Сокровища Фаберже: как Россия навсегда потеряла ювелирный бренд

Раздел: Бренды
15 мая 2018 г.

По­че­му 100 лет на­зад рух­ну­ла юве­ли­р­ная им­пе­рия Кар­ла Фа­бер­же и как бренд Fabergé ушел от Ви­к­то­ра Век­сель­бер­га в Юж­ную Аф­ри­ку — в рас­сле­до­ва­нии Forbes Life

Ра­бо­ты юве­ли­р­ной фи­р­мы Фа­бер­же устой­чи­во рас­тут в це­не уже сто лет. Фа­бер­же — иде­аль­ная арт-ин­ве­сти­ция с га­ран­ти­ро­ван­ной вы­со­кой до­ход­но­стью для дол­го­сроч­ных и крат­ко­сроч­ных вло­же­ний. По­след­ние 10 лет про­из­ве­де­ния ис­кус­ства кон­ца XIX — на­ча­ла XX ве­ка поль­зу­ют­ся ажи­о­та­ж­ным спро­сом на аук­ци­о­нах и яр­мар­ках. Но на­след­ни­ки зна­ме­ни­той юве­ли­р­ной фа­ми­лии не по­лу­ча­ют от про­даж ни­че­го. Что раз­ру­ши­ло ле­ген­дар­ную юве­ли­р­ную фи­р­му? Ко­му при­на­д­ле­жит все­ми­р­но из­ве­ст­ный бренд се­год­ня? Ка­кой де­ло­вой ин­те­рес был у Ви­к­то­ра Век­сель­бер­га F 9, ко­г­да он ку­пил кол­лек­цию Фа­бер­же у се­мьи Форбс и от­крыл пять лет на­зад му­зей в Шу­ва­ло­в­ском двор­це в Санкт-Пе­тер­бур­ге?

Фа­бер­же бе­жал. «Фа­бер­же» остал­ся

Сен­тябрь 1918 го­да. Пет­ро­град. Все сме­ша­лось в до­ме на Боль­шой Мор­ской, 24. Его вла­де­лец — 72-лет­ний при­двор­ный юве­лир Карл Фа­бер­же — со стар­шим сы­ном Ев­ге­ни­ем спе­ш­но со­би­ра­ют ве­щи. За ок­на­ми слы­шат­ся вы­стре­лы, а в дверь не­пре­ры­в­но зво­нят: кли­ен­ты в па­ни­ке не­сут Фа­бер­же на хра­не­ние дра­го­цен­но­сти.

До пуб­ли­ка­ции де­кре­та ВЦИКа «Об от­ме­не част­ной соб­ствен­но­сти на не­дви­жи­мость в го­ро­дах» оста­ет­ся не­сколь­ко ме­ся­цев. Карл Фа­бер­же не бу­дет до­жи­дать­ся при­хо­да экс­про­при­а­то­ров. Вла­де­лец со­сто­я­ния в ми­л­ли­о­ны дол­ла­ров бе­жит в Ев­ро­пу под ви­дом ку­рье­ра.

В Ев­ро­пе уже жи­вут су­пру­га, не­ве­ст­ки, шесть вну­ков и сын Ни­ко­лай. Трое дру­гих сы­но­вей, Ага­фон, Ев­ге­ний и Алек­сан­др, вре­мен­но оста­ют­ся в Пет­ро­гра­де, пы­та­ясь спа­сти фи­р­му от кра­ха.

Од­на­ко бе­г­ство ста­ло для Кар­ла Фа­бер­же не спа­се­ни­ем, а тра­ге­ди­ей. Он ски­тал­ся по ми­ру, а из боль­ше­ви­ст­ской Рос­сии при­хо­ди­ли стра­ш­ные из­ве­стия: до­ма, да­ча, ма­га­зи­ны и ма­стер­ские раз­гра­б­ле­ны, иму­ще­ство и дра­го­цен­но­сти по­хи­ще­ны, сред­не­го сы­на Ага­фо­на два­ж­ды аре­сто­вы­ва­ли и са­жа­ли в тюрь­му.

Со­сто­я­ние се­мьи Фа­бер­же та­я­ло, а с ним — здо­ро­вье гла­вы фи­р­мы. Без сво­ей фи­р­мы Карл Фа­бер­же смог про­жить толь­ко два го­да.

Не толь­ко яй­ца­

Се­год­ня из­ве­ст­но по­ряд­ка 250 000 пред­ме­тов, со­з­дан­ных юве­ли­р­ной фи­р­мой Фа­бер­же за 45 лет (1872–1917). Карл Фа­бер­же был и ху­до­ж­ни­ком, и ге­м­мо­ло­гом, и ре­став­ра­то­ром. Но глав­ный его та­лант — пред­при­ни­ма­тель­ский: Фа­бер­же со­брал во­круг се­бя луч­ших ху­до­ж­ни­ков сво­е­го вре­ме­ни. В об­щей сло­ж­но­сти у не­го ра­бо­та­ло 500 че­ло­век от про­дав­цов до бух­гал­те­ров. Это бы­ла огро­м­ная юве­ли­р­ная им­пе­рия, вклю­ча­ю­щая ма­стер­ские, ди­зайн-сту­дии, ма­га­зи­ны и фи­ли­а­лы (в Москве с 1887 го­да, в Одес­се с 1890 го­да, в Лон­до­не с 1903 го­да и в Ки­е­ве с 1905-­го).

Дом Фа­бер­же про­из­во­дил бри­л­ли­ан­то­вые ди­а­де­мы и пор­т­си­га­ры, пе­р­ст­ни и серь­ги, сто­ло­вое се­реб­ро и икон­ные окла­ды. В ма­стер­ских Фа­бер­же тру­ди­лись и ма­сте­ра-ка­м­не­ре­зы, со­з­да­вав­шие objets de fantaisie, фи­гур­ки жи­во­т­ных и лю­дей, вы­пол­нен­ные из цель­ных кус­ков ка­м­ня и в сло­ж­ных тех­ни­ках эма­ли и фло­рен­тий­ской мо­за­и­ки.

Ма­га­зин Фа­бер­же в Санкт-Пе­тер­бур­ге. 1910 Getty Images

Но се­го­д­ня го­во­рим «Фа­бер­же» — под­ра­зу­ме­ва­ем «яй­ца»: де­ко­ра­тив­ные пас­халь­ные яй­ца Фа­бер­же со­з­да­вал в про­мы­ш­лен­ных ко­ли­че­ствах. Ма­лень­кие изя­щ­ные яй­ца-бре­ло­ки раз­ли­ч­ных фа­со­нов и от­дел­ки, дра­го­цен­ные ку­ло­ны, ко­то­рые ве­ша­ли на шею, на по­яс, на бро­ши, со­би­ра­ли в оже­ре­лья. Князь Фе­ликс Юсу­пов вспо­ми­нал, как «на ба­лах яй­ца Фа­бер­же де­сят­ка­ми рас­сы­па­лись по свер­ка­ю­ще­му пар­кет­но­му по­лу». А по вос­по­ми­на­ни­ям моск­ви­чей, в 1950-е го­ды ан­ти­к­вар­ный ма­га­зин на Ар­ба­те был бук­валь­но за­ва­лен яй­ца­ми Фа­бер­же.

Фе­ти­шем юве­ли­р­ные яй­ца сде­ла­ла им­пе­ра­тор­ская се­мья. Пер­вое яй­цо с сюр­при­зом «Ку­роч­ка» бы­ло за­ка­за­но им­пе­ра­то­ром Алек­сан­дром III как пас­халь­ный по­да­рок им­пе­ра­три­це Ма­рии Фе­до­ро­в­не в 1885 го­ду. По­след­нее до­де­лан­ное (к 1917 го­ду оста­лись еще два не­за­вер­шен­ных) им­пе­ра­тор­ское пас­халь­ное яй­цо — «Ор­ден Свя­то­го Геор­гия», со­з­дан­ное в 1916 го­ду из зо­ло­та, се­ре­бра, ко­сти, гор­но­го хру­ста­ля. (И пе­р­вое, и по­след­нее яй­ца вы­став­ле­ны сей­час в Му­зее Фа­бер­же в Шу­ва­ло­в­ском двор­це в Санкт-Пе­тер­бур­ге.)

И­м­пе­ра­тор­ски­ми на­зы­ва­ют яй­ца, по­да­рен­ные рос­сий­ски­ми им­пе­ра­то­ра­ми Алек­сан­дром III и Ни­ко­ла­ем II сво­им су­пру­гам и ма­те­рям. На дан­ный мо­мент из 50 им­пе­ра­тор­ских яиц из­ве­ст­но ме­сто­на­хо­ж­де­ние лишь со­ро­ка трех.

По­ми­мо им­пе­ра­тор­ских фи­р­ма Фа­бер­же де­ла­ла и рос­ко­ш­ные пас­халь­ные яй­ца по за­ка­зам дру­гих зна­чи­мых кли­ен­тов: ку­п­чи­хи Вар­ва­ры Кельх (7 яиц), по од­но­му пас­халь­но­му яй­цу фи­р­ма Фа­бер­же вы­пол­ни­ла для кня­зя Фе­ли­к­са Юсу­по­ва, гер­цо­ги­ни Кон­су­э­ло Маль­бо­ро, ба­ро­на Ро­т­шиль­да и не­ф­те­про­мы­ш­лен­ни­ка Но­бе­ля.

Как Ви­к­тор Век­сель­берг ку­пил луч­шее част­ное со­бра­ние Фа­бер­же

2018 год, Москва. На Пет­ро­в­ке, 10, в не­сколь­ких ша­гах от до­ма, где до ре­во­лю­ции ра­бо­тал мос­ко­в­ский ма­га­зин Фа­бер­же, от­крыт юве­ли­р­ный бу­тик се­ти Louvre, один из двух ма­га­зи­нов, остав­ший­ся от се­ти из 12 бу­ти­ков. В луч­шие вре­ме­на, не­сколь­ко лет на­зад, ко­г­да фла­г­ман­ский бу­тик Louvre ра­бо­тал в оте­ле Ritz Carlton, там про­да­ва­лись из­де­лия под брен­дом Fabergé. Вла­дель­цем се­ти Louvre то­г­да был кол­лек­ци­о­нер ан­ти­к­ва­ри­а­та, пред­при­ни­ма­тель Вла­ди­мир Во­рон­чен­ко. Се­год­ня Во­рон­чен­ко — ди­рек­тор Му­зея Фа­бер­же в Шу­ва­ло­в­ском двор­це в Санкт-Пе­тер­бур­ге, пред­се­да­тель прав­ле­ния фон­да «С­вязь вре­мен», ос­но­ван­но­го Ви­к­то­ром Век­сель­бер­гом в 2004 го­ду по­с­ле по­ку­п­ки кру­п­ней­ше­го в ми­ре со­бра­ния Фа­бер­же у се­мьи Форбс.

По­ку­пая пред­мет за пред­ме­том на про­тя­же­нии 30 лет, Мал­кольм Форбс со­брал луч­шую кол­лек­цию Фа­бер­же. Ее цен­ность в том, что в ней пред­став­ле­ны все на­прав­ле­ния юве­ли­р­но­го ис­кус­ства Фа­бер­же.

Ко­ро­на­ци­он­ное яй­цо, 1897 год куль­тур­но-и­сто­ри­че­ский фонд «С­вязь вре­мен». Му­зей Фа­бер­же в Санкт-Пе­тер­бур­ге

По­с­ле смер­ти Мал­коль­ма Фор­б­са его сы­но­вья ре­ши­ли про­дать со­бра­ние: сна­ча­ла ушли 20 пред­ме­тов, за­тем еще 70, а по­том все, что от не­го оста­лось.

Фи­наль­ные тор­ги кол­лек­ции Фа­бер­же из со­бра­ния Мал­коль­ма Фор­б­са на аук­ци­о­не Sotheby’s в Нью-Йор­ке бы­ли на­з­на­че­ны на 20–21 ап­ре­ля 2004 го­да. Ка­ж­дый кол­лек­ци­о­нер Фа­бер­же счел сво­им дол­гом за­ре­ги­стри­ро­вать­ся на этот аук­ци­он.

Од­на­ко за два ме­ся­ца до тор­гов Sotheby’s объ­явил об их от­ме­не. При­чи­на — по­ку­п­ка всей кол­лек­ции рос­сий­ским биз­не­сме­ном Ви­к­то­ром Век­сель­бер­гом. Для аук­ци­он­но­го до­ма с 250-лет­ней ис­то­ри­ей со­бы­тие не­слы­хан­ное, как и для ми­ро­во­го аук­ци­он­но­го ры­н­ка. «Это аб­со­лют­но ис­клю­чи­тель­ное ре­ше­ние», — при­з­нал пре­зи­дент и ге­не­раль­ный ди­рек­тор Sotheby’s Holdings Inc. Билл Ру­прехт.

Су­м­ма по­ку­п­ки офи­ци­аль­но не объ­яв­ле­на, экс­пе­р­ты ры­н­ка го­во­рят о $100–120 млн.

В лю­бом слу­чае це­на ока­за­лась до­ста­точ­ной, что­бы убе­дить Sotheby’s от­ме­нить тор­ги. Рас­став­шись с ми­л­ли­о­на­ми дол­ла­ров, Век­сель­берг при­об­рел бо­лее 200 пред­ме­тов и стал об­ла­да­те­лем са­мо­го зна­чи­мо­го в ми­ре со­бра­ния из­де­лий Фа­бер­же. И вто­рой — по­с­ле Му­зеев Мос­ко­в­ско­го Кре­м­ля — кол­лек­ции им­пе­ра­тор­ских пас­халь­ных яиц.

«Век­сель­берг спас хре­сто­ма­тий­ную кол­лек­цию му­зей­но­го уро­в­ня от рас­пы­ле­ния, со­хра­нив ее це­ло­ст­но­сть», — рас­ска­за­ла Та­тья­на Мун­тян, хра­ни­тель кол­лек­ции Фа­бер­же Му­зеев Мос­ко­в­ско­го Кре­м­ля.

Как и Мал­кольм Форбс, дол­гие го­ды бес­плат­но вы­став­ляв­ший в Нью-Йор­ке свое со­бра­ние, Ви­к­тор Век­сель­берг не спря­тал со­кро­ви­ща. Де­вять лет кол­лек­ция пу­те­ше­ство­ва­ла по му­зе­ям Рос­сии и ми­ра — от Му­зеев Мос­ко­в­ско­го Кре­м­ля до Му­зеев Ва­ти­ка­на и На­ци­о­наль­но­го му­зея Ин­дии. По­бы­ва­ла в Нью-Йор­ке, Бер­ли­не, Ри­ме, Мо­на­ко, Де­ли, Дуб­ро­в­ни­ке, ита­льян­ском Ба­ри, ра­зу­ме­ет­ся, и в Рос­сии — от Моск­вы до Хан­ты-Ман­сий­ска. В глу­бин­ке кол­лек­ция вы­з­ва­ла стра­ш­ный ажи­о­таж.

Пер­м­ские пе­н­си­о­не­ры, же­лая по­пасть на вы­став­ку, чуть не сло­ма­ли две­ри му­зея.

Пять лет на­зад от­кры­лась по­сто­ян­ная экс­по­зи­ция — Му­зей Фа­бер­же в Пе­тер­бур­ге, в спе­ци­аль­но пе­ре­стро­ен­ном для этой це­ли Шу­ва­ло­в­ском двор­це.

Воз­мо­ж­но, по­ку­пая кол­лек­цию Фор­б­са, Ви­к­тор Век­сель­берг ру­ко­вод­ство­вал­ся не толь­ко аль­тру­и­сти­че­ски­ми це­ля­ми. В 2007 го­ду из-­за прав на то­вар­ный знак Fabergé пе­ре­с­со­ри­лись вла­де­лец СУАЛа (Си­би­р­ско-Ураль­ская алю­ми­ни­е­вая ко­м­па­ния поз­же ста­ла ча­стью «Рус­ско­го алю­ми­ния») Ви­к­тор Век­сель­берг и бы­в­ший ди­рек­тор СУАЛа, юж­но­а­ф­ри­кан­ский биз­нес­мен Брай­ан Ги­л­бер­т­сон. Пра­ва на Fabergé Limited оста­лись за Брай­а­ном Ги­л­бер­том. Ма­га­зи­ны Fabergé Limited от­кры­лись не толь­ков цен­т­ре Лон­до­на, но и по все­му ми­ру. А сеть рос­сий­ских юве­ли­р­ных бу­ти­ков Louvre от­ка­за­лась от дис­три­бу­ции укра­ше­ний Fabergé.

Как по­лу­чи­лось, что пра­ва на Fabergé не при­на­д­ле­жат по­то­м­кам се­мьи Фа­бер­же и пе­ре­хо­дят из рук в ру­ки?

Са­к­во­яж и шесть че­мо­да­нов с со­кро­ви­ща­ми

На­ка­ну­не бе­г­ства из Пет­ро­гра­да Карл Фа­бер­же под­стра­хо­вал­ся — по край­ней ме­ре, он так ду­мал. Свой боль­шой дом с мас­сив­ным фа­са­дом, об­ли­цо­ван­ным се­ро-ро­зо­вым и крас­ным гра­ни­том, где се­мья Фа­бер­же про­жи­ла 18 лет, Карл пе­ре­дал в бес­плат­ную арен­ду швей­ца­р­ской мис­сии.

Это бы­ло ра­зу­м­но: в мар­те 1918 го­да со­вет­ская власть из­да­ла де­крет о за­щи­те соб­ствен­но­сти ино­стран­цев. А в до­ме Фа­бер­же хра­ни­лись дра­го­цен­но­сти се­мьи и кли­ен­тов. Со­хра­нив­ша­я­ся опись оце­ни­ва­ет ве­щи в 1 603 614 руб­лей зо­ло­том в це­нах 1917 го­да (по се­го­д­ня­ш­не­му кур­су 825,6 млн руб­лей). Но об этом кро­ме Кар­ла и Ев­ге­ния Фа­бер­же знал лишь кас­сир мис­сии по фа­ми­лии Ци­м­мер­ман. Дра­го­цен­но­сти бы­ли упа­ко­ва­ны в боль­шой са­к­во­яж и по­ме­ще­ны в блин­ди­ро­ван­ную (бро­ни­ро­ван­ную) ко­м­на­ту с не­ме­ц­ким сейф-­ли­ф­том «Ар­н­хайм», са­мым на­де­ж­ным в ми­ре. В этот же сейф Фа­бер­же сло­жил и шесть че­мо­да­нов с се­мей­ны­ми ве­ща­ми.

За хра­не­ние ве­щей в сво­ем же до­ме Фа­бер­же еже­ме­сяч­но пла­тил швей­ца­р­цам 1% от их сто­и­мо­сти и да­же со­ста­вил фор­маль­ную рас­пис­ку на су­м­му 100 000 руб­лей. Бы­ла и вто­рая рас­пис­ка с пе­реч­нем дра­го­цен­но­стей и их эс­ки­за­ми, по ко­то­рой мо­ж­но и сей­час от­сле­жи­вать ве­щи на ан­ти­к­вар­ном ры­н­ке.

В до­ме по­се­ли­л­ся швей­ца­р­ский по­сол Эду­ард Одье, что ка­за­лось Фа­бер­же впол­не на­де­ж­ной за­щи­той. По­с­ле тя­же­ло­го ра­не­ния Ле­ни­на и убий­ства гла­вы СК Ури­ц­ко­го 30 ав­гу­ста 1918 го­да был объ­яв­лен крас­ный тер­рор. Фа­бер­же бе­жал. А уже че­рез ме­сяц швей­ца­р­ский по­сол рас­по­ря­ди­л­ся пе­ре­не­сти все свои че­мо­да­ны, а та­к­же ве­щи Фа­бер­же, вклю­чая са­к­во­яж с дра­го­цен­но­стя­ми, в по­соль­ство Но­р­ве­гии, на Мой­ку, 42.

На сле­ду­ю­щую же ночь все ве­щи и дра­го­цен­но­сти Фа­бер­же бы­ли укра­де­ны из нор­ве­ж­ско­го по­соль­ства.

Че­рез две не­де­ли Швей­ца­рия разо­р­ва­ла ди­п­ло­ма­ти­че­ские от­но­ше­ния с Со­вет­ской Рос­си­ей, и гос­по­дин Одье бла­го­по­луч­но от­был на ро­ди­ну.

Ко­г­да че­ки­сты-­экс­про­при­а­то­ры на­ко­нец до­шли до до­ма Фа­бер­же на Мор­ской, един­ствен­ное, что они оста­ви­ли в це­ло­сти и со­хран­но­сти, — сейф-­лифт «Ар­н­хайм». Не смо­г­ли от­крыть. Со­кро­ви­ща из са­к­во­я­жа Фа­бер­же так и не на­шлись. Но не­ко­то­рые ве­щи ино­г­да по­яв­ля­ют­ся на ан­ти­к­вар­ном ры­н­ке (на­при­мер, па­пи­рос­ник из двух­цвет­но­го зо­ло­та с са­п­фи­ро­вой за­сте­ж­кой) — и тут же ис­че­за­ют.

Бо­лее 50 лет по­то­м­ки се­мьи Фа­бер­же до­би­ва­лись ко­м­пе­н­са­ции от швей­ца­р­ских вла­стей, но про­и­г­ра­ли все ис­ки и в 1970-х го­дах по­лу­чи­ли окон­ча­тель­ный от­каз.

Исто­рия с са­к­во­я­жем ста­ла лишь на­ча­лом тра­ги­че­ско­го кру­ше­ния фи­р­мы. Боль­ше­ви­ки изъ­я­ли все цен­но­сти из пе­т­ро­гра­д­ско­го и мос­ко­в­ско­го ма­га­зи­нов, скла­дов, ма­стер­ских и фаб­рик. В это же са­мое вре­мя ан­ти­к­вар­ные ры­н­ки Ев­ро­пы бы­ли за­ва­ле­ны вы­ве­зен­ны­ми из Рос­сии дра­го­цен­но­стя­ми Фа­бер­же и под­дел­ка­ми под из­де­лия фи­р­мы. От про­да­жи на­гра­б­лен­но­го и вы­ве­зен­но­го на­след­ни­ки не по­лу­чи­ли ни руб­ля.

Ссо­ры в се­мье Фа­бер­же, на­вет на сы­на Ага­фо­на

Де­ла у Фа­бер­же по­шли не­ва­ж­но уже за не­сколь­ко лет до ре­во­лю­ции. Го­до­вой обо­рот фи­р­мы со­став­лял на пи­ке ее де­я­тель­но­сти бо­лее 1 млн зо­ло­тых руб­лей. Пер­вый ощу­ти­мый удар на­нес­ла Пер­вая ми­ро­вая вой­на. Упа­ла вы­руч­ка в Ев­ро­пе: в 1915 го­ду при­ш­лось за­крыть ма­га­зин в Лон­до­не, ра­бо­тав­ший с 1903 го­да под ру­ко­вод­ством сы­на Ни­ко­лая.

К на­ча­лу ре­во­лю­ци­он­ных со­бы­тий Кар­лу бы­ло уже за се­мь­де­сят, он устал и же­лал отой­ти от ак­тив­но­го управ­ле­ния ко­м­па­ни­ей. Стар­ший Фа­бер­же ис­кал на­де­ж­но­го пар­т­не­ра, на ко­то­ро­го мо­ж­но бы­ло воз­ло­жить все во­про­сы управ­ле­ния. По­че­му не на сы­но­вей? Ни­ко­лай по­сто­ян­но жил в Лон­до­не, Алек­сандр — в Москве. Со сред­ним, Ага­фо­ном, Карл рас­со­ри­л­ся и уво­лил его из фи­р­мы. А в спо­соб­но­сти сы­на Ев­ге­ния, по­хо­же, ве­рил ма­ло.

В ито­ге пар­т­не­ром Кар­ла Фа­бер­же стал От­то Ба­у­эр, ди­рек­тор прав­ле­ния фи­р­мы. За год до ре­во­лю­ции фи­р­ма бы­ла ре­ор­га­ни­зо­ва­на в «То­ва­ри­ще­ство на па­ях «К. Фа­бер­же». Ба­у­эр по­лу­чил от Кар­ла Фа­бер­же ге­не­раль­ную до­ве­рен­но­сть, по ко­то­рой ему пе­ре­хо­ди­ло ве­де­ние дел и пра­во при­ня­тия ре­ше­ний. От­то Ба­у­эр, в от­ли­чие от сы­но­вей Кар­ла Фа­бер­же, поль­зо­вал­ся пол­ным до­ве­ри­ем, и это ста­ло ро­ко­вой оши­б­кой юве­ли­ра.

В 1922 го­ду пар­т­нер Ба­у­эр со­об­щил на­след­ни­кам Фа­бер­же, что ни­че­го из их иму­ще­ства от­дать не мо­жет — «в­се от­ня­ли экс­про­при­а­то­ры». Се­мья Фа­бер­же ему не по­ве­ри­ла и со­чла его во­ром. Ак­тив­нее всех пы­тал­ся вер­нуть иму­ще­ство Ев­ге­ний. И че­рез бы­в­ше­го ми­ни­ст­ра юс­ти­ции Лат­вии до­би­л­ся аре­ста Ба­у­э­ра. В тюрь­ме на до­про­се Ба­у­эр со­об­щил, что от на­сле­дия Фа­бер­же не оста­лось ни­че­го, кро­ме ча­сов Breguet. Взять ча­сы Ев­ге­ний от­ка­за­л­ся.

Д­ва­д­ца­то­го ок­тяб­ря 1918 го­да, че­рез ме­сяц по­с­ле бе­г­ства из Рос­сии, Карл Фа­бер­же со­ста­вил за­ве­ща­ние, где пе­ре­чис­лил квар­ти­ры, зе­м­ли, да­чу, кол­лек­ции пред­ме­тов ис­кус­ства, вклю­чая япон­ские ве­щи, кол­лек­цию гео­гра­фи­че­ских карт, гра­вюр, ча­сов, а та­к­же ме­бель, кни­ги и про­чее иму­ще­ство. Но фа­к­ти­че­ски ни­чем этим Карл Фа­бер­же уже не вла­дел: за­ве­ща­ние не име­ло для на­след­ни­ков цен­но­сти. По за­ве­ща­нию Карл Фа­бер­же ли­шал сво­е­го сы­на Ага­фо­на на­след­ства. Он та­к­же осво­бо­дил дру­гих сво­их сы­но­вей от обя­за­тельств по от­но­ше­нию к бра­ту в том слу­чае, ес­ли Ага­фон от­кро­ет сам или при­мет ка­кое-­ли­бо уча­стие в де­ле, кон­ку­ри­ру­ю­щем с То­ва­ри­ще­ством «К. Фа­бер­же». В чем при­чи­на? Ага­фон, слу­жив­ший в фи­р­ме ко­м­мер­че­ским ди­рек­то­ром, был об­ви­нен в рас­тра­те. А уже по­с­ле смер­ти Ба­у­э­ра, ко­то­рый ко­г­да-то и об­ви­нил Ага­фо­на, в этом пре­сту­п­ле­нии при­з­нал­ся один из слу­жа­щих. Карл до это­го не до­жил, он умер, не про­стив сы­на.

Од­на­ко имен­но Ага­фон об­ла­дал кре­п­кой де­ло­вой хват­кой и хо­ро­шо раз­би­рал­ся в фи­нан­со­вых тон­ко­стях биз­не­са. Вся даль­ней­шая жизнь Ага­фо­на под­твер­ж­да­ет си­лу его ха­ра­к­те­ра и здо­ро­вый аван­тю­ризм, ко­то­рым не об­ла­да­ли его бра­тья.

Ко­м­по­зи­ция «Ва­си­л­ки и овес»Getty Images

В Со­вет­ской Рос­сии Ага­фон про­жил 10 лет: два­ж­ды си­дел в тюрь­ме и пе­ре­нес мно­же­ство до­про­сов. Че­ки­сты упор­но ис­ка­ли при­пря­тан­ные се­мьей Фа­бер­же со­кро­ви­ща. Па­ру лет Ага­фон успел по­ра­бо­тать экс­пе­р­том в Го­хра­не, ку­да его опре­де­лил Лев Тро­ц­кий. Все эти го­ды же­на Ага­фо­на Ли­дия и их пя­те­ро де­тей жи­ли в эми­гра­ции — они уеха­ли че­рез год по­с­ле ре­во­лю­ции. Са­мо­го Ага­фо­на из Рос­сии не вы­пус­ка­ли. В 1927 го­ду он бе­жал. К по­бе­гу под­го­то­ви­л­ся ос­но­ва­тель­но: че­рез фин­ское кон­суль­ство пе­ре­пра­вил свое иму­ще­ство, в том чис­ле кол­лек­цию поч­то­вых ма­рок (А­га­фон был фи­ла­те­ли­стом ми­ро­во­го уро­в­ня), в Фин­лян­дию ди­п­ло­ма­ти­че­ской поч­той. Ор­га­ни­зо­вать по­бег по­мог кон­тра­бан­дист Петр Пук­ки­ла. Ага­фон бе­жал в Фин­лян­дию со сво­ей вто­рой се­мьей (же­ной Ма­ри­ей Бор­зо­вой, бы­в­шей бон­ной его стар­ших сы­но­вей, и их сы­ном Оле­гом) в ночь на 11 де­ка­б­ря 1927 го­да.

«Мой па­па­ша все за­ра­нее об­ду­мал. И мы с со­бой в до­ро­гу ни­че­го, кро­ме те­п­лых ве­щей, не бра­ли. Он за­ра­нее, за­дол­го до той но­чи, все цен­но­сти пе­ре­пра­вил в эс­тон­ское по­соль­ство, а от­ту­да ди­п­ло­ма­ти­че­ской поч­той, мы все в це­ло­сти и со­хран­но­сти по­лу­чи­ли в Гель­син­г­фор­се», — пи­сал Олег Фа­бер­же в ме­му­а­рах.

Карл Фа­бер­же и его сы­но­вья не сде­ла­ли глав­но­го: не за­ре­ги­стри­ро­ва­ли имя Кар­ла Фа­бер­же в ка­че­стве тор­го­вой мар­ки.

По­с­ле ре­во­лю­ции Ев­ро­пу и Аме­ри­ку за­хле­ст­ну­ла вол­на под­де­лок «под Фа­бер­же». По­яви­лось да­же та­кое по­ня­тие, как Fauxbergé, то есть «Фаль­ш­бер­же». Од­ним из тех, кто на­ла­дил про­мы­ш­лен­ное про­из­вод­ство под­де­лок, стал «боль­шой друг Со­вет­ской Рос­сии и Со­вет­ско­го Со­ю­за» аме­ри­кан­ский ми­л­ли­ар­дер Ар­манд Ха­м­мер.

Ре­во­лю­ци­о­не­ры и аван­тю­ри­сты. Кто и как в Со­вет­ской Рос­сии за­ра­ба­ты­вал на Фа­бер­же

А­ме­ри­ка­нец Ар­манд Ха­м­мер, сын эми­гран­тов из Одес­сы, при­е­хал в Рос­сию в 1921 го­ду и быст­ро на­шел об­щий язык с Ле­ни­ным: в об­мен на по­став­ки в ра­зо­рен­ную стра­ну ле­карств и пше­ни­цы Ха­м­мер по­лу­чил от во­ждя про­ле­та­ри­а­та пра­во на вы­воз пред­ме­тов ис­кус­ства и мно­же­ство дру­гих пре­фе­рен­ций. Он го­во­рил: «Стать ми­л­ли­о­не­ром не труд­но. Ну­ж­но про­сто до­ж­дать­ся ре­во­лю­ции в Рос­сии».

Ха­м­мер про­жил в Со­вет­ской Рос­сии де­вять лет, пред­став­ляя ин­те­ре­сы кру­п­ных за­па­д­ных ко­м­па­ний, ос­но­вал соб­ствен­ную ка­ран­да­ш­ную фаб­ри­ку и успел пе­ре­пра­вить в Ев­ро­пу огро­м­ное ко­ли­че­ство цен­но­стей.

По иро­нии судь­бы Ха­м­ме­ра по­се­ли­ли в до­ме Ку­пе­че­ско­го об­ще­ства на Куз­не­ц­ком мо­сту, где ра­нь­ше рас­по­ла­гал­ся ма­га­зин Фа­бер­же и сту­дия ху­до­ж­ни­ков фи­р­мы.

В 1927 го­ду ди­рек­тор Ору­жей­ной па­ла­ты Кре­м­ля Дми­т­рий Ива­нов до­би­л­ся по­лу­че­ния из ва­лют­ных ре­зер­вов в фон­ды Кре­м­ля 24 им­пе­ра­тор­ских пас­халь­ных яиц. Од­на­ко в 1930 го­ду вла­сти за­бра­ли для экс­пор­та 11 из них. Эти им­пе­ра­тор­ские яй­ца, как и мно­же­ство дру­гих дра­го­цен­но­стей, ока­за­лись в ру­ках Ха­м­ме­ра. «Не­ко­то­рые ве­щи он по­ку­пал по це­не ма­те­ри­а­ла — на­при­мер, им­пе­ра­тор­ское пас­халь­ное яй­цо «Ре­нес­санс», за 1500 зо­ло­тых руб­лей, в то вре­мя как им­пе­ра­тор­ская се­мья за­пла­ти­ла за не­го 4750 руб­лей», — рас­ска­зы­ва­ет хра­ни­тель кол­лек­ции Фа­бер­же в Му­зе­ях Кре­м­ля Та­тья­на Мун­тян.

Ха­м­мер вы­во­зил со­кро­ви­ща Фа­бер­же из Рос­сии и про­да­вал на ан­ти­к­вар­ных ры­н­ках, а поз­же от­крыл вме­сте с бра­том в Нью-Йор­ке га­ле­рею и ор­га­ни­зо­вал по­точ­ное про­из­вод­ство пас­халь­ных яиц Фа­бер­же и ка­м­не­рез­ных фи­гу­рок. Ха­м­ме­ру уда­лось со­брать во­круг се­бя ма­сте­ров из ма­стер­ских Фа­бер­же и об­за­ве­стись ко­пи­я­ми фи­р­мен­ных пе­тер­бур­г­ских клейм и им­пе­ра­тор­ских шри­ф­тов. В его га­ле­рее ра­бо­тал кон­суль­тант, «с­пе­ци­а­лист по рус­ско­му Фа­бер­же». Он и аген­ты бра­тьев Ха­м­ме­ров вы­да­ва­ли под­дел­ки за ред­кие дуб­ли­ка­ты ори­ги­наль­ных ве­щей Фа­бер­же или да­же за под­лин­ни­ки.

Од­но­вре­мен­но в Ев­ро­пе и Аме­ри­ке друг за дру­гом шли аук­ци­о­ны, на ко­то­рых аген­ты со­вет­ско­го пра­ви­тель­ства про­да­ва­ли под­лин­ные ве­щи Фа­бер­же. На­при­мер, на аук­ци­о­не не­ме­ц­кой ан­ти­к­вар­ной фи­р­мы Rudolph Lepke’s Kunst-Auctions-Haus в Бер­ли­не в 1927 го­ду про­шли са­мые зна­чи­тель­ные в до­во­ен­ный пе­ри­од рас­про­да­жи Фа­бер­же.

В 1933 го­ду из Ору­жей­ной па­ла­ты изъ­я­ли еще че­ты­ре яй­ца. Ее ди­рек­тор Дми­т­рий Ива­нов, не вы­дер­жав раз­гра­б­ле­ния кол­лек­ции и уни­что­же­ния па­мят­ни­ков в Кре­м­ле, кон­чил жизнь са­мо­у­бий­ством. На сле­ду­ю­щий день по­с­ле его ги­бе­ли в Ору­жей­ную па­ла­ту при­шел пред­ста­ви­тель со­вет­ско­го «Ан­ти­к­ва­ри­а­та» с ман­дан­том на изъ­я­тие еще 120 пред­ме­тов.

На этом фо­не биз­нес бра­тьев Ха­м­ме­ров про­цве­тал: ре­кла­ми­руя фи­р­му как «и­м­пе­ра­тор­ский Фа­бер­же», к 1930-м го­дам они со­з­да­ли в Ев­ро­пе и США на­сто­я­щий культ Фа­бер­же.

Га­ле­рея Wartski, один из са­мых име­ни­тых и ав­то­ри­тет­ных ди­ле­ров Фа­бер­же на ан­ти­к­вар­ном ры­н­ке, то­же по­лу­ча­ла ве­щи не­по­сред­ствен­но в Со­вет­ской Рос­сии: за по­ку­п­ка­ми ез­дил ли­ч­но вла­де­лец Wartski Эм­ма­ну­ил Сно­у­мен. Но боль­шую часть пред­ме­тов Фа­бер­же при­вез в Лон­дон в 1927 го­ду де­ло­вой пар­т­нер Wartski: по­об­щав­шись с со­вет­ским пред­ста­ви­те­лем в Па­ри­же, он вы­вез от­ту­да огро­м­ный че­мо­дан юве­ли­р­ных из­де­лий. Так га­ле­рея Wartski ста­ла ев­ро­пей­ским цен­тром про­да­жи про­из­ве­де­ний Фа­бер­же.

Fabergé и Fauxbergé: под­лин­ни­ки и фаль­шив­ки

«В Нью-Йор­ке, на зна­ме­ни­той 47-й ули­це, по­чти ка­ж­дый юве­лир с ам­би­ци­я­ми дер­жит в ящи­ке сто­ла весь не­об­хо­ди­мый на­бор клейм Фа­бер­же», — рас­ска­зы­вал экс­перт по при­кла­д­но­му ис­кус­ству Вла­ди­мир Те­те­рят­ни­ков. Исто­рик Геор­гий Зу­ев в кни­ге «И­м­пе­рия Фа­бер­же» под­твер­ж­дал, что юве­ли­р­ные ма­стер­ские Нью-Йор­ка «вы­пус­ка­ли на ры­нок по­чти без­у­ко­риз­нен­ные под­дел­ки, с точ­ны­ми ко­пи­я­ми клейм и ши­ф­ров».

По­ряд­ка 8–10% от обо­ро­та пред­ме­тов Фа­бер­же со­став­ля­ют под­дел­ки, утвер­ж­да­ет ди­рек­тор му­зея Фа­бер­же в Санкт-Пе­тер­бур­ге Вла­ди­мир Во­рон­чен­ко. По его сло­вам, есть ве­щи и по­лу­фаль­ши­вые — ко­г­да бе­рет­ся не­сколь­ко не под­ле­жа­щих вос­ста­но­в­ле­нию пред­ме­тов и из них де­ла­ет­ся один. «А­ме­ри­ка, Укра­и­на, Гре­ция, Рос­сия — ос­но­в­ные стра­ны-­про­из­во­ди­те­ли под­де­лок, — рас­ска­зал Forbes Life экс­перт аук­ци­он­но­го до­ма Christie’s, ис­сле­до­ва­тель на­сле­дия Фа­бер­же Ва­лен­тин Скур­лов. — Ре­же все­го под­де­лы­ва­ют са­мые из­ве­ст­ные ра­бо­ты Фа­бер­же — пас­халь­ные яй­ца, сюр­при­зы в них, не­ко­то­рые юве­ли­р­ные укра­ше­ния, ме­ха­ни­че­ские кук­лы-ав­то­ма­то­ны и ча­сы, в осо­бен­но­сти с ги­льо­ше-­э­ма­лью. От­ча­сти по­то­му, что эти пред­ме­ты уже хо­ро­шо изу­че­ны, а от­ча­сти — в си­лу их сло­ж­но­сти. Фа­бер­же все­г­да ис­поль­зо­вал швей­ца­р­ские ме­ха­низ­мы, по­это­му его ве­щи ра­бо­та­ют и сто лет спу­стя, а вот под­де­лать та­кой ме­ха­низм край­не сло­ж­но».

Фа­сад ма­га­зи­на Кар­ла Фа­бер­же Getty Images

Ча­ще под­де­лы­ва­ют, на­при­мер, ка­м­не­рез­ную пла­сти­ку. «Это про­ще и де­шев­ле. Глав­ное, что тре­бу­ет­ся, — по­до­брать ка­м­ни из пра­виль­но­го ме­сто­ро­ж­де­ния, — го­во­рит Вла­ди­мир Во­рон­чен­ко. — Искус­ство об­ра­бо­т­ки ка­м­ня в Рос­сии все­г­да бы­ло на вы­со­ком уро­в­не». «Ва­ж­но по­ни­мать раз­ни­цу ме­ж­ду под­дел­ка­ми с фаль­ши­вы­ми клей­ма­ми и ве­ща­ми, сти­ли­зо­ван­ны­ми «под Фа­бер­же», не по­в­то­ря­ю­щи­ми пред­ме­ты, ко­то­рые уже бы­ли про­из­ве­де­ны», — уточ­ня­ет Ва­лен­тин Скур­лов. Кол­лек­ци­о­не­ры по­ни­ма­ют, что под­дел­ки не­из­бе­ж­ны, и ста­ра­ют­ся об­ра­тить та­кие си­ту­а­ции се­бе на поль­зу: в ка­та­ло­гах пуб­ли­ку­ют и спи­сок под­де­лок, раз­де­лы «Фаль­ш­бер­же», Fauxbergé.

В 1931 го­ду на ры­н­ке Ев­ро­пы по­яви­лась ко­м­па­ния Fabergé Inc. Под то­вар­ным зна­ком Fabergé ста­ла про­да­вать­ся пар­фю­ме­рия и ту­а­лет­ные при­на­д­ле­ж­но­сти. Это не про­сто Fauxbergé, а от­дель­ный биз­нес.

И тут то­же не обо­ш­лось без Ар­ман­да Ха­м­ме­ра.

Как ку­пить бренд Fabergé за $25 000

Ко­м­па­нию Fabergé Inc. за­ре­ги­стри­ро­вал друг Ха­м­ме­ра, ис­пан­ский биз­нес­мен Са­му­эль Ру­бин, экс­пор­тер мы­ла и олив­ко­во­го мас­ла. Ко­г­да в Ис­па­нии на­ча­лась гра­ж­дан­ская вой­на и ста­ло не до мас­ла, Ру­бин по со­ве­ту Ха­м­ме­ра ос­но­вал но­вую ко­м­па­нию, Fabergé Inc., ко­то­рая за­ня­лась про­из­вод­ством оде­ко­ло­на и ду­хов. Се­мья Фа­бер­же слу­чай­но узна­ла об этом в 1945 го­ду. В это же вре­мя бра­тья Фа­бер­же, Ев­ге­ний и Алек­сан­др, пы­та­лись воз­ро­дить се­мей­ное де­ло: за­ре­ги­стри­ро­ва­ли в Па­ри­же ко­м­па­нию Fabergé & Cie и от­кры­ли ма­стер­скую, где чи­ни­ли ста­рые из­де­лия и про­из­во­ди­ли но­вые по ста­рым эс­ки­зам. Вме­сте с сы­но­вья­ми Кар­ла Фа­бер­же ра­бо­та­ли бы­в­шие ма­сте­ра от­цо­в­ской фи­р­мы.

Бра­тья Фа­бер­же пы­та­лись за­щи­тить пра­ва се­мьи на бренд и по­да­ли су­деб­ный иск про­тив Са­му­э­ля Ру­би­на. На су­де вы­яс­ни­лось, что бренд «Фа­бер­же» ни­ко­г­да не су­ще­ство­вал в юри­ди­че­ском по­ле, он не был за­ре­ги­стри­ро­ван.

Тем вре­ме­нем Ру­бин за­ре­ги­стри­ро­вал то­вар­ный знак Fabergé и в США. Тя­ж­ба дли­лась шесть лет. Бра­тья Фа­бер­же про­и­г­ра­ли. Как объ­яс­ня­ет Ва­лен­тин Скур­лов, по ре­ше­нию су­да Са­му­эль Ру­бин мог ис­поль­зо­вать имя Fabergé в от­но­ше­нии ши­ро­ко­го ря­да то­вар­ных групп (от ре­м­ней до на­кла­док на су­м­ки), за что за­пла­тил Fabergé & Cie $25 000.

По су­ти, это един­ствен­ная вы­пла­та за пра­во ис­поль­зо­ва­ния брен­да, ко­то­рую ко­г­да-­ли­бо по­лу­ча­ли на­след­ни­ки Кар­ла Фа­бер­же.

В­п­лоть до се­го­д­ня­ш­не­го дня се­мья Фа­бер­же не по­лу­ча­ет ни­че­го за на­сле­дие сво­е­го пред­ка. Ко­г­да ко­м­пе­н­са­цию Ру­би­на раз­де­ли­ли ме­ж­ду все­ми на­след­ни­ка­ми, ка­ж­до­му Фа­бер­же до­ста­лось в ито­ге око­ло $800, утвер­ж­да­ет Ва­лен­тин Скур­лов. Fabergé & Cie за­кры­лась в 1960 го­ду по­с­ле смер­ти Ев­ге­ния, сы­на Кар­ла Фа­бер­же.

В 1964 го­ду Ру­бин про­дал Fabergé Inc. кос­ме­ти­че­ской ко­м­па­нии Rayette за $26 млн. С это­го мо­мен­та бренд стал вы­пус­кать кос­ме­ти­ку, пар­фю­ме­рию, то­ва­ры ли­ч­ной ги­ги­е­ны, юве­ли­р­ные из­де­лия.

В 1984 го­ду Riklis Family Corporation вы­ку­пи­ла Fabergé Inc. за $670 млн.

В 1989 го­ду Fabergé Inc. при­об­ре­ла гло­баль­ная кор­по­ра­ция Unilever за $1,5 млрд.

Unilever не толь­ко за­ре­ги­стри­ро­ва­ла в ка­че­стве то­вар­но­го зна­ка Fabergé в ши­ро­ком ас­сор­ти­мен­те то­ва­ров по все­му ми­ру, но и пре­до­ста­ви­ла ли­цен­зии на про­из­вод­ство и про­да­жу от­дель­ных ви­дов про­дук­ции под брен­дом Fabergé. На­ря­ду с оч­ка­ми, пар­фю­ме­ри­ей, сто­ло­вым се­ре­бром, фар­фо­ром и про­чи­ми ве­ща­ми свое скро­м­ное ме­сто в спис­ке за­ни­ма­ли и юве­ли­р­ные из­де­лия. И тут брен­ду, на­ко­нец, не­м­но­го по­вез­ло.

В 1989 го­ду экс­клю­зив­ные пра­ва на ли­цен­зии по про­из­вод­ству юве­ли­р­ных из­де­лий и ча­сов при­об­ре­ла не­ме­ц­кая юве­ли­р­ная фи­р­ма Victor Mayer. По­чти за 20 лет дей­ствия ли­цен­зии фи­р­ма со­з­да­ла боль­шое ко­ли­че­ство но­вых юве­ли­р­ных из­де­лий и пас­халь­ных яиц в сти­ли­сти­ке Фа­бер­же из зо­ло­та и пла­ти­ны с дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми и эма­ля­ми. Кро­ме этой не­боль­шой ко­м­па­нии, юве­ли­р­ное на­прав­ле­ние Fabergé ма­ло ко­го ин­те­ре­со­ва­ло: в США Fabergé зна­ли как кос­ме­ти­че­ский бренд.

К 2006 го­ду Fabergé по-­пре­ж­не­му оста­вал­ся брен­дом, вы­пус­ка­ю­щим то­ва­ры по­в­се­д­нев­но­го спро­са. Хо­тя по­пы­т­ки про­дви­гать юве­ли­р­ное на­прав­ле­ние Unilever все-та­ки пред­при­ни­мал, вы­пус­кал «кол­лек­ции» раз­ных юве­ли­р­ных ве­щей (экс­плу­а­ти­руя в ос­но­в­ном пас­халь­ные яй­ца) и вме­сте с оч­ка­ми и фар­фо­ром про­да­вал в уни­вер­ма­гах Нью-Йор­ка. К сча­стью, по­пы­т­ки бы­ли не очень успе­ш­ные и окон­ча­тель­но дис­кре­ди­ти­ро­вать юве­ли­р­ный бренд ко­м­па­ния не успе­ла.

Не­у­ди­ви­тель­но, что в ито­ге ми­л­ли­ар­де­ру Ви­к­то­ру Век­сель­бер­гу при­ш­ла в го­ло­ву мысль вер­нуть брен­ду пре­ж­ние пра­ва и вдох­нуть в не­го но­вые си­лы.

Вос­со­з­дать из ру­ин са­мый из­ве­ст­ный в ми­ре рус­ский бренд Век­сель­берг не успел. Его ин­те­ре­сы сра­зу же стол­к­ну­лись с ин­те­ре­са­ми его биз­нес-­пар­т­не­ра. За бренд обо­им при­ш­лось бо­роть­ся, де­ло кон­чи­лось су­дом.

Борь­ба Ви­к­то­ра Век­сель­бер­га за Fabergé

По­на­ча­лу все шло хо­ро­шо: пе­ре­го­во­ра­ми с Unilever за­ня­л­ся ин­ве­сти­ци­он­ный ди­рек­тор ГК «Ре­но­ва» Вла­ди­мир Куз­не­цов, но­вый ак­тив дол­жен был вой­ти в ин­ве­сти­ци­он­ный фонд Pallinghurst Resources. На па­ри­тет­ных на­ча­лах фонд кон­тро­ли­ро­вал­ся ко­м­па­ни­ей «Ре­но­ва» и биз­нес-­пар­т­не­ром Век­сель­бер­га по СУАЛу, юж­но­а­ф­ри­кан­ским пред­при­ни­ма­те­лем Брай­а­ном Ги­л­бер­т­со­ном.

Как со­об­ща­ла га­зе­та «Ве­до­мо­сти», вме­сте со сво­и­ми пар­т­не­ра­ми и сы­ном Шо­ном Ги­л­бер­т­сон до­го­во­ри­л­ся о вы­ку­пе под­раз­де­ле­ния Unilever, Unilever Lever Fabergé, су­м­ма сдел­ки — по­ряд­ка $36 млн — всех устро­и­ла.

Ги­л­бер­т­сон — один из ос­но­в­ных вла­дель­цев кру­п­ней­шей в ми­ре ко­м­па­нии по до­бы­че изу­мру­дов, ру­би­нов и аме­ти­стов в Мо­за­м­би­ке и За­м­бии. Воз­мо­ж­но, по­ни­ма­ние то­го, ка­кие воз­мо­ж­но­сти по­лу­ча­ет вла­де­лец дра­го­цен­ных ко­пий, во­ору­жен­ный ис­то­ри­че­ским юве­ли­р­ным брен­дом, и сыг­ра­ло в ис­то­рии с по­ку­п­кой Fabergé ро­ко­вую роль.

22 де­ка­б­ря 2006 го­да спе­ци­аль­но со­з­дан­ная ко­м­па­ния Project Egg Ltd Брай­а­на Ги­л­бер­т­со­на при­об­ре­ла гло­баль­ный пор­т­фель то­вар­ных зна­ков, ли­цен­зий и свя­за­н­ных с ним прав, от­но­ся­щих­ся к брен­ду Fabergé. Project Egg Ltd (став­шая поз­же Fabergé Limited) во­ш­ла в струк­ту­ру Pallinghurst без ве­до­ма вла­дель­ца «Ре­но­вы». Са­мо­му Век­сель­бер­гу Ги­л­бер­т­сон, уже по­ки­нув­ший к то­му мо­мен­ту СУАЛ, пред­ло­жил стать ос­но­в­ным ин­ве­сто­ром но­во­го про­ек­та.

Ви­к­тор Век­сель­берг стал об­ла­да­те­лем са­мо­го зна­чи­мо­го в ми­ре со­бра­ния Фа­бер­же Игорь Рус­са / РИА Но­во­сти

Све­же­при­об­ре­тен­ные пра­ва на вы­пуск вось­ми ви­дов про­дук­ции (от кос­ме­ти­ки до оде­ж­ды) Ги­л­бер­т­со­на и Век­сель­бер­га ма­ло ин­те­ре­со­ва­ли. В цен­т­ре их ко­м­мер­че­ских ин­те­ре­сов сто­я­ла ис­клю­чи­тель­но воз­мо­ж­ность про­из­вод­ства ве­щей из дра­го­цен­ных ка­м­ней. В ок­тяб­ре 2007 го­да Pallinghurst Resources пуб­ли­ч­но за­яв­ля­ла о на­ме­ре­ни­ях груп­пы ин­ве­сто­ров по­тра­тить до $450 млн на раз­ра­бо­т­ку цвет­ных ка­м­ней для про­из­вод­ства пред­ме­тов рос­ко­ши под брен­дом Fabergé. В чис­ле ин­ве­сто­ров участ­ни­ки ры­н­ка на­зы­ва­ли и Ви­к­то­ра Век­сель­бер­га. Но и с эти­ми до­го­во­рен­но­стя­ми не сло­жи­лось, из-­за че­го Век­сель­берг и Ги­л­бер­т­сон су­ди­лись друг с дру­гом. Один из по­след­них про­цес­сов со­сто­я­л­ся в 2012 го­ду. К это­му мо­мен­ту Ги­л­бер­т­сон уже успел от­крыть сеть ма­га­зи­нов Fabergé в зна­ко­вых для брен­да ме­стах — Же­не­ве, Гон­кон­ге, Нью-Йор­ке и Лон­до­не, пи­са­ла лон­дон­ская Telegraph.

В том же го­ду пор­т­фель­ная ко­м­па­ния Ги­л­бер­т­со­на Gemfield при­об­ре­ла Fabergé Limited при­мер­но за $90 млн. То­г­да же пред­ста­ви­те­ли ко­м­па­нии Ви­к­то­ра Век­сель­бер­га оста­ви­ли су­деб­ные пре­тен­зии к ко­м­па­нии Брай­а­на Ги­л­бер­т­со­на. «С­пор с Брай­а­ном Ги­л­бер­т­со­ном, как и об­ла­да­ние им брен­дом Fabergé, уже свер­шив­ший­ся ис­то­ри­че­ский факт. Даль­ней­шие раз­би­ра­тель­ства Век­сель­бер­га не ин­те­ре­су­ют», — рас­ска­зал Forbes Life ис­точ­ник из бли­жай­ше­го окру­же­ния ми­л­ли­ар­де­ра.

Год спу­стя, в 2013-м, Век­сель­берг от­крыл в Пе­тер­бур­ге Му­зей Фа­бер­же. Не за­да­лась и тор­го­в­ля пред­ме­та­ми Fabergé у биз­не­сме­на Вла­ди­ми­ра Во­рон­чен­ко. Сей­час Во­рон­чен­ко воз­глав­ля­ет Му­зей Фа­бер­же в Пе­тер­бур­ге, а сеть юве­ли­р­ных бу­ти­ков Louvre, со­кра­тив­ша­я­ся до двух ма­га­зи­нов, боль­ше не тор­гу­ет Fabergé.

Воз­вра­ще­ние ле­ген­дар­но­го брен­да все же со­сто­я­лось — в со­вре­мен­ной ин­кар­на­ции в ис­пол­не­нии юж­но­а­ф­ри­кан­ско­го биз­не­сме­на. Су­дя по сай­ту Gemfield, ко­м­па­нии се­го­д­ня при­на­д­ле­жат ма­га­зи­ны Fabergé в 21 стра­не по все­му ми­ру — от Бах­рей­на до Укра­и­ны. По иро­нии судь­бы бу­тик Fabergé в Ба­ден-Ба­де­не на­хо­ди­т­ся бук­валь­но на од­ной ули­це с му­зе­ем Фа­бер­же, от­кры­тым рос­сий­ским биз­не­сме­ном Алек­сан­дром Ива­но­вым.

С сай­та Gemfields.com ле­г­ко пе­рей­ти на Faberge.com, с ко­то­ро­го смо­т­рит фо­то­гра­фия пра­внуч­ки Кар­ла Фа­бер­же Та­тья­ны, там же ци­та­та из на­пи­сан­ной ею кни­ги об ис­то­рии юве­ли­р­но­го до­ма. Но Та­тья­на Фе­до­ро­в­на Фа­бер­же ни­ка­ко­го от­но­ше­ния к Gemfield не име­ет. Един­ствен­ный, кто из по­то­м­ков Фа­бер­же со­гла­си­л­ся со­труд­ни­чать с ко­м­па­ни­ей Ги­л­бер­т­со­на, — ан­г­ли­чан­ка Са­ра Фа­бер­же. Так, че­рез 90 лет по­с­ле ре­во­лю­ции 1917 го­да, в ок­тяб­ре 2007 го­да на­след­ни­ки и бренд Фа­бер­же все-та­ки вос­со­е­ди­ни­лись. Кто же се­го­д­ня про­дол­жа­ет ди­на­стию Фа­бер­же?

Со­вре­мен­ные по­то­м­ки Фа­бер­же то­же де­ла­ют яй­ца. Но де­ре­вян­ны­е

По те­ле­фон­но­му но­ме­ру с ко­дом Фран­ции Forbes Life от­ве­ча­ет яс­ный звон­кий го­лос — по­ве­рить в то, что труб­ку взя­ла 88-лет­няя да­ма, не­воз­мо­ж­но. Пра­внуч­ка Кар­ла Фа­бер­же Та­тья­на Фе­до­ро­в­на, гра­ж­дан­ка Швей­ца­рии, жи­вет во Фран­ции.

Та­тья­на Фа­бер­же — хра­ни­тель се­мей­но­го ар­хи­ва — со­тен пи­сем, ко­то­ры­ми об­ме­ни­ва­лись сы­но­вья, до­ве­рен­ные ли­ца, кон­тр­а­ген­ты, мно­же­ство род­ствен­ни­ков и вну­ков Кар­ла Фа­бер­же, сре­ди ко­то­рых и ее отец Фе­дор, сын Ага­фо­на, бе­жав­ше­го из Со­вет­ской Рос­сии по льду Фин­ско­го за­ли­ва.

«О­щу­ще­ния, что Фа­бер­же — это боль­шая се­мья, ко­то­рая рас­ки­да­на по все­му ми­ру, к со­жа­ле­нию, нет, — рас­ска­зы­ва­ет Forbes Life Та­тья­на Фе­до­ро­в­на. — Фа­к­ти­че­ски от­но­ше­ния пре­р­ва­лись еще на уро­в­не мо­е­го по­ко­ле­ния, жи­ву­ще­го в раз­ных стра­нах».

Бра­зи­лия, Ав­стра­лия, Ве­ли­ко­бри­та­ния, Фин­лян­дия, Фран­ция, Швей­ца­рия — ме­ста жи­тель­ства по­то­м­ков Кар­ла Фа­бер­же. Се­год­ня их око­ло 30 че­ло­век, а фа­ми­лию Фа­бер­же но­сят при­мер­но два­д­цать. В пол­ном смыс­ле сло­ва «на­след­ни­ка­ми» мо­ж­но на­з­вать лишь трех-­че­ты­рех че­ло­век, так или ина­че свя­за­в­ших свою жизнь с юве­ли­р­ным ис­кус­ством и изу­че­ни­ем ис­то­рии ди­на­стии. «На­ши род­ствен­ни­ки в Бра­зи­лии о фа­к­те род­ства с Фа­бер­же узна­ли от ме­ня, — го­во­рит Та­тья­на Фа­бер­же. — Но я разо­ча­ро­ва­ла их тем, что у ме­ня ма­ло де­нег».

В Бра­зи­лии жи­вут 17 по­то­м­ков Фа­бер­же. Боль­шин­ство из них по сей день но­сят зна­ме­ни­тую фа­ми­лию, но не го­во­рят и не чи­та­ют по-рус­ски. Пер­вые пред­ста­ви­те­ли ди­на­стии ока­за­лись в Бра­зи­лии в 1923 го­ду. По­че­му-то боль­шин­ство де­тей аван­тю­ри­ста Ага­фо­на тя­го­те­ло к сель­ско­му хо­зяй­ству, а не к юве­ли­р­но­му ис­кус­ству. Они хо­ро­шо по­м­ни­ли по­бег из ре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии, тя­же­лую юно­сть, ко­г­да, что­бы вы­жить, они с ма­те­рью раз­во­ди­ли кур. Ед­ва до­сти­г­нув 22–24 лет, стар­шие сы­но­вья Ага­фо­на пе­ре­бра­лись на дру­гой кон­ти­нент, по­даль­ше от Ев­ро­пы.

Пер­вым в Бра­зи­лию при­е­хал внук Кар­ла Фа­бер­же, сын Ага­фо­на и то­же Ага­фон. Он окон­чил кон­сер­ва­то­рию в Цю­ри­хе, но пред­по­чел сель­ское хо­зяй­ство в Бра­зи­лии. Его мла­д­ший брат Петр, окон­чив в Швей­ца­рии аг­ро­но­ми­че­скую шко­лу, то­же уехал в Бра­зи­лию. Стал фер­ме­ром Рю­рик: он окон­чил в Швей­ца­рии шко­лу пти­це­вод­ства и стал вла­дель­цем фер­мы на две ты­ся­чи кур (что, к сло­ву, по­мо­г­ло ему с ма­те­рью пе­ре­жить Вто­рую ми­ро­вую вой­ну). Сво­ей се­мьи и де­тей у Рю­ри­ка не бы­ло, как и у его бра­та Иго­ря, кутю­рье и ди­зай­не­ра юве­ли­р­ных укра­ше­ний. Не бы­ло де­тей и в бра­ках Ага­фо­на-м­ла­д­ше­го и Пет­ра.

«Ча­стые без­дет­ные бра­ки или во­об­ще от­сут­ствие де­тей — на­ша ха­ра­к­тер­ная чер­та, она и ста­ла при­чи­ной то­го, что свя­зи в ди­на­стии Фа­бер­же по­чти обо­р­ва­лись»,— го­во­рит Та­тья­на Фа­бер­же.

К сча­стью, ее от­ца Фе­до­ра, пя­то­го сы­на Ага­фо­на, сель­ское хо­зяй­ство в Бра­зи­лии не за­ин­те­ре­со­ва­ло. Он окон­чил в Же­не­ве шко­лу де­ко­ра­тив­но­го ис­кус­ства и на про­тя­же­нии 20 лет, до 1970 го­да, за­ни­мал­ся про­из­вод­ством экс­клю­зив­ных юве­ли­р­ных из­де­лий под мар­кой «Фе­о­дор Фа­бер­же», а дочь Та­тья­на ему во всем по­мо­га­ла. При этом Та­тья­на 38 лет про­ра­бо­та­ла по­мо­щ­ни­ком ру­ко­во­ди­те­ля в швей­ца­р­ском ЦЕРНе. Та­тья­на на­пи­са­ла 12 книг об ис­то­рии ди­на­стии, ос­но­ва­ла фонд «Та­тья­на Фа­бер­же».

И­м­пе­ра­тор­ское яй­цо «Лав­ро­вое де­ре­во»Куль­тур­но-и­сто­ри­че­ский фонд «С­вязь вре­мен». Му­зей Фа­бер­же в Санкт-Пе­тер­бур­ге

На­и­бо­лее ин­те­рес­но судь­бы скла­ды­ва­лись по­че­му-то у вне­бра­ч­ных до­че­рей и сы­но­вей по­то­м­ков Фа­бер­же. Де­вя­тый внук Кар­ла Фа­бер­же, ан­г­ли­ча­нин Те­о­дор Ву­далл, не­за­кон­но­ро­ж­ден­ный, сыг­рал клю­че­вую роль в со­вре­мен­ной ис­то­рии брен­да Фа­бер­же. Его отец Ни­ко­лай-Лео­польд Фа­бер­же был та­лан­т­ли­вым фо­то­гра­фом (в 1922 го­ду он во­шел в чис­ло луч­ших фо­то­гра­фов Ве­ли­ко­бри­та­нии). Ни­ко­лай был же­нат на на­тур­щи­це и мо­де­ли Мо­ри­он Тат­тер­шел, де­тей в бра­ке не бы­ло. Его сын Те­о­дор по­яви­л­ся на свет в ре­зуль­та­те ко­ро­т­кой лю­бо­в­ной ин­три­ж­ки. Тай­ну сво­е­го про­ис­хо­ж­де­ния Те­о­дор, став­ший та­лан­т­ли­вым гра­ви­ро­в­щи­ком и рез­чи­ком по де­ре­ву, узнал слу­чай­но. То­г­да Те­о­дор Ву­далл про­шел ге­не­ти­че­скую экс­пе­р­ти­зу, был при­знан сы­ном сво­е­го от­ца и взял фа­ми­лию Фа­бер­же. А в 1985 го­ду вме­сте с биз­не­сме­ном Фи­ли­п­пом Би­р­кен­ш­тей­ном ос­но­вал мар­ку «Пе­тер­бур­г­ская кол­лек­ция Тео Фа­бер­же» и от­крыл од­но­и­мен­ный ма­га­зин в Лон­до­не. Фи­р­ма Тео Фа­бер­же вы­пус­ка­ет пас­халь­ные яй­ца из до­ро­гих и ред­ких по­род де­ре­ва (а­ф­ри­кан­ских ро­зо­во­го и буб­бин­га, ар­ген­тин­ско­го ко­ко­бо­ло). Его дя­дя Олег Ага­фо­но­вич, ко­то­рый бе­жал с от­цом в Фин­лян­дию, не толь­ко не при­з­на­вал род­ства, но и вы­сме­и­вал де­ре­вян­ные яй­ца.

Е­дин­ствен­ная дочь Те­о­до­ра Са­ра то­же ра­бо­та­ет в се­мей­ной фи­р­ме, чис­ли­т­ся ди­зай­не­ром, хо­тя спе­ци­аль­но­го об­ра­зо­ва­ния у нее нет. Фи­р­ма вы­пус­ка­ет в ос­но­в­ном пас­халь­ные яй­ца, яй­ца-бре­ло­ки, ча­сы и да­же фло­раль­ные ко­м­по­зи­ции — все в тра­ди­ци­ях ле­ген­дар­ной фи­р­мы, но уже из раз­ря­да би­жу­те­рии. 60-лет­няя Са­ра и ее 28-лет­ний сын Джо­шуа Фа­бер­же жи­вут в Ан­г­лии. Не­сколь­ко лет на­зад их «Пе­тер­бур­г­ская кол­лек­ция Тео Фа­бер­же» во­ш­ла в со­став Pallinghurst. Экс­перт рос­сий­ско­го ан­ти­к­вар­но­го ры­н­ка го­во­рит, что Са­ра — со­труд­ник ко­м­па­нии Ги­л­бер­т­со­на. Биз­не­смен при­об­рел се­мей­ную ко­м­па­нию, ней­тра­ли­зо­вав воз­мо­ж­но­го кон­ку­рен­та. А из­ве­ст­ную фа­ми­лию ис­поль­зу­ет как ин­стру­мент по­вы­ше­ния ло­яль­но­сти и ин­те­ре­са к брен­ду.

По­стро­ить со­вре­мен­ный юве­ли­р­ный бренд Фа­бер­же в ито­ге уда­лось тор­го­в­цу дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми из Юж­ной Аф­ри­ки, а не по­то­м­кам Фа­бер­же.

Хра­ни­тель ар­хи­ва се­мьи Фа­бер­же Та­тья­на жи­вет од­на на ста­рой фер­ме не­по­да­ле­ку от Же­не­вы вме­сте с ко­том и ла­б­ра­до­ром Ро­к­ки. Не­сколь­ко раз Та­тья­на Фа­бер­же бы­ла в Пе­тер­бур­ге, за­хо­ди­ла в Му­зей Фа­бер­же, где, как она ска­за­ла, «в­се хо­ро­шо по­ка­за­но». Та­тья­на Фе­до­ро­в­на от­ли­ч­но по­м­нит, как ее дя­дя Ев­ге­ний Фа­бер­же бо­лее 30 лет бо­рол­ся с со­вет­ски­ми вла­стя­ми, пы­та­ясь до­бить­ся ко­м­пе­н­са­ции. Те­перь эти по­пы­т­ки пре­кра­ти­лись.

«Бо­роть­ся даль­ше бес­по­лез­но, к то­му же нель­зя жить про­ш­лым, — Та­тья­на Фа­бер­же го­во­рит мед­лен­но, тща­тель­но под­би­ра­ет сло­ва. — Карл Фа­бер­же все­г­да пы­тал­ся най­ти све­жие ин­те­рес­ные идеи и сам за­да­вал мо­ду. Ес­ли бы Карл Фа­бер­же был жив, он сей­час стал бы ве­ли­ким юве­ли­ром».

[ forbes.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->