Информация в данной статье полезна для организаций и предпринимателей ювелирной отрасли, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
Автор статьи – Пинигина Елена Евгеньевна, известный в России эксперт по финансовому мониторингу и вопросам исполнения требований «антиотмывочного» и «антитеррористического» законодательства, более 11 лет помогает ювелирной отрасли исполнять федеральный закон №115-ФЗ и успешно завершать проверки со стороны гос. инспекций пробирного надзора без штрафа.Напомню, уважаемые коллеги, что в 2018 году Российская Федерация примет участие в IV раунде взаимных оценок ФАТФ. Наша российская система в области противодействия легализации преступных доходов и финансирования терроризма (далее ПОД/ФТ), будет проверяться на соответствие еe международным стандартам. В преддверии прохождения раунда взаимных оценок в России активно проходят семинары-совещания Федеральной службы по финансовому мониторингу, ФКУ Пробирная Палата России, Центрального Банка РФ. Все мероприятия направлены на информирование организаций и предпринимателей об их обязанностях в области ПОД/ФТ. В рамках подготовки к прохождению раунда оценок, по всем регионам России активно проводятся проверки субъектов закона №115-ФЗ.
Организации и предприниматели ювелирной отрасли, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, являются субъектами федерального закона №115-ФЗ и обязаны исполнять требования указанного закона. Досадный факт, что многие собственники бизнеса игнорируют требования законодательства, надеясь избежать «внимания» к себе со стороны Пробирной Палаты, а многие просто не знают о существовании норм «антиотмывочного» законодательства для ювелирной отрасли. Есть и такие предприниматели, которые убеждены в том, что закон 115-ФЗ вообще не распространяется на них, в связи с тем, что у них малый бизнес, и нет операций с драгоценным металлами и драгоценными камнями на сумму 600 тыс. рублей и выше, или они фактически не работают по заявленным при регистрации организации или ИП ювелирных кодов по ОКВЭД.
В связи с вышеизложенным, обращаю ваше внимание на то, что нормы федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» распространяются на все организации и всех индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с проведением операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями. Именно операций по купле-продаже, скупке драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий. Исключение составляют религиозные организации, музеи и организации, использующие драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения. Таким образом, независимо от того, к малому или крупному предпринимательству относится ваш бизнес, на какую сумму вы совершаете операции, и осуществляете ли вы фактически деятельность, указанную выше, или только предусмотрели ее среди видов экономической деятельности, нормы законодательства ПОД/ФТ распространяются на вас в равной степени со всеми субъектами закона 115-ФЗ.
В настоящее время во всех регионах России активно проводятся выездные проверки инспекциями пробирного надзора. Не обошли вниманием и Самарскую область, где сейчас в отношении нескольких ИП проводится выездная плановая проверка со стороны Саратовской ГИПН.
В данной статье мы на примере одной из проверок, которая будет проводиться с 7 по 12 декабря 2017 года в отношении Индивидуального предпринимателя города Самары, осуществляющего деятельность по розничной продаже ювелирных изделий, подробно расскажем, что потребует в ходе проверки контролер ГИПН и какие документы необходимо будет представить при проверке. Материал предназначен так же и для организаций ювелирной отрасли т.к. перечень документов не отличается от проверок в отношении ИП.
Первое на что необходимо обратить внимание, это дата Распоряжения органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой выездной проверки – от 17 ноября 2017 года. Начало проверки 7 декабря 2017 год. Как видно, времени на подготовку всех документов и к приезду проверяющих отведено не так много.
Второе на что следует обратить внимание, это период, за который проводится проверка. В приведенном примере, период проверки составляет с 01 января 2016 года по 06 декабря 2017 год, т.е. почти два календарных года.
Далее мы приведем перечень копий документов, которые требуется представить контролеру для последующей их проверки на наличие и соответствие их действующему законодательству сферы ПОД/ФТ, и прокомментируем каждое требование. С самим распоряжением вы можете ознакомиться в приложенном к статье файле.
На дату начала проверки правила внутреннего контроля должны быть актуальными и соответствовать полностью действующему законодательству сферы ПОД/ФТ, требованиям Постановления Правительства РФ от 30.06.2012 №667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Контролеру, ПВК в оригинале должны быть представлены на бумажном носителе, с подписью ИП или руководителя.
Обращаем ваше внимание на то, что контролер в ходе проведения проверки может затребовать ПВК и в предыдущих редакциях.
Указанный документ необходим для определения даты, когда ваш бухгалтер (главный бухгалтер) должен пройти обучение в форме целевого инструктажа и далее повышение уровня знаний.
В соответствии с требованиями Приказа Росфинмониторинга №203, такое обучение помимо СДЛ, обязаны пройти: руководитель организации (филиала), сам Индивидуальный предприниматель, главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала, ИП), либо сотрудник, осуществляющий в организации или у ИП функции по ведению бухгалтерского учета, руководитель юридического подразделения либо юрист организации или ИП.
Однократно такое обучение необходимо пройти, указанным лицам течение года с даты возложения на них соответствующих должностных обязанностей.
Далее повышение уровня знаний проходят все вышеуказанные сотрудники и специальное должностное лицо не реже одного раза в три года.
Прохождение соответствующим лицом целевого инструктажа и повышения уровня знаний должно подтверждаться документом, выдаваемым организацией, которая имеет право проводить такое обучение. Таким документов как раз и является, запрашиваемые ГИПН свидетельства о прохождении обучения в форме целевого инструктажа в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Для организаций, обязанность проводить проверку и информировать уполномоченный орган о результатах такой проверки введена еще 30 июня 2013 г. и установлена пп. 7 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", а для индивидуальных предпринимателей такая обязанность возникла с 31.07.2013 г., когда ИП были введены в число субъектов указанного закона.
Такая проверка проводиться не реже, чем один раз в три месяца на основании Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, а также решения межведомственного координационного органа о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в Перечень.
Перечень и решения доводятся до сведения организаций и ИП через их личный кабинет на портале Росфинмониторинга.
Информация о результатах проверки наличия среди своих клиентов лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества представляется в Росфинмониторинг в виде формализованного электронного сообщения по форме ФЭС 110 3-ФМ 04 через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга или с помощью АРМ «Организация-М» не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем окончания проверки.
В данном пункте речь идет о сообщениях в уполномоченный орган об операциях обязательного контроля, необычных операциях, о результатах проверок по Перечню и Сообщение о фактах препятствия со стороны государства (территории). Соответственно наличие таких сообщений зависит от наличия в вашей деятельности возникших указанных оснований направления информации в Росфинмониторинг. Если такие снования отсутствуют, так и поясняем контролеру причину отсутствия информации.
- профиль Предпринимателя;
- использование перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
- статистика по отправленным сообщениям в Росфинмониторинг;
И так, личный кабинет на портале Росфинмониторинга должен быть у каждого ИП и у каждой организации, осуществляющей операции с ДМ и ДК. Без личного кабинета исполнить требования закона №115-ФЗ невозможно. Отсутствие личного кабинета является серьезным нарушением в сфере организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.
Указанные документы истребуют в целях проверки надлежащей идентификации клиентов.
Проведение идентификации клиентов является одной из главных обязанностей организаций и ИП в сфере ПОД/ФТ. Таким образом, организации и предприниматели ювелирной отрасли обязаны идентифицировать своих клиентов. В качестве примера приведем, кто же является клиентом в разных договорных отношениях:
- в розничной продаже клиентом является покупатель ювелирных изделий;
- в скупке клиентом будет сдатчик;
- по договору комиссии клиентом для комиссионера будет комитент;
- по агентскому договору клиентов является Принципал для Агента;
- при оптовой продаже ювелирных изделий клиентами являются покупатели юридические лица и ИП.
Исключением, когда не проводится идентификация клиентов, является только розничная продажа, только физическим лицам, и только ювелирных изделий, если сумма покупки не выше 40 тыс. руб. при оплате наличными, или не выше 100 тыс. руб. при оплате товара банковской картой. Во всех остальных случаях идентификацию клиентов необходимо проводить независимо от размера операции.
Программа проверки осуществления внутреннего контроля, предусмотренная в ПВК по ПОД/ФТ, обеспечивает осуществление контроля за соблюдением организацией (сотрудниками организации) и индивидуальным предпринимателем (работниками индивидуального предпринимателя) законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ, правил внутреннего контроля и иных организационно-распорядительных документов организации, индивидуального предпринимателя, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля.
Такая проверка должна проводиться на регулярной основе, но не реже одного раза в полугодие. Если руководитель (ИП) работает один, все равно проводит проверку как самоконтроль и фиксирует ее проведение и результат.
Контролеру ГИПН необходимо представить как минимум два документа, подтверждающих проведение такой проверки: приказ о проведении проверки и отчет о ее результатах ее проведения, в котором отражаются сведения обо всех выявленных нарушениях законодательства РФ о ПОД/ФТ, правил внутреннего контроля и иных организационно-распорядительных документов организации, индивидуального предпринимателя, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля.
Наличие такой программы обусловлено требованиями Приказа Росфинмониторинга №203.
В нем же изложены и требования к такой программе:
Программа обучения должна предусматривать:
а) изучение нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
б) изучение правил и программ осуществления внутреннего контроля в организации при исполнении сотрудником должностных обязанностей, а также мер ответственности, которые могут быть применены к сотруднику организации за неисполнение требований нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и иных организационно-распорядительных документов организации, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля;
в) изучение типологий, характерных схем и способов отмывания преступных доходов и финансирования терроризма, а также критериев выявления и признаков необычных сделок.
Программа должна быть актуальной на день проведения проверки и соответствовать вышеуказанным требованиям.
13. Документы учета прохождения работниками инструктажей и обучения в целях ПОД/ФТ
Руководитель организации, ИП, самостоятельно утверждает форму такого документа т.к. законодательством не установлена унифицированная форма. Обучение в целях ПОД/ФТ проводится внутри организации или у ИП специальным должностным лицом с сотрудниками в формах:
- вводного инструктажа при приеме сотрудника на работу, переводе и т.д.,
- дополнительного инструктажа при утверждении новых или изменении ПВК, при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области ПОД/ФТ.
Перечень инструктажей, порядок и сроки проведения, порядок фиксирования факта прохождения обучения, установлен Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 №203 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Таким образом, контролеру ГИПН необходимо представить все документы, подтверждающие проведение обучения с сотрудниками по указанным выше основаниям.
Если руководитель организации или ИП работает без сотрудников, указанные документы должны быть в наличии. Т.е. обстоятельства, при которых обучение в вышеуказанных формах может не проводиться, в Приказе Росфинмониторинга №203 отсутствуют.
Далее по тексту распоряжения о проверке требуются документы по движению денежных средств, договора купли-продажи, накладные и т.д. Исходя из содержания представленных документов, проверяющим будут сделаны выводы:
- о наличии операций, подлежащих обязательному контролю, например, операций с денежными средствами и иным имуществом сумма которых равна 600 тыс. руб. или превышает указанный порог, а именно скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
- о наличии операций, имеющих признаки необычных в соответствии с критериями, установленными Приказом Росфинмониторинга №103;
- о наличии оснований применения мер о замораживании блокировании и денежных средств и иного имущества клиента;
- о надлежащей идентификации клиентов, выявления бенефициарных владельцев и др.
Стоит отметить, что при проведении проверки, контролер вправе запрашивать и иные документы, не указанные в распоряжении о проведении проверки. Поэтому проверяемому субъекту необходимо быть подготовленным по наличию документов, которые не отражены в запросе. В данном случае, например, в запросе не отражен такой важный документ, как Перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ. Указанный документ должен быть утвержден ИП или руководителем организации даже в том случае, когда в организации нет трудоустроенных сотрудников.
В завершении хочется отметить размер ответственности за неисполнение требований закона №115-ФЗ, который установлен ст. 15.27 КоАП РФ. Чем может закончиться проверка, зависит от характера выявленных нарушений. В случае, если в вашей деятельности не проводились операции, информацию по которым необходимо было представить в Росфинмониторинг, или вы с нарушением срока представляли такую информацию, при наличии нарушений в сфере организации внутреннего контроля, скорее всего организацию или ИП привлекут по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ. По ч. 1 ответственность предусмотрена в виде предупреждения или наложения штрафа в размере на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей, на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Отметим, что ИП несут ответственность как юридические лица, а не как должностные. В случае если в вашей деятельности были операции, информацию по которым необходимо было представить в Росфинмониторинг, но вы не представили информацию и с момента, когда вы должны были ее представить не прошел один год (срок давности привлечения к административным правонарушениям), организацию или ИП будут привлекать по ч. 2, где отсутствует наказание в виде предупреждения, а штраф составляет на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
Мы надеемся, что цель указанной статьи – донести до участников ювелирного рынка необходимость соблюдать требования законодательства в области ПОД/ФТ, достигнута автором. Если у вас остались вопросы, вы можете задать их автору статьи, написав на адрес электронной почты oootlt@mail.ru.
Источник юрист-тлт.рф
[ Ювелирные Известия ]
Есть прецеденты, когда бездействие по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ признавалось длящимся правонарушением и сроки привлечения исчислялись с момента обнаружения факта непредставления информации в Росфинмониторинг
Вправе запрашивать и иные документы, не указанные в распоряжении о проведении проверки??? Это с какой это радости??? В части проверок по линии исполнения требований 41-ФЗ существует административный регламент, утв. приказом Минфина России от 31.01.2017 N 13н. Там все прописано: что имеют право требовать, что обязаны предоставлять. В части проведения проверок (исполнения гос.функции) по тематике исполнения требований 115-ФЗ никакого административного регламента нет. Так что, увы... Осуществление ППР деятельности в данном направлении, в плане законности, далеко небезупречно.