Донская Государственная инспекция пробирного
надзора
Информация для организаций и индивидуальных предпринимателей, субъектов ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
Организации сектора драгоценных металлов (организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий).
1. Анализ рисков возможного участия организаций и индивидуальных предпринимателей ювелирного сектора в «теневых» схемах при обороте драгоценных металлов, драгоценных камней и ювелирных изделий из них показывает, что во всех федеральных округах наиболее подверженные рискам ОД/ФТ являются такие отрасли как:
- производство;
- розничная торговля;
- скупка;
- оптовая торговля ювелирными изделиями.
2. Для производства ювелирных изделий можно определить следующие риски:
- легализация драгоценных металлов пришедших из теневого незаконного оборота;
- незаконный ввоз ювелирных изделий иностранного производства с выдачей их за собственное производство;
- клеймение ювелирных изделий поддельным клеймом.
3. Для розничной торговли рисками являются:
- реализация ювелирных изделий без оттисков пробирных клейм, ввезенных на территорию Российской Федерации контрабандным путем;
- реализация ювелирных изделий с оттисками поддельных пробирных клейм;
- уклонение от процедуры идентификации контрагентов при продаже крупных (дорогих) ювелирных изделий.
4. В результате осуществления скупки ювелирных изделий проявляются следующие риски:
- реализация скупленных ценностей без оформления соответствующих документов;
- скупка запрещенных к гражданскому обороту драгоценных металлов (песок, самородки, проволока и т.д.).5. Так же можно определить следующие виды рисков для такого рода деятельности как оптовая торговля ювелирными изделиями:
- незаконный ввоз на территорию Российской Федерации с последующей реализацией через сеть розничной торговли.
6. На территориях федеральных округов сохраняются следующие риски:
- совершения предикатных преступлений (незаконная добыча золота на лицензионных участках, хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем невыполнения договорных обязательств, предметом которых являются драгоценные металлы). Полученные в результате их совершения преступные доходы могут быть предметом легализации;
- ввоза на территорию ЮФО контрабандных изделий из золота низкой пробы преимущественно из Китая, из Турции и других государств с последующим клеймением в инспекции пробирного надзора под видом продукции собственного производства с дальнейшей реализацией через обширные розничные сети;
- интенсивного оборота наличных денежных средств, происхождение которых неизвестно, вводимых в легальный оборот организациями ювелирного сектора посредством беспроцентных займов учредителей;
В целях минимизации указанных рисков были внесены изменения в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон № 115-ФЗ, позволившие возобновить ФКУ «Пробирная палата России» проверки организаций, осуществляющих деятельность в области производства и использования драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе по вопросам ПОД/ФТ.