На прошлой неделе в Москве состоялось Годовое общее собрание Совета по ответственной практике в ювелирном бизнесе (Responsible Jewellery Council, RJC), в рамках которого прошла конференция по проблемам искусственных алмазов и необходимости разграничения рынков алмазов и синтетических камней. В RJC входит около 1000 компаний, представляющих различные сегменты алмазно-бриллиантового рынка, в том числе АЛРОСА, De Beers, Dominion Diamond Corp., Rio Tinto и Lucara Diamond Corp.
Мероприятие открылось выступлением приглашенных гостей: Сергея Иванова, генерального директора АК «АЛРОСА», Алексея Моисеева, заместителя министра финансов России, курирующего отрасль, и Хильде Хардеман (Hilde Hardeman), председателя Кимберлийского процесса (КП).
Генеральный директор компании АЛРОСА, вступившей в RJC два года назад, отметил важность темы ответственности бизнеса и социально-экологических вопросов и подчеркнул «приверженность АЛРОСА продвижению ответственных бизнес-практик в отрасли, ее готовность брать на себя роль лидера в разрешении общеотраслевых проблем».
«Мы разделяем ценности RJC и готовы содействовать организации в ее дальнейшем развитии», - заявил руководитель АЛРОСА.
Как уже сообщалось ранее, АЛРОСА - единственный на сегодня российский член RJC. В этом году вице-председателем совета был избран Петр Каракчиев, начальник Управления международного сотрудничества АЛРОСА, который также является членом совета директоров Всемирного алмазного совета (World Diamond Council, WDC).
Заместитель министра финансов Алексей Моисеев в своем выступлении заметил, что проведение собрания RJC в России свидетельствует о высокой роли страны на мировом алмазно-бриллиантовом рынке и ее стремлению к тому, чтобы все участники рынка вели свой бизнес честно, ответственно, соблюдали законодательство, реализовывали социальные программы и обеспечивали достойные условия труда, бережно относились к окружающей среде, и главное – гарантировали, что та продукция, которой они торгуют, имела гарантированное происхождение.
Хильде Хардеман напомнила, что продолжается процесс реорганизации и пересмотра процедур КП. Она заметила, что Сертификационная схема КП работает над тем, чтобы вытеснить конфликтные алмазы из глобальной цепочки поставок, что добыча драгоценных камней и металлов должна приносить пользу производителям, а не вооруженным формированиям. Она также отметила важность вопросов противодействия незаконному проникновению синтетики на рынок.
Темой конференции были синтетические алмазы, необходимость их обнаружения, разграничение рынков природных алмазов и синтетики. Модератором выступил Эндрю Бон (Andrew Bone) из RJC, а основными участниками стали новоизбранный вице-президент RJC Петр Каракчиев (АЛРОСА), Жан-Марк Либерхерр (Jean-Marc Lieberherr) (DPA), Том Мозес (Tom Moses) (GIA), Дидье Бакарт (Didier Backaert) (Bonas&Co., Ltd.) и Тьерри Зильбер (Thierry Silber) (Diamaz International and Madestones).
Было озвучено общее мнение, что природные и синтетические алмазы будут существовать на рынке и что у тех и у других есть своя ниша и свой покупатель, но при этом должна быть граница между ними, должны использоваться инструменты для четкого их определения и разделения. Как справедливо отметил Том Мозес из GIA, некоторых пугает сам термин «синтетика», существуют и другие термины, утвержденные Федеральной торговой комиссией США, в том числе камни-имитаторы (лабораторные бриллианты, фианиты) и пр.
Дидье Бакарт на вопрос Эндрю Бона относительно объема производимых синтетических бриллиантов ответил, что их довольно много: от 2 млн каратов хорошего качества, без изъянов – до 4,4 млн каратов в общей сложности – ежегодно. Они производятся в Китае (методом НРНТ) и Индии (где запущено несколько установок и отмечаются самые высокие темпы роста производства), в Сингапуре, в США (довольно стабильно), а также в России (довольно высокого качества, тоже по методу НРНТ).
Тьерри Зильбер подчеркнул достоинства синтетического продукта, который не является заменой природных бриллиантов, но производится для молодого потребителя, при этом синтетика имеет яркие, сочные цвета и стоит гораздо дешевле.
Жан-Марк Либерхерр подчеркнул, что потребитель должен иметь выбор – при этом он гарантированно должен знать, что именно он покупает. Это необходимо, чтобы не утратить доверие потребителя – в этом не заинтересован никто.
Участники конференции согласились, что необходимо указывать происхождения бриллианта - это законодательно закреплено лишь во Франции (а теперь и в России), в других же странах об этом ничего не говорится.
Была затронута важная тема: оборудование для тестирования, как скоро и часто оно будет внедряться на практике; его достоверность и стоимость (4-5 тысяч долларов США за устройство хорошего качества); обучение людей по пользованию этим оборудованием и стоимость этого обучения; тестирование образцов – сложный проект, важный для отрасли, результаты которого будут опубликованы в декабре этого года.
По сообщению Тьерри Зильбера, существуют ассоциации производителей синтетики, и очень важно сотрудничество с ними, которого нет из-за недоверия друг к другу. С ним согласились другие участники дискуссии: синтетический алмаз – не конкурент природному, и сотрудничество необходимо, «чтобы удостовериться, что мы не только сохраним долю рынка, но и увеличим ее». Том Мозес убежден, что вражда повредит всем – поэтому следует говорить о преимуществах обоих продуктов, объяснять потребителю разницу между ними. Синтетика тоже имеет свою ценность: это продукт высоких технологий, созданных человеком. По мнению Либерхерра, на него смотрят под неправильным углом, это продукт другой отрасли, другой «весовой категории» и у него другой потребитель.
Если взять крупные компании по производству синтетики, они используют для обозначения ее видов семь различных терминов; каждый производитель пытается запутать потребителя, поэтому следует сесть за один стол и выработать общие определения, которые бы четко разделяли алмазы: лабораторные, синтетические, культивированные и т.д.
Петр Каракчиев (АЛРОСА) сообщил о работе в Кимберлийском процессе над инициативой по созданию гармонизированной системы описания и кодирования кодов в отношении синтетики и природных камней не семизначного национального, а шестизначного унифицированного кода на уровне всемирной таможенной организации. Это очень важный участок работы, но проблема заключается в том, что пересмотр таможенных кодов по всем таможенным организациям при успешном раскладе закончится только к 2022 году. Сейчас во всех странах ЕС свое разрозненное нормативное регулирование в этих вопросах. Создание двух различных таможенных кодексов значительно облегчит задачи на этом рынке. На рынке США Ассоциация производителей алмазов (Diamond Producers Association, DPA) уже начала работу по продвижению интересов природных камней, по пересмотру федеральной торговой комиссией США положений на предмет соответствия стандартам. И в рамках взаимодействия с крупнейшими производителями бриллиантов, огранщиками в Индии и Китае также будет проводиться работа над созданием национального правового регулирования в плане нормативов и стандартов.
Хильде Хардеман сообщила по итогам своего недавнего визита в Индию, что в Мумбае оборудование по распознаванию камней может быть установлено в любом торговом месте и каждый покупатель за полтора доллара может проверить подлинность продаваемого камня (размером до 1,5 карата). В Индии специалистов по ядерной физике привлекли к созданию мощного и недорогого оборудования по распознаванию камней.
Был затронут вопрос, может ли отрасль синтетических алмазов организоваться, объединиться в ассоциации, чтобы обеспечить прозрачность своей продукции. Потребитель должен знать, что он получает - новый экологичный продукт, менее дорогой и более доступный, и он может сделать выбор. Ведь на рынке много природных алмазов низкого качества, может, кому-то проще купить синтетический камень, который будет красивее.
Петр Каракчиев подчеркнул, что при этом должны быть общие правила игры. Единственная проблема – это мошенничество, которое встречается в любой сфере. Оба продукта могут и будут мирно сосуществовать, синтетические алмазы найдут свою нишу на рынке. Но, например, такая компания, как АЛРОСА, должна поддерживать людей на территории своей деятельности, заботиться о природе и т. д. - и ей важно не потерять своего потребителя.
Тьерри Зильбер вновь сделал акцент на необходимости обеспечить выявление синтетики, обеспечить максимальную прозрачность на рынке и ответственные методы ведения бизнеса. Он представил свою компанию – Diamaz Int.&Madestones – как идеальный пример сосуществования обоих продуктов. Бриллиантами она занимается с 1997 года, а несколько лет назад создала специальный бренд синтетических алмазов. Важна лишь консолидация этических методов и принципов прозрачности. А конечным судьей станет потребитель.
По окончании конференции участникам собрания был представлен рекламный ролик о новом приборе ALROSA Diamond Inspector. Это компактное, переносное оборудование, удобное, в том числе и для использования на малых предприятиях. Прибор разработан специалистами АЛРОСА совместно с компанией ТИСНУМ для распознавания камней в большом объеме. С его помощью покупатель сможет удостовериться в подлинности покупаемого камня в изделии.