... и коварный удар разделит раны». Эту цитату из «Соборной Благой Вести» напомнил заседавшим Эдуард Уткин, гендиректор «Гильдии ювелиров России», когда в профильном комитете ТПП РФ на прошедшей неделе закипели нешуточные страсти – обсуждался предлагаемый к продвижению во власть обновленный пакет поправок в Налоговый кодекс.
Изначально задачей этого пакета ставилась безобидная для ювелиров цель – загрузить избыточно свободные мощности существующих в России аффинажных предприятий работой, расширить круг покупателей безналогового золота и облегчить ввоз в Россию из-за рубежа ломов и минерального сырья, золото содержащего, для их переработки на российской территории.
Соответственно, этот пакет содержал новеллы в статьи 149, 150 и 164 НК РФ в части НДС на золото при ввозе упомянутых ломов и минерального сырья, а также НДС на золото при внутреннем его обороте вплоть до потребителя, включая физических и юридических лиц. И все разногласия членов комитета по сути касались на том этапе лишь одного вопроса: что лучше просить - сделать НДС на золото равным нулю, или НДС на золото вообще отменить.
Однако в конце августа сего года в письме, полученном членами комитета от гендиректора Межрегионального объединения производителей драгоценных металлов Олега Пелевина, появился новый пакет инициатив в данном направлении, но «обогащенный» неожиданными и непрофильными для производителей лрагметаллов новеллами в 346 статью НК РФ. Эти новеллы оказались… в части введения запрета применения упрощенной системы налогообложения для организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся реализацией изделий (продукции) из драгоценных металлов! Т.е. теперь пакетом новелл предлагается запретить использование УСН и ЕНВД всем ювелирным производственным и торговым предприятиями.
Впрочем, нападки на специальные налоговые режимы в ювелирной сфере наблюдались и ранее. Так, еще в марте 2018 года на одном из заседаний представитель НП «Объединение аффинажных заводов России» Сергей Дяченко предложил ввести акцизы на ювелирные изделия, что, согласно действующему законодательству, автоматически привело бы к запрету использования в ювелирной сфере специальных налоговых режимов…
Тему «полезности» введения запрета специальных налоговых режимов для ювелиров и ювелирной торговли на заседании комитета активно развили член комитета Алексей Кузнецов (партнер консалтинговой компании «Эрнст энд Янг») и приглашенный на заседание Всеволод Большаков (гендиректор ООО «Ювелирный дом «Шаховской»). И главный аргумент в пользу запрета УСН и ЕНВД в их выступлениях был озвучен такой: необходимо достижение «справедливости» в налогообложении между малыми и крупными предприятиями путем выравнивания.
Противоречиво прозвучало выступление члена комитета Василия Васекина (гендиректора АО «НПК «Суперметалл»), который, с одной стороны, отметил, что ювелирные производства – это обычная обрабатывающая промышленность, не имеющая никаких особенностей, а с другой - по его мнению для ювелирных производств и торговли почему-то необходимо сделать «изъятие» из права использования специальных налоговых режимов. Хотя на других «обычных» производствах и в торговле они имеют право на существование…
Естественно, представители Ассоциации «Гильдия ювелиров России» и профильного комитета «Деловой России», в чьих программах стоит как раз защита сохранения специальных налоговых режимов для ювелирных производств и торговли, не могли благосклонно отнестись к данному законопроекту в таком странном пакете. Гендиректор «Гильдии ювелиров России» Эдуард Уткин сделал прекрасную презентацию, в которой показал тяжелые последствия от введения такой новеллы для ювелирной отрасли и полную бесперспективность иллюзий государства собрать налогов больше при отмене УСН и ЕНВД в ювелирной сфере.
Автор этих строк также затронул тему несбыточных иллюзиях государства при отмене спецрежимов в ювелирной отрасли. И поставил под сомнение «справедливость» выравнивания налогов у малых и крупных субъектов рынка. На чем и хочу остановиться поподробнее.
Справедливость по-русски – вещь опасная. Не стоит тратить время на обсуждение 1917 годе, когда торжество справедливости тоже пытались достигнуть «выравниванием» - отъемом всего у одних и раздачей всем другим. Все-таки в данном случае речь идет о другой «справедливости» – вроде бы о создании равных условий хозяйствования для всех хозяйствующих субъектов в сфере ДМДК.
Однако, о какой «справедливости» запрета на использование специальных режимов налогообложения в ювелирной сфере могут говорить добытчики и производители драгоценных металлов, если с введением в действие этой инициативы они-то получат нулевой НДС по своей продукции с возможностью возмещения НДС по своим расходам, а при этом НДС драгоценных металлов ляжет на плечи ювелирной отрасли? И мы еще смеем при этом говорить о смене акцентов экономики «от добычи к производству»!
Кстати, не «справедливости» в кавычках, а реальной справедливости по всей цепочке движения драгоценных металлов от добычи к конечному потребителю (если это самоцель) можно добиться совсем иначе – путем введения сквозного НДС на всем пути движения, начиная с добычи. Думаю, экономисты аффинажников хорошо понимают, что показать государству в расчетах реальную выгоду от такого предложения – пара пустяков…
Но и в плане достижения «справедливости» в отдельно взятой ювелирной сфере запретом УСН и ЕНВД не навести. Рассмотрим реальную ситуацию. В России, как известно, практически все ювелирные предприятия частные. Но за очень малым исключением, это не публичные компании, их владельцами является не некая масса акционеров, а ограниченное число физических лиц. Т.е. число хозяев и у больших ювелирных компаний, и у совсем крохотных, включая ИП, как правило, одинаковое – по одному, максимум по несколько человек.
И если к вопросу «справедливости» подходить с позиции оценки тяжести труда предпринимателя и его соответствия получаемому доходу, то труд мелкого предпринимателя не менее тяжел, нежели труд предпринимателя крупного. И в этом контексте принцип «справедливости за счет выравнивания» должен работать в пользу поддержки дохода малого предпринимателя, ибо занимаются они одним и тем же (бизнесом), и личные трудозатраты/риски у них примерно одинаковы. Величину дохода определяют как рентабельность бизнеса, так и обороты. И если обороты «крупняка» за счет размеров гораздо выше, то не грех ради справедливости более льготным налогообложением «малыша» рентабельность его бизнеса повысить. Да и издержки малого бизнеса на единицу продукции всегда выше, что также дает крупному бизнесу «несправедливые» преимущества. Коммунистический подход? Ну так и само понятие «справедливости» из того же набора!
А ведь есть еще у государства, помимо задачи реализации справедливой конкуренции на рынке, есть задачи решения задачи создания занятости населения.
Ну, и наконец, об иллюзиях государственных интересов собрать с ювелиров побольше налогов. Ликвидация УСН и ЕНВД в ювелирной сфере будет неизбежно будет сопровождаться поиском участниками рынка новых схем, позволяющих сокращать издержки, отчего криминализация рынка от данных мер неизбежно усилится. При этом экономический эффект по увеличению сбора НДС от оборота драгоценных металлов для государства даже в случае, если все пойдет наилучшим образом (т.е. новые теневые схемы ювелиры изобретать не будут), все равно окажется незначительным, т.к. суммарный оборот драгоценных металлов в ювелирной сфере составляет не более 15% от общего объeма оборота драгоценных металлов.
Так стоит ли игра свеч?
Владимир Збойков
[ Ювелирные Известия ]