Структура Льва Леваева «Руиз Даймондс», свыше десяти лет входившая в список долгосрочных клиентов АЛРОСА, не вошла в него на контрактный период 2018–2020 годов. В «Руиз Даймондс» говорят, что могут заключить долгосрочный контракт с АЛРОСА только после ожидаемого обнуления НДС на алмазы, а до тех пор будут покупать сырье по споту. В Минфине, разрабатывающем законопроект по обнулению НДС, рассчитывают на его одобрение правительством, но в отрасли ждут поправок не раньше второй половины этого года.
«Руиз Даймондс», закупающая алмазы для Московского ювелирного завода (МЮЗ, оба актива входят в группу компаний «Руиз» Льва Леваева), не вошла в список долгосрочных клиентов АЛРОСА на период 2018–2020 годов, следует из данных алмазодобывающей компании. В списке осталась израильская LLD Diamonds господина Леваева. Долгосрочные контракты заключены с 65 покупателями. На 2016 год у АЛРОСА было 69 клиентов, сейчас она рассматривает включение еще 11 компаний.
Гендиректор «Руиз Даймондс» Валерий Морозов подтвердил “Ъ”, что компания, которая более десяти лет была долгосрочным клиентом АЛРОСА, пока еще ведет переговоры с ней о «взаимовыгодных условиях». По его словам, отмена экспортной пошлины на алмазы в 6,5% в 2016 году привела к тому, что российские огранщики, вынужденные платить НДС, оказались в неравном положении по сравнению с зарубежными конкурентами. Обсуждаемая с осени 2017 года в правительстве «дорожная карта» по развитию гранильной отрасли предполагает отмену НДС, но в условиях контрактов АЛРОСА содержатся обязательства для локальных покупателей по огранке в РФ не менее 50% закупаемого сырья, отмечает господин Морозов. Есть и обязанности по объему закупок, добавляет он. Поскольку нет ясности, когда будет принято решение по отмене НДС, то «Руиз Даймондс» пока будет закупать алмазы АЛРОСА по споту, говорит собеседник “Ъ”.
В АЛРОСА не стали комментировать детали контрактов, но подтвердили, что «Руиз Даймондс» остается в числе клиентов и может участвовать в спотовых продажах. Там добавили, что «имеют долгую и успешную историю сотрудничества с группой Льва Леваева», которая и сегодня в списке долгосрочных клиентов в лице LLD Diamonds. МЮЗ также регулярно покупает бриллианты у филиала «Бриллианты АЛРОСА», говорят в компании.
По долгосрочным контрактам реализуется до 70% алмазов АЛРОСА, «они гарантируют объемы и ассортимент ежемесячных поставок, а также возможность покупки дополнительных партий», говорится в сообщении компании. Остающиеся 30% АЛРОСА реализует «примерно равными долями» на аукционах и по разовым договорам. Конкуренция там выше: согласно презентации компании, в 2016 году в них участвовало 712 клиентов. В 2017 году АЛРОСА продала алмазов на $4,17 млрд, бриллиантов — на $96,9 млн (UBS недавно оценивала продажи в 40 млн карат). Олег Петропавловский из БКС говорит, что цены в спотовых контрактах, очевидно, должны быть выше, чем в долгосрочных, но не берется оценить разницу. По итогам девяти месяцев 2017 года средняя цена реализации алмазов АЛРОСА была $113 за карат.
В презентации АЛРОСА отмечается, что она ежемесячно продает каждому клиенту сырья не более чем на $20 млн. Объемы контрактов ни в АЛРОСА, ни в «Руиз Даймондс» не раскрывают, но в последней отмечают, что в 2017 году ее показатели просели по сравнению с 2016 годом. В 2016 году выручка «Руиз Даймондс» составила 4 млрд руб., прибыль — 65,6 млн руб., выручка МЮЗ — 8,3 млрд руб., чистая прибыль — 691 млн руб. Выручка прямого конкурента «Руиз» — оставшегося в списке долгосрочных клиентов смоленского ПО «Кристалл» (100% у РФ) мощностью обработки до 800 тыс. карат в год — в 2016 году составила 15,7 млрд руб., убыток — 382 млн руб.
В Минфине напомнили “Ъ”, что в рамках «дорожной карты» на regulation.gov.ru в октябре 2017 года опубликовано уведомление о начале разработки законопроекта по обнулению НДС при реализации необработанных алмазов. «Текст в процессе разработки, и Минфин рассчитывает на его принятие»,— говорят там. Один из источников “Ъ” в отрасли слышал, что вступить в силу закон может лишь во второй половине 2018 года.