Онлайн-рынок ювелирных украшений вскоре станет полностью легальным благодаря внедрению системы маркировки. Ранее ее анонсировал Минфин. В итоге 15% его игроков уйдут с рынка. Об этом «Известиям» рассказал президент Ассоциации ювелирных онлайн-магазинов Никита Поклад. По его словам, маркировка изделий из драгоценных металлов уберет всех нелегальных игроков, которые на своих сайтах не размещают информации о себе как юридическом лице и не прилагают документов, разрешающих торговлю ювелирными украшениями. Тем не менее, по словам экспертов, черный рынок до конца уничтожить не удастся, так как могут быть созданы новые мошеннические схемы.
Ранее Минфин анонсировал внедрение системы маркировки ювелирных изделий. Она может заработать в 2019–2020 годах. Украшения из драгоценных металлов и камней планируют помечать лазерными QR-кодами. Также обсуждается возможность нанесения специального клейма не только на бирки товаров, но и на сами изделия.
— Маркировать будут бирки, также обсуждается возможность нанесения особого клейма на изделия. С помощью QR-кода можно будет узнать, кем и когда был произведен товар, из какого металла, какие камни инкрустированы, какой у изделия вес. То есть система позволит покупателю максимально себя обезопасить. А надзорным органам будет легко вычислять нелегальных предпринимателей — вся информация об украшениях будет занесена в специальную базу, — пояснил Никита Поклад. — Рынок электронной коммерции легализуется, однако есть риск, что появятся новые мошеннические схемы.
По словам Никиты Поклада, маркировка украшений также позволит Федеральной налоговой службе (ФНС) оперативно отслеживать уровень дохода граждан, так как все покупатели дорогих изделий также будут заноситься в базу.
— Покупка будет более персонализированной. Согласно действующему закону «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем» все покупатели ювелирных изделий дороже 40 тыс. рублей обязаны при покупке предоставить паспорт или заполнить анкету клиента. Сейчас это информация хранится у продавцов и ее могут посмотреть налоговые органы только в случае проверки самого предприятия. Маркировка создаст возможность отсматривать эти данные в общей базе, — рассказал Никита Поклад.
При этом он отметил, что пока до конца неясно, будут ли маркировать уже выпущенные ювелирные украшения. От этого зависит, как быстро с онлайн-рынка уйдут нелегальные игроки.
В пресс-службе Минфина заявили, что ведомство «рассчитывает на обеление не только онлайн-рынка, но и всего рынка драгоценных металлов и драгоценных камней» после внедрения системы маркировки и соответствующей информационной системы. Вопрос создания последней сейчас прорабатывается.
— Она позволит обеспечить прослеживаемость движения драгоценных металлов и камней на всех этапах их оборота, включая интернет-торговлю. Также это будет способствовать созданию условий для честной конкуренции, — отметили в Минфине.
В ведомстве рассказали, что информационная система будет включать электронный учет юрлиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и камнями, и отчетность бизнеса о приобретении, движении и расходовании этих дорогостоящих материалов. Кроме того, она будет осуществлять сбор и обобщение сведений о маркировке изделий из драгоценных металлов и камней.
В пресс-службе ФНС отметили, что ювелирная отрасль — специфичная. Она требует особого контроля в связи с ростом незаконного оборота контрафактных ювелирных товаров.
— Маркировка этой продукции может являться одним из инструментов контроля, — сказали в пресс-службе.
Ранее специалистами Пробирной палаты было разработано оборудование для маркировки ювелирных изделий, которое позволяет наносить на металл одновременно клеймо и штрих-код, который моментально определяет источник происхождения товара.
— Эта система позволит контролерам Пробирной палаты, а также потребителям проверять соответствие этой метки на изделии и метки на бирке, — сказали в пресс-службе Пробирной палаты. — На данный момент проект находится на рассмотрении в Министерстве финансов.
Президент Гильдии ювелиров России Эдуард Уткин утверждает, что на общем рынке (как онлайн, так и офлайн) доля нелегальных игроков сегодня составляет всего 7%. Но, по его словам, искоренить весь черный сектор благодаря маркировке не удастся.
— Да, нелегалов будет в 10 раз меньше, но рассчитывать на то, что их не будет совсем, не приходится. Всегда находятся те, кто систему обходит, — считает Эдуард Уткин.
Стоит отметить, что в 2016 году в странах ЕАЭС была введена маркировка меховых изделий. Благодаря этому из теневого сектора вышло 20% предпринимателей.