«Так, как делаем ювелирные выставки мы, их не делает никто»

Раздел: Выставки
25 мая 2018 г.

— В по­след­ние па­ру де­ся­ти­ле­тий от­но­ше­ние кру­п­ных му­зеев ми­ра к де­ко­ра­тив­но-­при­кла­д­но­му ис­кус­ству, и юве­ли­р­но­му ис­кус­ству в част­но­сти, ме­ня­ет­ся. Мас­шта­б­ных про­ек­тов ста­но­ви­т­ся все боль­ше.

— Вы­став­ки де­ко­ра­тив­но-­при­кла­д­но­го ис­кус­ства, юве­ли­р­ные вы­став­ки — это на­ша те­ма. По­то­му что Му­зеи Мос­ко­в­ско­го Кре­м­ля — со­кро­ви­щ­ни­ца, где хра­нят­ся луч­шие про­из­ве­де­ния рус­ско­го юве­ли­р­но­го ис­кус­ства, кол­лек­ция за­па­д­но­ев­ро­пей­ско­го се­ре­бра, во­сточ­но­го ору­жия. Для нас со­вер­шен­но ло­ги­ч­но устра­и­вать юве­ли­р­ные вы­став­ки, ко­то­рые рас­ска­зы­ва­ют о том, по­че­му опре­де­лен­ные ко­м­па­нии или про­из­ве­де­ния ста­но­вят­ся эта­лон­ны­ми.

— С ка­ких про­ек­тов в Му­зе­ях Мос­ко­в­ско­го Кре­м­ля на­ча­лась ис­то­рия юве­ли­р­ных вы­ста­вок?

— Мы ор­га­ни­зо­вы­ва­ли про­ек­ты, по­свя­щен­ные Фа­бер­же, и они все­г­да поль­зо­ва­лись успе­хом. Опре­де­лен­ную связь с Фа­бер­же мо­ж­но бы­ло уви­деть и на вы­став­ке «Кар­тье: Ин­но­ва­ции XX ве­ка» в 2007 го­ду. Хо­тя о дру­гом про­ек­те — «Со­кро­ви­щ­ни­ца ми­ра. Юве­ли­р­ное ис­кус­ство Ин­дии в эпо­ху Ве­ли­ких Мо­го­лов» в 2009 го­ду — мы не ду­ма­ли как о юве­ли­р­ном. Мы де­ла­ем вы­став­ки, по­свя­щен­ные го­су­да­ре­вым со­кро­ви­щ­ни­цам, и со­в­сем не обя­за­тель­но они со­сто­ят толь­ко из дра­го­цен­но­стей. На­при­мер, на экс­по­зи­ции, по­свя­щен­ной япон­ским са­му­ра­ям, бы­ли клин­ки, а на вы­став­ке об им­пе­ра­то­рах свя­щен­ной Ри­м­ской им­пе­рии — кун­ст­ка­ме­ры. Сей­час мы за­кон­чи­ли ра­бо­ту над про­ек­том, по­свя­щен­ным ки­тай­ской ди­на­стии Мин.

Воз­вра­ща­ясь к юве­ли­р­ным про­ек­там, я дол­ж­на ска­зать, что ин­дий­скую вы­став­ку «Со­кро­ви­щ­ни­ца ми­ра. Юве­ли­р­ное ис­кус­ство Ин­дии в эпо­ху Ве­ли­ких Мо­го­лов» мы хо­те­ли сде­лать очень дав­но, но бы­ло сло­ж­но со­брать про­из­ве­де­ния, ко­то­рые бы от­но­си­лись толь­ко к эпо­хе Ве­ли­ких Мо­го­лов. В ито­ге про­ект уда­лось ре­а­ли­зо­вать, по­сколь­ку На­ци­о­наль­ный му­зей Кувей­та за­кры­л­ся на ре­кон­струк­цию и смог пре­до­ста­вить в Му­зеи Кре­м­ля свою за­ме­ча­тель­ную кол­лек­цию.

Ко­лье из ис­то­ри­че­ской кол­лек­ции Bulgari

— На вы­став­ке «Ин­дия: дра­го­цен­но­сти, по­ко­рив­шие мир», ко­то­рая про­хо­ди­ла в 2014 го­ду, пред­ме­ты бы­ли из со­вер­шен­но раз­ных кол­лек­ций.

— Со­вер­шен­но вер­но, это бы­ла боль­шая вы­став­ка, ко­то­рую Му­зеи Кре­м­ля со­би­ра­ли по все­му ми­ру. Про­ек­том мы за­ни­ма­лись очень дол­го, де­лать его бы­ло очень сло­ж­но, но я счи­таю его од­ним из са­мых успе­ш­ных.

— Сло­ж­но бы­ло со­брать экс­по­на­ты?

— И со­брать, и при­ду­мать кон­це­п­цию вы­став­ки. Ведь од­но де­ло — уви­деть мно­го раз­ных ве­щей, а дру­гое — по­нять их ис­то­рию, узнать, как они свя­за­ны с пре­ды­ду­щи­ми эпо­ха­ми и ка­кое вли­я­ние ока­за­ли на по­сле­ду­ю­щие. Свя­зать их с ар-­де­ко, с со­вре­мен­ны­ми юве­ли­ра­ми, ра­бо­та­ю­щи­ми на За­па­де.

— Нас­коль­ко сло­ж­но бы­ло де­лать пе­р­со­наль­ную вы­став­ку со­вре­мен­но­го рос­сий­ско­го ху­до­ж­ни­ка — «Дра­го­цен­но­сти, вдох­но­в­лен­ные при­ро­дой. Иль­гиз Ф.»? Ведь ши­ро­кой пуб­ли­ке его имя зна­ко­мо не бы­ло.

— Мне ка­жет­ся, лю­ди для то­го и при­хо­дят в му­зей, что­бы узнать что-то но­вое. И мы не­ред­ко де­ла­ем вы­став­ки, по­свя­щен­ные ис­кус­ству XX–XXI ве­ков. К при­ме­ру, бы­ли про­ек­ты, по­свя­щен­ные скуль­п­ту­ре Ген­ри Му­ра и ди­зай­ну Ма­кин­то­ша. С твор­че­ством Иль­ги­за Фа­зул­зя­но­ва Му­зеи Мос­ко­в­ско­го Кре­м­ля зна­ко­мы до­ста­точ­но дав­но, в кол­лек­ции му­зея бы­ли его про­из­ве­де­ния. Он ху­до­ж­ник, ко­то­рый из­ве­стен во всем ми­ре, но у нас — как это ча­сто бы­ва­ет — го­раз­до мень­ше. По­это­му бы­ло осо­бен­но ин­те­рес­но сде­лать вы­став­ку его ра­бот, и ду­маю, это не по­след­няя вы­став­ка со­вре­мен­но­го рос­сий­ско­го юве­ли­ра в на­шем му­зее.

Фо­то: Пре­до­став­ле­но Bulgari

— Уже есть что-то в пла­нах?

— Есть. Ре­а­к­ция пуб­ли­ки на вы­став­ку Иль­ги­за бы­ла от­ли­ч­ной, при­шли не толь­ко про­фес­си­о­на­лы и кол­лек­ци­о­не­ры. Бы­ло очень при­ят­но, что вы­став­ку по­се­ти­ло мно­го мо­ло­де­жи, лю­ди воз­вра­ща­лись на вы­став­ку. Ка­ж­дый раз Му­зеи Кре­м­ля не про­сто по­ка­зы­ва­ют кра­си­вые ве­щи, мы же не юве­ли­р­ный ма­га­зин. Му­зей рас­ска­зы­ва­ет ис­то­рии. По­это­му лю­ди при­хо­дят узнать что-то но­вое. Так, на вы­став­ке «Эле­ган­т­ность и рос­кошь ар-­де­ко» при уча­стии Cartier и Van Cleef & Arpels укра­ше­ния бы­ли пред­став­ле­ны вме­сте с ко­стю­ма­ми из Му­зея ко­стю­ма Кио­то. Это, кста­ти, бы­ла са­мая по­се­ща­е­мая вы­став­ка из по­след­них. Та­к­же хо­те­ла бы за­ме­тить, что в Му­зе­ях Кре­м­ля не толь­ко про­во­дят­ся юве­ли­р­ные вы­став­ки, укра­ше­ния до­пол­ня­ют дру­гие вы­ста­воч­ные про­ек­ты. На­при­мер, мы ча­сто бе­рем укра­ше­ния Van Cleef & Arpels для раз­ли­ч­ных экс­по­зи­ций, а вот от­дель­ной вы­став­ки это­го юве­ли­р­но­го до­ма мы еще не устра­и­ва­ли.

— Как и ко­г­да ро­ди­лась идея про­ек­та с Bulgari?

— Где-то пол­то­ра го­да на­зад пред­ста­ви­те­ли ита­льян­ско­го до­ма Bulgari пред­ло­жи­ли нам та­кую идею, по­то­му что все зна­ют, что так, как де­ла­ют юве­ли­р­ные вы­став­ки Му­зеи Кре­м­ля, их не де­ла­ет ни­к­то. Мы не про­сто пре­до­став­ля­ем вы­ста­воч­ную пло­ща­дь, но и участ­ву­ем в от­бо­ре ве­щей, про­ду­мы­ва­ем кон­це­п­цию. Лю­бая вы­став­ка — это шоу, сво­е­го ро­да про­из­ве­де­ние ис­кус­ства, по­это­му по­стро­е­на она дол­ж­на быть опре­де­лен­ным об­ра­зом. С до­мом Bulgari мы ра­бо­та­ем очень мно­го. Я пред­ло­жи­ла сде­лать вы­став­ку о фе­ми­низ­ме XX ве­ка на при­ме­ре то­го, что при­об­ре­та­ли и за­ка­зы­ва­ли у Bulgari аме­ри­кан­ские и ита­льян­ские ак­три­сы в по­сле­во­ен­ный пе­ри­од. Жен­щи­ны, ко­то­рые са­ми вы­би­ра­ли и при­об­ре­та­ли укра­ше­ния, ис­поль­зо­ва­ли их в филь­мах. Мы хо­тим рас­ска­зать не толь­ко о раз­ви­тии юве­ли­р­но­го ис­кус­ства, но и о раз­ви­тии об­ще­ства.

— Кто глав­ные ге­ро­и­ни этой вы­став­ки?

— Их не­сколь­ко, от Ан­ны Ма­нья­ни до Лиз Тей­лор. По­яви­т­ся и еще один при­н­ци­пи­аль­ный для брен­да пе­р­со­наж — Рим.

— На вы­став­ке бу­дет бо­лее 500 экс­по­на­тов. Как вы их от­би­ра­ли?

— Это про­ис­хо­ди­ло со­в­ме­ст­но с юве­ли­ра­ми до­ма Bulgari. Они по­мо­га­ли уви­деть не­ко­то­рые ис­клю­чи­тель­ные ве­щи из част­ных кол­лек­ций, из ко­то­рых мы вы­би­ра­ли под­хо­дя­щие.

— За пол­то­ра го­да ра­бо­ты над вы­став­кой вы узна­ли о Bulgari что-то но­вое?

— Я ни­ко­г­да не от­да­ва­ла се­бе от­че­та в том, что все дра­го­цен­но­сти, ко­то­рые, на­при­мер, по­яв­ля­ют­ся в филь­ме «Се­мей­ный пор­т­рет в ин­те­рье­ре»,— это Bulgari. Те же ве­щи Лиз Тей­лор — все их зна­ют, но не­м­но­гие ви­де­ли их вжи­вую. Я не зна­ла о са­мом ран­нем пе­ри­о­де Bulgari, о се­реб­ря­ных ве­щах, с ко­то­рых они на­чи­на­ли.

— Это се­реб­ро бу­дет на вы­став­ке?

— Да, бу­дут ве­щи са­мо­го ран­не­го пе­ри­о­да, что­бы мо­ж­но бы­ло пред­ста­вить, как ме­ня­лась ко­м­па­ния. Са­мые позд­ние пред­ме­ты в экс­по­зи­ции — 1990-х го­дов.

— В чем, по-­ва­ше­му, уни­каль­ность Bulgari?

— В Bulgari лю­бят цвет­ные ка­м­ни и ис­поль­зу­ют их так, как в древ­но­сти — с со­вер­шен­но уди­ви­тель­ны­ми, не­пред­ска­зу­е­мы­ми со­че­та­ни­я­ми дра­го­цен­ных и по­лу­дра­го­цен­ных ка­м­ней. Bulgari — это цвет. А ба­роч­ные со­че­та­ния цве­тов, мне ка­жет­ся, очень близ­ки рус­ско­му че­ло­ве­ку.

[ kommersant.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->