Возможно, он прав. Но разве De Beers ошибается в этом своем подходе? Рапапорт признает, что он так не думает, заявляя: «Они [De Beers] - это корпорация с другой перспективой и повесткой дня».
Надо полагать, уж компании-то Rapaport это известно. С давних пор Rapaport сама танцевала на нескольких свадьбах, запустив среди прочего, торговую платформу с бриллиантами; выступив в качестве посредника между алмазными трейдерами и Геммологическим институтом Америки; публикуя прайс-лист на бриллианты; проводя тендеры по продаже бриллиантов и т. д. В течение многих лет многочисленные комментаторы – причем не только хулители Rapaport - указывали на возможный конфликт интересов между этими видами деятельности.
Глядя на более общую картину, можно сказать, что то, что в настоящее время происходит в алмазном бизнесе, и те события, что связаны с синтетическими бриллиантами, являются исключительно продуктом самой алмазной отрасли. Действительно, помимо пустых слов, алмазная промышленность сделала очень мало, чтобы остановить подмешивание мелких синтетических бриллиантов к природным в сообществе - преимущественно индийских - производителей таких камней. В результате мы теперь оказались в ситуации, когда наша славная алмазная индустрия больше не может гарантировать, что бо́льшая часть бриллиантов, которые она гранит – малоразмерные и совсем мелкие, меле, - на 100 процентов природные.
Да неужто, можете вы спросить? Вы хотите сказать, что мы не можем ручаться за подлинность большинства ограненные бриллиантов, поступающих на рынок?
Да, к сожалению, это вполне может быть так. Бриллианты из размерной категории «меле» редко сертифицируются, и поэтому все новейшие технологические решения, предлагаемые для массовой идентификации бриллиантов, ориентированы на эти категории камней. Тем не менее лишь небольшая часть огромного годового объема ограненной продукции будет проходить через различные сканирующие устройства. Потому что большинство компаний, которые гранят меле, а также ювелирные компании, производящие недорогие ювелирные изделия с бриллиантами и использующие в них многие десятки, если не сотни таких камней, просто не беспокоятся по этому поводу, а большинство из них, вероятно, вообще не обращают на это внимания.
Давайте посмотрим правде в глаза, а также признаем: репутационный ущерб нижней части алмазопровода уже давно нанесен. De Beers знает это, и, если мы честны, мы тоже это знаем. Мы также знаем, что разница цен между недокументированными природными и синтетическими малоразмерными и совсем мелкими камнями никогда не будет сколь-либо значительной, чтобы кто-нибудь действительно по этому поводу беспокоился.
Что это значит для розничного бизнеса? И что думают об этом ритейлеры?
Недавно у меня был длинный телефонный разговор с успешным розничным ювелиром из Мюнхена, Германия, о доверии к алмазной промышленности, о том, что он думает о движении De Beers в направлении ювелирных изделий с синтетическими бриллиантами и что это будет означать для сбыта его украшений с бриллиантами и для продвижение бриллиантов на его рынке.
«Знаешь, мне действительно все равно, - сказал он взволнованным голосом. - Каждый раз, когда я говорю со своими поставщиками бриллиантов, я нахожу, что они не заинтересованы в том, чтобы помогать нам продавать бриллианты. Они не заинтересованы в благосостоянии бизнеса в его конечном сегменте. Не существует также эффективного продвижения бриллиантов! Так что я перестал уповать на алмазную промышленность. Когда алмазный бизнес потеряет четверть, треть или даже половину своих клиентов потому, что мы, розничные торговцы, насытившись всем этим по горло, перейдем на другие продукты, вот тогда, возможно, алмазная промышленность встрепенется и начнет действовать! Но к тому времени будет уже слишком поздно!»
«Тогда каковы ваши альтернативы?» - спросил я.
«Послушайте, потребители не заботятся о бриллиантах! – ответил он. – Это мы, розничные торговцы, заботимся о них, это мы рассказываем потребителям связанную с этими камнями историю, и это мы продаем им бриллианты. Как только мы перестанем это делать и начнем продавать им муассаниты, белые сапфиры, другие цветные драгоценные камни или даже намного более дешевые синтетические бриллианты, они купят это!»
В своей статье Рапапорт писал: «Если для вас самое главное - это прибыль, тогда идите, продавайте что угодно кому угодно и по любой цене. Однако, если вы и ваш бизнес имеете реальные ценности, превосходящие прибыль, откажитесь от синтетики».
«Получается, что алмазная индустрия неожиданно беспечна, и Рапапорт обращает свои слова к розничным торговцам?» - спросил мой розничный ювелир. «Пусть алмазная промышленность сначала наведет порядок в собственном доме. Ей нужно помнить, что мы, розничные торговцы, можем обойтись и обойдемся без нее, но она без нас не выживет!» - предупредил он.