Прошло три года после XVI съезда Союза старателей. 21 февраля Союзу старателей, который был создан ещe во времена Советского Союза, исполняется 29 лет. Из них 26 лет пришлись на условия работы при новом для страны капиталистическом строе.
В 1989 г. 1-й учредительный съезд объединил почти 80 тыс. старателей из 180 артелей (в т.ч. из России 155 артелей). Основная цель созданной старателями организации — представление единых, общих интересов при взаимодействии с органами власти любого уровня, а также выработка отраслевых норм и правил, в том числе для их законодательного воплощения.
За 26 лет в современной России (1992–2017) было добыто более 4,5 тыс. тонн золота из 19,5 тыс. тонн, добытых за почти 300-летнюю историю российской золотодобычи (более 23%). В настоящее время по добыче золота Россия занимает 3-е место в мире вслед за Китаем и Австралией, значительно опережая такие страны, как США, Канаду, Перу и ЮАР.
Добыча золота из недр за последние годы (2014–2017) держится примерно на одном уровне — в среднем около 260 тонн/год, из них более 70 тонн приходится на россыпную добычу (27,4%). Несмотря на постоянный рост рудной добычи в России (за последнее десятилетие она удвоилась), в «общем зачeте» пока лидирует россыпное золото — за 26 лет его добыли 2560 тонн (57%).
Основной вклад в добычу россыпного золота вносят старательские артели и небольшие предприятия. Из 460 предприятий в стране 85% добывают менее 500 кг, менее 100 кг добывают 60%, и только 23 предприятия (5%) добывают более 2 тонн.
Успехи российской золотодобычи могли бы быть значительно более весомыми, если бы органы законодательной и исполнительной власти прислушивались к мнению золотодобытчиков и не создавали многочисленных препятствий в работе. Четверть века идeт непрерывное «совершенствование» законодательства в области недропользования.
Подлинная эпидемия с корректировками законов, кодексов и других нормативных документов, которые определяют условия работы предприятий на золотодобыче, охватила как законодателей, так и чиновников, «совершенствующих» подзаконные акты и инструкции.За последние годы (после принятия) в Законы «О недрах» и «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», в Лесной, Водный и Земельный кодексы было внесено около 260 поправок и изменений. Это не считая сотен подзаконных актов и многочисленных отраслевых инструкций, которые тоже меняются с завидным постоянством.
Такая чехарда значительно осложнила хозяйственную жизнь крупных предприятий с мощными юридическими службами, а что можно говорить о небольших артелях и коллективах золотодобытчиков! Сроки оформления документации на освоение новых месторождений и отдельных участков увеличилась с 5–6 месяцев до 2–3 лет, иногда растягиваясь на целую пятилетку. Такому положению дел способствует резкое увеличение числа чиновников в современной России: если в 2000 году на 10000 населения приходилось 79,4 чиновника, то в 2017 — 146,2! Этой более чем двухмиллионной армии надо чем-то заниматься, в результате излишняя регламентация производственной деятельности стала подлинным бичом для предприятий.
Бюрократов развелось столько, что они начинают вполне ощутимо нам вредить. Обращусь к высказыванию Дзержинского Ф. Э. о чиновниках, которое он сделал 95 лет назад в далeком 1923 году: «…чтобы… государство не обанкротилось, необходимо разрешить проблему госаппаратов… Каково настоящее положение? Неудержимое раздутие штатов… чудовищная бюрократизация всякого дела — горы бумаг и сотни тысяч писак… миллионы излишеств. Это легальное пожирание госимущества этой саранчой. В придачу к этому неслыханное, бесстыдное взяточничество, хищения, вопиющая бесхозяйственность, преступления, перекачивающие госимущество в частные карманы. …9/10 сил и энергии уходит не на создание новых ценностей, не на само производство, а на согласование, отчeтность, оправдание, испрашивание. На работу нет времени. Мы устали жить и бороться».
При этом следует отметить, что число квалифицированных и опытных сотрудников резко сократилось, всe чаще приходится сталкиваться с вопиющей некомпетентностью так называемых специалистов.
Такой пример. Понеся значительные расходы на приобретение лицензии на месторождение, недропользователь сегодня зачастую не может сразу приступить к промышленному освоению участка недр из-за запретов на законодательном уровне (Земельный, Лесной, Водный Кодексы и иные Федеральные законы). Роснедра, выставляя месторождение на конкурс, обязаны предоставить недропользователю «чистый», готовый к работе участок в соответствии с регламентом Роснедр на основании Приказа МПР №315 от 29.09.2009 г. Однако на практике это не всегда соблюдается из-за бюрократических проволочек, и победителю аукциона самому приходится заниматься согласованием документации. Нередко один и тот же участок приходится переоформлять неоднократно, перетасовывая его принадлежность к землям различных фондов. Переданный в аренду государством участок может входить в земли особоохраняемых территорий, земли обороны, безопасности, запаса, о чeм недропользователь не предупреждается изначально. В итоге часть запасов, за которые уже заплачены весомые миллионы рублей, отработать в итоге не удастся из-за запретов.
Первый закон РФ «О недрах», основанный на советском опыте управления и принятый в 1992 году, четко указывал на необходимость упрощeнного доступа для начала работ: «Предоставление лицензий на пользование недрами осуществлять одновременно с предоставлением земельного участка». В дальнейшем это положение неоднократно корректировалось и окончательно затруднило освоение месторождений. Теперь владелец лицензии сам должен заниматься многочисленными согласованиями. И если для больших предприятий, осваивающих крупные месторождения со сроками отработки 10–20 и более лет, законодательные изменения не так обременительны, то небольшим предприятиям приходится ежегодно оформлять по несколько новых участков, которые будут отработаны за несколько месяцев в связи с небольшими запасами на каждом из них.
По добыче россыпного золота Россия прочно удерживает мировое первенство на протяжении последнего столетия, однако физические объeмы его добычи с 1991 года неуклонно снижаются. Если среднегодовая добыча в 1976–1980 гг. составляла 126,8 тонны, в 1986–1991 гг. — 113,7, то в 2006–2010 гг. — всего 56,3 тонны. За последние 3 года положение несколько выправилось: среднегодовая добыча выросла до 70,5 тонны.
Самое обидное в этой ситуации, что сокращение россыпной золотодобычи в нашей стране происходит не по объективным причинам, а большей частью из-за законодательных и бюрократических барьеров.
В настоящее время сырьевая база россыпной золотодобычи составляет (остаток запасов, утверждeнных ГКЗ и ТКЗ) около 900 тонн по категориям А+B+C1+С2, из них активных запасов (разрабатываемых, подготавливаемых к освоению, разведываемых) — не более 400 тонн. Сырьевая база россыпных месторождений золота — основного источника для работы более 400 предприятий — истощена до предела. Об этом говорит такой факт: даже за незначительные по запасам участки (нередко только с прогнозными ресурсами) предприятия выкладывают огромные деньги. Например, недавно в Забайкалье Центрсибнедра на аукционах реализовало лицензии на разработку двух участков россыпного золота, выручив за них около 900 млн рублей при стартовом платеже 47 млн руб. и запасах золота 2,3 тонны (недропользователи заплатили на этом этапе свыше 15% от возможной цены реализации золота — около 400 руб./грамм). Поразмыслив, победители в итоге отказались от такой пирровой победы с немыслимыми ценами.
В условиях истощeнной сырьевой базы в «Стратегию развития минерально-сырьевой базы (МСБ) РФ до 2030 года» (п. 71) необдуманно записали: «Финансирование за счет средств федерального бюджета поисковых и оценочных работ, непосредственно ориентированных на воспроизводство МСБ, будет постепенно сокращаться вплоть до полного прекращения в 2021 году». Между тем в госбюджет от продажи лицензий на месторождения драгметаллов и драгкамней ежегодно поступают миллиарды рублей (в 2016 г. — около 18 млрд руб.), и это решение лишает бюджет в будущем важной статьи его пополнения. В государственном балансе велика доля неактивных запасов, которые стоят на учeте десятки лет, что создаeт иллюзию высокой обеспеченности запасами.
Мы считаем, что государству необходимо создать широкий фронт работ по геологическому изучению недр для поиска новых месторождений драгоценных металлов, поскольку золото — единственное полезное ископаемое (ПИ), поиски месторождений которого в среднесрочной перспективе целесообразно вести за счет средств федерального бюджета. Во-первых, это наиболее востребованное ПИ (помимо нефти) среди недропользователей. Во-вторых, многообразие типов месторождений и обстановок их формирования открывает очень широкие перспективы для поисков золоторудных месторождений во многих регионах России. В-третьих, выполнение поисковых работ на перспективных участках, выделенных в результате предшествующих региональных исследований за счет средств федерального бюджета, позволит быстро и объективно оценить эффективность вложения государственных средств в проекты, которые во всем мире финансируются частными компаниями. Обеспечить государственное финансирование поисково-оценочных и геологоразведочных работ (ГРР) на месторождения золота — важнейшая задача в области поступательного движения вперeд.
В настоящее время в России отсутствуют механизмы стимулирования геологоразведки, поэтому необходимо вернуться к вопросу компенсации производственных расходов предприятий на геологоразведочные работы из НДПИ, как это было прежде (из 7,8% платежей по НДПИ 50% направлялось на возмещение затрат предприятий на ГРР).С инициативой ввести налоговые вычеты затрат на геологоразведку из НДПИ ещe в 2014 году выступил глава Минприроды С.Донской, заявив следующее: «Мы предлагаем установить их на уровне до 60% от фактически понесенных компанией затрат». К сожалению, Правительство отклонило это предложение. А ведь в результате снижения налога на добычу полезных ископаемых у недропользователей появится возможность направлять больше средств на ГРР. За 2016 г. недропользователи обеспечили финансирование ГРР на месторождениях драгметаллов и драгкамней в сумме 24,7 млрд руб, а бюджет — только 3,4 млрд руб. (при этом НДПИ на добычу драгметаллов и драгкамней составил 57,4 млрд руб).
Нельзя не отметить необходимость пересмотра позиции Роснедр в отношении районных кондиций для небольших месторождений.
В действующих кондициях (Протокол ГКЗ №75-К от 29.10.1999 г.), пунктом 3.2. предусматривалось использование районных кондиций в качестве разведочных и эксплуатационных (россыпей с суммарными запасами золота по одной россыпи до 500 кг), при этом возможен был подсчeт запасов нескольких разных россыпей на одном объекте с суммарными запасами в них более 500 кг, что соответствовало логике и целесообразности. Введение требований укрупнeнных технико-экономических расчeтов (Письмо ФБУ ГКЗ №01-11/125 от 07.11.2016 г.), которые фактически являются непригодными при применении для нескольких геоморфологически разных россыпей в пределах одной лицензии, заставляет отказаться от практики применения районных кондиций, поскольку долинные россыпи с небольшими по мощности торфами и невысокими содержаниями выпадают из подсчeта. В связи с существенным истощением минерально-сырьевой базы и ухудшения качества запасов россыпей по содержанию недропользователи вынуждены брать большие по площади лицензионные объекты, что предусматривает появление большого количества запасов, но с низкими содержаниями. Как следствие вышеизложенного, происходит увеличение в разы количества необходимых для подсчeта ТЭО кондиций материалов, что создаeт значительные трудности для недропользователей в связи с отсутствием квалифицированных специалистов по разработке ТЭО. При этом стоимость услуг имеющихся специалистов составляет от 2 млн руб. и более, хотя они не гарантируют утверждение кондиций в ГКЗ (ТКЗ) по разным причинам. Сроки разработки и защиты ТЭО кондиций составляют на сегодняшний момент от одного года и более...
Мы считаем, что при разработке районных кондиций для небольших россыпных месторождений (до 500 кг) применять эти кондиции не ко всему месторождению, а к россыпному телу одного морфологического типа (отдельно рассматривая долинные, террасовые россыпи и другие россыпные формирования). Следует подумать также о расширении области применения районных кондиций до 1,0 тонны.
В условиях истощeнной сырьевой базы решающее значение для успешной работы предприятий малого и среднего бизнеса на золотодобыче является вовлечение в отработку техногенных россыпей.
Сдерживающим фактором широкого освоения техногенных запасов является отсутствие в Законе «О недрах» соответствующих определений. Многочисленные обращения золотодобытчиков в Государственную Думу с просьбами приступить к разработке законодательства о техногенных месторождениях остаются без ответа. Так, ещe в 2010 году Магаданская областная Дума обратились в Госдуму с законопроектом по упрощению доступа к техногенным россыпям. Однако российские депутаты долго не раздумывали и отклонили поправки в предложенный специалистами законопроект в первом же чтении, не осознав его важности для развития горнодобывающей промышленности. Предлогом стало заключение Правительства РФ о том, что понятие «техногенные россыпи» отсутствует в российском законодательстве. Непонятно, какой «продвинутый» юрист давал это заключение, ведь термин «техногенные россыпи» был введeн ещe в 1950-е годы академиком Николаем Шило, он используется во всех геологических методиках, описан в «Словаре по геологии россыпей» (М.: Недра, 1985). Наконец, в «Методических рекомендациях по применению Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых (россыпных месторождений)», разработанных ФГУ ГКЗ и утвержденных Министром МПР РФ Трутневым Ю.П. (распоряжение №37-р 05.06.2007 г.), дано подробное описание техногенных месторождений.
Российским законодательством отработка техногенных россыпей не предусмотрена. Техногенная россыпь не может быть выставлена на конкурс (нет запасов), следовательно, на нее невозможно получить лицензию, а если нет утвержденных запасов, то добыча золота не может быть законной, так как добывать можно только при наличии разведанных и утвержденных запасов. Недавно у одной из артелей в Нерюнгринском районе Республики Саха (Якутия) сотрудниками ФСБ изъято 55 кг россыпного шлихового золота, добытого на техногенном участке за пределами лицензионной территории, и заведено уголовное дело. Это несмотря на то что предприятие обеспечивает занятость сотен трудящихся, законно сдаeт добытое золото на аффинажный завод и исправно платит все налоги.
Из-за существующей законодательной «дыры» огромное число техногенных россыпей не осваивается, а малый бизнес теряет возможности к расширению золотодобычи из отходов предприятий, накопленных за последние десятилетия.
Напрямую с техногенными месторождениями связан вопрос о разведочно-эксплуатационных полигонах (РЭПы).
18.08.2016 г. письмом №ЛЛ-02/2233 ФБУ «Росгеолэкспертиза» запретило проходку РЭПов в рамках проектов ГРР, что равносильно отнесению всего добытого при этом золота к незаконному предпринимательству. В России из 70 тонн россыпного золота до 40% добывается из техногенных россыпей, основным методом освоения которых является проходка РЭПов. Союз старателей принял активное участие в борьбе за отмену этого письма, в результате чего проблему удалось частично решить (до конца 2018 г.) и сломить сопротивление чиновников. Решить этот вопрос окончательно можно только на законодательном уровне. Работа Союза старателей по законодательному признанию понятия «техногенные месторождения» продолжается уже несколько лет. За этот период вопрос неоднократно поднимался на заседаниях Торгово-промышленной палаты, Госдумы, Роснедр и различных съездах и конференциях.
Союз старателей сформулировал основные вопросы, которые необходимо решать и предложил пути их решения:
- Техногенные россыпи и участки предоставлять недропользователям без проведения аукционов и конкурсов, на основании рассмотрения заявок предприятий комиссиями с участием представителей Роснедр и органов исполнительной власти.
- Разрешить недропользователям проводить добычу драгоценных металлов из техногенных россыпей в границах предоставленного лицензией горного отвода без геологического изучения недр.
- Отменить требование проведения государственной экспертизы техногенных запасов.
- Упростить процедуру продления лицензий на отработанные месторождения для освоения техногенных запасов.
Эффективность недропользования зависит от того, насколько эффективно организовано государственное управление в этой сфере. А оно весьма неэффективно. Практически нет различий между требованиями к проекту по освоению месторождения Сухой Лог с тысячами тонн рудного золота (где планируется множество объектов капитального строительства), и требованиями к проекту по освоению месторождения россыпного золота, где главный объект капитального строительства — это баня. Здесь также понадобятся экспертизы, время, силы, затраты, переговоры с чиновниками. В одном из своих посланий Федеральному собранию Президент России В. Путин отметил: «Мы не первый раз говорим о необходимости новых подходов в работе надзорных, контрольных, правоохранительных органов. Но изменения происходят очень медленно. По-прежнему доминирует обвинительный уклон. Вместо того чтобы пресекать отдельные нарушения, закрывают дорогу, создают проблемы тысячам законопослушных, инициативных граждан». Сказаны эти слова давно [декабрь 2014], а изменений пока не видно.
Бюрократические препоны заключаются в том, что только по одной лицензии необходимо подготовить 52 отчета и проекта, из которых 70% являются платными, их стоимость колеблется от 30 до 70 тыс. руб. При этом из этих 52 документов, дай бог, если 5 имеют какую-то важность. Все остальные бумаги просто обеспечивают рабочие места, зарплату, проживание в цивилизованных условиях для проверяющих и, кроме них, они никому не нужны.
Упрощение доступа предприятий на права пользования недрами
В 2015–2016 гг. Роснедра провели актуализацию лицензий на пользование недрами. Участие Союза старателей России в работе по актуализации лицензий позволило некоторым предприятиям успешно скорректировать сроки выполнения лицензионных соглашений и не нарваться на штрафы и лишение лицензий. Нескольким предприятиям Союз старателей оказал прямое содействие в разрешении вопросов, связанных с лицензированием (АС «Кривбасс», ПК АС «Даурия», ООО «Томпо-Аурум» и др.).
Снижение тарифов на электроэнергию
Союз старателей принял активное участие в подготовке Постановления Правительства РФ от 28.07.2017 № 895 «О достижении на территориях Дальневосточного федерального округа базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность)». Новые расценки на электроэнергию дадут толчок развитию уже разведанных месторождений золота и других руд, добыча которых пока невыгодна. Снижение энерготарифов до среднероссийского уровня даeт экономию дальневосточным предприятиям в объеме до 40 млрд рубл. в год. В среднем по Дальнему Востоку снижение тарифа достигло 30%. Предварительные расчеты ФАС предполагают, что на компенсацию разницы в тарифах за 2017 г. бюджет Якутии получит более 15,6 млрд руб., Камчатки — 2,5 млрд руб., Сахалина — около 2,3 млрд руб., Магаданской области — около 1 млрд руб.
К сожалению, компенсация не коснулась сотен предприятий, которые не имеют централизованных источников энергоснабжения и вырабатывают электроэнергию собственными дизельными станциями. Себестоимость такой энергии высокая (до 18–20 руб./кВт•ч), и предприятия оказались в крайне невыгодном положении по сравнению с теми, которые получают льготы и компенсации.
Реформа энергетики «по-чубайсу» сказалась крайне отрицательно на энергоснабжении горных предприятий. Деление на генерирующие, передающие и сбытовые части привели к тому, что за качество подаваемой энергии никто не отвечает. К примеру, рудник Александровский в Забайкальском крае только за 2017 г. останавливали более 1000 раз из-за низкого качества подаваемой электроэнергии. Такое безобразие продолжается уже в течение 3 лет. Горнякам понятно, что это такое, внезапно остановить обогатительную фабрику в процессе переработки руды. Это и поломки оборудования, и снижение извлечения металла, прямые убытки и моральные факторы. Решить вопрос не удалось даже на федеральном уровне — ни в министерстве энергетики, ни в Ростехнадзоре, ни в антимонопольном ведомстве. В администрации Президента РФ пообещали дать ответ к концу февраля. Сейчас ситуацию рассматривают и в судебных органах.
Активное участие Союз старателей России принял в подготовке изменений в Закон РФ «О недрах» в части создания реестра недобросовестных участников аукционов на право пользования участками недр. В этом направлении появилась положительная для недропользователей судебная практика: в сентябре 2017 г. Ингодинский районный суд Читы признал виновными в коммерческом подкупе в особо крупных размерах на аукционах бывшего гендиректора «Регион-Строй» Андрея Михайлюка и его заместителя Степана Пятина. Они признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч. 8 ст. 204 УК РФ. Суд назначил подсудимым наказание в виде штрафа: Михайлюку — 22,5 млн руб., Пятину — 15 млн руб.
Продолжается работа по признанию победителем аукциона на право пользования недрами одного участника в случае отсутствия других участников.В Роснедра и ТПП направлены письма с просьбой ускорить разработку проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон РФ «О недрах» в части уточнения порядка предоставления права пользования недрами с целью установления возможности выдачи лицензии на пользование недрами единственному претенденту на участие в аукционе на право пользования недрами на участки недр. Сейчас обсуждение этого вопроса переместилось в Госдуму.
В части решения вопросов ускорения рассмотрения заявок для геологического изучения участков недр за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр были подготовлены таблицы со сроками прохождения заявок на всех этапах. Этот справочный материал может помочь предприятиям ускорить сроки оформления документации.
Много усилий было предпринято для отмены Распоряжения Правительства РФ N849-р от 27 мая 2013 г. «Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов», которое противоречит Лесному и Водному кодексам и Закону РФ «О недрах» и серьeзно навредило многим золотодобывающим предприятиям. Точное исполнение положений, отражeнных в данном распоряжении, практически полностью запрещает россыпную золотодобычу в стране. Этот вопрос неоднократно поднимался Союзом старателей на совещаниях на самом высоком уровне, было направлено несколько писем в ТПП, Госдуму и Роснедра с требованием отменить подзаконный акт. Опубликовано несколько статей по этой теме.
Роснедра предложили внести изменения в статью 43 Закона «О недрах» в части многократного увеличения регулярных платежей за недра при превышении предельных сроков пользования недрами.Союз старателей по просьбе ряда артелей подготовил отрицательный отзыв на это предложение в Минэкономразвития и ТПП, что позволило затормозить процедуру принятия этого изменения.
О допустимой продолжительности вахты в районах Крайнего Севера.После проведeнной Союзом старателей работы 8 июня 2015 г. в Статью 104 Трудового Кодекса РФ было внесено изменение: «В случае, если по причинам сезонного и (или) технологического характера для отдельных категорий работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, установленная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена в течение учетного периода продолжительностью три месяца, отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором может быть предусмотрено увеличение учетного периода для учета рабочего времени таких работников, но не более чем до одного года».
Для решения вопроса об отнесении работ по добыче драгоценных металлов и драгоценных камней из россыпных и рудных месторождений к сезонным работам (Постановление Правительства №498 от 04.07.2002 г.) в ТПП РФ, обладающую правом вносить на рассмотрение предложения в Госдуму, направлено письмо. Подготовлен запрос по этому вопросу в Минтруд.
В 2017 г. встал вопрос «О размере полевого довольствия».В соответствии с письмом Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 10 августа 2017 г. №03-15-06/51340 «О налогообложении сумм полевого довольствия», которое подтвердило, что согласно Статье 302 ТК РФ работникам организаций, не относящихся к бюджетной сфере, надбавка за вахтовый метод работы выплачивается в размере и порядке, устанавливаемых коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором. Некоторые предприятия устанавливали полевое довольствие в размере до 8500 руб. в сутки, получалось, что практически вся оплата труда выводилась из-под налогов. По сообщениям местных СМИ, магаданские налоговики озаботились этой проблемой и направили обращение в Минфин России и Федеральную налоговую службу о внесении изменений в Налоговый кодекс в части установления норм выплаты полевого довольствия работникам золотодобывающих предприятий. Союз старателей считает, что в этом вопросе надо найти разумный компромисс и установить предельный размер полевых.
О лицензировании отдельных видов деятельности
Внесeнные изменения в Закон №99 от 04.05.2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» потребовали при вовлечении в работу новых месторождений постоянно переоформлять многочисленные лицензии (на право производства маркшейдерских работ, на право осуществления деятельности, связанной с обращением ВВ, на осуществление деятельности «Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов» и т.д.). Если при отработке рудных месторождений, сроки эксплуатации которых исчисляются многими годами и десятилетиями, такой подход может быть оправдан, то при сроках отработки россыпных месторождений в несколько месяцев небольшие предприятия находятся в состоянии постоянного переоформления лицензий. Поэтому так важно исключить необходимость многократного переоформления лицензий на россыпных месторождениях на отдельные виды деятельности, связанные с расширением мест осуществления деятельности, подлежащих лицензированию. По этому вопросу Союз старателей работает с органами Ростехнадзора.
Уже много лет идут дебаты и обсуждения различных вариантов законопроекта о так называемом «вольном приносе». Последний вариант законопроекта («О внесении изменений в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных металлах» и в Закон Российской Федерации «О недрах») был разработан во исполнение поручения Председателя Правительства Д. Медведева от 15.10.2015 №ДМ-П9-7092.
Союз старателей выполнил подготовку статистики хищений драгметаллов путем запросов в региональные структуры МВД, опубликовал несколько статей, вопрос поднимался на уровне ТПП и Госдумы. Мы считаем, что в предложенном виде закон работать не будет, а объeмы хищений золота резко возрастут. В этой связи Союз старателей предлагает ужесточить ст. 191 УК РФ в части усиления уголовной ответственности за незаконную добычу, нелегальную скупку и транспортировку драгметаллов и предусмотреть конфискацию предметов, с помощью которых были найдены или извлечены драгоценные металлы и т.д.Сегодня уголовная ответственность за незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга наступает только в случае осуществления его в крупном размере (свыше 2 млн 250 тыс. руб.). По сегодняшним ценам это килограмм чистого золота. Незаконная добыча драгоценных металлов не является ни хищением, ни незаконной сделкой с этими ценностями. Только после того, как указанные ценности незаконно добыты и перешли в результате этого в собственность РФ (п. 4 ст. 2 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»), они могут стать предметом хищения.
Недавно Президент России утвердил законодательную инициативу властей Калининградской области об ужесточении наказания за нелегальную добычу янтаря и нефрита. Федеральным законом в Кодекс об административных правонарушениях РФ внесены изменения об увеличении размеров штрафов для черных копателей. Для граждан штраф устанавливается в размере от 200 до 500 тыс. руб. вместо прежних 3–5 тыс. руб., для должностных лиц он вырос с 30–50 тыс. до 500–800 тыс. руб. Ранее установленный в пределах 1 млн руб. штраф для юридических лиц в измененной редакции статьи КоАП определен от 10 до 60 млн руб. Кроме того, расширяется перечень правонарушений, попадающих под наказание. Теперь административным правонарушением считается не только самовольная добыча и сбыт незаконно добытого янтаря, а также его транспортировка или хранение в целях сбыта в натуральном или переработанном виде. Давно пора навести порядок и в сфере драгоценных металлов.
Утилизационный сбор
В 2012 г. в РФ ввели так называемый «утилизационный» сбор (УС). А с 2016 г. под утилизационный сбор попало всe движущееся оборудование — строительное, горное, сельскохозяйственное, для лесного хозяйства и даже автоприцепы. Суммы сбора в немалой степени ударили по бюджету предприятий. Так, сбор за новый 410-сильный бульдозер составляет 2,25 млн руб, а б/у со сроком службы более 3 лет облагается 15-миллионной данью. Особенно пострадали машины с мощностью до 200 л.с. — УС на них достигает 30% от стоимости. Но пришло время возвращать этот сбор, а у чиновников до сих пор нет механизма его возврата. Союз старателей поднял этот вопрос, особенно актуальный для предприятий золотодобывающей промышленности, расположенных в труднодоступных регионах Крайнего Севера и Дальневосточного региона, которые выполняют утилизацию собственными силами. Уже год чиновники Минпромторга хранят гробовое молчание по поводу неоднократных запросов Союза старателей. Мы подготовили несколько статей в специализированные журналы, будем поднимать вопрос на заседаниях ТПП и Комитета Госдумы по природным ресурсам.
Кадровые вопросы
В ходе так называемой «модернизации» в России был ликвидирован один из ведущих горных ВУЗов страны — Московский горный университет, подготовивший тысячи квалифицированных горных инженеров. В рамках дальнейшего разрушения системы высшего образования приказом Министерства образования и науки №399 от 12.04.2016 г. Московский геологоразведочный университет (МГРИ-РГГРУ) было приказано присоединить к РГУ нефти и газа в качестве структурного подразделения. Объединение совершенно разноплановых учебных заведений (методы поиска, разведки, оценки твердых полезных ископаемых резко отличаются от методов поиска нефти и газа) неизбежно привело бы к деградации системы обучения в области геологии твердых полезных ископаемых и дальнейшему падению престижа профессии геолога. Союз старателей напрямую обратился к VIII Всероссийскому съезду геологов с просьбой о включении в окончательную резолюцию съезда требования о прекращении разгрома системы образования в области геологии и сохранении МГРИ-РГГРУ, а также об отмене приказа №399 о фактической его ликвидации. В итоге МГРИ, выпустивший за 100 лет (в этом году отмечается юбилей со дня его образования) тысячи геологов, был сохранeн и продолжает обучать студентов.
Одним из главных вопросов золотодобычи является вопрос еe финансирования.Для освоения даже небольшого золоторудного месторождения в России требуется 7–10 лет и 6–10 млрд руб. Более крупные объекты требуют значительно больших вложений. До кризиса в отношениях с западными странами горные предприятия России имели возможность привлекать иностранные кредиты под 4–6% годовых, сегодня банки дают горнякам деньги под 13–20% и более. Освоить новое месторождение с таким кредитованием не под силу большинству инвесторов.
Государство в последние годы пополняет золотовалютные резервы на 200 тонн в год, но напрямую через ГОХРАН покупает лишь 2–3 тонны золота, остальное идeт в казну через посредников — коммерческие банки. Целесообразнее золото получать напрямую у ГОХРАНа с предварительной оплатой у наиболее надeжных предприятий, которые гарантированно вернут авансы (которые как раз и добывают эти 200 тонн). На эти цели потребуется бумажных 500–550 млрд руб. — их можно и напечатать: эти деньги не разгонят инфляцию, поскольку будут направлены не на банковские спекуляции, как это было прежде, а на финансирование реального сектора. США, не стесняясь, печатают бумажные доллары, обменивая их на вполне осязаемые материальные ресурсы. Обеспечить прямую авансовую закупку золота у наиболее надeжных предприятий через ГОХРАН мы считаем необходимым фактором дальнейшего развития золотодобычи в стране.
Кроме перечисленных вопросов, которыми занимался Союз старателей России, было ещe много частных, к решениям которых мы подключались в интересах отдельных предприятий.
1. О внесении платы за размещение вскрышных пород. Неоднократно ряд предприятий получал необоснованные штрафы за размещение вскрышных пород. Наша позиция такова: плата за размещение вскрышных пород не должна взыматься с предприятий, поскольку по прошествии определeнного времени с изменением экономических условий эти отвалы вновь становятся источниками полезного ископаемого. В советские времена отходы деятельности золотодобывающих предприятий считались спецотвалами, которые было запрещено использовать на строительство дорог, рекультивацию и на прочие цели.
2. Направлено письмо в Совет Федерации «О деятельности Региональной общественной организации «Экологическая вахта Сахалина», включенной Минюстом РФ в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Союз старателей поддержал опасения немногочисленных золотодобывающих предприятий Сахалина (ООО артель старателей «Восток-2» и ООО «КУРИЛГЕО») в том, что деятельность РОО «Экологическая вахта Сахалина» в ряде случаев направлена в интересах игроков, которые не заинтересованы в развитии сахалинских проектов, обеспечивающих занятость местного населения и поддерживающих областной бюджет.
3. Расширение заявительного принципа на получение лицензий на геологоразведочные работы. Этот принцип сейчас действует на участках недр с твердыми полезными ископаемыми с прогнозными ресурсами категории P3. Нами отстаивается положение, при котором этот принцип будет распространен на участки с прогнозными ресурсами категорий Р1 и Р2.
4. В целях защиты интересов золотодобытчиков подготовлено и опубликовано более 40 статей в специализированных изданиях («Золотодобыча» (АО «Иргиредмет»), «Металлы Евразии», «Золото и технологии», «Направление — Дальний Восток», «Наш регион — Дальний Восток», «Экономика Востока» и др.).
На повестке дня остается целый комплекс непростых вопросов по совершенствованию горного и налогового законодательства, развитию минерально-сырьевого комплекса, кадрового обеспечения предприятий. От научно-исследовательских институтов мы ждем совершенствования методов переработки концентратов упорных руд и развития технологий по повышению извлечения мелкого золота. Решение вышеперечисленных вопросов позволит в ближайшие годы увеличить производство золота в России до 350 и более тонн.