Зарегулированность в сфере оборота драгоценных камней и металлов привела к тому, что часть ювелирного рынка находится «в тени», а небольшие мастерские балансируют на гране разорения. При этом добывающая промышленность продолжает бороться с «черными копателями» - конкурентами и требует еще большего ужесточения законодательства. Помимо бизнеса, в проигрыше и государство, недополучающее налогов, и простые потребители. Необходимость перемен назрела давно, но как соблюсти интересы всех сторон?
Российское законодательство в части оборота драгоценных и полудрагоценных металлов и камней – одна из сфер, требующая последовательного и вдумчивого изменения. При существующем положении вещей страдают все – и зарегулированные от макушки до пяток «белые» ювелиры, и бизнес, занимающийся добычей и обработкой драгоценных и полудрагоценных камней, и государство, недополучающее налогов, т.к. многочисленные и бессмысленные запреты всегда приводят к уходу в «тень». Не говоря уже о потребителях, которые из-за вероятности приобретения поддельных украшений все чаще предпочитают изделиям из настоящих камней и металлов красивую, но безопасную бижутерию.
Необходимость законодательных изменений в теме оборота драгоценных и полудрагоценных камней назрела давно, однако «продвинуть» внесение нужных поправок к существующим законам и подзаконным актам – задача сложная, слишком много интересов, зачастую взаимоисключающих, тут переплелись. Ситуацию усугубляет позиция исполнительных властей, которые привыкли «стричь» отрасль тем или иным способом, и не хотят ничего менять, опасаясь снижения бюджетных – а в некоторых случаях и личных – доходов. И, к сожалению, государство в большинстве случаев предпочитает не либерализацию процесса, что приведет к расцвету ювелирной отрасли, и, соответственно, росту доходов в бюджет, а запретительные меры, увеличение контроля и штрафов.
Позицию властей в сфере оборота драгоценных камней и металлов наглядно демонстрирует скандал, случившийся в Костромской области. На фоне кризиса, а по оценкам Гильдии ювелиров России, с 2014 по 2016 продажи по стране упали на 16%, с 245,4 до 205,5 млрд руб., развитие регионального бренда «Кострома – ювелирная столица России» затормозилось. И действительно, сложно ожидать, что при общем снижении доходов населения Кострома останется в стороне. Когда небольшие ювелирные мастерские начали массово закрываться или диверсифицировать бизнес, а налоговые поступления уменьшились, местные власти решили действовать силовыми методами и инициировали проверки на местах. Ювелирам, показавшим в отчетах снижение доходов, устроили веселую жизнь: «маски-шоу» в офисах, обыски на предприятиях и массовые уголовные дела по факту уклонения от налогов. Несколько отбившихся от рук «черных» ювелиров обезвредили. Принесли 27 млн руб. недоплаченных налогов. Но никто так и не посчитал, какое количество ювелиров после этих мероприятий окончательно решили отказаться от ведения бизнеса.
В то время как российское ювелирное сообщество последние полтора десятка лет бьется за либерализацию 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», а в глубине души каждый ювелир и дизайнер мечтает о его отмене и приведению классификации минералов к общемировым стандартам, промышленники, разрабатывающие месторождения полудрагоценных камней, настаивают на принятии совершенно других законов. В частности, в кулуарах обсуждается расширение перечня драгоценных минералов. Речь идет о том же нефрите, который сейчас к драгкамням не относится. Спрос на него огромен, особенно в Китае, у нас его воруют с месторождений, перепродают, даже термин такой появился: нефритовые войны.
ИА Rough&Polished часто общается на эту тему с экспертами, и можно заметить: несмотря на актуальность, многие предпочитают говорить анонимно. Вот, к примеру, высказывание источника, близкого к администрации Иркутской области: «Владельцы месторождений активно лоббируют включение нефрита в перечень минералов, подлежащих госконтролю, что позволит им стать монополистами. А это прецедент, и следом туда же могут попасть и другие полудрагоценные камни. При самом плохом раскладе «закрутят» все минералы в этот закон». А это, по мнению экспертов, «отбросит отечественную ювелирную отрасль в средневековье». «Ошибочно полагать, что либерализация законодательства приведет к снижению объемов продаж: чем прозрачнее рынок – тем выше доходы. Они просто рубят сук, на котором сидят!», - удивлялся в беседе с Rough&Polished Эдуард Уткин, генеральный директор ассоциации «Гильдия ювелиров России».
Кстати, попытки признать нефрит драгоценным камнем, добыча которого подлежит строгому контролю со стороны государства, предпринимались не единожды. В апреле 2014 года Минприроды даже разработало соответствующий законопроект, ход которому так и не был дан, что наводит на размышления о конфликте интересов и среди самих лоббистов, часть которых явно заинтересована в том, чтобы нефрит и дальше оставался «в тени». А пока стороны пытаются прийти к компромиссу, государство продолжает закручивать гайки. В частности, в начале этого года Минфин подготовил поправки в КоАП, по которым штрафы за нарушение правил добычи, использования и хранения драгоценных металлов и камней могут вырасти в пять раз — до 250 тыс. рублей.
Итак, суть проблемы понятна: законодательство все же необходимо менять, ибо в противном случае победят сторонники силовых методов. У ювелирного сообщества есть четкий план действий, в апреле ассоциация «Гильдия ювелиров России» приняла два принципиально важных документа: «Стратегию регулирования ювелирной отрасли России» и «Хартию добросовестного налогоплательщика». Главное предложение ювелиров в том, чтобы принять меры по совершенствованию законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих оборот драгоценных металлов, драгоценных камней и ювелирных изделий. «Чтобы наше обращение не осталось набором очевидных и никому не нужных лозунгов, мы подготовили проект плана мероприятий по совершенствованию нормативно-правового регулирования отрасли», - отмечал председатель совета ассоциации Гагик Геворкян.
Большинство вопросов у специалистов вызывает вышеупомянутый ФЗ-41. Первое, за что бьются ювелиры, – это изменение классификации. Как ранее рассказывал Rough&Polished директор отраслевого отделения по драгоценным металлам, драгоценным камням, ювелирному искусству и народно-художественным промыслам «Деловой России» Владимир Збойков, в России практически запрещен гражданский оборот драгоценных камней, т.к. ограненные драгоценные камни имеют гражданский оборот лишь в сертифицированном виде, а оборот необработанных драгоценных камней в виде коллекционных образцов в России и вовсе не предусмотрен.
Ювелиры предлагают сделать классификацию аналогичной международной, приближенной к номенклатуре CIBJO («Синих книгах»/Blue Books). Там описаны камни более 120 наименований природных образований, включая наименования минералов и их разновидностей, а также органические вещества, используемые в ювелирном деле. «В этом отношении, мы, как и во многом другом, отличаемся от мирового ювелирного сообщества. Из всего списка в России действительно добываются только алмазы, и в интересах государства было бы логично именно за ними и оставить контроль. А в остальном необходимо приблизить нашу классификацию к общемировой, что будет способствовать развитию отечественной ювелирной отрасли и либерализации оборота камней», - объяснял Эдуард Уткин.
И логика в этом предложении, безусловно, есть. Как отметил в разговоре с Rough&Polished один из членов Союза дизайнеров России, пожелавший остаться неназванным, ювелирную отрасль все же двигают художники, которые придумывают украшения, и дизайнеры, которые знают технологические процессы. «Это локомотив «ювелирки» любой страны. Но так как у нас запрещено свободное обращение драгкамней, то художники должны получить разрешения, потратить массу сил, чем они зачастую пренебрегают. Отсюда вывод: рынок либо уходит «в тень», либо художники переключаются бижутерию из других материалов, что плохо сказывается на отрасли в целом и тормозит ее развитие», - считает он.
По словам Анастасии Прибельской, художника-ювелира, создательницы «Академии Стекла», действительно, у многих частных ювелиров стоит выбор между временем на творчество и оформлением бумаг, и, конечно, многие выбирают творчество и работу с недрагоценными камнями. «В этом, как ни странно, есть смысл, ведь до финиша, то есть работы с драгоценными камнями и металлами, доходят самые стойкие и упорные. Но, опять же, наши небольшие ювелирные мастерские делают действительно уникальные вещи, в России много талантливых мастеров. Когда изделие гениально – неважно, какие в нем материалы. Впрочем, если законодательные препятствия будут смягчены, то вероятно на международный рынок «драгоценных» украшений выйдет еще больше российских звeзд», - уверенна Анастасия Прибельская.
По словам Эдуарда Уткина, по 41-ФЗ у ювелиров много предложений. В частности, сейчас существует льгота для производителей, по которой изделия из серебра весом до 3 грамм клеймятся в добровольном порядке. «Мы предлагаем увеличить вес до 100 грамм, так как никакого смысла в столь строгом контроле нет. Это довольно дешевый, по современным меркам, материал, а отмена обязательного клеймения позволит увеличить долю серебряных изделий на рынке, в том числе и поставляемых на экспорт, и серьезно подвинуть бижутерию», - рассказывает он.
Еще один важный момент – система маркировки. По мере внедрения инновационных технологий, в частности нанесения на изделия специальных бирок с QR-кодом, ювелиры надеются поставить вопрос об отмене обязательного клеймения, клеймо на изделие будет ставиться производителем в добровольном порядке. С 1 июня в стране стартовал эксперимент по маркировке драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них QR-кодами, а уже с 1 января следующего года планируется сделать маркировку ювелирных изделий обязательной. «Это современные технологии, за ними будущее», - уверен Эдуард Уткин.
Особенно важна, по его мнению, отмена клеймения ювелирных изделий, идущих на экспорт: «В некоторых странах наше клеймо, наоборот, считается недостатком, что отрицательно сказывается на спросе и, соответственно, цене ювелирных украшений. И, опять же, это обесценивает саму систему клеймения, которая была внедрена государством, чтобы обезопасить от подделок отечественного потребителя. Так зачем нам защищать иностранного покупателя, которому это абсолютно не нужно, да еще и за собственный счет?»
Любое излишнее регулирование снижает продажи, инвестиционную привлекательность, уменьшает количество игроков на рынке. Если государство начнет контролировать и оборот полудрагоценных камней, то последствия для отрасли будут катастрофичны. «Принятие поправок к 41-ФЗ, которые сейчас находятся в процессе обсуждения, приведут к тому, что под контроль будут поставлены, например, фианиты. Такого еще в мире не было никогда! Более того, у существующих сегодня госструктур для организации контроля и учета и полудрагоценных камней не хватит ни сил, ни ресурсов», - предостерегает законодателей от поспешных шагов Эдуард Уткин.
Но все же, основная законодательная проблема, тормозящая ювелирную отрасль, – это ФЗ-115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путeм, и финансированию терроризма». Почему власти решили, что ювелирные изделия могут быть использованы для этих целей – непонятно, но вот то, что этот закон серьезно увеличивает издержки ювелиров, и в итоге закладывается в конечную цену продукта – абсолютно точно. «Необходимость предоставлять строгий отчет в Росфинмониторинг по каждой операции, а отчеты составляют люди, которым свойственно ошибаться, и это нормально, жесточайшие штрафы – от 50 тыс. руб. до 1 млн руб. – все это в итоге оказывается в ценнике товара на прилавке. Именно этот закон в итоге снижает привлекательность инвестиций в отрасль и сдерживает ее развитие», - отмечает Эдуард Уткин.
Он обращает внимание на то, что готовые ювелирные изделия перепродать можно только с серьезной потерей в цене, покупатель относится к ним не как к средствам накопления, а как к художественным украшениям. Поэтому регулирование их оборота этим законом нецелесообразно, если следовать этому принципу, то «легализовать средства» можно через любой товар – бытовую технику, телефоны или мебель. Кроме того, уровень госконтроля в отрасли и так чрезвычайно высок, по ФЗ-41 учет и контроль ведется на всех стадиях – от оборота сырья, драгоценных металлов и камней до создания украшений. Для облегчения ситуации ювелиры предлагают оставить под контролем продажи ювелирных изделий за наличный расчет, при этом подняв планку «идентификации покупателя» с 15 тыс. руб. до 150-180 тыс. руб., и полностью отменить контроль при оплате по безналичному расчету. «Это абсолютно излишняя мера, ведь клиент уже был проверен банком при выдаче ему карты. В противном случае часть оборота будет продолжать уходить «в тень».Отмывать деньги через ювелирку, действительно очень накладно
недавно зашёл в магазин. продают еду. цены раз в 10-30 выше разумных.
и ведь еда! восемь раз продал, а как испортилась - выкинул.
а эти озабоченные на ювелирку тянут. в ней такое и близко не снилось.
Как автор статьи не в курсе, что пороговое значение уже давно не 15 т.р. (да и такого порогового значения при покупке ювелирных изделий никогда не было), а 40 т.р. при наличном расчете и 100 т.р. при безналичном расчете!!!
автор статьи вообще не вкуривает что пишет... очередное бла бла бла ничем не подтвержденные факты штрафы для ювелиров по 15.27 ПОД ФТ ограничиваются на данный момент предупреждениями редко когда дают 100 тысяч и уж если и дают то действительно за серьезные нарушения.. проверок малого бизнеса по учету и хранению на данный момент вообще нет ... моратории введен ... обязательный аффинаж он нужен идет перевооружение армии и на рынке всплывают контакты из ракет радиостанции военной техники которые используют для производства изделий, а сколько подделок драгоценных камней это вообще мрак, на бирках завышают характеристики делают переоценку на своих предприятиях горе-геммологи, по поводу налогов тоже беда, вот объясните зачем имея завод производитель создавать вокруг него фирмы однодневки и придумывать схемы псевдо-давальчесокго сырья совмещая их с комиссией. а потом при проверке костерить государство что наступили на лапу и заставили доплачивать налоги пени штрафы. ... говорите гос клеймо плохо ... зачем тогда на ваших магазинах, выставках пишете фразу "проверено государством"- это же плохо однако используете.
Хотите что то изменить ? начните с себя уважаемые ювелиры докажите что вы честные и порядочные тогда и государство вам поверит и не будет гайки закручивать
Что-то повеяло прошлым …..1933 год..... сша……. Франклин.
1- Изделия-Серебро-без ДК - минимальный риск.
2-Изделия -Серебро-Золото 585-без ДК- риск выше минимального
3-Изделия +Золото 750 -без ДК-риск средний
4...…..,5...….. и т.д.
Шкалу "риск-ориентир", при желании можно разработать
казалось бы идеальная фраза. ювелиры - докажите, что вы такие все из себя честные, и государство вам поверит.
а что, с государством у нас всё хорошо? оно такое белое и пушистое, что ревизорро насылай, ни пылинки не найдёт?
почему ювелирной фирме в каком ни будь Нью-Йорке все перечисленные фирмы однодневки не нужны. вот просто совсем не нужны. категорически.
есть всё таки в нашем государстве что-то такое. законы какие то, репутация какая-то, эдакое милое скотское отношение к гражданам, что приводит к этому странному созданию однодневок.
ещё раз. ювелиры есть везде. а эффекты эти ужасные, совсем не везде.
конкретно я. в родной стране - я, занимаясь любимым делом, чистый уголовник. а в соседней стране - рядовой предприниматель. обычный законопослушный. одну тысячную той энергии, которая в России ушла бы на всякие "ужасные махинации" я трачу на контроль за СОБЛЮДЕНИЕМ законов. и меня это очень устраивает. а сэкономленное трачу на развитие предприятия. итоговая сумма гораздо выше, чем с мухлежом в России.
главное в 4. комментарии - это нарушение презумпции невиновности. прямое следствие этого - нарушение всей логики отношений граждан в государстве. один раз нарушив закон, ничего не стоит продолжить. как то само собой появляются "решалы" утверждающие, что им виднее, кто прав, кто виноват.
даже сам 41-й закон изначально, в сути своей именно длоя холопов написан. на главный вопрос "чьё золото и камни, купленные на легально заработанные деньги?" законе отвечает "не твоё!". ты не можешь этим владеть как своей собственностью. перевозить, хранить, перенести из одной комнаты в другую, использовать так ты считаешь нужным тебе и твоим клиентам и т д. по любому породу ты должен делать так, как кто-то за тебя решил.
именно это лежит в основе конфликта государства с ювелирами. невозможно контролировать стихию. это ещё в 1939 году математики доказали. но чиновники умных книжек по математике не читают. в результате требуют от окружающих какую то ерунду несусветную. типа ты мне докажи, что ты не верблюд. а я тебе за это сделаю счастье. а мне их счастье вот на фиг не надо. меня своё вполне устраивает. что приводит их в сильное раздражение. они же как лучше мне хотят. а я не ценю. гад одним словом. уголовник и мошенник.
Отменить нужно НДС на сырьё, и ввести налоговые каникулы, тогда количество ювелиров увеличиться кратно. Отменить требования 115 фз для ювелиров как бестолковую норму
нужна площадка в интернете для обсуждения всех проблем, например в Инстаграмм
Проблема в том, что нет сплоченности
Не, почтенные... Не надо темнить. Государство им не такое... Все мелкие мастера - в большей или меньшей степени жулики. Незаконная скупка неучтенного металла в разных видах - это же просто красивый народный обычай каждого, пайщика цепочек.
У нас есть только псевдоконтроль, нацеленный на получение штрафов и доначислений. Реальный контроль в рыночных условиях может дать только потребитель при условии развитой судебной системы и качественных независимых экспертов.
Золото и драгкамни покупаются на рыночных условиях, никто из государства их нам не дарит. Во всех развитых экономиках ювелирка точно такой же товар как и все остальные.
Когда начинают говорить что убрать малый бизнес, мол из-за них все беды, пусть сначала посмотрят как крупняк реализацией занимается - постоянно тонны новых юр.лиц, не успеваешь договора переделывать.
Добавлять налоги немудренно, только платятся они сейчас из оборотных средств, а не из прибыли.
Как закончатся эти средства, останется у нас пару особоприблеженных предприятий на всю страну.
С большой горечью смотрю на коллапс ювелирного рынка, который неминуем и уже заметен даже по смежным отраслям: например, ювелирные выставки, которые раньше охотно давали рекламу, чтобы привлечь ювелиров и посетителей, по большей мере, уже не могут ничего заплатить. Одна неплатежеспособная отрасль заставляет сворачивать деятельность и другие.
Никаких внятных мер для стабилизации (не говорю об улучшении) не видно, а делаются попытки еще более усугубить ситуацию. Причину всего вижу в том, как исторически выстроена вся цепочка – от добычи (в первую очередь), до продажи.
Пару месяцев назад была статья о прибайкальском селе, где нет никакой работы, но земля вокруг полна золота. Бери лопату, копай и живи на добытые деньги. Конечно, это незаконно и грозит тюрьмой, однако, когда выбор стоит между возможностью получить срок и необходимостью здесь и сейчас кормить семью, делается простой и однозначный выбор - копать. Таких сел тысячи, и, если в каждом черные старатели добудут за год по 10 кг металла, то итоговая цифра получится впечатляющей. Можно ли государству пересажать тысячи добытчиков? Уверен, что нет. Далее схема однозначна: скупщик, черный аффинаж, черные поставки металла заводам, черные продажи. Если начать с конца, с продаж, ситуация изменится только на этом этапе в сторону нахождения новой лазейки. Если попытаться ввести в цепочку сквозной контроль, как это намереваются сделать, то тоже мало что поменяется – куда денутся тонны нелегально добытого и скупленного металла? Черные старатели не прекратят работу, и золотая цепочка быстро выстроится в правильном для денег направлении (аффинаж, заводы, торговля), более изощренном, более рискованном, дорогом). Разрешить свободный принос? Организация ИП, отчетность, налоги – мало кто в селе потянет это. Может быть будут возникать артели. Но это уже другие условия хозяйствования и уровень конкуренции.
В том виде, как он существует, белый ювелирный рынок умрет. Совсем. Примеры крупнейших предприятий, использовавших разные схему уклонения перед глазами, внешнему взгляду не видна только одна составляющая – черный драгоценный металл.
Я вижу только один радикальный выход: полное снятие контроля оборота драгоценных металлов. Единственно ценное и необходимое действие – пробирная инспекция перед продажей, чтобы покупатель видел, что он приобретает. Пусть старатель свободно продает то, что он нашел в земле, но продает не на черный рынок, а официально (наверняка, это принесет ему больше денег) специализированным конторам, которые также официально и чисто доведут металл до аффинажа и до заводов.
Пристальный надзор за оборотом драгоценных металлов – советское наследие, когда сажали за валютные ценности. За хранение долларов сегодня уже не привлекут к ответственности, а вот золото так и осталось в том же валютном состоянии. Обсуждать в ювелирном сообществе этот вопрос – бесполезное занятие, слишком много сиюминутно заинтересованных людей, зарабатывающих на существующих проблемах. Единственно, кто может все быстро и резко поменять – самая высшая власть.
Да. С последним согласен. Ровно то же и по камням. Но с металла (и камней) кормятся не только бандиты, но и их непосредственные руководители (какое прекрасное русское слово: руко-водители). Этих то как пододвинуть? Тем более, что практически вся власть в стране сейчас у них.
"Вся наша власть плохая" - это уход из темы в политику, тем более, что она такая не вся. Власть не изменить - не нам это дано, поэтому нужно искать и предлагать те способы, которые кардинально поменяют ситуацию. По-моему только один человек может это сделать единственным своим решением, которое будет трудно свернуть при должном контроле - президент Путин.
Ну почему же уход от темы.
Ровно в тему.
Честно купленный металл и камни чьи?
Как защитить право собственности?
Может быть в суде? На минуточку беспристрастном, независимом, и т д.
А от кого? Ну ясен пень от мошенников. Это ваобще.
А в нашем случае? Уж извините, но от полиции и чиновников.
А при каких же это условиях тот независимый суд всё правильно рассудит? А только при равенстве ВСЕХ перед законом.
И что же это у Вас уважаемый получается?
Либо на всю страну только один человек может сделать всем счатье по закону. Но тогда все остальные перед законом совсем не равны одному.
Либо на всю страну только один человек может несмотря на законы сделать всем счастье. Но тогда ... См. Предыдущее.
И то и другое не совместимо ни с правами собственности на металл, ни с их законно защитой.
Вот ровно поэтому 41-й закон - написан для холопов. То есть для тех, кто страстно верит в то, что добрый барин сделает нам счастье.
Для работы ювелирной отрасли во-первых убрать фз-41 для частных компаний, тк мы покупаем за свои деньги золото и камни и это НАША частная собственность. Если гос-во хочет контролировать СВОЕ золото и камни, то действие фз41 оставить только на госкомпании и госучреждения.
Первоисточником фз41 является п.8, статья № 605. Декрет Совета Народных Комиссаров. О спекуляции, дата выпуска 1918 год!!! СССР нет, а мы с этим прошлым все порвать не можем.
Финмониторинг основан на системе международной ФАТФ, где контроль начинается от 10 000 $ или € - только при НАЛИЧНЫХ деньгах, и то при условии оценки рисков. По безналу там только банки контролируют. У нас в РФ в разы жестче и сложнее. Если наши власти не хотят менять условия росфина для ювелирки, тогда примените на все товары, чтобы не только ювелирка страдала. А то за 3 млн налом купить диван - это нормально, зачем контроль нужен))), а за 40 тр купить кольцо - это паспорт давайте.
Да понятно, что 41 закон, это отрыжка дел столетней давности.
Но проблема в том, что во первых, огромное количество силовиков и чиновников с этого закона кормятся. А кормление «государевых» бандитов – это, на данный момент, основная забота власти. Это видно и по соотношению бюджетов силовиков и медицины , науки, образования. И по социальному обеспечению. В том числе пенсиям.
А во вторых подобная ситуация может существовать и поддерживаться только в сословном обществе. Обществе, в котором люди разделены по признаку права, прежде всего на собственность и на законную защиту собственности. Ведь, к примеру, кто такой свободный гражданин в Риме? Человек имеющий право иметь и применять оружие. Тот же апостол Пётр. Первое, что он сделал, когда пришли за Иисусом, он схватился за меч! То есть: меч у него был, и он имел полное право, как гражданин Рима применять его, отстаивая собственное мнение. Вот ровно потому, что его мнение было не менее весомо мнения любого другого гражданина. И по фиг, солдаты это или кто ещё. И что смешно, никаких претензий к нему из-за этого у властей не было.
Взять ближе. Лесков. Очарованный странник. Когда герою предложили самую младшую офицерскую должность, то автоматически к ней прилагалась своя деревенька. То есть постоянный источник денег. Выполняя приказы начальства, офицер в Российской армии имел право на собственное мнение, на невыполнение ошибочных и преступных приказов начальства. И государство, ГОСУДАРСТВО!, которому он служил, защищало его на случай увольнения и потери зарплаты из-за конфликта с начальством!
Так что, защищая и бесконечно дополняя 41 закон, чиновники демонстрируют и отстаивают собственную исключительность. Собственную первосортность. Собственное отличие от всех остальных жителей (не граждан, а населения) в стране.
Вот, к примеру, в этом месяце по закону принятому в декабре, необходимо выдать список камней, оборот которых контролируется как оборот драгов.
Не удивлюсь, если там весь список сибджо появится, а потом какой ни будь шибко умный и шустрый следователь объявит сочетание кварца, полевого шпата и слюды драгом. Как недавно в Челябинске стоматологический пластик с метилметакрилатом объявили наркотиком.
И ведь за секундный клей, или за оргстекло никого (пока) не сажают.
Вот и думаю про себя: «пока?».
Я уже ничего не сделаю и не изменю.Глобалисты рулят.Закрою свою единственную розничную торговую лавку. И уйду в самозанятые.
Все равно 100 лет не проживу.