Тревога за сохранение ювелирной отрасли в КР заставляет нас обратиться к Вам для совместных действий и разработке плана на ближайшие годы, разработанная ранее Концепция была полностью сорвана и сейчас необходимо ее составить заново на 2018 - 2023 годы. Многочисленные обращения в различные государственные органы в течении многих лет не решают важнейшие вопросы поставленные ювелирами, что привело к резкому сокращению объемов производства и ликвидации ювелирной отрасли в КР.
Одновременно, в течении последних лет поступают различные документы ужесточающие работу ювелиров, введение спец учета (хотя мы зарегистрированы в Минюсте, где указаны все необходимые данные), вносятся изменения (ужесточение) в кодекс КР о проступках за незаконный оборот драгоценных металлов (хотя за последние 3 года фин. полиция возбудило всего 3 уголовных дела по одному в год) , финансовая разведка обязывает устанавливать пороговые суммы реализации ювелирных изделий и фиксировать покупки в спец. журнале паспортные данные покупателей и другие не свойственные ювелирам требования и т.д. Ювелиры считают, что все эти ужесточения являются коррупционными составляющими и требуют их отмены.
Учитывая критическое состояние кыргызской ювелирной отрасли и для ее сохранения необходимо решительные и нестандартные меры:
1. Вести во все документы касающиеся оборота драгметаллов понятия «государственные предприятия и частные предприятия и ИП» предусмотреть для них различные требования, обязательно провести АРВ для частных предприятий и ИП.
2 .
- ввести изменения в Закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» - статья 4 пункт 1 исключить 2 -ой обзац «осуществляет государственный контроль за операциями с драгоценными металлами и драгоценными камнями», т.к. статья 10 этого же Закона о системе государственного контроля за операциями с драгоценными металлами, драгоценными камнями утратила силу в соответствии с Законом КР от 28 мая 2015 года № 121 .
- исключить статью № 13 учет и отчетность - также на основании этого же Закона КР № 121 от 28 мая 2015 года
- изложить 1 -ый обзац статьи 11 в следующей редакции «Задачей пробирного надзора является обеспечение соблюдения всеми пользователями драгоценных металлов , драгоценных камней и изделий из них законодательства КР независимо от форм собственности.» исключив «утвержденных стандартов по производству ,переработке, использованию драгоценных металлов драгоценных камней и изготовления из них ювелирных и иных изделий» т.к. нет утвержденных стандартов .
- исключить 4-ый обзац статья 11 т.к. это государственный контроль, который исключен выше указанным Законом
- ввести обзац в статью 11 о возможности создании независимые пробирные лаборатории.
3. На основании вышеуказанного пункта 2 отменить все проверки , все отчеты о работе ювелирных предприятий и ИП работающих с драгметаллами и драгкамнями,
4. Прекратить пересматривать кодекс КР о проступках за незаконный оборот драгоценных металлов с целью его ужесточения.
5. Установить пороговую сумму продаж в 1 млн сом, после этой суммы регистрировать паспорт покупателя в спец журнал.
6. Срочно решить поднятые несколько лет назад ниже следующие вопросы:
1. Отсутствие возможности покупки сырья В Кыргызстане в течении 2016 - 2017 годов ювелирам не возможно купить хотя бы 100 гр золота. 1.Включить в список АО «Кыргыз - Алтын» первоочередное обеспечение ювелиров сырьем драгметаллов,
2. Убрать таможенные пошлины при ввозе ювелирами сырья драгметаллов из других стран, 3. Разрешить продавать ювелирам шлиховое золото.
4. Высокая стоимость сырья драгметаллов Мировая цена драгметаллов +2% налог с продаж+5 % премия Кыргыз Алтына 1. При продаже сырья ювелирам снизить стоимость сырья убрав налог с продаж -2 % и премию в сумме 5% ,т.к. потребность ювелиров составляет менее 1 % от добычи сырья АО «Кыргыз Алтын»
5. АО «Кыргыз Алтын» имеет возможность продавать драгметаллы ювелирам по цене ниже мировой цены до 8 %, т.к. в мировую цену входит стоимость транспортировки, охраны, страховки - эти расходы при покупки сырья ювелиры берут на себя ювелиры берут на себя
6. Ювелирам не нужны мерные слитки которые более трудоемки и соответственно дороже. Нужны золотые отходы в виде обрезков, проволоки, пластин, «хлопьев» и т.д.
7. Решение Правительства о продаже населению сырья Центральным банком КР также не решают проблему, т.к. цена выше мировой цены более 5, 5 % при продаже 100 - граммового слитка.
8. Правильно исчислять налог НДС Сейчас при исчислении налога НДС включают в налогооблагаемую базу затраты на сырье, которые составляют около 85 % - 90 % от стоимости изделия Исключить из налогооблагаемой базы Налога НДС стоимость сырья драгметаллов.
9. Высокая цена при пробировании изделий в ДДМ Цена пробирования изделий из золота -20 сом за одно изделие и т.д. 1.Установить цену за пробирование изделия из золота -10 сом за одну единицу и 5 сом из серебра.
10. Изделия из золота весом 1.5 гр и 3.0 гр из серебра не пробировать
7. Направить группу ( 2 гос. чиновников и руководителя Ассоциации) в Китай для изучения путей быстрого развития ювелирной отрасли в этой стране. Производство ювелирных изделий в Китае возросло за последние 10 лет в 100 раз.
8. Ассоциация ювелиров КР получила Проект Решения Евразийской экономической Комиссии по ювелирному бизнесу ( на 60 листах). Изучив этот проект Ассоциация обнаружила резкое ужесточение правил работы предприятий с драг. металлов и драг. камнями. Например, транспортировка драгметаллов и ювелирных изделий только спец транспортом. Согласно Положения о ввозе и вывозе драг. камней и драгметаллов с территории ЕАЭС сохраняется разрешительный порядок (та же лицензия) посредством государственного контроля. Ассоциация ювелиров считает что необходимо :
-государственный контроль должен быть только для гос. предприятий работающих с драг. металлами и драг. камнями,
Правительство КР последние годы проводит политику сокращения гос. органов, осуществляет передачу части государственных функций общественным организациям и коммерческим структурам.
Не могу обойти вопрос рассмотрения Матрицы разногласий к проекту постановления Правительства КР «О внесении изменений в постановление Правительства КР «Об утверждении критериев оценки степени риска при осуществлении предпринимательской деятельности от 18 февраля 2012 года № 108». Данный Матрица состоит из 13 листов, главная цель этого «громадного» документа определить сколько раз нужно проверять предприятие -1 раз в 5 лет, 1 раз в 3 года или каждый год. Во первых данное постановление было подписано почти 6 лет назад и только сейчас вспомнили о нем. Значить оно совершенно не нужное. Во вторых - раз Законом убран государственный контроль за работой ювелирных предприятий то и проверки не нужны. Оставлен только пробирный контроль.
9. Не смотря на вхождение в Евразийский Союз Кыргызстан вправе самому определять свою политику в развитии отечественной ювелирной отрасли и не стоит гос. чиновникам КР ссылаться на единые требования. Армения вошла в Евразийский Союз со своей политикой по развитию ювелирной отрасли. В Армении нет Департамента драгоценных металлов и драгоценных камней , а пробирный надзор осуществляют 8 независимых пробирных лабораторий . Отдельные регионы России также устанавливают свои требования по развитию ювелирной отрасли в своих регионах, в Омской области объявили мораторий на 3 года по проверке ювелирных предприятий .Ювелиры Казахстана решили пробировать ювелирные изделия по усмотрению производителей или у самого производителя, или в других странах , где им выгодней и Ассоциация ювелиров КР в этом их полностью их поддерживает.
10. Следующий вопрос о драгоценных камнях используемых в ювелирных изделиях. Так как в Кыргызстане никто не занимается поиском и добычей драгоценных камней разрешить их ввоз в Кыргызстан без таможенных пошлин, тем более, что в республики нет ни оборудования для проверки драгоценных камней, ни одного аттестованного геммолога.
11. Требуем поднятые ювелирами вопросы рассмотреть на заседании правительства КР, так как созданные госорганами многочисленные рабочие комиссии не имеют полномочий по решению поставленных вопросов.
Кыргызстан многие годы занимал ведущее место среди азиатских стран СНГ по развитию ювелирной промышленности и без выполнения решительных и неординарных мер не возможно сохранить отечественную ювелирную отрасль и Кыргызстан превратиться в «реализатора» импортных ювелирных изделий.
Уважаемые Коллеги мной указаны основные требования, хотя я уверен у Вас возможно будут иные вопросы, готов при обсуждении убрать часть вышеуказанных требований, главное чтобы у нас были единые требования. Также считаю что ювелиры знают свою работу, а также причины которые мешают им плодотворно работать, а чиновники должны устранять эти причины, а не перекладывать решение этих вопросов на самих ювелиров.
С уважением,
Президент Ассоциации ювелиров Кыргызстана
Стрельников Вячеслав Николаевич
[ Ювелирные Известия ]