Лисицин Дмитрий Вячеславович - начальник экспозиционного
отдела ФБУ "Музея САМОЦВЕТЫ", эксперт Минкультуры РФ по
разделу "Минералогические материалы".
5-го апреля в Совете Федерации РФ состоялся "круглый стол" на тему: "О вопросах обоснованности введения уголовной ответственности за самовольную разработку недр и фактическое хищение у государства драгоценных и полудрагоценных камней с нанесением серьeзного ущерба при их добыче". Выступило 6 докладчиков (из семи заявленных). Первый докладчик (из Забайкальского края) рассказывал о том, как плохо, что у них в крае незаконно добывают золото. Второй (из Челябинска), как плохо, что у них незаконно добывают строительные материалы (песок). Спрашивается - при чем тут драгоценные и полудрагоценные камни??? Но когда наконец-то следующий докладчик выступил по делу и сказал что, чтобы наказывать за что-то незаконное, нужно, чтобы существовала понятная и доступная законная процедура, председательствующий круглого стола высказался что-то типа: "доклад ваш замечательный, но мы вообще-то о введении уголовной ответственности тут говорим".
"Двойные стандарты"? Нет, не слышали!
Тем не менее, повторимся - при рассмотрении любых вопросов об ужесточении ответственности за «самовольную разработку недр и т.д.» необходимо существование понятной и доступной законной процедуры. В настоящее время на территории РФ такая процедура отсутствует.
В «Законе о недрах», действующего с начала 90-х годов (приказ №84 от 19.05.1994г.), предусмотрены три вида лицензирования: лицензия на добычу, лицензия на разведку, лицензия на сбор.
Для камнесамоцветной отрасли в настоящее время единственный доступный вид лицензии – это лицензия на сбор, так как, во-первых большинство объектов, представляющих интерес в качестве объектов камнесамоцветного сырья, вообще не имеют ранг месторождений, во-вторых месторождения с подсчитанными запасами не рентабельны, так как вложения в подготовку к добычным работам и создание подходящей инфраструктуры в десятки раз превышают предполагаемую прибыль.
С 2010 года новыми приказами (№ 551 от 17.12.2010г.) запрещено в целях сбора указывать «коммерческое использование» и прописано, что лицензия не может быть выдана на «драгоценные и полудрагоценные камни», что по сути уничтожило всякую легальную возможность приобретения российского камнесамоцветного материала для всех представителей малого бизнеса. А орган выдающий эти лицензии (Роснедра), оказывается пользуется Общероссийским классификатором, в котором к кодам ОКПИиПВ: 1450211 к "драгоценным камням", например, были отнесены аквамарин, александрит, аметист, жадеит, изумруд, морион, рубин, сапфир, топаз, хризолит, хризопраз, хромдиопсид хрусталь горный".
Составители Общероссийского классификатора про ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" конечно же не слышали, так как видимо живут на другой планете. Но странно, что про него не слышали чиновники, выдающие лицензии. Эти, вроде бы, на планете нашей.
Кстати, на добычу мамонтовой кости, например, лицензии выдаются исправно. Причем лицензии на "сбор коллекционного материала". Лично мне вот непонятно, какое отношение тонны мамонтовой кости имеют к коллекционным материалам, являясь типичным сырьeм для изготовления поделок?
За последние двадцать лет в России сложился рынок камнесамоцветного сырья, в который по некоторым оценкам вовлечено более 500000 (пятисот тысяч) человек. Стоит отметить, что эти люди, в большинстве своeм, хотят работать легально и по понятным правилам. Существующая же стратегия на пресечение незаконной деятельности в области камнесамоцветного сырья без предварительной проработки легальных способов деятельности преступна, так как выводит всех участников рынка, кроме госструктур, вне правового поля.
Стоит также отметить, что любая добыча большого количества камнесамоцветного сырья без грамотной политики продаж, способна глобально обрушить цены на мировом рынке, так как этот вид материала не является промышленным и спрос на него ограничен. Что мы и видим в последние годы - резкое снижение цен (в разы) на янтарь и нефрит в связи со значительными объeмами поставок данных камней в Китай, являющийся основным потребителем янтаря и нефрита в мире.
Из всего перечисленного можно вывести три основных вывода:
1. Необходимо изменение "Закона о недрах". И чем скорее это произойдeт, тем лучше.
2. Необходима жесткая регуляция всей терминологии. Особенно того, что касается "драгоценных" (регулируемых отдельным законом), и "полудрагоценных" камней. Не надо "плодить сущности сверх необходимого".
3. Государственным корпорациям, влезшим в этот рынок, не стоит вести себя, "как слону в посудной лавке" и лучше почаще консультироваться с реальными специалистами в данной области, а не с "менеджерами из Оксфорда".
[ Ювелирные Известия ]