Гендиректор Ассоциации производителей алмазов – DPA Жан-Марк Либеррер
DPA занимается продвижением бриллиантов по всему миру всего три года. Ассоциация приняла эстафету от южно-африканской De Beers – будучи в течение 150 лет фактическим монополистом в торговле алмазами, она несла бремя расходов на маркетинг и рекламу в отрасли. С 2015 г. их в разных пропорциях делят между собой семь крупнейших алмазодобывающих компаний, которые за это время увеличили бюджет DPA с $6 млн до $70 млн. 80% бюджета обеспечивают De Beers и наша «Алроса».
С первых дней ассоциацию возглавил Жан-Марк Либеррер, выходец из австралийско-британской Rio Tinto и романтик, влюбленный в бриллианты. Созданного De Beers «образа бриллианта как символа вечности» ему для развития отрасли уже недостаточно. Либеррер осознал вызов времени: это новые ценности и образ жизни, принятые людьми от 20 до 40 – сегодняшними и потенциальными потребителями ювелирных изделий с бриллиантами. Он думает над тем, как бриллиантам конкурировать с многочисленными люксовыми товарами, дорогими гаджетами и путешествиями, которым привержено нынешнее мобильное поколение. Но эта глобальная задача жестко вписана в работу прежде всего на перспективных рынках. Сейчас основным драйвером спроса стало растущее финансовое благополучие среднего класса в Китае и Индии. В прошлом году из $83 млрд мировых продаж бриллиантовой продукции на них, по словам Либеррера, пришлось 16 и 7% соответственно (традиционный лидер – США, которые держат 47% рынка), и он ожидает дальнейшего роста. Это подтверждают эксперты «Алросы», которые прогнозируют к 2030 г. увеличение на 7% для Индии и на 4% для Китая. Для каждой страны, куда DPA идет с маркетинговыми и рекламными кампаниями, она создает уникальные концепции, учитывая культурные традиции, потребительские привычки и динамику покупательной способности.
– Чего удалось добиться за время существования DPA, а чего нет?
– Давайте начнем с истории, с того, как и зачем мы создали DPA. Десятилетиями ответственность за маркетинг в алмазно-бриллиантовой отрасли лежала на De Beers. На их долю приходилось 80–90% продаж алмазов, включая алмазы «Алросы». И De Beers же отвечала за рекламу бриллиантовой продукции, за ее продвижение. Так они разработали концепцию Diamond is Forever. Это было в 1947 г., 70 лет назад. De Beers много работала над созданием образа бриллианта как символа вечности. Алмаз создается и сохраняется природой миллиарды лет. Что может быть лучше для обозначения нерушимой, вечной любви? Кроме того, само понятие стабильности было очень важно в послевоенное время. Это была очень успешная и долгоиграющая рекламная кампания.
К 2008 г. De Beers потеряла монополию на торговлю алмазами. Их доля на рынке опустилась примерно до 30%, поэтому руководство компании решило, что реклама и продвижение бриллиантовой продукции больше не должны оставаться исключительно их ответственностью и инвестицией. Они прекратили инвестировать в маркетинг за пределами собственной продукции. Нужно понимать, что за предыдущие годы рекламной кампании De Beers вложила миллионы и миллионы долларов.
Таким образом, в 2008 г. исчез голос, говоривший о бриллиантах и продвигавший их потребление. В это же время появилось новое поколение потребителей – так называемых миллениалов. А вместе с ними появились смартфоны, больше возможностей путешествовать, независимость и нежелание соблюдать строгие традиции. За это время бриллиантовая продукция оказалась в ситуации, когда она должна конкурировать с люксовой продукцией других категорий, за 70 лет появилось огромное количество брендов. И все это на фоне практически полного отсутствия рекламы бриллиантов.
В 2015 г. производители алмазов наконец приняли решение возобновить маркетинг бриллиантов как категории. Я тогда был управляющим директором в Rio Tinto Diamonds. И мы совместно c «Алросой» и De Beers начали работать над созданием профессиональной отраслевой организации для рекламы бриллиантов и бриллиантовой промышленности, организации, которая стала бы «голосом бриллиантов» для нового поколения. И отдельно я хочу отметить, что наиболее активное участие в запуске новой рекламной кампании и в создании DPA принимала «Алроса». Именно «Алроса» выступила организатором встречи алмазодобывающих компаний в Санкт-Петербурге в 2009 г. Это была большая встреча участников отрасли, на которой было принято принципиальное решение возобновить рекламу и коллективный маркетинг бриллиантов.
– Встреча состоялась в 2009-м, а организация создана в 2015-м?
– Это было непросто, потребовалось много времени. Семь лет прошло с отраслевой встречи в Санкт-Петербурге до создания DPA. Но у истоков DPA стояла «Алроса».
Вообще, я бы сказал, что мы работаем только 2,5 года, а не три. В 2015 г. мы еще занимались организационной работой. Я стал первым председателем DPA, объединившей семь алмазодобывающих компаний, на долю которых приходится 75–80% мировой добычи алмазов.