Как выяснилось в ходе обсуждения, ювелирным делом в Иркутской области занято достаточно много людей, среди них немало молодежи. Однако в целом, по словам руководителя Творческого Союза камнерезов и ювелиров Байкальского региона Дмитрия Константинова, эта отрасль в Приангарье, скорее, зарождается, если сравнивать с другими городами и регионами России. Это касается как крупных предприятий, так и отдельных мастеров.
Как рассказал председатель правления Союза камнерезов и ювелиров Байкальского региона Валерий Крюков, в советское время в Иркутской области был завод «Сибирский сувенир», который готовил ювелиров.
– Выходцы оттуда сейчас устроились поодиночке работать либо в небольших мастерских при магазинах, либо в ремонтных мастерских. Очень серьезная была фирма в Ангарске у Дмитрия Коршенбойма – работы делались качественного мирового уровня. Но в настоящее время осталось, фактически, одно крупное предприятие – Иркутский ювелирный завод, – заметил Валерий Крюков.
Кроме того, по его словам, в Приангарье нет, например, таких традиций, как в Бурятии, где широко развито этническое ювелирное дело.
– Мы же [в Иркутской области] ювелирку не отделяем от камнерезного дела – после перестройки очень много геологов и лиц, занимающихся камнем, объединялись и делали камнерезные мастерские. Однако все это со временем заглохло. Сейчас в Иркутской области существует, навскидку, около пяти таких небольших мастерских, – рассказал Валерий Крюков.
Зато, отметил он, в последнее время вновь приступил к работе геолого-минералогический музей «Байкалкварцсамоцветы».
Кроме того, отметим, в Иркутске с 1996 года действует кафедра геммологии ИРНИТУ, где готовят профильных специалистов-геммологов, изучающих самоцветы.
Предприниматель Сергей Кабанов рассказал, что, по его мнению, в ювелирной отрасли в Приангарье есть две проблемы, одна из них – наличие технологического оборудования.
– У нас в области ювелирная отрасль практически отсутствует, она представлена, фактически, только Иркутским ювелирным заводом. Я считаю, это потому, что полный цикл качественное изделие – от создания модели до выпуска, с использованием всех технологий, – проходит только там, больше я нигде у нас в регионе таких самодостаточных производителей не видел, – заявил он.
По его словам, большинству ювелиров Приангарья на том или ином этапе производства приходится пользоваться помощью коллег.
– Например, уже упоминавшийся крупный ангарский ювелирный производитель Дмитрий Коршенбойм был недавно вынужден обращаться ко мне в мастерскую – ему была нужна лазерная сварка. Получается, даже у тех бизнесменов, которые долго на этом рынке, не достает технологий, чтобы от начала до конца изготовить хорошую вещь, – отметил он.
Другой участник обсуждения, предприниматель Олег Веревкин подчеркнул, что как раз таким бизнесменам не достается субсидий от власти.
– Существует программа помощи малому и среднему бизнесу, но деньги дают тем, кто открыл дело год-два-три назад. А «старожилам» господдержки не достается, – сказал он. – Хочется что-то приобрести, чтобы выпускать более хорошие изделия, а не на что.
Присутствующие практически в один голос отмечали, что ювелирный бизнес, в общем-то, зачастую убыточный, на самом деле. Даже для того чтобы поучаствовать в выставке изделий, одному предпринимателю в Иркутске, например, требуется вложить около 50 тысяч рублей – это плата за аренду двух квадратных метров в помещении, стенды, электроэнергию, и так далее.
Что же до спроса на изделия – то моду, в основном, диктует интернет. В последнее время, к примеру, на пике популярности была ювелирная керамика, драгоценности с 3D-эффектом.
– В Сети множество статей о том, какие украшения будут модными в том или ином сезоне – вот они, тренды. В основном, конечно, популярны изделия, выполненные с использованием современных технологий, которые местными мастерами почти не освоены, – рассказал Сергей Кабанов.
Ему возразил генеральный директор Иркутского ювелирного завода Евгений Борзых. Он заявил, что, в основном, технологии не так уж далеко ушли от периода Древнего Египта.
– Вон в том же Красноярске сейчас много ювелиров прекращают деятельность, выставляют оборудование на продажу, цены доступны, можно спокойно купить приличную технику, например, японскую, – сказал он. – А тренды – что тренды? Вот сейчас идет возврат к середине 90-х. Но это не значит, что нет спроса на другие стили.
Еще одной проблемой ювелирной отрасли в Приангарье эксперты назвали отсутствие кадров.
– Их нет – потому что выпускники ИРНИТУ металл-то плавить не умеют, хотя и знают такие дисциплины, как, например, промышленное обогащение алмазов, – сказал Сергей Кабанов.
В этом случае, кстати, Евгений Борзых согласился с коллегой. По его словам, на предприятие за последние годы приходили устраиваться около 50 выпускников кафедры геммологии.
– Так из них почти никто не знал, что такое пробирное клеймо, что такое именник, который ставится на каждое украшение. Зато все умели красиво рисовать эскизы, – возмутился он.
Преподаватель этой кафедры, кандидат технических наук Вера Сорокина пояснила, что выпускников не ограничивают в выборе направления – они потом могут работать дизайнерами украшений, ювелирами, оценщиками и даже искусствоведами.
Валерий Крюков в ответ предложил пересмотреть программу подготовки геммологов – по мнению председателя правления Союза камнерезов и ювелиров, нынешним выпускникам кафедры недостает практики, проведенной в ювелирных мастерских.
Кстати, по приблизительным подсчетам, которые провели участники круглого стола, не сходя с места, кафедра геммологии ИРНИТУ выпустила с 2001 года более 400 специалистов. Признанными мастерами своего дела, заработавшими себе имя, стали считанные из них.
Евгений Борзых под конец дискуссии заявил, что в ювелирном деле есть ремесленничество, есть искусство, а есть поточное производство.
– Ремесленники – это ювелиры, которые сидят по подвалам, ремонтируют, делают каменные шары, эти модные «маркизы» (огранка драгоценных камней в фантазийной форме заостренного овала, – прим. ред.). Производство – это выпуск определенного типажа изделий, назовем его «коллекцией», например, зима-весна какого-нибудь года. А возвели профессию в ранг искусства только единицы, – считает он.
Участники дискуссии, развернувшейся вокруг того, что считать ювелирным делом, в итоге все же пришли к выводу, что для улучшения положения ювелирной отрасли в Приангарье стоит заниматься и просвещением населения.
– Если у нас, сидящих тут специалистов, у каждого свое понимание этого термина, то что говорить об обычных людях? – отметил Валерий Крюков.
В результате обсуждения стороны сошлись на том, что просветительскую деятельность лучше вести совместно. Одним из таких примеров, кстати, стал «Серебряный бабр» – выставка ювелирных изделий в иркутском «Сибэкспоцентре». В ноябре прошлого года она состоялась впервые, этой осенью ожидается повторение. Насколько же она полезна и интересна самим ювелирам, станет ясно в ноябре – либо туда придут новые экспоненты, либо прошлогодние участники. По словам гендиректора «Сибэкспоцентра» Андрея Шаповалова, заявки подтвердили уже многие мастера, выставлявшие свои работы в 2017 году.