У ГИПН все идет по плану. Выездные проверки ФКУ Пробирная Палата России в отношении участников ювелирного рынка

Раздел: Власть
05 декабря 2017 г.

Ин­фор­ма­ция в дан­ной ста­тье по­лез­на для ор­га­ни­за­ций и пред­при­ни­ма­те­лей юве­ли­р­ной от­рас­ли, осу­ще­ств­ля­ю­щих опе­ра­ции с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми.

Ав­тор ста­тьи – Пи­ни­ги­на Еле­на Ев­ге­ньев­на, из­ве­ст­ный в Рос­сии экс­перт по фи­нан­со­во­му мо­ни­то­рин­гу и во­про­сам ис­пол­не­ния тре­бо­ва­ний «ан­тио­т­мы­воч­но­го» и «ан­ти­тер­ро­ри­сти­че­ско­го» за­ко­но­да­тель­ства, бо­лее 11 лет по­мо­га­ет юве­ли­р­ной от­рас­ли ис­пол­нять фе­де­раль­ный за­кон №115-ФЗ и успе­ш­но за­вер­шать про­вер­ки со сто­ро­ны гос. ин­с­пе­к­ций про­би­р­но­го на­д­зо­ра без штра­фа.

На­по­м­ню, ува­жа­е­мые кол­ле­ги, что в 2018 го­ду Рос­сий­ская Фе­де­ра­ция при­мет уча­стие в IV ра­ун­де вза­и­м­ных оце­нок ФАТФ. На­ша рос­сий­ская си­сте­ма в об­ла­сти про­ти­во­дей­ствия ле­га­ли­за­ции пре­сту­п­ных до­хо­дов и фи­нан­си­ро­ва­ния тер­ро­риз­ма (да­лее ПОД/ФТ), бу­дет про­ве­рять­ся на со­о­т­вет­ствие еe ме­ж­ду­на­род­ным стан­дар­там. В пред­д­ве­рии про­хо­ж­де­ния ра­ун­да вза­и­м­ных оце­нок в Рос­сии ак­тив­но про­хо­дят се­ми­на­ры-­со­ве­ща­ния Фе­де­раль­ной слу­ж­бы по фи­нан­со­во­му мо­ни­то­рин­гу, ФКУ Про­би­р­ная Па­ла­та Рос­сии, Цен­траль­но­го Бан­ка РФ. Все ме­ро­при­я­тия на­прав­ле­ны на ин­фор­ми­ро­ва­ние ор­га­ни­за­ций и пред­при­ни­ма­те­лей об их обя­за­н­но­стях в об­ла­сти ПОД/ФТ. В ра­м­ках под­го­то­в­ки к про­хо­ж­де­нию ра­ун­да оце­нок, по всем ре­ги­о­нам Рос­сии ак­тив­но про­во­дят­ся про­вер­ки субъ­ек­тов за­ко­на №115-ФЗ.
Ор­га­ни­за­ции и пред­при­ни­ма­те­ли юве­ли­р­ной от­рас­ли, осу­ще­ств­ля­ю­щие ску­п­ку, ку­п­лю-­про­да­жу дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней, юве­ли­р­ных из­де­лий из них и ло­ма та­ких из­де­лий, яв­ля­ют­ся субъ­ек­та­ми фе­де­раль­но­го за­ко­на №115-ФЗ и обя­за­ны ис­пол­нять тре­бо­ва­ния ука­за­н­но­го за­ко­на. До­са­д­ный факт, что мно­гие соб­ствен­ни­ки биз­не­са иг­но­ри­ру­ют тре­бо­ва­ния за­ко­но­да­тель­ства, на­де­ясь из­бе­жать «в­ни­ма­ния» к се­бе со сто­ро­ны Про­би­р­ной Па­ла­ты, а мно­гие про­сто не зна­ют о су­ще­ство­ва­нии норм «ан­тио­т­мы­воч­но­го» за­ко­но­да­тель­ства для юве­ли­р­ной от­рас­ли. Есть и та­кие пред­при­ни­ма­те­ли, ко­то­рые убе­ж­де­ны в том, что за­кон 115-ФЗ во­об­ще не рас­про­стра­ня­ет­ся на них, в свя­зи с тем, что у них ма­лый биз­нес, и нет опе­ра­ций с дра­го­цен­ным ме­тал­ла­ми и дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми на су­м­му 600 тыс. руб­лей и вы­ше, или они фа­к­ти­че­ски не ра­бо­та­ют по за­яв­лен­ным при ре­ги­стра­ции ор­га­ни­за­ции или ИП юве­ли­р­ных ко­дов по ОКВЭД.

В свя­зи с вы­ше­из­ло­жен­ным, об­ра­щаю ва­ше вни­ма­ние на то, что нор­мы фе­де­раль­но­го за­ко­на от 07.08.2001 №115-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О про­ти­во­дей­ствии ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма» рас­про­стра­ня­ют­ся на все ор­га­ни­за­ции и всех ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей, де­я­тель­ность ко­то­рых свя­за­на с про­ве­де­ни­ем опе­ра­ций с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми. Имен­но опе­ра­ций по ку­п­ле-­про­да­же, ску­п­ке дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней, юве­ли­р­ных из­де­лий из них и ло­ма та­ких из­де­лий. Ис­клю­че­ние со­став­ля­ют ре­ли­ги­оз­ные ор­га­ни­за­ции, му­зеи и ор­га­ни­за­ции, ис­поль­зу­ю­щие дра­го­цен­ные ме­тал­лы, их хи­ми­че­ские со­е­ди­не­ния, дра­го­цен­ные ка­м­ни в ме­ди­ци­н­ских, на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ских це­лях ли­бо в со­ста­ве ин­стру­мен­тов, при­бо­ров, обо­ру­до­ва­ния и из­де­лий про­из­вод­ствен­но-­тех­ни­че­ско­го на­з­на­че­ния. Та­ким об­ра­зом, не­за­ви­си­мо от то­го, к ма­ло­му или кру­п­но­му пред­при­ни­ма­тель­ству от­но­си­т­ся ваш биз­нес, на ка­кую су­м­му вы со­вер­ша­е­те опе­ра­ции, и осу­ще­ств­ля­е­те ли вы фа­к­ти­че­ски де­я­тель­но­сть, ука­за­н­ную вы­ше, или толь­ко пре­ду­смо­т­ре­ли ее сре­ди ви­дов эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти, нор­мы за­ко­но­да­тель­ства ПОД/ФТ рас­про­стра­ня­ют­ся на вас в рав­ной сте­пе­ни со все­ми субъ­ек­та­ми за­ко­на 115-ФЗ.

В на­сто­я­щее вре­мя во всех ре­ги­о­нах Рос­сии ак­тив­но про­во­дят­ся вы­езд­ные про­вер­ки ин­с­пе­к­ци­я­ми про­би­р­но­го на­д­зо­ра. Не обо­шли вни­ма­ни­ем и Са­мар­скую об­ласть, где сей­час в от­но­ше­нии не­сколь­ких ИП про­во­ди­т­ся вы­езд­ная пла­но­вая про­вер­ка со сто­ро­ны Са­ра­то­в­ской ГИПН.

В дан­ной ста­тье мы на при­ме­ре од­ной из про­ве­рок, ко­то­рая бу­дет про­во­дить­ся с 7 по 12 де­ка­б­ря 2017 го­да в от­но­ше­нии Ин­ди­ви­ду­аль­но­го пред­при­ни­ма­те­ля го­ро­да Са­ма­ры, осу­ще­ств­ля­ю­ще­го де­я­тель­ность по роз­ни­ч­ной про­да­же юве­ли­р­ных из­де­лий, по­дроб­но рас­ска­жем, что по­тре­бу­ет в хо­де про­вер­ки кон­тро­лер ГИПН и ка­кие до­ку­мен­ты не­об­хо­ди­мо бу­дет пред­ста­вить при про­вер­ке. Ма­те­ри­ал пред­на­з­на­чен так же и для ор­га­ни­за­ций юве­ли­р­ной от­рас­ли т.к. пе­ре­чень до­ку­мен­тов не от­ли­ча­ет­ся от про­ве­рок в от­но­ше­нии ИП.

Пер­вое на что не­об­хо­ди­мо об­ра­тить вни­ма­ние, это да­та Рас­по­ря­же­ния ор­га­на го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля (на­д­зо­ра) о про­ве­де­нии пла­но­вой вы­езд­ной про­вер­ки – от 17 но­яб­ря 2017 го­да. На­ча­ло про­вер­ки 7 де­ка­б­ря 2017 год. Как вид­но, вре­ме­ни на под­го­то­в­ку всех до­ку­мен­тов и к при­ез­ду про­ве­ря­ю­щих от­ве­де­но не так мно­го.

Вто­рое на что сле­ду­ет об­ра­тить вни­ма­ние, это пе­ри­од, за ко­то­рый про­во­ди­т­ся про­вер­ка. В при­ве­ден­ном при­ме­ре, пе­ри­од про­вер­ки со­став­ля­ет с 01 ян­ва­ря 2016 го­да по 06 де­ка­б­ря 2017 год, т.е. по­чти два ка­лен­дар­ных го­да.

Да­лее мы при­ве­дем пе­ре­чень ко­пий до­ку­мен­тов, ко­то­рые тре­бу­ет­ся пред­ста­вить кон­тро­ле­ру для по­сле­ду­ю­щей их про­вер­ки на на­ли­чие и со­о­т­вет­ствие их дей­ству­ю­ще­му за­ко­но­да­тель­ству сфе­ры ПОД/ФТ, и про­ко­м­мен­ти­ру­ем ка­ж­дое тре­бо­ва­ние. С са­мим рас­по­ря­же­ни­ем вы мо­же­те озна­ко­мить­ся в при­ло­жен­ном к ста­тье фай­ле.

  1. Ко­пия пра­вил внут­рен­не­го кон­тро­ля (да­лее ПВК) в це­лях ПОД/ФТ (по­след­няя ре­да­к­ция).

На да­ту на­ча­ла про­вер­ки пра­ви­ла внут­рен­не­го кон­тро­ля дол­ж­ны быть ак­ту­аль­ны­ми и со­о­т­вет­ство­вать пол­но­стью дей­ству­ю­ще­му за­ко­но­да­тель­ству сфе­ры ПОД/ФТ, тре­бо­ва­ни­ям По­ста­но­в­ле­ния Пра­ви­тель­ства РФ от 30.06.2012 №667 «Об утвер­ж­де­нии тре­бо­ва­ний к пра­ви­лам внут­рен­не­го кон­тро­ля, раз­ра­ба­ты­ва­е­мым ор­га­ни­за­ци­я­ми, осу­ще­ств­ля­ю­щи­ми опе­ра­ции с де­не­ж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством, и ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми пред­при­ни­ма­те­ля­ми, и о при­з­на­нии утра­тив­ши­ми си­лу не­ко­то­рых ак­тов Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции».
Кон­тро­ле­ру, ПВК в ори­ги­на­ле дол­ж­ны быть пред­став­ле­ны на бу­ма­ж­ном но­си­те­ле, с под­пи­сью ИП или ру­ко­во­ди­те­ля.

Обра­ща­ем ва­ше вни­ма­ние на то, что кон­тро­лер в хо­де про­ве­де­ния про­вер­ки мо­жет за­тре­бо­вать ПВК и в пре­ды­ду­щих ре­да­к­ци­ях.

  1. Ко­пия при­ка­за о на­з­на­че­нии спе­ци­аль­но­го дол­ж­но­ст­но­го ли­ца (СДЛ) от­вет­ствен­но­го за ре­а­ли­за­цию ПВК
В со­о­т­вет­ствии с тре­бо­ва­ни­я­ми за­ко­на №115-ФЗ у ИП или в ор­га­ни­за­ции дол­ж­но быть на­з­на­че­но спе­ци­аль­ное дол­ж­но­ст­ное ли­цо, от­вет­ствен­ное за ре­а­ли­за­цию пра­вил внут­рен­не­го кон­тро­ля. Да­та на­з­на­че­ния та­ко­го ли­ца дол­ж­на быть не позд­нее да­ты по­ста­но­в­ки на спец. учет в ГИПН, т.к. ор­га­ни­зо­вать внут­рен­ний кон­троль в це­лях ПОД/ФТ не­об­хо­ди­мо до на­ча­ла осу­ще­ств­ле­ния де­я­тель­но­сти по обо­ро­ту ДМ и ДК. На­по­м­ню, что Ин­ди­ви­ду­аль­ные пред­при­ни­ма­те­ли бы­ли вклю­че­ны в чис­ло субъ­ек­тов за­ко­на 115-ФЗ с 31.07.2013 го­да т.е. ра­нее этой да­ты, нор­мы «ан­тио­т­мы­воч­но­го» за­ко­на на ИП не рас­про­стра­ня­лись.
За­ко­ном уста­но­в­ле­ны тре­бо­ва­ния к ква­ли­фи­ка­ции СДЛ: Вни­ма­ни­е! К ИП тре­бо­ва­ния п. «а» не предъ­яв­ля­ют­ся, толь­ко к СДЛ ор­га­ни­за­ций):
а) на­ли­чие вы­с­ше­го об­ра­зо­ва­ния по спе­ци­аль­но­стям, на­прав­ле­ни­ям под­го­то­в­ки, от­но­ся­щи­м­ся к укру­п­нен­ной груп­пе спе­ци­аль­но­стей, на­прав­ле­ний под­го­то­в­ки «Эко­но­ми­ка и управ­ле­ние», ли­бо по на­прав­ле­нию под­го­то­в­ки «Юри­с­пру­ден­ция», а при от­сут­ствии ука­за­н­но­го об­ра­зо­ва­ния - на­ли­чие опы­та ра­бо­ты не ме­нее 2 лет на дол­ж­но­стях, свя­за­н­ных с ис­пол­не­ни­ем обя­за­н­но­стей по про­ти­во­дей­ствию ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма;
б) про­хо­ж­де­ние обу­че­ния в це­лях про­ти­во­дей­ствия ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма.
Т.е. до на­з­на­че­ния на дол­ж­ность СДЛ дол­ж­но прой­ти обу­че­ние в фор­ме це­ле­во­го ин­струк­та­жа и по­лу­чить со­о­т­вет­ству­ю­щее сви­де­тель­ство. Да­лее раз в три го­да СДЛ обя­за­но про­хо­дить обу­че­ние в фор­ме по­вы­ше­ния уро­в­ня зна­ний.
  1. Ко­пия при­ка­за о на­з­на­че­нии глав­но­го бух­гал­те­ра (бух­гал­те­ра)

Ука­за­н­ный до­ку­мент не­об­хо­дим для опре­де­ле­ния да­ты, ко­г­да ваш бух­гал­тер (глав­ный бух­гал­тер) дол­жен прой­ти обу­че­ние в фор­ме це­ле­во­го ин­струк­та­жа и да­лее по­вы­ше­ние уро­в­ня зна­ний.

В со­о­т­вет­ствии с тре­бо­ва­ни­я­ми При­ка­за Рос­фин­мо­ни­то­рин­га №203, та­кое обу­че­ние по­ми­мо СДЛ, обя­за­ны прой­ти: ру­ко­во­ди­тель ор­га­ни­за­ции (фи­ли­а­ла), сам Ин­ди­ви­ду­аль­ный пред­при­ни­ма­тель, глав­ный бух­гал­тер (бух­гал­тер) ор­га­ни­за­ции (фи­ли­а­ла, ИП), ли­бо со­труд­ник, осу­ще­ств­ля­ю­щий в ор­га­ни­за­ции или у ИП фун­к­ции по ве­де­нию бух­гал­тер­ско­го уче­та, ру­ко­во­ди­тель юри­ди­че­ско­го под­раз­де­ле­ния ли­бо юрист ор­га­ни­за­ции или ИП.

Од­но­крат­но та­кое обу­че­ние не­об­хо­ди­мо прой­ти, ука­за­н­ным ли­цам те­че­ние го­да с да­ты воз­ло­же­ния на них со­о­т­вет­ству­ю­щих дол­ж­но­ст­ных обя­за­н­но­стей.

Да­лее по­вы­ше­ние уро­в­ня зна­ний про­хо­дят все вы­ше­у­ка­за­н­ные со­труд­ни­ки и спе­ци­аль­ное дол­ж­но­ст­ное ли­цо не ре­же од­но­го ра­за в три го­да.

Про­хо­ж­де­ние со­о­т­вет­ству­ю­щим ли­цом це­ле­во­го ин­струк­та­жа и по­вы­ше­ния уро­в­ня зна­ний дол­ж­но под­твер­ж­дать­ся до­ку­мен­том, вы­да­ва­е­мым ор­га­ни­за­ци­ей, ко­то­рая име­ет пра­во про­во­дить та­кое обу­че­ние. Та­ким до­ку­мен­тов как раз и яв­ля­ет­ся, за­пра­ши­ва­е­мые ГИПН сви­де­тель­ства о про­хо­ж­де­нии обу­че­ния в фор­ме це­ле­во­го ин­струк­та­жа в сфе­ре про­ти­во­дей­ствия ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма.

  1. Ко­пии до­ку­мен­тов, под­твер­ж­да­ю­щих про­хо­ж­де­ние Пред­при­ни­ма­те­лем, бух­гал­те­ром и СДЛ, обу­че­ния в фор­ме це­ле­во­го ин­струк­та­жа, а та­к­же по­сле­ду­ю­ще­го по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции в сфе­ре ПОД/ФТ.
Ос­но­ва­ния на­ли­чия та­ких до­ку­мен­тов мы опи­са­ли вы­ше в п.2,3.
  1. Ко­пия до­ку­мен­тов об об­ра­зо­ва­нии СДЛ.Тре­бо­ва­ния к СДЛ мы опи­са­ли в п. 2.
  2. До­ку­мен­ты, под­твер­ж­да­ю­щие про­ве­де­ние про­ве­рок на­ли­чия сре­ди кли­ен­тов ор­га­ни­за­ций и фи­зи­че­ских лиц, в от­но­ше­нии ко­то­рых при­ме­не­ны ли­бо дол­ж­ны при­ме­нять­ся ме­ры по за­мо­ра­жи­ва­нию (б­ло­ки­ро­ва­нию) де­не­ж­ных средств или ино­го иму­ще­ства.

Д­ля ор­га­ни­за­ций, обя­за­н­ность про­во­дить про­вер­ку и ин­фор­ми­ро­вать упол­но­мо­чен­ный ор­ган о ре­зуль­та­тах та­кой про­вер­ки вве­де­на еще 30 июня 2013 г. и уста­но­в­ле­на пп. 7 п. 1 ст. 7 Фе­де­раль­но­го за­ко­на от 07.08.2001 №115-ФЗ "О про­ти­во­дей­ствии ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма", а для ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей та­кая обя­за­н­ность воз­ни­к­ла с 31.07.2013 г., ко­г­да ИП бы­ли вве­де­ны в чис­ло субъ­ек­тов ука­за­н­но­го за­ко­на.

Та­кая про­вер­ка про­во­дить­ся не ре­же, чем один раз в три ме­ся­ца на ос­но­ва­нии Пе­реч­ня ор­га­ни­за­ций и фи­зи­че­ских лиц, в от­но­ше­нии ко­то­рых име­ют­ся све­де­ния об их при­част­но­сти к экс­тре­ми­ст­ской де­я­тель­но­сти или тер­ро­риз­му, а та­к­же ре­ше­ния ме­ж­ве­до­м­ствен­но­го ко­ор­ди­на­ци­он­но­го ор­га­на о при­ме­не­нии мер по за­мо­ра­жи­ва­нию (б­ло­ки­ро­ва­нию) де­не­ж­ных средств или ино­го иму­ще­ства, при­на­д­ле­жа­щих ор­га­ни­за­ции или фи­зи­че­ско­му ли­цу, в от­но­ше­нии ко­то­рых име­ют­ся до­ста­точ­ные ос­но­ва­ния по­до­зре­вать их при­част­ность к тер­ро­ри­сти­че­ской де­я­тель­но­сти (в том чис­ле к фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма) при от­сут­ствии ос­но­ва­ний для вклю­че­ния в Пе­ре­чень.
Пе­ре­чень и ре­ше­ния до­во­дят­ся до све­де­ния ор­га­ни­за­ций и ИП че­рез их ли­ч­ный ка­би­нет на пор­та­ле Рос­фин­мо­ни­то­рин­га.

Ин­фор­ма­ция о ре­зуль­та­тах про­вер­ки на­ли­чия сре­ди сво­их кли­ен­тов лиц, в от­но­ше­нии ко­то­рых при­ме­не­ны ли­бо дол­ж­ны при­ме­нять­ся ме­ры по за­мо­ра­жи­ва­нию (б­ло­ки­ро­ва­нию) де­не­ж­ных средств или ино­го иму­ще­ства пред­став­ля­ет­ся в Рос­фин­мо­ни­то­ринг в ви­де фор­ма­ли­зо­ван­но­го элек­трон­но­го со­об­ще­ния по фор­ме ФЭС 110 3-ФМ 04 че­рез ли­ч­ный ка­би­нет на сай­те Рос­фин­мо­ни­то­рин­га или с по­мо­щью АРМ «Ор­га­ни­за­ция-М» не позд­нее пя­ти ра­бо­чих дней, сле­ду­ю­щих за днем окон­ча­ния про­вер­ки.

  1. Фор­ма­ли­зо­ван­ные элек­трон­ные со­об­ще­ния о ре­зуль­та­тах про­ве­ден­ных про­ве­рок (да­лее – ФЭС), на­прав­лен­ные в упол­но­мо­чен­ный ор­ган – Фе­де­раль­ную слу­ж­бу по фи­нан­со­во­му мо­ни­то­рин­гу ФЭС 1-ФМ, ФЭС 2-ФМ, ФЭС 3-ФМ, ФЭС 4-ФМ (с от­мет­кой о под­твер­ж­де­нии при­ня­ти­я/­не­при­ня­тия со­об­ще­ний).

В дан­ном пун­к­те речь идет о со­об­ще­ни­ях в упол­но­мо­чен­ный ор­ган об опе­ра­ци­ях обя­за­тель­но­го кон­тро­ля, не­о­бы­ч­ных опе­ра­ци­ях, о ре­зуль­та­тах про­ве­рок по Пе­реч­ню и Со­об­ще­ние о фа­к­тах пре­пят­ствия со сто­ро­ны го­су­дар­ства (тер­ри­то­рии). Со­о­т­вет­ствен­но на­ли­чие та­ких со­об­ще­ний за­ви­сит от на­ли­чия в ва­шей де­я­тель­но­сти воз­ни­к­ших ука­за­н­ных ос­но­ва­ний на­прав­ле­ния ин­фор­ма­ции в Рос­фин­мо­ни­то­ринг. Ес­ли та­кие сно­ва­ния от­сут­ству­ют, так и по­яс­ня­ем кон­тро­ле­ру при­чи­ну от­сут­ствия ин­фор­ма­ции.

  1. Скрин­шот сле­ду­ю­щих стра­ниц ли­ч­но­го ка­би­не­та ИП на пор­та­ле Рос­фин­мо­ни­то­рин­га в се­ти Ин­тер­нет:

- про­филь Пред­при­ни­ма­те­ля;
- ис­поль­зо­ва­ние пе­реч­ня ор­га­ни­за­ций и фи­зи­че­ских лиц, в от­но­ше­нии ко­то­рых име­ют­ся све­де­ния об их при­част­но­сти к экс­тре­ми­ст­ской де­я­тель­но­сти или тер­ро­риз­му;

- ста­ти­сти­ка по от­прав­лен­ным со­об­ще­ни­ям в Рос­фин­мо­ни­то­рин­г;

И так, ли­ч­ный ка­би­нет на пор­та­ле Рос­фин­мо­ни­то­рин­га дол­жен быть у ка­ж­до­го ИП и у ка­ж­дой ор­га­ни­за­ции, осу­ще­ств­ля­ю­щей опе­ра­ции с ДМ и ДК. Без ли­ч­но­го ка­би­не­та ис­пол­нить тре­бо­ва­ния за­ко­на №115-ФЗ не­воз­мо­ж­но. От­сут­ствие ли­ч­но­го ка­би­не­та яв­ля­ет­ся се­рьез­ным на­ру­ше­ни­ем в сфе­ре ор­га­ни­за­ции внут­рен­не­го кон­тро­ля в це­лях ПОД/ФТ.

  1. До­ку­мен­ты за про­ве­ря­е­мый пе­ри­од по по­ку­п­ке фи­зи­че­ски­ми ли­ца­ми юве­ли­р­ных из­де­лий из ДМ и ДК на су­м­му, пре­вы­ша­ю­щую 40 тыс. руб., ли­бо су­м­му в ино­стран­ной ва­лю­те, эк­ви­ва­лен­т­ную 40 000 руб­лей, а та­к­же при ис­поль­зо­ва­нии пе­р­со­ни­фи­ци­ро­ван­но­го элек­трон­но­го сред­ства пла­те­жа для со­вер­ше­ния по­ку­п­ки фи­зи­че­ским ли­цом юве­ли­р­ных из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней в роз­ни­цу на су­м­му, не пре­вы­ша­ю­щую 100 000 руб­лей, ли­бо су­м­му в ино­стран­ной ва­лю­те, эк­ви­ва­лен­т­ную 100 000 руб­лей.

Ука­за­н­ные до­ку­мен­ты ис­тре­бу­ют в це­лях про­вер­ки на­д­ле­жа­щей иден­ти­фи­ка­ции кли­ен­тов.
Про­ве­де­ние иден­ти­фи­ка­ции кли­ен­тов яв­ля­ет­ся од­ной из глав­ных обя­за­н­но­стей ор­га­ни­за­ций и ИП в сфе­ре ПОД/ФТ. Та­ким об­ра­зом, ор­га­ни­за­ции и пред­при­ни­ма­те­ли юве­ли­р­ной от­рас­ли обя­за­ны иден­ти­фи­ци­ро­вать сво­их кли­ен­тов. В ка­че­стве при­ме­ра при­ве­дем, кто же яв­ля­ет­ся кли­ен­том в раз­ных до­го­вор­ных от­но­ше­ни­ях:
- в роз­ни­ч­ной про­да­же кли­ен­том яв­ля­ет­ся по­ку­па­тель юве­ли­р­ных из­де­лий­;
- в ску­п­ке кли­ен­том бу­дет сдат­чи­к;
- по до­го­во­ру ко­мис­сии кли­ен­том для ко­мис­си­о­не­ра бу­дет ко­ми­тен­т;
- по аген­т­ско­му до­го­во­ру кли­ен­тов яв­ля­ет­ся Прин­ци­пал для Аген­та;
- при опто­вой про­да­же юве­ли­р­ных из­де­лий кли­ен­та­ми яв­ля­ют­ся по­ку­па­те­ли юри­ди­че­ские ли­ца и ИП.

Ис­клю­че­ни­ем, ко­г­да не про­во­ди­т­ся иден­ти­фи­ка­ция кли­ен­тов, яв­ля­ет­ся толь­ко роз­ни­ч­ная про­да­жа, толь­ко фи­зи­че­ским ли­цам, и толь­ко юве­ли­р­ных из­де­лий, ес­ли су­м­ма по­ку­п­ки не вы­ше 40 тыс. руб. при опла­те на­ли­ч­ны­ми, или не вы­ше 100 тыс. руб. при опла­те то­ва­ра бан­ко­в­ской кар­той. Во всех осталь­ных слу­ча­ях иден­ти­фи­ка­цию кли­ен­тов не­об­хо­ди­мо про­во­дить не­за­ви­си­мо от раз­ме­ра опе­ра­ции.

  1. До­ку­мен­ты по иден­ти­фи­ка­ции кли­ен­тов, пред­ста­ви­те­лей кли­ен­тов, вы­го­до­при­об­ре­та­те­ля и бе­не­фи­ци­ар­но­го вла­дель­ца.
В ре­зуль­та­те про­ве­де­ния иден­ти­фи­ка­ции кли­ен­та, по­лу­чен­ные све­де­ния, а так же ин­фор­ма­ция о на­ли­чии и иден­ти­фи­ка­ции вы­го­до­при­об­ре­та­те­ля в сдел­ке, бе­не­фи­ци­ар­но­го вла­дель­ца кли­ен­та, не­об­хо­ди­мо за­фи­к­си­ро­вать. Са­мым рас­про­странeн­ным спо­со­бом фи­к­си­ро­ва­ния та­ких све­де­ний яв­ля­ют­ся ан­ке­ты. В ка­че­стве до­ка­за­тель­ства ис­пол­не­ния обя­за­н­но­сти про­ве­де­ния иден­ти­фи­ка­ции, до­ста­точ­но пред­ста­вить ан­ке­ты, ли­бо иные до­ку­мен­ты, от­но­ся­щи­е­ся к до­сье кли­ен­та, в ко­то­рых фи­к­си­ру­ют­ся ука­за­н­ные све­де­ния.
  1. До­ку­мен­ты по про­вер­ке СДЛ осу­ще­ств­ле­ния внут­рен­не­го кон­тро­ля за про­ве­ря­е­мый пе­ри­од.

Про­гра­м­ма про­вер­ки осу­ще­ств­ле­ния внут­рен­не­го кон­тро­ля, пре­ду­смо­т­рен­ная в ПВК по ПОД/ФТ, обес­пе­чи­ва­ет осу­ще­ств­ле­ние кон­тро­ля за со­б­лю­де­ни­ем ор­га­ни­за­ци­ей (со­труд­ни­ка­ми ор­га­ни­за­ции) и ин­ди­ви­ду­аль­ным пред­при­ни­ма­те­лем (ра­бо­т­ни­ка­ми ин­ди­ви­ду­аль­но­го пред­при­ни­ма­те­ля) за­ко­но­да­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции о ПОД/ФТ, пра­вил внут­рен­не­го кон­тро­ля и иных ор­га­ни­за­ци­он­но-рас­по­ря­ди­тель­ных до­ку­мен­тов ор­га­ни­за­ции, ин­ди­ви­ду­аль­но­го пред­при­ни­ма­те­ля, при­ня­тых в це­лях ор­га­ни­за­ции и осу­ще­ств­ле­ния внут­рен­не­го кон­тро­ля.

Та­кая про­вер­ка дол­ж­на про­во­дить­ся на ре­гу­ляр­ной ос­но­ве, но не ре­же од­но­го ра­за в по­лу­го­дие. Ес­ли ру­ко­во­ди­тель (ИП) ра­бо­та­ет один, все рав­но про­во­дит про­вер­ку как са­мо­кон­троль и фи­к­си­ру­ет ее про­ве­де­ние и ре­зуль­тат.

Кон­тро­ле­ру ГИПН не­об­хо­ди­мо пред­ста­вить как ми­ни­мум два до­ку­мен­та, под­твер­ж­да­ю­щих про­ве­де­ние та­кой про­вер­ки: при­каз о про­ве­де­нии про­вер­ки и от­чет о ее ре­зуль­та­тах ее про­ве­де­ния, в ко­то­ром от­ра­жа­ют­ся све­де­ния обо всех вы­яв­лен­ных на­ру­ше­ни­ях за­ко­но­да­тель­ства РФ о ПОД/ФТ, пра­вил внут­рен­не­го кон­тро­ля и иных ор­га­ни­за­ци­он­но-рас­по­ря­ди­тель­ных до­ку­мен­тов ор­га­ни­за­ции, ин­ди­ви­ду­аль­но­го пред­при­ни­ма­те­ля, при­ня­тых в це­лях ор­га­ни­за­ции и осу­ще­ств­ле­ния внут­рен­не­го кон­тро­ля.

  1. Ко­пия про­гра­м­мы обу­че­ния ра­бо­т­ни­ков в це­лях ПОД/ФТ.

На­ли­чие та­кой про­гра­м­мы обу­с­ло­в­ле­но тре­бо­ва­ни­я­ми При­ка­за Рос­фин­мо­ни­то­рин­га №203.

В нем же из­ло­же­ны и тре­бо­ва­ния к та­кой про­гра­м­ме:
Про­гра­м­ма обу­че­ния дол­ж­на пре­ду­смат­ри­вать:
а) изу­че­ние нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в об­ла­сти про­ти­во­дей­ствия ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма;
б) изу­че­ние пра­вил и про­грамм осу­ще­ств­ле­ния внут­рен­не­го кон­тро­ля в ор­га­ни­за­ции при ис­пол­не­нии со­труд­ни­ком дол­ж­но­ст­ных обя­за­н­но­стей, а та­к­же мер от­вет­ствен­но­сти, ко­то­рые мо­гут быть при­ме­не­ны к со­труд­ни­ку ор­га­ни­за­ции за не­ис­пол­не­ние тре­бо­ва­ний нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в об­ла­сти про­ти­во­дей­ствия ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма и иных ор­га­ни­за­ци­он­но-рас­по­ря­ди­тель­ных до­ку­мен­тов ор­га­ни­за­ции, при­ня­тых в це­лях ор­га­ни­за­ции и осу­ще­ств­ле­ния внут­рен­не­го кон­тро­ля;
в) изу­че­ние ти­по­ло­гий, ха­ра­к­тер­ных схем и спо­со­бов от­мы­ва­ния пре­сту­п­ных до­хо­дов и фи­нан­си­ро­ва­ния тер­ро­риз­ма, а та­к­же кри­те­ри­ев вы­яв­ле­ния и при­з­на­ков не­о­бы­ч­ных сде­лок.
Про­гра­м­ма дол­ж­на быть ак­ту­аль­ной на день про­ве­де­ния про­вер­ки и со­о­т­вет­ство­вать вы­ше­у­ка­за­н­ным тре­бо­ва­ни­ям.

13. До­ку­мен­ты уче­та про­хо­ж­де­ния ра­бо­т­ни­ка­ми ин­струк­та­жей и обу­че­ния в це­лях ПОД/ФТ

Ру­ко­во­ди­тель ор­га­ни­за­ции, ИП, са­мо­сто­я­тель­но утвер­ж­да­ет фор­му та­ко­го до­ку­мен­та т.к. за­ко­но­да­тель­ством не уста­но­в­ле­на уни­фи­ци­ро­ван­ная фор­ма. Обу­че­ние в це­лях ПОД/ФТ про­во­ди­т­ся внут­ри ор­га­ни­за­ции или у ИП спе­ци­аль­ным дол­ж­но­ст­ным ли­цом с со­труд­ни­ка­ми в фор­мах:
- ввод­но­го ин­струк­та­жа при при­е­ме со­труд­ни­ка на ра­бо­ту, пе­ре­во­де и т.д.,
- до­пол­ни­тель­но­го ин­струк­та­жа при утвер­ж­де­нии но­вых или из­ме­не­нии ПВК, при из­ме­не­нии дей­ству­ю­щих и всту­п­ле­нии в си­лу но­вых нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в об­ла­сти ПОД/ФТ.

Пе­ре­чень ин­струк­та­жей, по­ря­док и сро­ки про­ве­де­ния, по­ря­док фи­к­си­ро­ва­ния фа­к­та про­хо­ж­де­ния обу­че­ния, уста­но­в­лен При­ка­зом Рос­фин­мо­ни­то­рин­га от 03.08.2010 №203 «Об утвер­ж­де­нии по­ло­же­ния о тре­бо­ва­ни­ях к под­го­то­в­ке и обу­че­нию ка­д­ров ор­га­ни­за­ций, осу­ще­ств­ля­ю­щих опе­ра­ции с де­не­ж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством, в це­лях про­ти­во­дей­ствия ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма».

Та­ким об­ра­зом, кон­тро­ле­ру ГИПН не­об­хо­ди­мо пред­ста­вить все до­ку­мен­ты, под­твер­ж­да­ю­щие про­ве­де­ние обу­че­ния с со­труд­ни­ка­ми по ука­за­н­ным вы­ше ос­но­ва­ни­ям.
Ес­ли ру­ко­во­ди­тель ор­га­ни­за­ции или ИП ра­бо­та­ет без со­труд­ни­ков, ука­за­н­ные до­ку­мен­ты дол­ж­ны быть в на­ли­чии. Т.е. об­сто­я­тель­ства, при ко­то­рых обу­че­ние в вы­ше­у­ка­за­н­ных фор­мах мо­жет не про­во­дить­ся, в При­ка­зе Рос­фин­мо­ни­то­рин­га №203 от­сут­ству­ют.

Да­лее по тек­сту рас­по­ря­же­ния о про­вер­ке тре­бу­ют­ся до­ку­мен­ты по дви­же­нию де­не­ж­ных сред­ств, до­го­во­ра ку­п­ли-­про­да­жи, на­кла­д­ные и т.д. Ис­хо­дя из со­дер­жа­ния пред­став­лен­ных до­ку­мен­тов, про­ве­ря­ю­щим бу­дут сде­ла­ны вы­во­ды:
- о на­ли­чии опе­ра­ций, под­ле­жа­щих обя­за­тель­но­му кон­тро­лю, на­при­мер, опе­ра­ций с де­не­ж­ны­ми сред­ства­ми и иным иму­ще­ством су­м­ма ко­то­рых рав­на 600 тыс. руб. или пре­вы­ша­ет ука­за­н­ный по­рог, а имен­но ску­п­ка, ку­п­ля-­про­да­жа дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней, юве­ли­р­ных из­де­лий из них и ло­ма та­ких из­де­лий­;
- о на­ли­чии опе­ра­ций, име­ю­щих при­з­на­ки не­о­бы­ч­ных в со­о­т­вет­ствии с кри­те­ри­я­ми, уста­но­в­лен­ны­ми При­ка­зом Рос­фин­мо­ни­то­рин­га №103;
- о на­ли­чии ос­но­ва­ний при­ме­не­ния мер о за­мо­ра­жи­ва­нии бло­ки­ро­ва­нии и де­не­ж­ных средств и ино­го иму­ще­ства кли­ен­та;
- о на­д­ле­жа­щей иден­ти­фи­ка­ции кли­ен­тов, вы­яв­ле­ния бе­не­фи­ци­ар­ных вла­дель­цев и др.

Сто­ит от­ме­тить, что при про­ве­де­нии про­вер­ки, кон­тро­лер впра­ве за­пра­ши­вать и иные до­ку­мен­ты, не ука­за­н­ные в рас­по­ря­же­нии о про­ве­де­нии про­вер­ки. По­это­му про­ве­ря­е­мо­му субъ­ек­ту не­об­хо­ди­мо быть под­го­то­в­лен­ным по на­ли­чию до­ку­мен­тов, ко­то­рые не от­ра­же­ны в за­про­се. В дан­ном слу­чае, на­при­мер, в за­про­се не от­ра­жен та­кой ва­ж­ный до­ку­мент, как Пе­ре­чень со­труд­ни­ков, ко­то­рые дол­ж­ны про­хо­дить обя­за­тель­ную под­го­то­в­ку и обу­че­ние в це­лях ПОД/ФТ. Ука­за­н­ный до­ку­мент дол­жен быть утвер­ж­ден ИП или ру­ко­во­ди­те­лем ор­га­ни­за­ции да­же в том слу­чае, ко­г­да в ор­га­ни­за­ции нет тру­до­устро­ен­ных со­труд­ни­ков.

В за­вер­ше­нии хо­чет­ся от­ме­тить раз­мер от­вет­ствен­но­сти за не­ис­пол­не­ние тре­бо­ва­ний за­ко­на №115-ФЗ, ко­то­рый уста­но­в­лен ст. 15.27 КоАП РФ. Чем мо­жет за­кон­чить­ся про­вер­ка, за­ви­сит от ха­ра­к­те­ра вы­яв­лен­ных на­ру­ше­ний. В слу­чае, ес­ли в ва­шей де­я­тель­но­сти не про­во­ди­лись опе­ра­ции, ин­фор­ма­цию по ко­то­рым не­об­хо­ди­мо бы­ло пред­ста­вить в Рос­фин­мо­ни­то­ринг, или вы с на­ру­ше­ни­ем сро­ка пред­став­ля­ли та­кую ин­фор­ма­цию, при на­ли­чии на­ру­ше­ний в сфе­ре ор­га­ни­за­ции внут­рен­не­го кон­тро­ля, ско­рее все­го ор­га­ни­за­цию или ИП при­в­ле­кут по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ. По ч. 1 от­вет­ствен­ность пре­ду­смо­т­ре­на в ви­де пре­ду­пре­ж­де­ния или на­ло­же­ния штра­фа в раз­ме­ре на дол­ж­но­ст­ных лиц в раз­ме­ре от де­ся­ти ты­сяч до трид­ца­ти ты­сяч руб­лей, на юри­ди­че­ских лиц - от пя­ти­де­ся­ти ты­сяч до ста ты­сяч руб­лей. От­ме­тим, что ИП не­сут от­вет­ствен­ность как юри­ди­че­ские ли­ца, а не как дол­ж­но­ст­ные. В слу­чае ес­ли в ва­шей де­я­тель­но­сти бы­ли опе­ра­ции, ин­фор­ма­цию по ко­то­рым не­об­хо­ди­мо бы­ло пред­ста­вить в Рос­фин­мо­ни­то­ринг, но вы не пред­ста­ви­ли ин­фор­ма­цию и с мо­мен­та, ко­г­да вы дол­ж­ны бы­ли ее пред­ста­вить не про­шел один год (срок дав­но­сти при­в­ле­че­ния к ад­ми­ни­стра­тив­ным пра­во­на­ру­ше­ни­ям), ор­га­ни­за­цию или ИП бу­дут при­в­ле­кать по ч. 2, где от­сут­ству­ет на­ка­за­ние в ви­де пре­ду­пре­ж­де­ния, а штраф со­став­ля­ет на дол­ж­но­ст­ных лиц в раз­ме­ре от трид­ца­ти ты­сяч до пя­ти­де­ся­ти ты­сяч руб­лей, на юри­ди­че­ских лиц - от двух­сот ты­сяч до че­ты­рех­сот ты­сяч руб­лей или ад­ми­ни­стра­тив­ное при­о­ста­но­в­ле­ние де­я­тель­но­сти на срок до ше­сти­де­ся­ти су­ток.

Мы на­де­е­м­ся, что цель ука­за­н­ной ста­тьи – до­не­сти до участ­ни­ков юве­ли­р­но­го ры­н­ка не­об­хо­ди­мость со­б­лю­дать тре­бо­ва­ния за­ко­но­да­тель­ства в об­ла­сти ПОД/ФТ, до­сти­г­ну­та ав­то­ром. Ес­ли у вас оста­лись во­про­сы, вы мо­же­те за­дать их ав­то­ру ста­тьи, на­пи­сав на ад­рес элек­трон­ной по­чты oootlt@mail.ru.

Источ­ник ­ю­ри­ст-т­лт.р­ф

[ Ювелирные Известия ]

  • 05 декабря 2017 г.:

    Есть прецеденты, когда бездействие по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ признавалось длящимся правонарушением и сроки привлечения исчислялись с момента обнаружения факта непредставления информации в Росфинмониторинг

  • 06 декабря 2017 г.:

    Впра­ве за­пра­ши­вать и иные до­ку­мен­ты, не ука­за­н­ные в рас­по­ря­же­нии о про­ве­де­нии про­вер­ки??? Это с какой это радости??? В части проверок по линии исполнения требований 41-ФЗ существует административный регламент, утв. приказом Минфина России от 31.01.2017 N 13н. Там все прописано: что имеют право требовать, что обязаны предоставлять. В части проведения проверок (исполнения гос.функции) по тематике исполнения требований 115-ФЗ никакого административного регламента нет. Так что, увы... Осуществление ППР деятельности в данном направлении, в плане законности, далеко небезупречно.

  • Полезное

    Полезное

     
    -->