го­ло­в­ное на­ка­за­ние для не­ле­га­лов пре­ду­смо­т­ре­но — за не­за­кон­ную пе­ре­воз­ку и хра­не­ние зо­ло­та. Од­на­ко и здесь за­кон сли­ш­ком добр. И с ка­ж­дым го­дом доб­рее. Ес­ли ра­нь­ше в Уго­ло­в­ном ко­дек­се раз­мер по­хи­щен­но­го или на­хо­дя­ще­го­ся в не­за­кон­ном обо­ро­те ме­тал­ла, за ко­то­рый на­сту­па­ет уго­ло­в­ная от­вет­ствен­но­сть, со­став­лял 1,5 ми­л­ли­о­на руб­лей, то сей­час — 2 ми­л­ли­о­на 250 ты­сяч. То есть ре­аль­ный срок мо­ж­но по­лу­чить, ес­ли во­ра или пе­ре­воз­чи­ка ме­тал­ла пой­ма­ют сра­зу с ки­ло­гра­м­мом зо­ло­та. По­это­му чер­ные ста­ра­те­ли или ску­п­щи­ки ве­зут зо­ло­то с участ­ков мел­ки­ми пар­ти­я­ми. А при за­дер­жа­нии уве­ря­ют, что про­сто на­шли его в ле­су.

Вору­ют у го­су­дар­ства

Проб­ле­ма не­ле­галь­ной зо­ло­то­до­бы­чи при­об­ре­та­ет гло­баль­ный ха­ра­к­тер — ее ре­ше­ние ре­ги­о­наль­ные вла­сти, ру­ко­во­ди­те­ли си­ло­вых струк­тур и на­д­зор­ных ор­га­нов об­су­ж­да­ли на боль­шом со­ве­ща­нии при гу­бер­на­то­ре. Глав­ное пред­ло­же­ние — воз­бу­ж­де­ние не ад­ми­ни­стра­тив­ных, а уго­ло­в­ных дел по фа­к­там хи­ще­ния у го­су­дар­ства. Ведь сто­и­мость за­па­сов зо­ло­та на не­ко­то­рых участ­ках, где идет хи­щ­ни­че­ская до­бы­ча, до­сти­га­ет 300 ми­л­ли­о­нов руб­лей. Это ре­аль­ный ин­стру­мент для ра­бо­ты пра­во­о­хра­ни­те­лей: в та­ком слу­чае у не­за­кон­ных ар­те­лей бу­дут аре­сто­вы­вать и изы­мать тех­ни­ку. А ру­ко­во­ди­те­лям гро­зят уже не штра­фы, а ре­аль­ные сро­ки.

У­го­ло­в­ная от­вет­ствен­ность гро­зит и тем, кто дол­жен бо­роть­ся с не­ле­га­ла­ми, а на са­мом де­ле дей­ству­ет вме­сте с ни­ми. «Мы фи­к­си­ру­ем мас­со­вое пре­да­тель­ство в пра­во­о­хра­ни­тель­ных и на­д­зор­ных ор­га­нах, утеч­ки гра­фи­ков пред­сто­я­щих про­ве­рок — при­ез­жа­ют груп­пы, а тех­ни­ки и лю­дей на участ­ках уже нет. У нас есть кон­крет­ные фа­ми­лии, эти лю­ди, пре­да­ю­щие сво­их же кол­лег, по­не­сут на­ка­за­ние по всей стро­го­сти за­ко­на», — обе­ща­ют си­ло­ви­ки.

Ну­ле­вая кво­та для ино­стран­цев

Се­год­ня в амур­скую зо­ло­то­до­бы­чу ак­тив­но идет ки­тай­ский ка­пи­тал. Од­на­ко ра­бо­та­ют биз­не­сме­ны из КНР в те­не­вом сек­то­ре, кон­ста­ти­ру­ют пра­во­о­хра­ни­те­ли. Юри­ди­че­ски в ко­м­па­нии толь­ко ди­рек­тор — гра­ж­да­нин РФ, а на участ­ках ра­бо­та­ют ки­тай­цы. Как пра­ви­ло, они на­хо­дят­ся в Рос­сии по ко­м­мер­че­ским и де­ло­вым ви­зам, офор­м­лен­ным в ки­тай­ском кон­суль­стве. Спе­ц­слу­ж­бы их на­хо­дят и вы­дво­ря­ют, но пой­мать всех га­стар­бай­те­ров в тай­ге про­сто не­ре­аль­но — в этом го­ду на ме­сто­ро­ж­де­ни­ях При­а­му­рья бы­ло бо­лее ты­ся­чи ино­стран­цев.

По кво­там на ино­стран­ную ра­бо­чую си­лу тру­ди­т­ся лишь ма­лая часть. Впро­чем, и к ним пре­тен­зий не мень­ше. Глав­ная — эко­ло­ги­че­ская.

— У них нет тех­про­ек­тов на раз­ра­бо­т­ку, они ис­поль­зу­ют про­сто вар­вар­ские тех­но­ло­гии до­бы­чи, — кон­ста­ти­ру­ют пра­во­о­хра­ни­те­ли. — На­при­мер, в Зей­ском рай­о­не пред­при­я­тие по до­ку­мен­там ис­поль­зу­ет кон­крет­ный про­м­при­бор. А в дей­стви­тель­но­сти ки­тай­цы по­стро­и­ли на ре­ке Или­кан тру­бо­про­во­ды ди­а­мет­ром до 50 сан­ти­мет­ров, бе­рут от­ту­да во­ду и сбра­сы­ва­ют в ре­ку Ги­люй. Во­да там жел­то­го цве­та. И та­ких при­ме­ров очень мно­го. Они про­сто уби­ва­ют на­ши ре­ки.

При этом га­стар­бай­те­ры ни­ко­го не бо­ят­ся. «Вы по­смо­т­ри­те, что во­круг по­сел­ка тво­ри­т­ся, ки­тай­цы по­всю­ду, шла­г­ба­у­мы по­на­ста­ви­ли: ни за гри­ба­ми, ни за яго­дой не прой­ти — не пус­ка­ют», — воз­му­ща­ют­ся жи­те­ли по­сел­ка Бе­ре­го­вой.

Ви­дя мас­шта­бы про­б­ле­мы, ре­ги­о­наль­ные вла­сти по­шли на бес­пре­це­ден­т­ные ме­ры.

— На 2019 год я под­пи­сал ну­ле­вую кво­ту по ино­стран­ной ра­бо­чей си­ле для зо­ло­то­до­бы­чи, ни од­но­го ино­стран­ца ра­бо­тать в этой сфе­ре не бу­дет, — го­во­рит гу­бер­на­тор Ва­си­лий Ор­лов. — Фа­к­ти­че­ски они во­ру­ют ре­сур­сы, не по­лу­чая ли­цен­зии, не за­яв­ляя ни­ка­ких квот на ино­стран­ную си­лу, не пла­тя на­ло­ги, не воз­ме­щая ущерб, аб­со­лют­но не со­б­лю­дая при­ро­до­о­хран­ное за­ко­но­да­тель­ство. С та­ким бес­пре­де­лом мы бу­дем бо­роть­ся.

Та­кая ме­ра бу­дет дей­ство­вать не один год — до на­ве­де­ния пол­но­го по­ряд­ка в тай­ге.

Ли­цен­зия для част­ни­ка: раз­ре­шить нель­зя за­пре­тить

По­след­ние 20 лет во­прос не­за­кон­ной зо­ло­то­до­бы­чи на амур­ском се­ве­ре име­ет не толь­ко кри­ми­наль­ный, но и со­ци­аль­ный ас­пект.

— Од­но­го си­ло­во­го вме­ша­тель­ства ма­ло — ну­ж­но ре­шать про­б­ле­му ко­м­плекс­но. Ес­ли про­а­на­ли­зи­ро­вать си­ту­а­цию, то не­за­кон­ная до­бы­ча идет ря­дом с по­сел­ка­ми, где мас­со­вая без­ра­бо­ти­ца, нет се­рьез­ных пред­при­я­тий и ра­бо­чих ме­ст, — от­ме­ча­ет ге­не­раль­ный ди­рек­тор ОАО «При­иск Со­ло­вьев­ский» Фе­дор Си­до­ров. — Я вот в при­ис­ке «Да­м­бу­ки» ра­бо­тал — у нас в Бе­ре­го­вом да­же мыс­ли не бы­ло, чтоб кто-то зо­ло­то во­ро­вал в ле­су. А по­с­ле то­го как в 90-х пред­при­я­тие пра­к­ти­че­ски пе­ре­ста­ло су­ще­ство­вать, лю­ди по­шли в лес. То же са­мое с при­ис­ком «Ок­тябрь­ский». Ну­ж­но этим лю­дям, ко­то­рые без ра­бо­ты идут в тай­гу и усу­губ­ля­ют про­б­ле­му, да­вать шанс. На­при­мер, упро­стить по­лу­че­ние ли­цен­зий для ма­ло­го биз­не­са. Се­год­ня тре­бо­ва­ния к кру­п­но­му биз­не­су за­ча­стую из­бы­точ­ны, а что го­во­рить о ма­лом?

— Дав­но под­ни­ма­ет­ся во­прос раз­ре­шить до­бы­чу зо­ло­та част­ным ли­цам, — на­по­ми­на­ет за­м­ге­не­раль­но­го ди­рек­то­ра УК «Пет­ро­пав­ло­в­ск» Ан­д­рей Лу­щей. — В той же Ка­на­де или Ав­стра­лии ли­цен­зию част­ни­ку вы­да­ют день в день с мо­мен­та по­да­чи за­яв­ки. А у нас част­ных лиц к до­бы­че зо­ло­та во­об­ще не пус­ка­ют. Бу­дет ли­цен­зия — бу­дет по­ря­док.

Эту по­зи­цию под­дер­жал за­м­пред Пра­ви­тель­ства Рос­сии, пол­пред пре­зи­ден­та на Даль­нем Во­сто­ке Юрий Трут­нев во вре­мя по­след­не­го ви­зи­та в Амур­скую об­ласть.

— До­бы­ча зо­ло­та — до­воль­но сло­ж­ный во­прос. Амур­ские вла­сти пред­ла­га­ют за­ку­пить дро­ны, что­бы луч­ше кон­тро­ли­ро­вать тер­ри­то­рию, уве­ли­чить штра­фы, а то и в тюрь­му са­жать, — под­чер­к­нул Трут­нев. — В Ма­га­да­не ро­в­но про­ти­во­по­ло­ж­ное пред­ло­же­ние. Они го­во­рят: на те ме­сто­ро­ж­де­ния, ку­да у кру­п­ных ко­м­па­ний ни­ко­г­да ру­ки не до­тя­нут­ся, по­то­му что они мел­кие или уже вы­ра­бо­тан­ные, пу­сти­те ста­ра­те­лей. Раз­ре­ши­те лю­дям за­ра­ба­ты­вать для се­бя, для се­мьи. Мо­ж­но и ту­ризм ор­га­ни­зо­вы­вать, как на­ши со­се­ди де­ла­ют. Че­ст­но го­во­ря, мне боль­ше нра­ви­т­ся ма­га­дан­ское пред­ло­же­ние. Ста­ра­тель­ская де­я­тель­ность ста­нет ле­галь­на, а бюд­жет бу­дет по­лу­чать на­ло­ги. Ле­га­ли­зо­ван­ный биз­нес, как пра­ви­ло, го­раз­до ле­г­че кон­тро­ли­ро­вать.

[ ampravda.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->