Гильдия ювелиров России видит свою миссию в создании высокоразвитого национального рынка ювелирных украшений

Раздел: Гильдия Ювелиров России
01 декабря 2017 г.

В по­след­ние го­ды Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии за­мет­но ак­ти­ви­зи­ро­ва­ла свою де­я­тель­но­сть. Ге­не­раль­ный ди­рек­тор этой ас­со­ци­а­ции Эду­ард Ут­кин рас­ска­зал Rough&Polished о том, что про­ис­хо­дит в юве­ли­р­ной сфе­ре, ка­кие за­да­чи сто­ят пе­ред со­об­ще­ством и про­ко­м­мен­ти­ро­вал по­след­ние со­бы­тия, про­ис­хо­дя­щие в от­рас­ли.

Что ха­ра­к­тер­но для ны­не­ш­не­го со­сто­я­ния юве­ли­р­ной от­рас­ли?

Ес­ли од­ним сло­вом, то в от­рас­ли кри­зис. Ес­ли го­во­рить де­таль­но — это кри­зис сбы­та. Кри­зис глу­бо­кий и за­тя­ж­ной. При­чи­ны кри­зи­са – па­де­ние по­ку­па­тель­ной спо­соб­но­сти на­се­ле­ния и од­но­вре­мен­ный рост цен на сы­рье для про­из­вод­ства юве­ли­р­ных из­де­лий, свя­за­н­ный с де­валь­ва­ци­ей на­ци­о­наль­ной ва­лю­ты.

Мо­ж­но ли ожи­дать по­ло­жи­тель­ных сдви­гов на юве­ли­р­ном ры­н­ке, в сфе­ре тор­го­в­ли и экс­пор­та?

По­ло­жи­тель­ные сдви­ги на­б­лю­да­лись в пе­р­вом по­лу­го­дии. Был не­з­на­чи­тель­ный рост объ­e­мов про­даж (+3-4% по срав­не­нию ана­ло­ги­ч­ным пе­ри­о­дом про­ш­ло­го го­да). Та­к­же на­б­лю­дал­ся и рост про­из­вод­ства. При­мер­но + 15-18%. По­след­ний был вы­зван пе­ре­плав­кой не­ли­к­вид­ных за­па­сов юве­ли­р­ных из­де­лий в бо­лее ли­к­вид­ные. Ра­зу­ме­ет­ся, это мо­ж­но счи­тать но­вой про­дук­ци­ей. Но в ка­че­стве сы­рья для про­из­вод­ства бы­ли ис­поль­зо­ва­ны то­вар­ные остат­ки то­го, что не поль­зо­ва­лось спро­сом. По на­шим оцен­кам, в про­ш­лом го­ду юве­ли­р­ной про­дук­ции бы­ло из­го­то­в­ле­но на 32% боль­ше, чем про­да­но. На­чи­ная с июля 2017 го­да воз­об­но­ви­лось па­де­ние про­даж юве­ли­р­ных из­де­лий. В на­сто­я­щий мо­мент си­ту­а­ция не вы­ро­в­ня­лась. Па­де­ние объ­e­мов про­даж уско­ря­ет­ся. Что ка­са­ет­ся экс­пор­та, в 2015 го­ду экс­пор­ти­ро­ва­ли на 178 млн дол­ла­ров США. В 16-ом – на 118 млн дол­ла­ров. Наш про­г­ноз по это­му го­ду – 80 млн.

А что про­ис­хо­дит в сфе­ре го­сре­гу­ли­ро­ва­ния юве­ли­р­ной ин­ду­стрии и тор­го­в­ли, есть ли на­де­ж­да на гос­под­дер­ж­ку про­из­во­ди­те­лей и тор­го­в­цев в пе­р­с­пе­к­ти­ве?

О­пре­делeн­ный сдвиг в ча­сти гос­под­дер­ж­ки име­ет­ся. Рос­сий­ский экс­пор­т­ный центр на­чал про­гра­м­му суб­си­ди­ро­ва­ния ча­сти за­трат на уча­стие рос­сий­ских юве­ли­ров в за­ру­бе­ж­ных вы­став­ках. Но это­го не­до­ста­точ­но. Не­об­хо­ди­мо ме­нять нор­ма­тив­но-­пра­во­вую ба­зу, ре­гу­ли­ру­ю­щую экс­пор­т­ные опе­ра­ции. Про­цесс идeт, но он до­воль­но вяз­кий.

Что ка­са­ет­ся внут­рен­не­го ры­н­ка, ос­но­в­ны­ми ме­ра­ми для сти­му­ли­ро­ва­ния от­рас­ли бы­ли бы:

- от­ме­на НДС на аф­фи­ни­ро­ван­ные дра­г­ме­тал­лы­;

- от­ме­на ввоз­ных по­шлин на те ка­м­ни, что не до­бы­ва­ют­ся и не гра­нят­ся в Рос­си­и;

- устра­не­ние из­бы­точ­ных мер го­су­дар­ствен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния по ча­сти про­ти­во­дей­ствия от­мы­ва­нию до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным путeм.

Ка­ко­вы ос­но­в­ные во­про­сы по­ве­ст­ки дня в де­я­тель­но­сти Гиль­дии юве­ли­ров?

Це­ли на­ши из­ло­же­ны в про­гра­м­ме Гиль­дии и за­клю­ча­ют­ся они в сле­ду­ю­щем:

• За­щи­та рос­сий­ско­го ры­н­ка юве­ли­р­ных из­де­лий от кон­тра­бан­ды дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней, не­ле­галь­но­го вво­за юве­ли­р­ных из­де­лий и их вво­за с за­ни­же­ни­ем та­мо­жен­ной сто­и­мо­сти.

• Соз­да­ние рав­ных кон­ку­рен­т­ных усло­вий для доб­ро­со­ве­ст­но­го, эф­фек­тив­но­го и ци­ви­ли­зо­ван­но­го ве­де­ния пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­сти в сфе­ре про­из­вод­ства и тор­го­в­ли юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми, а та­к­же по­вы­ше­ния кон­ку­рен­то­с­по­соб­но­сти рос­сий­ских юве­ли­р­ных ко­м­па­ний.

• Соз­да­ние бла­го­при­ят­ных усло­вий для экс­пор­та юве­ли­р­ных из­де­лий рос­сий­ско­го про­из­вод­ства на за­ру­бе­ж­ные ры­н­ки.

• Фор­ми­ро­ва­ние на рос­сий­ском ры­н­ке ква­ли­фи­ци­ро­ван­но­го по­ку­па­тель­ско­го спро­са на юве­ли­р­ные из­де­лия оте­че­ствен­но­го про­из­вод­ства.

• Устра­не­ние из­бы­точ­ных мер го­су­дар­ствен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния, кон­тро­ля и на­д­зо­ра, ко­то­рые вле­кут не­о­прав­дан­ное уве­ли­че­ние из­дер­жек на их ад­ми­ни­стри­ро­ва­ние.

Мы ви­дим свою мис­сию в со­з­да­нии вы­со­ко­раз­ви­то­го на­ци­о­наль­но­го ры­н­ка юве­ли­р­ных укра­ше­ний и его ин­те­гра­ции в ми­ро­вое юве­ли­р­ное со­об­ще­ство.

Де­я­тель­ность Ас­со­ци­а­ции «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии» на­прав­ле­на на гар­мо­ни­за­цию от­но­ше­ний ме­ж­ду участ­ни­ка­ми юве­ли­р­но­го ры­н­ка Рос­сии, обес­пе­че­ние их эф­фек­тив­но­го вза­и­мо­дей­ствия с це­лью со­з­да­ния вы­со­ко­раз­ви­то­го на­ци­о­наль­но­го ры­н­ка юве­ли­р­ных укра­ше­ний, а та­к­же укре­п­ле­ния ме­ж­ду­на­род­ных свя­зей и по­сле­до­ва­тель­ной ин­те­гра­ции в ми­ро­вое юве­ли­р­ное со­об­ще­ство. Осо­бое зна­че­ние при­да­ет­ся вза­и­мо­дей­ствию и кон­струк­тив­но­му со­труд­ни­че­ству с гос­струк­ту­ра­ми, осу­ще­ств­ля­ю­щи­ми ре­гу­ли­ро­ва­ние в сфе­ре об­ра­ще­ния дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней.

Что ка­са­ет­ся кон­крет­ных за­дач, то на бли­жай­шее вре­мя это:

1. Ис­клю­че­ние юве­ли­р­ных из­де­лий из ка­те­го­рии то­ва­ров, в от­но­ше­нии ко­то­рых осу­ще­ств­ля­ет­ся кон­троль в со­о­т­вет­ствии с за­ко­ном «О про­ти­во­дей­ствии ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным путeм и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма» (ФЗ 115).

2. Уста­но­в­ле­ние ну­ле­вых ввоз­ных та­мо­жен­ных по­шлин на все цвет­ные ка­м­ни (дра­го­цен­ные и не дра­го­цен­ные) в об­ра­бо­тан­ном и не­об­ра­бо­тан­ном ви­де.

3. Вза­и­м­ное при­з­на­ние про­би­р­ных клейм го­су­дар­ств-чле­нов Евразий­ско­го эко­но­ми­че­ско­го со­ю­за толь­ко по­с­ле при­ня­тия со­гла­ше­ния об уни­фи­ка­ции про­це­дур го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля за обо­ро­том дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней и го­су­дар­ствен­но­го про­би­р­но­го на­д­зо­ра.

4. Вве­де­ние обя­за­тель­ной мар­ки­ро­в­ки кон­троль­но-и­ден­ти­фи­ка­ци­он­ны­ми зна­ка­ми юве­ли­р­ных из­де­лий, про­из­ведeн­ных в Рос­сии или вво­зи­мых на тер­ри­то­рию Рос­сии.

5. Уста­но­в­ле­ние обя­за­тель­но­го ука­за­ния на би­р­ках стра­ны про­ис­хо­ж­де­ния юве­ли­р­ных из­де­лий.

6. За­ме­на дей­ству­ю­ще­го ад­ми­ни­стра­тив­но­го по­ряд­ка, уста­но­в­ле­ние пе­реч­ня аф­фи­на­ж­ных пред­при­я­тий, на ли­цен­зи­ро­ва­ние дан­но­го ви­да де­я­тель­но­сти.

7. Уста­но­в­ле­ние ну­ле­вой став­ки НДС на аф­фи­ни­ро­ван­ные дра­го­цен­ные ме­тал­лы.

8. Уста­но­в­ле­ние доб­ро­воль­но­го клей­ме­ния юве­ли­р­ных из­де­лий, пред­на­з­на­чен­ных для экс­пор­та.

9. Рас­ши­ре­ние пе­реч­ня проб юве­ли­р­ных из­де­лий.

10. Уста­но­в­ле­ние си­сте­мы «Од­но­го ок­на» при по­да­че до­ку­мен­тов на про­це­ду­ры го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля и та­мо­жен­но­го офор­м­ле­ния.

11. Внед­ре­ние про­це­ду­ры ди­стан­ци­он­ной сме­ны ре­жи­ма вре­мен­но­го вы­во­за на ре­жим экс­пор­та.

12. Вве­де­ние из­ме­не­ний в за­ко­но­да­тель­ство по ва­лют­но­му кон­тро­лю, поз­во­ля­ю­щих осу­ще­ств­лять роз­ни­ч­ные про­да­жи юве­ли­р­ных из­де­лий за на­ли­ч­ный расчeт на ме­ж­ду­на­род­ных вы­став­ках.

13. Устра­не­ние огра­ни­че­ний для ди­стан­ци­он­ных спо­со­бов про­даж юве­ли­р­ных из­де­лий.

14. Ор­га­ни­за­ция и про­ве­де­ние на по­сто­ян­ной ос­но­ве от­рас­ле­вых кон­кур­сов «Луч­ший по­став­щик» и «Луч­ший пар­т­нeр».

15. Ор­га­ни­за­ция и про­ве­де­ние на по­сто­ян­ной ос­но­ве «На­ци­о­наль­ной пре­мии в об­ла­сти юве­ли­р­но­го ис­кус­ства».

16. Ор­га­ни­за­ция кон­со­ли­ди­ро­ван­ной от­рас­ле­вой ре­кла­м­ной ко­м­па­нии.

17. Ре­а­ли­за­ция про­ек­та по кон­со­ли­ди­ро­ван­но­му экс­пор­ту юве­ли­р­ных из­де­лий и кон­со­ли­ди­ро­ван­ной опто­вой и роз­ни­ч­ной тор­го­в­ле юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми на вне­ш­них ры­н­ках.

Как внед­ря­ет­ся ме­ха­низм са­мо­ре­гу­ли­ро­ва­ния в юве­ли­р­ной от­рас­ли? Ка­ко­вы пе­р­с­пе­к­ти­вы внед­ре­ния IT кон­тро­ля?

Толь­ко что на об­щем со­бра­нии чле­нов гиль­дии мы об­су­ди­ли не­об­хо­ди­мость са­мо­ре­гу­ли­ро­ва­ния, и толь­ко на­ча­ли де­лать пе­р­вые ша­ги в этом на­прав­ле­нии. Про­цесс этот не бу­дет ско­рым.

Что ка­са­ет­ся IT кон­тро­ля – это ини­ци­а­ти­ва го­су­дар­ства. Не­об­хо­ди­мость ре­ше­ния за­дач, ко­то­рые он мо­жет по­мочь ре­шить, мы раз­де­ля­ем. По оцен­ке успе­ш­но­сти внед­ре­ния – тут есть не­ко­то­рые мо­мен­ты. Са­мо внед­ре­ние QR-ко­дов и на­не­се­ние их на би­р­ки юве­ли­р­ных из­де­лий ка­ких-­ли­бо сло­ж­но­стей не вы­зы­ва­ет. А вот идея на­не­се­ния на са­ми из­де­лия ла­зер­ных штрих­ко­дов вы­зы­ва­ет во­про­сов боль­ше, чем мо­ж­но най­ти от­ве­тов. По­с­ле про­це­ду­ры опро­бо­ва­ния и клей­ме­ния, в хо­де ко­то­рой бу­дет на­несeн ещe и ла­зер­ный штрих­код, из­де­лие под­вер­га­ет­ся до­пол­ни­тель­ным опе­ра­ци­ям по об­ра­бо­т­ке: за­кре­п­ка, прав­ка, гал­то­в­ка, по­ли­ро­в­ка, пла­ки­ро­ва­ние. В хо­де этих опе­ра­ций ла­зер­ные штрих­ко­ды мо­гут быть по­вре­ж­де­ны. И са­мое глав­ное, ла­зер­ный код бу­дет ма­ши­но­чи­та­е­мым, т.е. не до­сту­пен для вос­при­я­тия гла­зом. Та­к­же мы не зна­ем, как бу­дет ре­шать­ся за­да­ча со­в­ме­ще­ния QR-ко­да на би­р­ке с ла­зер­ны­ми штрих­ко­да­ми.

Как юве­ли­р­ное со­об­ще­ство встре­ти­ло пред­ло­же­ние вклю­чить в по­ня­тие про­из­вод­ства дра­го­цен­ных ме­тал­лов их пе­ре­ра­бо­т­ку в юве­ли­р­ные из­де­лия? Что это зна­чит для участ­ни­ков юве­ли­р­но­го ры­н­ка?

Мы вы­сту­пи­ли ка­те­го­ри­че­ски про­тив та­ко­го пред­ло­же­ния. Это пред­ло­же­ние ис­хо­ди­ло от аф­фи­на­ж­ных пред­при­я­тий, и оно дей­стви­тель­но рас­ши­ря­ет по­ня­тие «про­из­вод­ство дра­го­цен­ных ме­тал­лов». Се­год­ня под про­из­вод­ством по­ни­ма­ет­ся из­в­ле­че­ние чи­сто­ты из спла­вов от­хо­дов и ло­мов. Аф­фи­на­ж­ные за­во­ды пред­ла­га­ют в по­ня­тие «про­из­вод­ство» вклю­чить все опе­ра­ции по пред­ва­ри­тель­ной об­ра­бо­т­ке (пе­ре­ра­бо­т­ке) ло­мов и от­хо­дов. Мы счи­та­ем, что это про­ти­во­ре­чит ос­но­вам за­ко­но­да­тель­ства о дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных ка­м­нях.

Ка­ко­ва бы­ла ре­а­к­ция Гиль­дии юве­ли­ров на не­дав­ние су­деб­ные ре­ше­ния по за­кры­тию ин­тер­нет -­ма­га­зи­нов?

Мы ма­к­си­маль­но со­дей­ство­ва­ли раз­ре­ше­нию этих про­б­лем. Мы ока­зы­ва­ли не­об­хо­ди­мую пра­во­вую по­мощь и кон­суль­та­ции за­ин­те­ре­со­ван­ным сто­ро­нам, дабы устра­нить не­га­тив­ные по­след­ствия не­од­но­з­на­ч­но­го тол­ко­ва­ния на­ше­го за­ко­но­да­тель­ства. Мо­ж­но го­во­рить, что на се­го­д­ня­ш­ний день остро­та этой про­б­ле­мы сня­та.

А как вы про­ко­м­мен­ти­ру­е­те пе­чаль­но из­ве­ст­ные со­бы­тия, свя­за­н­ные с фи­р­ма­ми «Я­ш­ма» и «То­паз»?

Что ка­са­ет­ся пре­тен­зий к фи­р­ме «То­паз», то у нас по­ка нет пол­ной ин­фор­ма­ции по су­ти этих пре­тен­зий. А де­лать вы­во­ды на ос­но­ве до­мыс­лов – пре­ж­де­вре­мен­но. Мо­гу лишь от­ме­тить, что «То­паз» из­ве­стен на ры­н­ке как од­на из на­и­бо­лее за­ко­но­по­слу­ш­ных ко­м­па­ний.

Проб­ле­мы «Я­шмы» обу­с­ло­в­ле­ны воз­ни­к­шим кри­зи­сом. Где тон­ко, там и рвeт­ся. Они всту­пи­ли в кри­зис с очень серь­eз­ной за­кре­ди­то­ван­но­стью, плюс с гру­зом про­б­лем из-­за пре­тен­зий на­ло­го­вых ор­га­нов. Воз­мо­ж­но, им уда­лось бы ре­шить свои про­б­ле­мы, ес­ли бы ры­нок про­дол­жал рас­ти, как это на­б­лю­да­лось до кон­ца 2014 го­да. Но ры­нок на­чал па­дать, про­б­ле­мы толь­ко обост­ри­лись и при­ве­ли к та­ко­му ре­зуль­та­ту.

[ rough-polished.com ]

Полезное

Полезное

 
-->