Игра цвета

Раздел: Драгоценные камни
22 июня 2018 г.

Вто­рым кри­те­ри­ем си­сте­мы экс­пер­т­ной оцен­ки ка­че­ства бри­л­ли­ан­тов «4С» яв­ля­ет­ся цвет (color). Го­во­ря об этом па­ра­мет­ре, юве­ли­ры под­ра­зу­ме­ва­ют на­ли­чие или от­сут­ствие от­тен­ка в клас­си­че­ском про­зра­ч­ном – или, как еще го­во­рят, «бе­лом» ал­ма­зе. Часть до­бы­ва­е­мых ка­м­ней име­ет вы­ра­жен­ный окрас – их на­зы­ва­ют цвет­ны­ми или фан­та­зий­ны­ми, но для их оцен­ки при­ме­ня­ют дру­гие ме­то­ди­ки.

И­де­аль­ные, пол­но­стью бес­цвет­ные ал­ма­зы фа­к­ти­че­ски не име­ют при­ме­сей (и­ли их до­ля не пре­вы­ша­ет 0,001%), то есть со­сто­ят из чи­сто­го уг­ле­ро­да. В при­ро­де та­кие ка­м­ни встре­ча­ют­ся до­воль­но ред­ко и по­то­му очень це­нят­ся на юве­ли­р­ном ры­н­ке. Кро­ме то­го, из-­за от­сут­ствия не­од­но­род­но­стей в струк­ту­ре, про­зра­ч­ный бри­л­ли­ант на­и­бо­лее пол­но обес­пе­чи­ва­ет внут­рен­нее от­ра­же­ние цве­та, а зна­чит бу­дет яр­че дру­гих свер­кать и ис­крить­ся.

Боль­шин­ство же бри­л­ли­ан­тов име­ет окрас­ку той или иной ин­тен­сив­но­сти. Фор­ми­ро­ва­ние ал­ма­зов про­ис­хо­ди­ло вслед­ствие кри­стал­ли­за­ции мо­ле­кул уг­ле­ро­да под вы­со­ким дав­ле­ни­ем глу­бо­ко под зе­м­лей, и в хо­де это­го про­цес­са ато­мы и мо­ле­ку­лы дру­гих ве­ществ по­па­да­ли внутрь кри­стал­лов, осе­дая там в фор­ме при­ме­сей. Имен­но при­ме­си и струк­тур­ные не­од­но­род­но­сти при­да­ют ка­м­ням окрас­ку. На од­них и тех же ме­сто­ро­ж­де­ни­ях ча­сто на­хо­дят ал­ма­зы по­хо­жих цве­тов, что впол­не объ­яс­ня­ет­ся вли­я­ни­ем ми­не­ра­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стей ме­ст­но­сти.

Ри­су­нок 1. Бри­л­ли­ан­ты раз­ли­ч­ных от­тен­ков – от бес­цвет­но­го до жел­то­го. Цве­та D, K и Z по си­сте­ме оцен­ки GIA.

Глав­ной и ос­но­в­ной при­ме­сью в ал­ма­зах яв­ля­ет­ся азот, по со­дер­жа­нию ко­то­ро­го их де­лят на не­сколь­ко ка­те­го­рий.

Тип I – азо­т­ные ал­ма­зы, в ко­то­рых его кон­цен­тра­ция до­хо­дит до 0,25%. Ес­ли ато­мы азо­та об­ра­зу­ют па­ру, то на цвет кри­стал­ла они не вли­я­ют – это тип IaA. А вот при­ме­си, пред­став­ля­ю­щие со­бой кон­г­ло­ме­ра­ты из этих пар, при­да­ют ал­ма­зу жел­тый или ко­ри­ч­не­вый от­те­нок – это тип IaB. Око­ло 98% всех до­бы­ва­е­мых юве­ли­р­ных ал­ма­зов от­но­сят­ся к ти­пу IaA, IaB или их сме­си. Спе­ци­а­ли­сты на­зы­ва­ют эту груп­пу се­ри­ей «Кейп» (Cape), по на­з­ва­нию од­но­и­мен­ной про­вин­ции в Юж­ной Аф­ри­ке, весь­ма бо­га­той на ка­м­ни дан­но­го ти­па. Та­кие ал­ма­зы по­г­ло­ща­ют свет как в ин­фра­крас­ной, так и в уль­тра­фи­о­ле­то­вой об­ла­сти спе­к­тра, а та­к­же про­яв­ля­ют флу­о­рес­цен­цию в си­ней об­ла­сти спе­к­тра.

З­десь сто­ит сде­лать ли­ри­че­ское от­сту­п­ле­ние. Флу­о­рес­цен­ция – это спо­соб­ность ал­ма­за све­тить­ся под уль­тра­фи­о­ле­то­вы­ми лу­ча­ми. У боль­шин­ства ка­м­ней она та­кая сла­бая, что за­мет­на лишь под спе­ци­аль­ной ла­м­пой в за­те­м­нен­ном по­ме­ще­нии. Од­на­ко от­дель­ные эк­зе­м­п­ля­ры про­яв­ля­ют ее да­же при обы­ч­ном днев­ном осве­ще­нии. Для бри­л­ли­ан­тов бо­лее вы­со­кой цве­то­вой ка­те­го­рии это свой­ство бу­дет ско­рее не­до­стат­ком, а вот в жел­то­ва­тых ка­м­нях силь­ная го­лу­бая флу­о­рес­цен­ция мо­жет ней­тра­ли­зо­вать от­те­нок до та­кой сте­пе­ни, что при днев­ном све­те они бу­дут ка­зать­ся бес­цвет­ны­ми. Флу­о­рес­цен­ция не вхо­дит в си­сте­му оцен­ки 4С, но мо­жет вли­ять на це­ну ка­м­ня. Так, на аме­ри­кан­ском ры­н­ке на флу­о­рес­ци­ру­ю­щие бес­цвет­ные ал­ма­зы с ед­ва уло­ви­мы­ми от­тен­ка­ми су­ще­ству­ет спрос, по­это­му они сле­г­ка до­ро­же. В Ев­ро­пе та­кие бри­л­ли­ан­ты, на­о­бо­рот, име­ют ма­ло по­к­лон­ни­ков и сто­ят де­шев­ле. Для рос­сий­ско­го ры­н­ка флу­о­рес­цен­ция ча­ще все­го не име­ет зна­че­ния.

Ри­су­нок 2. Флу­о­рес­цен­ция: как вы­г­ля­дят од­ни и те же бри­л­ли­ан­ты при уль­тра­фи­о­ле­то­вом и днев­ном осве­ще­нии. Гра­да­ция све­ти­мо­сти: ну­ле­вая, сла­бая, сред­няя, силь­ная, очень силь­ная.

Вер­не­м­ся к клас­си­фи­ка­ции. Ес­ли ато­мы азо­та ока­зы­ва­ют­ся рас­се­я­ны по все­му кри­стал­лу (что ва­ж­но – не об­ра­зуя при этом ато­м­ных пар или групп из этих пар), ми­не­рал ча­ще все­го при­об­ре­та­ет яр­ко-­жел­тый «ка­на­ре­еч­ный» от­те­нок, ино­г­да ко­ньяч­ный (ко­ри­ч­не­вый), и от­но­си­т­ся уже к раз­ря­ду цвет­ных ал­ма­зов. Эта груп­па со­став­ля­ет око­ло 0,1% из­ве­ст­ных юве­ли­р­ных ка­м­ней. К сло­ву, по­чти все син­те­ти­че­ские бри­л­ли­ан­ты, вы­ра­щен­ные ме­то­дом вы­со­ких дав­ле­ний и те­м­пе­ра­тур HPHT (high-pressure high-temperature) име­ют азо­т­ные при­ме­си по дан­но­му ти­пу и осо­бые свой­ства флу­о­рес­цен­ции. На этом по­стро­е­но боль­шин­ство при­бо­ров по опре­де­ле­нию ис­кус­ствен­но вы­ра­щен­ных бри­л­ли­ан­тов, и они не­п­ло­хо справ­ля­ют­ся, по­чти не бра­куя на­ту­раль­ные ка­м­ни – по ста­ти­сти­ке все­го 2% на­сто­я­щих ал­ма­зов по­па­да­ет «под раз­да­чу» и тре­бу­ют до­пол­ни­тель­ной экс­пе­р­ти­зы.

Тип II – это ал­ма­зы, в ко­то­рых нет из­ме­ря­е­мых при­ме­сей азо­та. Гру­п­па IIa со­став­ля­ет око­ло 1,8% юве­ли­р­ных ал­ма­зов и пол­но­стью ли­ше­на при­ме­сей. Эти ка­м­ни бес­цвет­ны, пре­крас­но про­пус­ка­ют свет и очень це­нят­ся. За счет пла­сти­че­ской де­фор­ма­ции в про­цес­се фор­ми­ро­ва­ния в них мо­гут по­яв­лять­ся струк­тур­ные ано­ма­лии, при­да­ю­щие жел­тый, ко­ри­ч­не­вый, оран­же­вый, ро­зо­вый, крас­ный и фи­о­ле­то­вый цве­та. Мно­гие кру­п­ные из­ве­ст­ные ал­ма­зы (на­при­мер, Кул­ли­ни­ан и Ко­хи­нор) от­но­сят­ся к ти­пу IIa. В не­го же по­па­да­ют син­те­ти­че­ские ал­ма­зы, вы­ра­щен­ные ме­то­дом хи­ми­че­ско­го оса­ж­де­ния (CVD - chemical vapor deposition).

Ал­ма­зы IIb, на до­лю ко­то­рых при­хо­ди­т­ся 0,1% дра­го­цен­ных ал­ма­зов - од­ни из са­мых ред­ких. Они со­дер­жат зна­чи­тель­ные при­ме­си бо­ра, за счет че­го име­ют свет­ло-­го­лу­бой или си­не-­се­рый цвет. (си­не-­се­рую окрас­ку мо­гут иметь и ал­ма­зы ти­па Ia, но это свя­за­но с осо­бен­но­стя­ми струк­ту­ры, а не с при­ме­ся­ми). Кста­ти, тип IIb – един­ствен­ный из всех ал­ма­зов, об­ла­да­ю­щий свой­ства­ми по­лу­про­вод­ни­ка.

Та­б­ли­ца 1. Клас­си­фи­ка­ция ал­ма­зов по со­дер­жа­нию при­ме­си азо­та.

О­соб­ня­ком сто­ят зе­ле­ные ал­ма­зы – их окрас­ка вы­з­ва­на не со­дер­жа­ни­ем при­ме­сей, а струк­тур­ны­ми из­ме­не­ни­я­ми, вы­зван­ны­ми дей­стви­ем ра­ди­а­ции в про­цес­се фор­ми­ро­ва­ния ка­м­ня. Эти ал­ма­зы чрез­вы­чай­но ред­ки.

При оцен­ке бес­цвет­ных ка­м­ней по си­сте­ме 4С в за­да­чу экс­пе­р­та вхо­дит точ­ное опре­де­ле­ние ин­тен­сив­но­сти окрас­ки бри­л­ли­ан­та при стан­дар­т­ном осве­ще­нии с ис­поль­зо­ва­ни­ем эта­ло­нов. Сей­час в ка­че­стве эта­ло­на вме­сто на­бо­ра бри­л­ли­ан­тов ча­сто при­ме­ня­ют ко­м­плек­ты из ку­би­че­ской дву­о­ки­си ци­р­ко­на, ко­то­рые сто­ят в де­сят­ки раз де­шев­ле бри­л­ли­ан­то­вых об­раз­цов и пра­к­ти­че­ски не усту­па­ют по ка­че­ству.

На­и­бо­лее из­ве­ст­ной и ши­ро­ко ис­поль­зу­е­мой, в том чис­ле и в Рос­сии, шка­лой оцен­ки яв­ля­ет­ся шка­ла эта­ло­нов GIA. Она раз­де­ле­на на груп­пы и на­чи­на­ет­ся с со­вер­шен­но бес­цвет­ных бри­л­ли­ан­тов, обо­з­на­ча­е­мых бук­вой ла­тин­ско­го ал­фа­ви­та D. Да­лее идут плав­ные пе­ре­хо­ды с уве­ли­че­ни­ем на­сы­щен­но­сти жел­то­го цве­та и за­кан­чи­ва­ют­ся груп­пой, име­ю­щей чет­кую жел­тую окрас­ку и обо­з­на­че­ние Z. По этой же шка­ле оце­ни­ва­ют ка­м­ни ко­ри­ч­не­ва­то­го, се­ро­ва­то­го и зе­ле­но­ва­то­го от­тен­ка, по­сколь­ку име­ет зна­че­ние не сам цвет, а его на­сы­щен­но­сть. Бри­л­ли­ан­ты с окрас­кой «глуб­же» Z счи­та­ют­ся фан­та­зий­ны­ми. Ча­сто ри­тей­ле­ры не дер­жат в ас­сор­ти­мен­те бес­цвет­ных ка­м­ней ни­же гра­да­ции J из-­за низ­ко­го спро­са.

Ри­су­нок 3. Эта­ло­ны для опре­де­ле­ния цве­та бри­л­ли­ан­тов по си­сте­ме GIA.

О­цен­ка про­ис­хо­дит сле­ду­ю­щим об­ра­зом. На бу­ма­гу в ряд воз­ле цен­траль­но­го сги­ба экс­перт по­ме­ща­ет бри­л­ли­ан­ты пло­ща­д­кой вниз. При этом на ра­бо­чей плос­ко­сти не дол­ж­но со­з­да­вать­ся за­те­м­не­ний, а свет дол­жен быть рас­се­ян­ным, что­бы ис­клю­чить ме­ша­ю­щие оцен­ке от­ра­же­ния и блеск бри­л­ли­ан­тов (кста­ти, спе­ци­аль­но для экс­пе­р­ти­зы про­из­во­дят­ся юве­ли­р­ные ла­м­пы с те­п­ло­вой те­м­пе­ра­ту­рой, со­о­т­вет­ству­ю­щей днев­но­му све­ту). Вз­гляд оцен­щи­ка дол­жен быть на­прав­лен пе­р­пе­н­ди­ку­ляр­но по­верх­но­сти бри­л­ли­ан­та. В та­ком по­ло­же­нии мо­ж­но при крат­ком со­сре­до­то­чен­ном про­смо­т­ре очень быст­ро рас­по­знать ле­г­кие цве­то­вые от­тен­ки ка­ж­до­го из ка­м­ней. Да­лее пу­тем срав­не­ния с на­бо­ром эта­ло­нов, оцен­щик при­сва­и­ва­ет им окон­ча­тель­ную ха­ра­к­те­ри­сти­ку.

А вот ес­ли бри­л­ли­ант оправ­лен в юве­ли­р­ное из­де­лие, то оцен­ка цве­та да­ет­ся с точ­но­стью на 1-2 уро­в­ня, по­сколь­ку цвет ме­тал­ла ока­зы­ва­ет боль­шое вли­я­ние на вос­при­я­тие. В этом, кста­ти, за­клю­ча­ет­ся не­кая юве­ли­р­ная хи­т­рость – те ка­м­ни, ко­то­рые по­ка­жут­ся жел­ты­ми на фо­не бе­ло­го зо­ло­та, в жел­той опра­ве бу­дут смо­т­реть­ся пра­к­ти­че­ски бес­цвет­ны­ми: по­это­му бри­л­ли­ан­ты, име­ю­щие вы­ра­жен­ную жел­тиз­ну, ча­сто оправ­ля­ют в жел­тое зо­ло­то. А вот для пла­ти­ны и бе­ло­го зо­ло­та ну­ж­ны ка­м­ни «вы­со­кой» цве­то­вой ка­те­го­рии.

Ри­су­нок 4. Ка­мень цве­та J вы­г­ля­дит бо­лее про­зра­ч­ным в жел­том зо­ло­те.

Рос­сий­ская си­сте­ма оцен­ки цве­та ре­гла­мен­ти­ру­ет­ся ГОСТ Р 52913 – 2008, пред­по­ла­гая 4 гра­да­ции цве­та для мел­ких бри­л­ли­ан­тов с гран­кой в 17 гра­ней, 7 гра­да­ций для осталь­ных бри­л­ли­ан­тов ка­рат­но­стью до 0,29 и 17 групп для ка­м­ней от 0,3 ка­рат и вы­ше. Ха­ра­к­те­ри­сти­ки ка­м­ней по си­сте­ме GIA и при­мер­ное со­о­т­вет­ствие рос­сий­ско­му ГОСТ да­ны в та­б­ли­це 2.

Что ка­са­ет­ся це­ны, то для не­боль­ших ка­м­ней (ме­нее ка­ра­та) цвет вли­я­ет на сто­и­мость по­чти ли­ней­но, не­м­но­го сни­жая ее с ка­ж­дой гра­да­ци­ей от­тен­ка. А вот на бо­лее кру­п­ных ка­м­нях, осо­бен­но за­мет­но вли­я­ние цве­та на це­ну ка­м­ня на бри­л­ли­ан­тах вы­с­шей чи­сто­ты. Срав­не­ние цен бри­л­ли­ан­тов, со­по­ста­ви­мых по раз­ме­ру (1 ct) и чи­сто­те (IF, VVS2, SI2), име­ю­щих кру­г­лую огран­ку ка­че­ства Ideal и до­сту­п­ных для по­ку­п­ки в ап­ре­ле 2018 г. при­во­ди­т­ся на рис. 5.

Ри­су­нок 5. За­ви­си­мость це­ны бри­л­ли­ан­та от цве­та. Срав­ни­ва­лись дан­ные Blue Nile, Brilliance, Brilliant Earth, Ritani, James Allen.

Та­б­ли­ца 2. Цве­то­вая шка­ла бес­цвет­ных бри­л­ли­ан­тов в си­сте­ме GIA.

И не­м­но­го о цвет­ных бри­л­ли­ан­тах. Они не вхо­дят в шка­лу клас­си­фи­ка­ции GIA и клас­си­фи­ци­ру­ют­ся «пу­тем опре­де­ле­ния от­тен­ка, на­сы­щен­но­сти, то­нов от свет­ло­го до те­м­но­го (яр­ко­сть) и од­но­род­но­стью рас­пре­де­ле­ния цве­та бри­л­ли­ан­та». В от­ли­чие от обы­ч­ных бри­л­ли­ан­тов, для ко­то­рых вес в ка­ра­тах, чи­сто­та, цвет и огран­ка (4С) оди­на­ко­во ва­ж­ны, для этих бри­л­ли­ан­тов цвет яв­ля­ет­ся са­мой ва­ж­ной ха­ра­к­те­ри­сти­кой. Для опре­де­ле­ния от­тен­ка ис­поль­зу­ет­ся 27-­цвет­ная шка­ла.

Ри­су­нок 6. Шка­ла опре­де­ле­ния цве­та бри­л­ли­ан­та (и­сточ­ник – Asteria Diamonds). Цве­то­вая ле­ген­да:

Ка­ж­дый цвет бри­л­ли­ан­та име­ет де­вять гра­да­ций ин­тен­сив­но­сти. Ос­но­в­ные из них: faint (не­з­на­чи­тель­ная), light (сла­бая), fancy light (сла­бо-­фан­та­зий­ная), fancy (фан­та­зий­ная), fancy intense (ин­тен­сив­но-­фан­та­зий­ная), fancy deep (на­сы­щен­но-­фан­та­зий­ная), fancy vivid (яр­ко-­фан­та­зий­ная). Сто­и­мость фан­та­зий­но­го бри­л­ли­ан­та рез­ко воз­рас­та­ет по ме­ре уве­ли­че­ния ин­тен­сив­но­сти цве­та. По-­на­сто­я­ще­му са­мы­ми до­ро­ги­ми и ред­ки­ми фан­та­зий­ны­ми цвет­ны­ми бри­л­ли­ан­та­ми яв­ля­ют­ся ка­м­ни с ин­тен­сив­но­стью цве­та fancy vivid, сле­дом за ко­то­ры­ми идут ка­м­ни fancy intense.

Ри­су­нок 7. Шка­ла цве­та и на­сы­щен­но­сти для цвет­ных бри­л­ли­ан­тов (и­сточ­ник – Asteria Diamonds).

Есть еще та­кая раз­но­вид­ность ка­м­ней, как чер­ные бри­л­ли­ан­ты. Они ста­но­вят­ся та­ки­ми за счет гра­фи­то­вых и ге­ма­ти­то­вых при­ме­сей, не­про­зра­ч­ны и от­ра­жа­ют свет толь­ко по­верх­но­стью. Кро­ме то­го, они име­ют осо­бую, от­ли­ч­ную от осталь­ных ал­ма­зов струк­ту­ру – кар­бо­на­до, со­сто­я­щую из мел­ко­зер­ни­стых не­пра­виль­ных кус­ков (об­ло­м­ков) кри­стал­лов. За счет это­го они очень хру­п­ки на и сло­ж­ны в огран­ке. Стро­го го­во­ря, до не­дав­не­го вре­ме­ни чер­ные бри­л­ли­ан­ты счи­та­лись бра­ком и в юве­ли­р­ном де­ле не ис­поль­зо­ва­лись. Мо­ду на них ввел юве­ли­р­ный дом de Grisogono, пред­ста­вив кол­лек­цию ко­лец, бро­шей, се­рег, за­по­нок и ча­сов, укра­шен­ных чер­ны­ми бри­л­ли­ан­та­ми. Од­на­ко не­смо­т­ря на та­кое при­з­на­ние, по це­не чер­ные бри­л­ли­ан­ты по-­пре­ж­не­му за­мет­но про­и­г­ры­ва­ют сво­им про­зра­ч­ным со­бра­тьям.

Ред­ко в при­ро­де встре­ча­ют­ся про­зра­ч­ные чер­ные ал­ма­зы – тут де­ло в уже упо­мя­ну­тых струк­тур­ных ано­ма­ли­ях, а не в при­ме­сях. Та­кие ка­м­ни бас­но­с­ло­в­но до­ро­ги и тор­гу­ют­ся толь­ко на аук­ци­о­нах.

Кста­ти. Исто­ри­че­ски для обо­з­на­че­ния ка­че­ства бри­л­ли­ан­тов ис­поль­зо­ва­лись раз­ли­ч­ные си­сте­мы. Это бы­ли I, II, III и A, B, C; за­тем – АА и ААА для ал­ма­зов ка­че­ством луч­ше, чем А. Цвет не­ред­ко обо­з­на­ча­ли ме­та­фо­ри­че­ски­ми тер­ми­на­ми – «во­да», «ре­ка» или, на­при­мер, «мыс» для блед­но-­жел­тых бри­л­ли­ан­тов с Мы­са Доб­рое На­де­ж­ды. Уже поз­же, ко­г­да был со­з­дан Аме­ри­кан­ский Ге­м­мо­ло­ги­че­ский Ин­сти­тут (GIA) и раз­ра­бо­та­на ме­ж­ду­на­род­ная шка­ла клас­си­фи­ка­ции бри­л­ли­ан­тов, од­ной из за­дач ста­ло од­но­зна­ч­ное от­де­ле­ние но­вой шка­лы от уже су­ще­ству­ю­щих. Имен­но по­это­му гра­да­ции цве­та в GIA на­чи­на­лись с D – что­бы не пу­тать с клас­са­ми А, В И С, ко­то­рые уже су­ще­ство­ва­ли в дру­гих, ме­нее по­сле­до­ва­тель­ных шка­лах.

[ rough-polished.com ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->