6 марта 2018 года в офисе Московской Биржи состоялась конференция «Золото России»: Итоги 2017 года – добыча и потребление». Бизнес сообщество было представлено на мероприятии делегатами всех сфер оборота драгоценных металлов. Это были представители добывающих компаний; предприятий, осуществляющих аффинаж золота; производителей ювелирных изделий и их продавцов; банковского сообщества. Со стороны государства участие в конференции приняли представители Центрального банка, Минфина, Гохрана, Федерального агентства по недропользованию.
В ходе обсуждения итогов 2017 г., а также задач на 2018 г., было отмечено, что в целом отрасль динамично развивается, но есть и проблемы. В частности, одной из главных проблем было названо наличие 3 режимов НДС, что неминуемо приводит к потерям бюджета и появлению на рынке серых зон.
Сенсационно прозвучало предложение представителя НП «Объединение аффинажных заводов России» Сергея Дяченко. Он сообщил, что «Объединение аффинажных заводов России» совместно с «Ассоциацией ювелиров Евразийского Экономического Союза» выступают с инициативой введения акциза на ювелирные изделия, который позволит компенсировать потери от использования ювелирными компаниями специальных налоговых режимов, а также схем по уклонению от уплаты НДС.
Комментарий генерального директора Ассоциации «Гильдия ювелиров России» Эдуарда Уткина:
Сам факт включения ювелирных изделий в перечень подакцизных товаров содержит много негатива, так как однозначно ужесточит госконтроль. В ситуации и без того излишней «зарегулированности» ювелирной отрасли, это, безусловно, плохо скажется как на производителях и продавцах ювелирных изделий, так и на покупателях. В сухом остатке мы получим увеличение издержек, повышение цен в розничных сетях и снижение объeмов продаж.
История вопроса:
Ювелирные изделия были включены в перечень товаров, облагаемых акцизами, с 1 января 1992 года в соответствии с Федеральным законом от 06.12.1991 N 1993-1 "Об акцизах" и ставка акцизов на ювелирные изделия составляла 30%.
Однако до 1998 года налоговое законодательство, регламентировавшее порядок исчисления и уплаты акцизов, не содержало понятия "ювелирные изделия, подлежащие обложению акцизами" в целях применения Федерального закона "Об акцизах".
Впервые понятие ювелирных изделий, подлежащих обложению акцизами, было введено Федеральным законом от 14.02.1998 N 29-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об акцизах”", в соответствии с которым к ювелирным изделиям, подлежащим обложению акцизами, были отнесены изделия, применяемые в качестве различных украшений, предметов быта и (или) в декоративных и иных целях, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов. Причем этим же законом ставка акцизов была снижена для ювелирных изделий с прежних 30% до 15%.
Огромную роль в отмене акцизов на ювелирные изделия в 2000 - 2001 годах при прохождении в Государственной Думе второй части Налогового кодекса РФ сыграл депутат от Якутии и председатель подкомитета по драгоценным металлам и драгоценным камням Государственной Думы Басыгысов В.Н. Сначала его усилиями удалось снизить акцизную ставку с 15 до 5%, а затем и добиться еe полной отмены.
Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" с 1 января 2003 года ювелирные изделия исключены из перечня подакцизных товаров. Таким образом, операции по реализации (передаче) ювелирных изделий с указанной даты объектом налогообложения акцизом не являются.
В результате количество ювелирных изделий из золота на рынке выросло, а общая масса золота в них увеличилась, что наглядно демонстрирует график массы золотых ювелирных изделий, заклейменных в Пробирной палате России.