Фальшиво для богатых, дорого для бедных

Раздел: Рынки
24 августа 2018 г.

По­свя­ща­ет­ся Ру­ко­вод­ству для юве­ли­р­ной про­мы­ш­лен­но­сти, вы­пу­щен­но­му Фе­де­раль­ной тор­го­вой ко­мис­си­ей США

Быть в трен­де, улав­ли­вать ве­я­ние вре­ме­ни – оче­вид­ная за­да­ча лю­бо­го биз­не­са. За­да­вать тренд са­мо­му – удел со­в­сем не­м­но­гих. Се­год­ня аб­со­лют­ный ли­дер в фор­ми­ро­ва­нии трен­дов, без­усло­в­но, ко­м­па­ния Apple. Эта ко­м­па­ния за­да­ет трен­ды не толь­ко и не столь­ко в сфе­ре Hi-Tech, сколь­ко в са­мом об­ра­зе жиз­ни: мо­биль­ном, не­за­ви­си­мом от об­сто­я­тель­ств, край­не ди­на­ми­ч­ном. Обра­зе жиз­ни, при ко­то­ром ма­те­ри­аль­ные цен­но­сти ста­но­вят­ся ну­ж­ны­ми ро­в­но на­столь­ко, что­бы обес­пе­чить ко­м­му­ни­ка­ции и най­ти от­ра­же­ние на фо­то-ви­део в бес­ко­неч­ном Ин­тер­не­те… Обра­зе жиз­ни, при ко­то­ром си­м­во­лы че­го-­ли­бо ста­но­вят­ся ед­ва ли не ва­ж­нее объ­ек­тов, ко­то­рые они си­м­во­ли­зи­ру­ют. При­чем чем ме­нее жиз­нен­но не­об­хо­дим нам тот или иной пред­мет, тем боль­шую роль для не­го на­чи­на­ет иг­рать си­м­во­ли­ка. Apple се­го­д­ня са­ма ста­ла си­м­во­лом дви­же­ния впе­ред, в бу­ду­щее. Та­кое за­ман­чи­вое для мо­ло­де­жи! Как и га­д­же­ты от Apple – да­же ес­ли ана­ло­ги­ч­ные га­д­же­ты от Samsung и не ху­же, а в чем-то луч­ше га­д­же­тов Apple, по­след­ние уве­рен­но про­и­г­ры­ва­ют им в си­м­во­ли­ч­ном пла­не. Не зря же од­но из агентств вы­яс­ни­ло, что об­ла­да­ние га­д­же­том Apple есть ос­но­в­ной при­знак при­на­д­ле­ж­но­сти к сред­не­му клас­су…

По­нят­но, что Apple, бу­дучи раз­ра­бо­т­чи­ком и про­из­во­ди­те­лем элек­трон­ной тех­ни­ки, со­в­сем не ну­ж­да­ет­ся в том, что­бы этой тех­ни­кой лю­ди поль­зо­ва­лись веч­но. Как раз на­о­бо­рот: ка­ж­дый год, по мне­нию ко­м­па­нии, ее ну­ж­но об­но­в­лять. Что­бы быть на острие про­грес­са!

Но за­дол­го до Apple, дру­гие жиз­нен­ные цен­но­сти фор­ми­ро­ва­ли дру­гие ко­м­па­нии. В их числе, не в по­след­нюю оче­редь - ко­м­па­ния De Beers. Сде­лав из в об­щем-то не са­мо­го кра­си­во­го и ред­ко­го юве­ли­р­но­го ка­м­ня объ­ект все­об­ще­го во­ж­де­ле­ния, си­м­вол успе­ха, De Beers за­кре­пи­ла этот си­м­вол «на­веч­но», про­воз­гла­сив глав­ный ло­зунг ал­маз­ной ин­ду­стрии «A Diamond is Forever». На этом ло­зун­ге, с этим си­м­во­лом вы­рос­ли це­лые по­ко­ле­ния.

Нетруд­но за­ме­тить: се­го­д­ня De Beers с ее «веч­ны­ми» кон­сер­ва­тив­ны­ми цен­но­стя­ми в умах мо­ло­дых лю­дей не­воль­но по­па­да­ет в кон­фрон­та­цию с идео­ло­ги­ей Apple «з­десь и сей­час», и – про­и­г­ры­ва­ет ей! Мо­ж­но сколь­ко угод­но утвер­ж­дать, что тренд на «эко­ло­ги­ч­ное» и «эти­ч­ное» - это очень хо­ро­шо для ми­ро­вой юве­ли­р­ной от­рас­ли, но ес­ли смо­т­реть прав­де в гла­за – это лишь по­пы­т­ка «на­тя­нуть чу­жое оде­я­ло на се­бя».

Да­вай­те спо­кой­но раз­бе­ре­м­ся, что про­ис­хо­дит. «Эко­ло­ги­ч­ный» ал­маз или «эко­ло­ги­ч­ное» зо­ло­то – это блеф по опре­де­ле­нию. Тео­ре­ти­че­ски не­воз­мо­ж­но что-­ли­бо до­бы­вать из недр Зе­м­ли, ни­как не на­ру­шая ее по­верх­но­ст­но­го слоя. И не­воз­мо­ж­но пол­но­стью «эти­ч­но» что-­ли­бо до­бы­вать или пе­ре­ра­ба­ты­вать, не экс­плу­а­ти­руя труд на­е­м­ных лю­дей – это же еще Маркс по­ка­зал – ина­че у вла­дель­цев пред­при­я­тий про­сто не бу­дет при­бы­ли! Но фаль­ши­вые, при­твор­ные по­ня­тия «эко­ло­ги­ч­ный» и «эти­ч­ный» бла­го­да­ря мар­ке­тин­го­вым при­е­мам от­дель­ных ко­м­па­ний ока­за­лись в трен­де, на слуху. И по­про­буй их яко­бы не со­б­лю­дай – об­ви­нят во всех тя­ж­ких гре­хах!

Я во­в­се не про­тив под­хо­дов Ки­м­бер­лий­ско­го про­цес­са. Есте­ствен­но, он огра­ни­чи­ва­ет рас­про­стра­не­ние ми­ро­вой пре­сту­п­но­сти в сфе­ре до­бы­чи и тор­го­в­ли ал­ма­за­ми. Но осталь­ное – это яв­ный пе­ре­гиб. По­пы­т­ка ка­зать­ся «свя­тее Па­пы Ри­м­ско­го».

И вот как про­дол­же­ние «эко­ло­ги­ч­ной» и «эти­ч­ной» идеи в юве­ли­р­ной сфе­ре – фа­к­ти­че­ское при­рав­ни­ва­ние ста­ту­са син­те­ти­че­ских ал­ма­зов к при­род­ным. Со ссы­л­кой на то, что син­те­ти­че­ские ал­ма­зы – это те же хи­ми­че­ские ве­ще­ства с той же кри­стал­ли­че­ской ре­шет­кой, что и при­род­ные. Ну да, те же. Ро­в­но в той сте­пе­ни, в ко­то­рой пре­крас­но вы­пол­нен­ные ре­про­дук­ции Лео­нар­до да Вин­чи или Ре­м­бран­д­та яв­ля­ют­ся по­ло­т­на­ми с тем же ху­до­же­ствен­ным зна­че­ни­ем, что и их ори­ги­на­лы.

Ка­за­лось бы, оче­вид­ный бред: для юве­ли­р­ных ка­м­ней имен­но их при­род­ное про­ис­хо­ж­де­ние, эта их ат­ри­бу­ти­ка, как раз и яв­ля­ют­ся их са­мым глав­ным до­сто­ин­ством. При­чем в от­сут­ствии имен­но это­го до­сто­ин­ства (при­род­но­го про­ис­хо­ж­де­ния) все осталь­ные до­сто­ин­ства юве­ли­р­ных ка­м­ней ста­но­вят­ся не бо­лее, чем про­сто их пра­к­ти­че­ски по­лез­ны­ми свой­ства­ми.

Как мо­ж­но бы­ло до­ду­мать­ся про­и­г­но­ри­ро­вать этот факт, за­га­д­ка. Хо­тя от­вет, ко­неч­но, на­пра­ши­ва­ет­ся сам со­бой: кор­ру­п­ция есть вез­де, а лоб­би­ст­ские уси­лия ин­те­ре­сан­тов ста­но­вят­ся тем силь­нее, чем боль­ше средств вкла­ды­ва­ет ин­те­ре­сант в про­из­вод­ство то­го или ино­го то­ва­ра, про­дви­же­ние ко­то­ро­го лоб­би­ру­ет­ся. В ка­кой-то мо­мент на­сту­па­ет кон­сен­сус ме­ж­ду мо­раль­ным ми­ну­сом от при­ня­тия аб­сур­д­но­го управ­лен­че­ско­го ре­ше­ния и плю­сом ра­до­сти от воз­на­гра­ж­де­ния, по­лу­ча­е­мо­го за та­кие дей­ствия. Бе­з­усло­в­но, это лишь раз­мы­ш­ле­ния на те­му, не бо­ле­е…

Но вот в чем во­прос: а не ру­бит ли ин­те­ре­сант лоб­би­ро­ва­ния «мо­раль­ной ле­га­ли­за­ции» син­те­ти­че­ских ал­ма­зов сук, на ко­то­ром так бла­го­по­луч­но про­си­дел он столь­ко де­ся­ти­ле­тий? Смо­жет ли он при этом по­пасть в об­ще­ми­ро­вой тех­но­тренд по­треб­ле­ния «з­десь и сей­час»? Не уве­рен. Точ­нее, уве­рен в об­рат­ном.

Но­во­яв­лен­ный «Лео­нар­до да Вин­чи» в ли­це син­те­ти­че­ско­го ал­ма­за име­ет, как ми­ни­мум по­ка, очень су­ще­ствен­ный изъ­ян – он сли­ш­ком до­рог. Не для тех, ко­неч­но, до­рог, кто хо­тел бы ку­пить ори­ги­нал. Он до­рог для тех, ко­го впол­не устра­и­ва­ют и де­ше­вые ко­пии.

У бри­л­ли­ан­та все­г­да бы­ло не­ма­ло впол­не при­ли­ч­ных ими­та­ций – от юве­ли­р­но­го стек­ла до син­те­ти­че­ско­го муас­са­ни­та. Прав­да, все они не бы­ли та­ки­ми же твер­ды­ми, из-­за че­го не так дол­го, как бри­л­ли­ант, мо­г­ли ра­до­вать иг­рой в со­ста­ве укра­ше­ний. Но ведь и укра­ше­ния с ни­ми бы­ли не­до­ро­ги и обы­ч­но по­ку­па­лись на «з­десь и сей­час», а во­в­се не «на­веч­но», для пе­ре­да­чи из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние.

За­да­ча «про­мыть моз­ги со­сто­я­тель­ным по­ку­па­те­лям» и вну­шить им, что син­те­ти­че­ские ал­ма­зы – это те же при­род­ные бри­л­ли­ан­ты, толь­ко «эти­ч­нее», «эко­ло­ги­ч­нее», впол­не до­сти­жи­ма. Но – как сфор­ми­ро­ван­ный вре­мен­ный тренд, не име­ю­щий под со­бой глу­бо­кой фа­к­ти­че­ской ос­но­вы. И не ва­ж­но, бу­дет ли на­з­ва­ние ка­м­ня со­про­во­ж­дать­ся при­пис­кой «син­те­ти­че­ский», или ее за­пре­тят к ис­поль­зо­ва­нию (что фа­к­ти­че­ски уже сде­ла­ли). В лю­бом слу­чае, мыс­ля­щий че­ло­век с «тол­стым ко­шель­ком» со вре­ме­нем обя­за­тель­но осо­з­на­ет, что син­те­ти­че­ский ка­мень – это про­сто «фаль­ши­вый при­род­ный» ка­мень. Т.е. под­дел­ка, не до­стой­ная иметь вы­со­кую це­ну, а зна­чит – вещь для со­сто­я­тель­но­го че­ло­ве­ка не ин­те­рес­ная в при­н­ци­пе.

А вот для мас­со­во­го при­ме­не­ния в би­жу­те­рии или не­до­ро­гих юве­ли­р­ных из­де­ли­ях, син­те­ти­че­ские ал­ма­зы сли­ш­ком уж до­ро­ги. Неоправ­дан­но до­ро­ги, так как се­го­д­ня мо­гут быть с ле­г­ко­стью за­ме­не­ны дру­ги­ми, го­раз­до бо­лее де­ше­вы­ми ма­те­ри­а­ла­ми ис­кус­ствен­но­го про­ис­хо­ж­де­ния. Со вре­ме­нем, ко­неч­но, син­те­ти­че­ские ал­ма­зы по­де­ше­ве­ют. Но, во-­пе­р­вых, по­де­ше­ве­ют еще бо­лее и ими­та­ции ал­ма­за, пре­крас­но справ­ля­ю­щи­е­ся с за­да­чей свер­кать в не­до­ро­гих укра­ше­ни­ях. А во-в­то­рых, и это, ко­неч­но, глав­ное – ка­кой удар по ры­н­ку при­род­ных ал­ма­зов бу­дет на­не­сен та­ки­ми управ­лен­че­ски­ми ре­ше­ни­я­ми?

Хо­тя, воз­мо­ж­но, в этом-то и есть за­мы­сел ав­то­ров со­е­ди­не­ния ал­маз­ной при­ро­ды и син­те­ти­ки во­е­ди­но – убить ры­нок при­род­ных ал­ма­зов. Как-­ни­как, в ми­ре идет сан­к­ци­он­ная вой­на, а по­ло­ви­на до­бы­чи при­род­ных ал­ма­зов – в не­на­ви­ст­ной для Аме­ри­ки Рос­сии. Но это уже со­в­сем дру­гая ис­то­ри­я…

Вла­ди­мир Збой­ков для Rough & Polished

[ rough-polished.com ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->