ФКУ «Пробирная палата России» провело очередное заседание Общественного экспертного совета по теме: «Актуальные вопросы оборота синтетических аналогов драгоценных камней в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС)». Мероприятие состоялось 20 марта 2018 года в конференц-зале АК «АЛРОСА».
На заседании присутствовали 87 участников – представители Государственной Думы, Совета Федерации, Минфина России, Минприроды России, МИДа России, ФТС и ФНС России, Росфинмониторинга, правоохранительных органов, отраслевых, общественных организаций, ювелирных предприятий, а также средств массовой информации.
В качестве модератора выступил Маркин А.В., руководитель ФКУ «Пробирная палата России», председатель Общественного экспертного совета. Во вступительном слове он сказал: «Тема сегодняшнего круглого стола обусловлена, в первую очередь, тем, что большую часть усилий и внимания мы уделяем регулированию оборота драгоценных металлов, поэтому металлы защищены значительно лучше, чем камни. Здесь собрались эксперты в области синтетических аналогов драгоценных камней, которые выскажутся – есть ли место «синтетике» в ювелирной отрасли, какова роль государства в контроле синтетических аналогов и каким образом этот контроль осуществлять. Еще одна важная часть темы, по которой мы работаем совместно с коллегами из ЕАЭС, – создание общего рынка оборота драгкамней, проблемы которого нам хорошо известны».
В структуре продаж ювелирных изделий с драгоценными камнями около 90% составляют бриллианты. Оставшуюся часть делят между собой сапфиры, изумруды и рубины. Среднестатистическое изделие, продающееся на российском рынке, содержит вставку из бриллианта диаметром до 3 мм и весом 0,2 карата. Стоимость этих камней на оптовом рынке составляет около 500 долларов за карат с тенденцией к понижению. По экспертной оценке, объем рынка в РФ составляет порядка 50 млрд рублей или 1 млн 800 тыс. каратов.
Пик импорта в РФ драгоценных камней пришелся на 2013 год. Затем последовало уменьшение и в 2015 году резкое катастрофическое падение ввоза в страну на 90%. Статистика ввоза цветных драгоценных камней практически повторяет тенденцию бриллиантов. Эксперты отрасли связывают это с присоединением к ЕАЭС в январе 2015 года Республики Армения.
Серов В.А.: «Мы активно занимаемся сбором всех возможных данных по обороту драгоценных камней в ЕАЭС. Но вынуждены, к сожалению, констатировать в большинстве государств отсутствие как правовой документации, так и статистических данных по ввозу-вывозу, обороту ДК. Тем более, нет единых регулирующих норм и полноценной общей статистики по ЕАЭС».
Данная ситуация привела к тому, что, по осторожным оценкам участников рынка, а также геммологических лабораторий, сертификационных центров, не менее 20% драгоценных камней в изделиях являются ненастоящими, иными словами, подделками, поскольку в этом контексте речь идeт не только о синтетических выращенных бриллиантах, но и о любой подделке, которая выдается за натуральный камень. Более того, наблюдается тенденция к увеличению доли контрафакта на российском рынке.
Таким образом, теневой рынок оборота драгоценных камней растет, существует возможность ухода от налогов и пошлин, подрывается доверие потребителя, расширяются возможности для недобросовестной конкуренции и создаются препятствия для развития алмазогранильной отрасли в России.
С учeтом сложившейся ситуации участниками заседания сформулирован перечень вопросов, требующих скорейшего решения.
В частности, необходимы единые принципы контроля за оборотом драгоценных камней во всех государствах, входящих в ЕАЭС, единые стандарты их классификации и оценки, единая база данных по ввозу-вывозу и обороту драгкамней на территории ЕАЭС. Решение указанных вопросов лежит в зоне ответственности Евразийской экономической комиссии.
Государственным органам РФ необходимо разработать и внедрить систему раздельного контроля за синтетическими и натуральными бриллиантами, ввести госконтроль за ввозом синтетических и прочих драгкамней на территорию РФ, оснастить пробирные инспекции приборами проверки подлинности вставок в ювелирных изделиях для того, чтобы на месте осуществлять полноценный и оперативный контроль.
Прозвучали предложения о передаче ФКУ «Пробирная палата России» от Роспотребнадзора полномочий по осуществлению контроля за оборотом на рынке драгкамней. Для усиления мер по борьбе с нарушениями предлагалось кратно увеличить штрафы за сокрытие или недостоверную информацию о драгоценном камне в ювелирном изделии и увеличить количество проверок в рознице.
Производители синтетических алмазов, участвовавшие в заседании (ФГБНУ «ТИСНУМ», ООО «Невский бриллиант») рассказали об используемых методах синтеза алмаза. Это метод высокого давления и высоких температур (HTHP) и газофазный синтез (CVD). Первый позволяет получать сверхчистый алмаз для применения в исключительно высоких технологиях – создании современных ядерных установок или ускорителей сверхбольшой мощности. При этом, по оценкам экспертов, получаемые алмазы в сотни раз чище и лучше природного алмаза.
Производители синтетических алмазов отметили, что рост их продукции никоим образом не составит конкуренцию натуральным камням в ювелирном производстве. Бланк В.Д., директор ФГБНУ «ТИСНУМ»: «Синтетика никогда не вытеснит природу. Но при этом мы должны понимать, что никто не может сегодня остановить развитие высоких технологий, потому что алмаз сам по себе формирует абсолютно новые возможности в создании новой техники». Таким образом, растущая востребованность синтетических алмазов в оптике, квантовой электронике, медицине и других отраслях смещает приоритеты производителей синтетики в пользу рынка высоких технологий, где к 2050 году ожидается потребность в объеме 150 млн каратов, в то время как потребность в синтетических алмазах ювелирного качества в этот же период может достигнуть лишь 55 млн каратов.
У производителей природных алмазов иной прогноз. Предположительно, уже к 2030 году доля рынка синтетических алмазов может составить 15% от мировой добычи алмазов ювелирного качества, что формирует новые вызовы для производителей природных алмазов.
На сегодняшний день взаимодействие по синтетическим алмазам с иностранными партнeрами на международных рынках затрудняется отсутствием в большинстве юрисдикций терминологии и определений, соответствующих международным стандартам; единого понимания терминов «алмаз/бриллиант» и «синтетический алмаз/бриллиант», а также единого стандарта объективной оценки устройств для детекции синтетических алмазов.
В рамках Кимберлийского процесса продолжается работа по включению в Гармонизированную систему описания и кодирования товаров унифицированных товарных кодов для синтетических алмазов на уровне Всемирной таможенной организации. Итогом этой работы должно стать принятие на уровне этой организации универсальных (6-значных) кодов на синтетику к 2022 году.
Внутри Российской Федерации АК «АЛРОСА» выступает за создание национального стандарта на основе Стандарта ISO 18323:2015 и Руководства по алмазно-бриллиантовой терминологии-2018 (справочного документа для алмазно-бриллиантовой и ювелирной отрасли) как ключевого элемента разграничения рынков природных камней и синтетики.
На уровне ЕАЭС АК «АЛРОСА» также готова поддержать данную работу, в частности, по внесению изменений в товарную номенклатуру ВЭД ЕАЭС в части включения специальных субпозиций для необработанных и обработанных синтетических алмазов, а также проработать возможность принятия единого стандарта классификации драгоценных камней в ЕАЭС.
Компания представила участникам мероприятия собственный прибор-детектор природных бриллиантов ALROSA Diamond Inspector, который по своим характеристикам не уступает зарубежным аналогам и может составить им конкуренцию как на российском рынке, так и в странах ЕАЭС.
В целом, по оценке участников заседания Общественного экспертного совета при ФКУ «Пробирная палата России», дискуссия была весьма полезной и показала, что проблема действительно существует и решать еe надо совместными усилиями.
С учетом важности рассматриваемого вопроса принято решение обобщить прозвучавшие предложения для дальнейшего экспертного обсуждения и выработки рекомендаций. Итоговая резолюция будет направлена на рассмотрение в Министерство финансов Российской Федерации.