АЛРОСА, крупнейший в мире производитель алмазов по объемам добычи, наращивает маркетинговые усилия и нацелена на новые возможности по огранке драгоценных камней во время стабилизации рынка.
Российская компания, которая раньше практически не продвигала свои камни за пределами России, в прошлом году направила $25 млн на видовой маркетинг в рамках Diamond Producers Association, и может увеличить размер спонсорства в текущем году, сказал гендиректор компании Сергей Иванов. АЛРОСА также планирует сосредоточиться на обработке камней премиум сегмента и может рассмотреть покупку компании-лидера российской ограночной отрасли, если последняя будет приватизирована.
Традиционно АЛРОСА была сфокусирована на добыче алмазного сырья, однако сейчас постепенно меняется после того, как год назад ее возглавил 37-летний Сергей Иванов. Один из шагов в этом направлении был предпринят в прошлом году, когда компания провела роад-шоу в нескольких странах мира, продвигая аукцион по продаже пяти бриллиантов, которые были изготовлены из одного гигантского алмаза. Пока отрасль переживала стагнацию потребительского спроса, рынок выиграл от более сильного, чем ожидалось, конца 2017 года.
«DPA фактически начала работу в конце четвертого квартала», и успела к периоду рождественских продаж, сообщил Иванов во время интервью в Москве, имея в виду ассоциацию, которая была создана компанией совместно с De Beers и другими алмазодобытчиками в 2015 году. «Продажи первого квартала были очень хорошими».
Это помогло АЛРОСА сократить стоки объемом 18 млн карат на 30% с начала года до самого низкого уровня за последние семь лет, а также увеличить средние цены на несколько процентов, отметил гендиректор.
Частью стратегии АЛРОСА является работа с исследованиями, цель которой – показать, что так называемые флуоресцентные камни, как правило реализуемые с большим дисконтом, во многих случаях обладают куда лучшим воспринимаемым цветом и блеском, в отличие от обычных, говорит Иванов. На месторождениях АЛРОСА «много» таких камней, отмечает он.
Алроса также изучает технологию трейсинга камней и рассматривает возможность сотрудничества с De Beers по ее проекту с использованием блокчейна для их отслеживания, но изучает и другие подобные проекты.
В России АЛРОСА планирует совместный с Минфином образовательный проект по синтетическим и природным камням, говорит Иванов. По его словам, российские туристы тратят много денег на бриллианты за рубежом и при правильном подходе к маркетингу продажи в России могут поддержать отечественных огранщиков.
Планы по огранке
Помимо маркетинга российская алмазодобывающая компания планирует сосредоточиться на огранке камней массой больше 1 карата, потому что в России нет смысла гранить более мелкий ассортимент. Компания также планирует гранить больше уникальных камней и может привлечь партнеров для огранки некоторых из них, сказал Иванов. Главный камень из коллекции «Династия», который компания не продала в прошлом году, будет выставлен на продажу в этом году, отметил он.
Подобные планы могут вызвать некоторое сопротивление. Экспансия в ограночный бизнес всегда считалась не лучшей идеей для АЛРОСА, отметил аналитик BCS Global Markets Олег Петропавловский в телефонном разговоре.
АЛРОСА может рассмотреть участие в аукционе на приобретение ПО «Кристалл» в рамках своего усиления огранки. В марте заместитель министра финансов Алексей Моисеев отметил, что правительство изучает возможность приватизации «Кристалла», крупнейшего клиента АЛРОСА на отечественном рынке.
Иванов говорит, что в объединении мощностей есть свои выгоды, хотя все зависит от того, как будут учтены долг и убытки предприятия при формировании цены.
«Кристалл» ничего не добавит к прибыли АЛРОСА, но и не навредит, и решит вопрос правительства с проблемным огранщиком», - отметил Петропавловский.
[ Ювелирные Известия ]