Терпевший убытки несколько лет подряд рынок украшений из драгоценных металлов в этом году начал уверенно расти. Россияне вновь с удовольствием начинают приобретать кольца, браслеты и серьги. Вот только в основном покупатели стараются выбирать более дешевые украшения небольшого веса и с меньшим содержанием золота.
Ювелирная промышленность страны после падения, которое продолжалось практически четыре года, постепенно начинает восстанавливать свои позиции. Использование золота в изделиях выросло на 10%, а серебра, наоборот, упало на пять. Производство украшений идет вверх.
По словам заместителя председателя правления Ассоциации ювелиров Евразийского экономического союза Вадима Серова, это связано с тем, что производители украшений из-за растущего покупательского спроса на их изделия переориентируются с выпуска серебряных колец и сережек на варианты из золота.
Этот сегмент в 2018 году может наконец-то показать определенный рост. По прогнозам BusinesStat, рост рынка в натуральном выражении может продолжаться вплоть до 2022 года, при этом средний темп роста составит 2,8-4,7% в год. Дальнейшему восстановлению рынка будет способствовать улучшение макроэкономической обстановки, а также стабилизация располагаемых доходов населения. Кроме того, снижение ключевой ставки ЦБ РФ приведет к удешевлению стоимости потребительских кредитов, что также будет стимулировать рост продаж: сейчас порядка четверти покупок украшений совершается в кредит.
Замечает положительную динамику и вологодский бизнес. Пусть не очень быстро, но уверенно растут продажи в ювелирных магазинах. Народ вновь потянулся в торговые точки.
- С начала года продажи выросли процентов на 20, - рассказывает «Красному Северу» директор салона «Агат» Анна Гатагова. - Но нужно понимать, что ситуация все равно отличается от той, которая была в 2010-2013 годах, когда спрос на украшения на моей памяти был максимальный. Люди хотят покупать, но берут более дешевые изделия. Это касается и веса изделия, и его пробности. Да и сами заводы, с которыми мы работаем, потихоньку адаптируются к новым запросам покупателей. Если раньше продажи украшений более высокого качества 585 пробы доходили до 75-80% от наших объемов, то теперь едва превышают 55-60%. Клиенты с удовольствием берут золото 375 пробы, где примесей, разумеется, значительно больше.
Исключением, по словам опрошенных нами предпринимателей, остается сегмент обручальных колец. Будущие молодожены по-прежнему предпочитают кольца с большим содержанием чистого золота. Хотя экономия существует и здесь: многие отказываются от изделий с бриллиантами и другими драгоценными камнями в пользу простых золотых колец.
По официальным данным, средний вес золотого ювелирного изделия в России по итогам 2017 года вновь упал - до 1,9 грамма. Еще в 2013 году этот показатель равнялся 2,6 грамма.
- Мои старые серьги-конго были 5,5 грамма. Еще в советские годы в Тбилиси покупала. Давно хотела новые. Пришла в магазин и поняла, что за подобный вес теперь просят больше 30 тысяч
рублей. Поэтому взяла модель из белого золота весом 3,5 грамма. Они выглядят достойно за счет рельефной фактуры и объема, а со стороны и не скажешь, что легкие. Заплатила на 10 тысяч меньше и полностью довольна покупкой, - поделилась вологжанка Мария Уткина.
Стали «легче» и кольца, и цепочки, и браслеты. Это, уверены продавцы украшений, тренд, который в ближайшее время вряд ли что-то сможет переломить. У вологжан есть желание покупать золотые украшения, а вот средств на приобретение дорогих и качественных изделий пока, к сожалению, нет.
Влияет на ситуацию и распространение в регионах федеральных торговых сетей. Некоторые из них как раз и делают ставку на продажу низкопробных изделий. Понятно, что никто покупателя не принуждает: хочешь 750 или 585 пробу - плати и покупай, но тенденция все равно налицо.
- Да, мы ориентированы на продажу более доступных украшений, но сказать, что высокопробное, качественное золото никто не берет, не могу. В основном ждут акций и скидок, но все равно покупают. Люди с советских времен научены, что высокая проба - это хорошо, а низкая - плохо, поэтому предпочитают дождаться снижения цены, чем брать что-то априори более дешевое, - говорит директор ювелирного салона одной из федеральных торговых сетей Майя Климова. - У нас большая филиальная сеть, мы работаем с десятками заводов-производителей, поэтому за счет объемов можем периодически проводить акции и устраивать распродажи. Отмечу, что именно в эти недели мы продаем львиную долю нашего ассортимента.
Также, рассказывают продавцы, популярностью у вологжан пользуется услуга трейд-ин на золото: сдаешь в магазин старые украшения и получаешь большую скидку на новые. Но тут важно не прогадать.
- Зачастую вы приносите в магазин советское изделие с очень качественным золотом. А скидку получаете на какой-нибудь золотой ширпотреб и заводскую штамповку, так как «сетевики» ведь практически не торгуют эксклюзивными моделями, - поясняет череповецкий ювелир Михаил Мельников. - Поэтому я бы советовал не спешить избавляться от качественных браслетов и цепочек. Экономя две-три тысячи, вы лишаетесь качественного украшения, которое, вполне возможно, вновь войдет в моду. Кроме того, его всегда можно отдать в мастерскую, переплавить и сделать из него что-то уникальное, то, что будет только в вашей шкатулке для украшений и больше ни у кого.
О том, что современные золотые изделия (независимо от их веса и пробы) не чета советским, говорит хотя бы тот факт, что растет количество обращений вологжан в ремонтные мастерские.
- У меня золотая цепочка прослужила меньше года. Просто выпало одно из звеньев, и все тут, - сокрушается череповчанка Светлана Полякова. - Мастер сказал, что, скорее всего, заводской брак, некачественно припаянные друг к другу кольца. У дочери замочек сережек тоже «полетел» через пару месяцев после покупки. И это при том, что я приобретала украшения в проверенном магазине, где я покупала золото еще в советские годы. Видимо, качество за последнее время сильно снизилось, а это меня, как любителя украшений, серьезно печалит.
По словам мастера Сергея Полутчика, за последний год количество обращений к нему по поводу ремонта украшений из золота и серебра выросло как минимум на треть.
- На самом деле товары известных со старых времен заводов все-таки остаются более-менее качественными. В основном страдает продукция предприятий, которые появились на рынке в последнее время. Они гонятся за прибылью и на качество откровенно «забивают», - отмечает Сергей. - Иногда бывают и вовсе вопиющие случаи. Например, приходила молодая девушка, у которой надвое развалилось широкое обручальное кольцо. Как вообще такое возможно? Вываливаются из изделий камни, застежки не закрываются, карабины разбалтываются - каких только дефектов не случается увидеть. Я работаю уже 20 лет, но такого бардака, как в последние лет пять, раньше не было.
Появление на рынке мелких продавцов украшений принесло еще одну проблему: многие просто дурят своих клиентов.
- Мы всегда поясняем покупателю, почему данное изделие имеет такую цену. Многие не понимают, почему кольцо с бриллиантами может стоить четыре тысячи рублей. У нас ведь в голове сидит: такой товар должен быть дорогим. Разъясняем, что за последние годы выросло производство и, следовательно, снизилась стоимость искусственных камней, что золото в этом украшении низкой пробы, что это массовая модель, а не эксклюзив, отсюда и такая невысокая цена за него, - говорит Майя Климова. - Но существуют конкуренты, которые выдают этот товар за действительно уникальные украшения, прося за то, что стоит четыре-пять тысяч рублей, 10 и более.
И хорошо, если продавец не скрывает от покупателя, какой товар он ему предлагает, но некоторые «сетевики», наоборот, делают все, чтобы обмануть своего не всегда внимательного клиента.
Среди основных уловок - продажа легковесных изделий по цене «полновеса». Например, указывается вес золотого украшения с входящим в его состав полудрагоценным камнем. Понятно, что нельзя плюсовать граммы золота и камня, но некоторые торговцы делают вид, что с этим правилом незнакомы.
Кроме того, на прилавках становится все больше выпуклых, дутых или полых изделий. В итоге покупатель зачастую думает, будто крупная вещь выглядит внушительно и может стоить дорого, но на деле вес ее невелик, а значит, и цена не должна быть столь высокой.
Легко обмануть доверчивого клиента и специализируясь на продаже иностранного золота. В последнее время его объем на рынке заметно снизился, но турецкие, арабские или китайские золотые украшения все равно пользуются у россиян немалым спросом. На них стоят непривычные для нас пробы и оттиски в каратах, поэтому почему бы не выдать что-нибудь с большим содержанием меди или серебра за качественное золото? Ведь определить содержание в изделии золота на глаз и цвет сможет далеко не каждый покупатель.
Если бизнес и подстроился под новые реалии, то многие покупатели, которым при выборе браслета или кулона важна не только цена, но и красота и эстетичность приобретаемой вещи, жалуются на ассортимент в ювелирных магазинах Вологодчины.
- Прошла в июле все магазины Вологды, которые торгуют золотом. Хотела цепочку 55 сантиметров из белого золота и браслет в комплект. Ничего. Украшений из белого золота вообще раз-два и обчелся. Та же ситуация с коричневым. Продавцы говорят, что это дорогой сегмент, поэтому хозяева не заказывают. В итоге пришлось заказывать в Интернете. Там и плетение подходящее нашлось, и длина. Правда, пришлось несколько переплатить за доставку, - жалуется вологжанка Надежда Ворошилова.
- А я уже не одно украшение через Интернет купила: и браслет с драгоценной эмалью, и серьги с изумрудами. А другого варианта у меня просто нет, так как в Соколе просто не осталось нормальных ювелирных магазинов. Съездила на выходных в Вологду, но там тоже ничего интересного для себя не нашла. Да и не хочется каждый раз, когда захочу купить что-то новое, целый день мотаться по ювелирным магазинам. Легче в Сети все найти и приобрести, - рассказывает сокольчанка Анастасия.
Эксперты полагают, что ситуация на рынке как раз и будет развиваться в этом направлении: ритейл продолжит продавать более дешевые, массовые украшения, а качественные дорогие изделия и особенно уникальные эксклюзивные модели окончательно уйдут в Интернет.
- Нам просто невыгодно заказывать такие изделия, которые будут лежать на прилавке и не продаваться по нескольку лет, - соглашается Анна Гатагова. - Сейчас ежегодно на рынке появляются новые варианты, более доступные для покупателя, в которых хорошо соотносятся качество и цена. Понятно, что если вдруг у вологжан резко появятся деньги и они захотят вновь не просто приобретать золотые украшения, а доплачивать за эксклюзивность и качество, то мы быстро подстроимся под это желание.
Драгоценная эмаль... Дожили!
Такую откровенно бредовую статью читаю, наверно, первый раз.