Из-за несовершенства технологии добычи комбинат, по оценкам специалистов, теряет до 20% выручки в год (в 2017 году выручка предприятия составила порядка 4 млрд рублей) - янтарь получает повреждения в процессе транспортировки по пульпопроводу. Чтобы предотвратить это, на Приморском месторождении планируется внедрить автотранспортную схему ведения горных работ. Разработка породы будет вестись гидравлическим экскаватором, а янтароносная порода автотранспортом напрямую доставляться на обогатительную фабрику для размыва грунта, отделения от негабаритных кусков и очистки от примесей. Это не только увеличит автоматизацию рабочих процессов, но и значительно повысит сохранность камня.
Планируется автоматизировать и сортировку камней по размеру, цвету, форме и качеству. "Сейчас это все делается вручную, а глаз человека не всегда может определить, к какому сорту и к какому цвету можно отнести какой камень. Иногда возникают спорные ситуации. К примеру, сортировщик отнес тот или иной камень к первому сорту, посчитав внутреннее количество трещин, а покупатель считает, что это второй сорт. Чтобы не возникало таких вопросов, мы хотим все эти процессы автоматизировать, чтобы максимально исключить человеческий фактор", - пояснил ТАСС гендиректор комбината Михаил Зацепин.По его словам, отбирать кусочки янтаря будут специальные машины, сейчас комбинат изучает зарубежный и российский опыт в этой сфере. "Простой пример – машины, которые занимаются сортировкой гречки, крупы. Эти машины различают крупы по цвету, все это делается в огромных количествах и на огромных скоростях. Мы это изучаем, привлекаем специалистов, ведем большую работу за рубежом и смотрим, какие есть подобные машины и системы", - пояснил Зацепин.
Гендиректор отметил, что поставщика оборудования планируется выбрать уже в этом году, после чего на площадках комбината проведут промышленные испытания нового оборудования по извлечению и сортировки янтаря. "По результатам испытаний проект будет окончательно разработан", - сказал он.Гибкость и универсальность технологии позволит формировать добычу на комбинате в зависимости от потребностей рынка, а производственные мощности комбината вырастут с нынешних 450 тонн до 600 тонн в год. "Я думаю, что к 2021 году мы построим комплекс. Добычу планируем довести до 600 тонн. Задача состоит в том, чтобы такой объем реализовывать. Нужно не перенасытить рынок, а сделать так, чтобы технические возможности позволяли реализовывать добытое", - отметил Зацепин.
Сегодня из 450 тонн добываемого янтаря наиболее ликвидна треть. "70% объема составляют мелкие фракции, которые активно используется местными производителями в Калининграде, Балтийске, Янтарном и Зеленоградске для производства сувенирной продукции, поделок, икон. Он недорогой, его покупают малые предприятия", - сказал Зацепин, отметив, что в планах компании продавать до 1 тонны янтаря в год малому бизнесу.
По словам Папина, наиболее ценными для ювелиров являются кусочки от 50 до 150 грамм. "Большего размера, конечно, тоже ценятся, но это штучный продукт, он должен иметь своего покупателя", - сказал маркшейдер.Главными потребителями янтаря сегодня являются Китай, Польша, Латвия и Литва. Ключевым покупателем российского янтаря является Китай, где этот камень имеет большую популярность в связи с древними поверьями и традициями. Там наиболее ценят необработанные цельные кусочки и бусы из янтарных шаров. "В процентном соотношении 50% добытого камня отправляется на экспорт, 50% - для внутреннего потребления. В планах выход на новые рынки. В мире, например, очень популярны четки из янтаря, как у православных, так и у мусульман. Мы бы хотели выйти на страны Ближнего Востока. Это Индия, Пакистан, Индонезия, даже Африка. Будем двигаться в этом направлении, чтобы не только Китай был одним из основных потребителей солнечного камня", - поделился Зацепин, отметив, что этот процесс может занять менее двух лет.
По мнению гендиректора, большим спросом четки из янтаря могут пользоваться во время хаджа в Саудовской Аравии или во время праздника "Сабантуй", который отмечается в России.
"Янтарь - живой камень, энергетически емкий. Представьте: камень пролежал в земле 60 млн лет. Вы можете себе представить, какую энергетику он в себе впитал? Кто-то ввел моду на бриллианты, но это холодный камень, а янтарь - теплый. На самом деле лучшие друзья девушек не бриллианты, а янтарь. Когда молодой человек делает предложение, старается дарить кольцо с бриллиантом, а надо дарить янтарное сердечко. Тогда девушка действительно поймет, что он ей предлагает не только руку, но еще и сердце", - предложил Зацепин.