Спрос на алмазы на азиатском рынке стремительно растет. Исследование, проведенное российской алмазодобывающей компанией АЛРОСА, показало, что китайские потребители чаще американских планируют покупать ювелирные изделия с бриллиантами. Поэтому несомненно АЛРОСА планирует и дальше развивать свое присутствие в Китае. Издание Jewellery News Asia поговорило с директором «ЕСО АЛРОСА» Евгением Агуреевым, который рассказал о стратегии компании по продажам, планах продвижения на китайском рынке и взглядах на текущее состояние алмазного рынка.
Как вы оцениваете сегодняшний мировой алмазный рынок?
- Я думаю, что состояние мирового алмазного рынка постоянно улучшается. В 2017 году АЛРОСА и другие крупнейшие мировые производители алмазов увеличили объем добычи. Добыча нашей компании в прошлом году составила 39,6 млн карат. Спрос также растет, и это обнадеживает. Мы видим позитивные тенденции на китайском рынке, сегодня очень хороший спрос на бриллианты и ювелирные изделия из массового сегмента. Конечно, это позитивно влияет на всю цепочку – растет спрос на алмазы и бриллианты.
Рост рынка США, крупнейшего в мире по потреблению ювелирных изделий с бриллиантами, был обусловлен такими факторами, как снижение безработицы и рост среднего заработка. Продажи ювелирных изделий с бриллиантами в четвертом квартале прошлого года также показали хорошие результаты.
Безусловно, на рынке присутствуют и негативные факторы, такие как мошенничество и коррупция в индийской банковской системе. Всю степень серьезности этого фактора еще предстоит изучить, но сейчас уже точно можно сказать, что определенное влияние на ювелирную и алмазную отрасли Индии будет оказано точно. Но в то же время, существует возможность основательно изменить дурные привычки местной банковской системы, что способствует благоприятному развитию отрасли в долгосрочной перспективе.
Каковы планы АЛРОСА по продажам на 2018 год?
- В общем, у нас достаточно амбициозные планы на 2018 год. Объем добычи АЛРОСА будет незначительно ниже, чем в 2017 году, около 36,6 млн карат. Но мы будем более эффективно управлять своими стоками и планируем поставить на рынок около 40 млн карат.
В январе этого года мы подписали трехлетнее соглашение с 56 компаниями на поставку алмазов ювелирного качества и с 11 компаниями на поставку технических алмазов. Сюда входят компании из разных областей отрасли, включая огранку, ювелирное дело и т.д. Среди наших клиентов – шесть компаний из Китая, включая крупнейшего ювелирного ретейлера Chow Tai Fook Jewellery Group. Долгосрочные контракты – основа сбытовой политики АЛРОСА. Около 70% наших алмазов мы продаем таким образом, и только 30% сбываются посредством аукционов и через разовые контракты.
Мы ведем активную деятельность по всему миру. Сегодня у АЛРОСА есть офисы в Гонконге, российском Владивостоке, Израиле, Бельгии, ОАЭ и недавно открылось представительство в Индии. Позднее мы планируем возобновить работу офиса в США. Основная задача этих офисов – взаимодействовать с местной отраслью и отраслевыми организациями, и устанавливать более тесные контакты.
Не менее важное направление нашей работы – это маркетинг. Во-первых, это видовой маркетинг. В 2015 году АЛРОСА стала одним из основателей DPA, которая сегодня включает 7 крупнейших алмазодобывающих компаний мира. DPA разрабатывает программы видового маркетинга в США и Индии, в этом году также будет запущена масштабная программа в Китае. Помимо этого, АЛРОСА также занимается собственными маркетинговыми инициативами и выходит за рамки исключительно добывающей компании для того, чтобы познакомить потребителей с историей алмазов и социальной ответственностью. По факту АЛРОСА ежегодно направляет до $180 млн на социальные и благотворительные проекты.
Алмазный рынок Китая стремительно развивается. Какие планы у АЛРОСА на китайском рынке?
- В прошлом году мы совместно с компанией GFK запустили интересное исследование в США и Китае. Мы опросили около 4000 людей в возрасте от 25 до 55 лет. Результаты оказались чрезвычайно интересными. 86% опрошенных китайских потребителей ответили, что планируют покупку по меньшей мере одного бриллиантового украшения в следующем году. И только 59% потребителей из США рассмотрели бы приобретение ювелирных изделий.
Конечно, мы заинтересованы в дальнейшем сотрудничестве с местными компаниями. Как я уже говорил, трехлетние долгосрочные контракты у нас подписаны с шестью компаниями из Китая. Но в этом году у нас появились еще кандидаты на включение в список долгосрочных клиентов, среди них крупные ювелирные ретейлеры. Мы надеемся установить доверительные отношения с китайскими клиентами.
За последние три года объем торгов с китайскими компаниями через долгосрочные контракты вырос на 18%. В 2017 году компании из Китая купили у АЛРОСА алмазов на $170 млн, и ожидается, что этот объем увеличится в текущем году.
На самом деле, раньше эти компании тоже были покупателями АЛРОСА, но через оптовых посредников. Они хорошо знакомы с нашей продукцией, но пока не привыкли работать напрямую. В будущем мы надеемся расширить прямое сотрудничество и обеспечить китайские предприятия алмазами и бриллиантами. Более того, мы понимаем, что для доверительных отношений требуется какое-то время. Мы надеемся усилить наши торговые отношения более тесным взаимодействием в будущем.
В 2018 году мы проведем семь аукционов по продаже алмазов в Гонконге. Еще семь аукционов пройдут во Владивостоке – городе, близком к границе с Китаем, что способствует привлечению покупателей из соседних азиатских стран.
Безусловно, мы стремимся к укреплению отношений с ювелирными ретейлерами материкового Китая, включая запуск совместных маркетинговых проектов. По нашим представлениям, благодаря географическому расположению, потребители материкового Китая также заинтересованы в культуре и истории России, а Якутия, основной регион присутствия АЛРОСА, имеет богатые культурные особенности, которые могут быть интересны китайскому потребителю.
Каково ваше мнение относительно одной из самых горячих тем алмазной отрасли - синтетических алмазов?
- Я считаю, что рынки синтетических и природных алмазов могут сосуществовать. Говоря о присутствии синтетических алмазов на рынке, необходимо учитывать два аспекта. Первый – это когда продавцы открыто заявляют, что алмаз искусственно выращен. Несомненно, этот рынок, как и его технологии, постоянно совершенствуется. Но, в конце концов, природные алмазы символизируют собой настоящую любовь, которую не заменить искусственно выращенным камнем.
Что касается другого аспекта, и реальной проблемы отрасли, это синтетические алмазы, которые подмешиваются в партии природных камней. Здесь уже не стоит вопрос о востребованности синтетических алмазов. Это вводит в заблуждение потребителя и в будущем может повлиять на его уверенность в покупке алмазов.
Алмазной отрасли необходимо как можно скорее разработать соответствующий регламент и развивать технологии, способные идентифицировать синтетические алмазы. В настоящее время многие крупные алмазодобывающие компании уже используют инструменты для распознавания алмазов и ожидают, что проблемы разрешатся на законодательном уровне.