Владимир Збойков
Исполнительный директор Комитета «Деловой России» по ДМДК, ЮИ и НХП
«Светлых», в том плане, что ничто на рынке не сможет укрыться от бдительного ока регулятора и налоговой службы. Наверное, реальная прозрачность рынка в значительной степени достижима и полезна для добросовестного бизнеса. Поэтому я не советовал бы паниковать тем, кто готов работать честно и открыто. Но все же…
Ювелирный рынок столкнулся с новым для себя законотворческим феноменом. Впервые в новой истории России новые нормативные акты вводятся не в обстановке открытости и отраслевого обсуждения, а в условиях почти секретности. Иначе как можно понять, что основополагающие документы для всех пришедших и надвигающихся отраслевых новелл – Поручение Президента Российской Федерации от 25.10.2017 № Пр-2167 и Поручение Правительства Российской Федерации от 30.10.2017 № ИШ-П13-7283 -оказались недоступны для ознакомления в ходе выполнения оценки регулирующего воздействия (ОРВ) опубликованных новелл? Собственно, об их существовании и узнать-то удалось случайно, как раз из текстов публичных сводных отчетов о проведении ОРВ по ряду законопроектов…
Это печально, что выбран именно такой путь. Видимо, история сопротивления со стороны общественных организаций против образования Федеральной службы по контролю за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней в 2011 году научила инициаторов жесткого регулирования действовать не столь прямолинейно. Что тоже неплохо – значит, худо-бедно, но мнение общественных организаций бизнеса в России все-таки играет некую позитивную роль и игнорировать его так просто невозможно.
Итак, на российском ювелирном рынке наступают новые реальности. Надо заметить, что не только власть делает для себя выводы из жизненных уроков. Общественные организации тоже не закостенелые структуры, и также развиваются. Например, уже есть понимание, что пытаться сопротивляться твердым намерениям власти, намереваясь власть в чем-то переубедить – это глупо. А что же не глупо? Призывать власть к поиску компромисса.
Да, власть, на то она и власть, что принимает решения. И будет так, как власть решит. Но вот в чем, по мнению автора, главная роль отраслевых общественных организаций – убедить власть (т.е. своего отраслевого регулятора) добиваться достижения поставленных целей не «абы как», а так, чтобы «и волки были сыты, и овцы целы».
Ну, например. Если принципиальное решение о введении IT-контроля за оборотом ювелирных изделий, т.е. отслеживании их оборота с использованием информационной маркировки, уже принято, то нет никакого смысла отраслевым общественным организациям пытаться этому решению сопротивляться. Это уже данность. А вот попытаться убедить регулятор использовать для маркировки ювелирных изделий не дорогие RFID-чипы и защищенную гоззнаковскую бумагу для бирок, а самостоятельно печатаемые на бирках изделий QR-коды с применением для их защиты двухфакторной идентификации, можно и нужно. И убеждать нужно именно отраслевым общественным организациям.
А уж если властью уже принято решение и по способу маркировки, т.е. по использованию именно RFID-чипов, а не QR-кодов (лоббистские возможности Ростеха безграничны), то тогда отраслевым общественным организациям необходимо в интересах минимизации издержек производителей и экспортеров пытаться убеждать регулятор параллельно с введением системы отслеживания начинать отказываться от режима обязательного клеймения ювелирных изделий. А зачем нужно дублирование инструментов контроля за товаром? Это же бессмысленные издержки бизнеса! Достаточно выбрать один, наиболее эффективный из возможных инструментов контроля, но самый технологичный и наименее затратный. А дублирование – это глупо.
Тем более, необходимо убедить регулятор не вводить простановку любой маркировки на сами изделия – ведь намного технологически проще, а, главное, дешевле для участников рынка, просто обеспечить наивысшую надежность неразрывности связи ювелирного изделия с его ярлыком (биркой), на которой в идеале будет напечатан QR-код, а в крайнем случае (более дорогостоящем) – неразрывно закреплен RFID-чип. И, далее, задействовать все судебные инструменты персональной ответственности производителя и экспортера за их изделия. Ведь система отслеживания позволит точно указать, «откуда растут ноги» у фальшивки!
И так далее, по всем актуальным отраслевым вопросам. Т.е. общественным организациям бизнеса сегодня необходимо бороться за минимизацию издержек участников рынка по всем операциям контроля со стороны регулятора. Чтобы конкурентоспособность российских ювелиров росла, а не падала.
В свое время ювелирам сказали, что применение всяких там «схем» и прочих налоговых уловок не должно быть конкурентным преимуществом игроков. Теперь пришло время общественным организациям ювелиров сказать регулятору: применение средств контроля за рынком не должно стать инструментом удорожания продукции. Иначе о какой конкурентоспособности не только российских ювелиров, но и всей ювелирной продукции в целом (ювелирных изделий как товарной группы) может идти речь?
А государству, в лице всех его институтов, думаю, не стоит видеть в отраслевых общественных организациях своих врагов, от которых нужно скрывать свои планы. Бизнес и власть должны быть сегодня союзниками, а общественные организации бизнеса – проводниками, связующими звеньями. Разве я не прав?
[ Ювелирные Известия ]
Это смотря по тому, каковы цели власти.
Изложенные секретно в том числе.