Новый премиальный салон ювелирной компании появился теперь и в Астане. Здесь представлен огромный ассортимент изделий – от золота до серебра, от нежных европейских колец до массивных национальных серебряных украшений.
«Как говорится, спрос рождает предложение. На сегодняшний день наблюдается большой интерес потребителей к национальной теме, восточным мотивам. И не только в Казахстане – во всем мире сейчас это тренд», – заметила президент «Казахювелира» Гайша Жумашева.
Напомним, фундамент нынешнего «Казахювелира» был заложен в августе 1941 года в форме самостоятельного казахского отделения Всесоюзной конторы «Ювелирторг» Наркомторга СССР. За весь период своей работы фирма прошла долгий путь – от первых четырех магазинов до крупнейшего оптово-розничного и производственного предприятия республиканского масштаба.
«Казахювелир» поконкурирует с Damiani и Cartier
Потребительский спрос за это время, по словам Гайши Жумашевой, сильно изменился. Если раньше больше ценилось красное золото, то сегодня популярностью пользуется белое и желтое. К слову, «Казахювелир» ориентирован не только на премиум-класс, но и на массмаркет. В обычных магазинах этой сети можно найти более легковесные и дешевые украшения. Именно этот сегмент вдвое чаще находит своего покупателя, нежели премиум-класс.
Все экономические подъемы и спады в стране, отметила президент компании, моментально сказываются на ювелирном рынке. В последние годы, по ее словам, покупательский спрос на дорогую ювелирку заметно снизился, продажи упали. Популярностью стало пользоваться серебро с полудрагоценными камнями, такими как аметисты или топазы.
«Конечно, со сбытом есть проблемы, но, как и везде, наверное. Я часто разговариваю с партнерами из Украины, России, они тоже отмечают низкий спрос. Но женщины все равно остаются женщинами вне зависимости от финансовой ситуации в стране, они хотят быть красивыми во все времена, украшать себя, поэтому мы ищем какие-то более привлекательные и по цене, и по качеству варианты. К примеру, предлагаем изделия из серебра, покрытые родием, благодаря чему его сложно отличить от белого золота. А цена при этом более приемлемая. Кроме того, мы выполняем изделия на заказ, и цена тут уже регулируемая, она зависит от сложности работы и выбранных камней», – поделилась с abctv.kz Гайша Жумашева.
У компании амбициозные планы – выход на рынки России и Европы. Как отметил директор ювелирного завода АО «Казахювелир» Алмаз Жумашев: для этого есть все необходимое – и сырье, и востребованный продукт.
«Мы наблюдаем такую тенденцию: ювелирные изделия с восточными узорами присутствуют у многих топовых брендов, таких как Cartier, Chopard, Damiani. Они все чаще и чаще используют похожие на нашу стилистику узоры. Если это все в тренде, почему бы и нам не попытать счастья на этих рынках», – рассказал он о ближайших планах.
300 килограммов счастья!
Пару лет назад, по его словам, картина с сырьем была другой. Золото закупалось в больших объемах напрямую у Нацбанка. Многие ювелирные компании не могли себе позволить такие закупы, даже крупному игроку, как «Казахювелир», приходилось достаточно трудно. Ситуация изменилась только в 2016 году, когда казахстанским аффинажным заводам разрешили продавать до 300 килограммов аффинированного золота зарегистрированным казахстанским ювелирным компаниям. Однако покупательский приоритет по-прежнему сохраняется за Нацбанком, который отвечает за золотовалютный резерв страны, другими словами, за ее экономическую безопасность.
Одним из поставщиков сырья ювелирной отрасли стал столичный «Тау-Кен Алтын», запустивший свое производство в 2014 году. За три года, по словам директора завода Мейрамгалия Тлеужанова, Нацбанку было поставлено 45 тонн аффинированного (химически чистого) золота. В 2014 году – семь тонн, в 2015-м – 10 тонн, в 2016-м – 12 тонн, а в 2017-м по октябрь – 15 тонн. По качеству, уверил он, золото соответствует мировым стандартам – проба «9999».
К слову, на заводе трудится 76 человек, в числе которых 30 технологов. По словам директора, такого количества людей вполне хватит, чтобы аффинировать любое количество золота, добытого в Казахстане.
Мейрамгалий Тлеужанов заметил: сделать из руды, где содержание золота два-три грамма на тонну, или из концентрата, где 5-7% содержания золота, металл стопроцентной чистоты, не так уж легко. Здесь не мерят «продукт» килограммами или граммами, завод работает на уровне микрограммов. Именно поэтому, директор уверен, 300 килограммов золота ювелирным компаниям более чем хватает.
«Это высококачественное золото «9999» пробы, а то, к которому мы с вами привыкли, «585» пробы, то есть содержит только 58 процентов химически чистого золота в изделии. Получается, наше золото намного качественнее. 300 килограммов такого металла вполне хватит, чтобы произвести 60 килограммов ювелирных золотых изделий. А это, поверьте, довольно много для казахстанского рынка», – прокомментировал он abctv.kz.
Сам завод останавливаться на достигнутом не собирается и уже к 2019 году планирует увеличить проектную мощность до 25 тонн золота в год. А там и на зарубежные рынки выходить не стыдно. Но и здесь приоритетным покупателем для завода останется Национальный банк Казахстана.
Мейрамгалий Тлеужанов уточнил: ювелирам золото продается по цене Лондонской биржи металлов на день осуществления операции, причем без каких-либо наценок. Торги в Лондоне проводятся два раза в день по местному времени – в 10:00 и в 15:30. Цена на этот металл, так же как и курс тенге, волатильна и может от торгов к торгам сильно меняться. В среднем же унция аффинированного золота на Лондонской бирже металлов стоит 1280 американских долларов.
Ювелирный бизнес не боится рисков!
Алмаз Жумашев дополнил коллегу: за грамм металла на бирже просят до 45 долларов. Цена зависит от чистоты золота, которое все равно после покупки переливается в «585» пробу.
«Ювелирный бизнес – это консервативный бизнес. Входя в него, ты своего рода даже где-то хиджируешь свои деньги, так как товар является ликвидным, а цена на золото с каждым днем растет. Даже если завтра что-то произойдет, не будет продаж, товар можно будет реализовать в любой момент и разными путями», – отметил Алмаз Жумашев.
К слову, до 2004 года «Казахювелир» занимался в основном перепродажами, поставляя на отечественный рынок изделия наиболее зарекомендовавших себя ювелирных компаний-производителей России, Белоруссии, Армении, Украины, Германии. Но три года назад стал налаживать собственное производство.
В 2009 году компания прошла курс модернизации, автоматизировав свои процессы, закупив новое оборудование в виде 3D-принтеров, лазеров, пресс-станков. Как отметил директор ювелирного завода: пошли путем наименьших затрат человеческих ресурсов, сделав ставку на современное оборудование. А оно по ювелирным меркам очень дорого обходится фирме.
«Итальянские печи, американские принтеры – это довольно не дешевое удовольствие. Но зато это сокращает срок производства и позволяет массово производить изделия с наименьшим риском получить брак. Раньше люди все делали вручную, вырезали из дерева, сейчас все делается на компьютере. От руки делается только эскиз дизайна, который после утверждения переносится на компьютер, моделируется на 3D-принтере, затем там же выращивается и запускается на печать. Все изделия благодаря этому становятся более точными, симметричными, качество на порядок выше», – уточнил он.
Казахстанская ювелирка пойдет по дорожной карте
К 2018 году вся ювелирная отрасль Казахстана заживет по-другому: новая дорожная карта обещает колоссальные изменения. Одними из важных пунктов значатся: повышение производительности национального продукта в целях активного импортозамещения ювелирных изделий, защита казахстанского производителя и рынка от контрафактной импортной продукции, поддержка государства в вопросах налогов и субсидирование отрасли, а также взаимное признание в рамках таможенного союза клейм изделий. По последнему пункту «Казахювелир» держит позицию «против».
«Очень много к нам завозится контрафактной продукции, которая не соответствует заявленной пробе. К примеру, пишется «585», а на самом деле проба занижена, качество плохое. А так как все это завезено по серым схемам, страна не получает свои налоги», – объяснил Алмаз Жумашев.
По таким схемам на рынок Казахстана завозится не только золото, но и бриллианты-симулянты. Опытный геммолог с 40-летним опытом Влад Григорян советует быть осторожным и советоваться при покупке драгоценных камней со специалистами. К слову, «Казахювелир» дает своим клиентам пожизненную гарантию на купленное изделие.
«Есть камень муассанит, который очень похож на бриллиант, его тяжело отличить. Есть и фианиты, и цирконий – их отличить уже легче, но всe равно для непрофессионала это очень тяжело. На рынке сейчас подделок много, и мне они часто встречаются. Нужно быть внимательным при покупке, обязательно брать бриллианты у надeжных фирм. Ни в коем случае не покупать в однодневных фирмах, лавках. Есть факты, когда люди приобретают драгоценные камни за рубежом, а потом приезжают и узнают, что, оказывается, это вовсе не бриллиант. Естественно, они уже не возвращаются в Египет или Эмираты, чтобы предъявить претензии», – привел он пример.
Колье в 12 миллионов
Отметим, цена карата бриллианта начинается от 500 долларов и доходит до 15 тысяч. Все зависит от четырех компонентов: цвета, чистоты, веса и симметричности огранки, то есть от правильности геометрической формы. К слову, правильная огранка содержит 57 граней. Если симметрия не выдержана, то изделие теряет 20-30 процентов в итоговой цене, несмотря на одинаковый цвет и каратность.
«Бриллианты – это очень демократичные камни. Они созданы не только для богатых людей, но и для обычных, как мы с вами. Они бывают и дешевыми, а могут стоить баснословных денег. Стоимость изделия может варьироваться от 200 до 200000 долларов, а порой доходить и до двух миллионов долларов. Но поверьте, на каждый камень есть свой покупатель. Кстати, это единственный камень, который красив сам по себе, тогда как рубины и изумруды нужно украшать бриллиантами», – отметил геммолог.
Самое дорогое изделие в новом столичном салоне «Казахювелир» стоит 12,2 миллиона тенге. Колье из эксклюзивной коллекции инкрустировано 995 бриллиантами общей каратностью 17,36, 14 бриллиантами общей каратностью 0,7 и 18 бриллиантами общей каратностью 2,6. Все это бриллианты класса «А».
По словам администратора нового премиального салона Гульден Кабиевой, с бриллиантами больше сочетается белое золото: оно увеличивает их блеск и визуально делает больше. А самой лучшей огранкой считается круглая форма и наличие 57 граней, которые дают тот самый эффект «игры камней».