Ювелирная отрасль: от завода до витрины

Раздел: Рынки
30 октября 2017 г.

Но­вый пре­ми­аль­ный са­лон юве­ли­р­ной ко­м­па­нии по­яви­л­ся те­перь и в Аста­не. Здесь пред­став­лен огро­м­ный ас­сор­ти­мент из­де­лий – от зо­ло­та до се­ре­бра, от не­ж­ных ев­ро­пей­ских ко­лец до мас­сив­ных на­ци­о­наль­ных се­реб­ря­ных укра­ше­ний.

«Как го­во­ри­т­ся, спрос ро­ж­да­ет пред­ло­же­ние. На се­го­д­ня­ш­ний день на­б­лю­да­ет­ся боль­шой ин­те­рес по­тре­би­те­лей к на­ци­о­наль­ной те­ме, во­сточ­ным мо­ти­вам. И не толь­ко в Ка­за­х­ста­не – во всем ми­ре сей­час это тренд», – за­ме­ти­ла пре­зи­дент «Ка­за­х­ю­ве­ли­ра» Гай­ша Жу­ма­ше­ва.

На­по­м­ним, фун­да­мент ны­не­ш­не­го «Ка­за­х­ю­ве­ли­ра» был за­ло­жен в ав­гу­сте 1941 го­да в фор­ме са­мо­сто­я­тель­но­го ка­за­х­ско­го от­де­ле­ния Все­со­юз­ной кон­то­ры «Юве­ли­р­т­орг» Нар­ко­м­тор­га СССР. За весь пе­ри­од сво­ей ра­бо­ты фи­р­ма про­ш­ла дол­гий путь – от пе­р­вых че­ты­рех ма­га­зи­нов до кру­п­ней­ше­го опто­во-роз­ни­ч­но­го и про­из­вод­ствен­но­го пред­при­я­тия рес­пуб­ли­кан­ско­го мас­шта­ба.

«Ка­за­х­ю­ве­лир» по­кон­ку­ри­ру­ет с Damiani и Cartier

По­тре­би­тель­ский спрос за это вре­мя, по сло­вам Гай­ши Жу­ма­ше­вой, силь­но из­ме­ни­л­ся. Ес­ли ра­нь­ше боль­ше це­ни­лось крас­ное зо­ло­то, то се­го­д­ня по­пу­ляр­но­стью поль­зу­ет­ся бе­лое и жел­тое. К сло­ву, «Ка­за­х­ю­ве­лир» ори­ен­ти­ро­ван не толь­ко на пре­ми­ум-класс, но и на мас­смар­кет. В обы­ч­ных ма­га­зи­нах этой се­ти мо­ж­но най­ти бо­лее ле­г­ко­вес­ные и де­ше­вые укра­ше­ния. Имен­но этот се­г­мент вдвое ча­ще на­хо­дит сво­е­го по­ку­па­те­ля, не­же­ли пре­ми­ум-класс.

В­се эко­но­ми­че­ские подъ­е­мы и спа­ды в стра­не, от­ме­ти­ла пре­зи­дент ко­м­па­нии, мо­мен­таль­но ска­зы­ва­ют­ся на юве­ли­р­ном ры­н­ке. В по­след­ние го­ды, по ее сло­вам, по­ку­па­тель­ский спрос на до­ро­гую юве­ли­р­ку за­мет­но сни­зи­л­ся, про­да­жи упа­ли. По­пу­ляр­но­стью ста­ло поль­зо­вать­ся се­реб­ро с по­лу­дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми, та­ки­ми как аме­ти­сты или то­па­зы.

«Ко­неч­но, со сбы­том есть про­б­ле­мы, но, как и вез­де, на­вер­ное. Я ча­сто раз­го­ва­ри­ваю с пар­т­не­ра­ми из Укра­и­ны, Рос­сии, они то­же от­ме­ча­ют низ­кий спрос. Но жен­щи­ны все рав­но оста­ют­ся жен­щи­на­ми вне за­ви­си­мо­сти от фи­нан­со­вой си­ту­а­ции в стра­не, они хо­тят быть кра­си­вы­ми во все вре­ме­на, укра­шать се­бя, по­это­му мы ищем ка­кие-то бо­лее при­в­ле­ка­тель­ные и по це­не, и по ка­че­ству ва­ри­ан­ты. К при­ме­ру, пред­ла­га­ем из­де­лия из се­ре­бра, по­кры­тые ро­ди­ем, бла­го­да­ря че­му его сло­ж­но от­ли­чить от бе­ло­го зо­ло­та. А це­на при этом бо­лее при­е­м­ле­мая. Кро­ме то­го, мы вы­пол­ня­ем из­де­лия на за­каз, и це­на тут уже ре­гу­ли­ру­е­мая, она за­ви­сит от сло­ж­но­сти ра­бо­ты и вы­бран­ных ка­м­ней», – по­де­ли­лась с abctv.kz Гай­ша Жу­ма­ше­ва.

У ко­м­па­нии ам­би­ци­оз­ные пла­ны – вы­ход на ры­н­ки Рос­сии и Ев­ро­пы. Как от­ме­тил ди­рек­тор юве­ли­р­но­го за­во­да АО «Ка­за­х­ю­ве­лир» Ал­маз Жу­ма­шев: для это­го есть все не­об­хо­ди­мое – и сы­рье, и вос­тре­бо­ван­ный про­дукт.

«Мы на­б­лю­да­ем та­кую тен­ден­цию: юве­ли­р­ные из­де­лия с во­сточ­ны­ми узо­ра­ми при­сут­ству­ют у мно­гих то­по­вых брен­дов, та­ких как Cartier, Chopard, Damiani. Они все ча­ще и ча­ще ис­поль­зу­ют по­хо­жие на на­шу сти­ли­сти­ку узо­ры. Ес­ли это все в трен­де, по­че­му бы и нам не по­пы­тать сча­стья на этих ры­н­ках», – рас­ска­зал он о бли­жай­ших пла­нах.

300 ки­ло­гра­м­мов сча­стья!

Па­ру лет на­зад, по его сло­вам, кар­ти­на с сы­рьем бы­ла дру­гой. Зо­ло­то за­ку­па­лось в боль­ших объ­е­мах на­пря­мую у На­ц­бан­ка. Мно­гие юве­ли­р­ные ко­м­па­нии не мо­г­ли се­бе поз­во­лить та­кие за­ку­пы, да­же кру­п­но­му иг­ро­ку, как «Ка­за­х­ю­ве­лир», при­хо­ди­лось до­ста­точ­но труд­но. Си­ту­а­ция из­ме­ни­лась толь­ко в 2016 го­ду, ко­г­да ка­за­х­стан­ским аф­фи­на­ж­ным за­во­дам раз­ре­ши­ли про­да­вать до 300 ки­ло­гра­м­мов аф­фи­ни­ро­ван­но­го зо­ло­та за­ре­ги­стри­ро­ван­ным ка­за­х­стан­ским юве­ли­р­ным ко­м­па­ни­ям. Од­на­ко по­ку­па­тель­ский при­о­ри­тет по-­пре­ж­не­му со­хра­ня­ет­ся за На­ц­бан­ком, ко­то­рый от­ве­ча­ет за зо­ло­то­ва­лют­ный ре­зерв стра­ны, дру­ги­ми сло­ва­ми, за ее эко­но­ми­че­скую без­о­пас­но­сть.

Од­ним из по­став­щи­ков сы­рья юве­ли­р­ной от­рас­ли стал сто­ли­ч­ный «Тау-Кен Ал­тын», за­пу­стив­ший свое про­из­вод­ство в 2014 го­ду. За три го­да, по сло­вам ди­рек­то­ра за­во­да Мей­ра­м­га­лия Тле­у­жа­но­ва, На­ц­бан­ку бы­ло по­став­ле­но 45 тонн аф­фи­ни­ро­ван­но­го (хи­ми­че­ски чи­сто­го) зо­ло­та. В 2014 го­ду – семь тонн, в 2015-м – 10 тонн, в 2016-м – 12 тонн, а в 2017-м по ок­тябрь – 15 тонн. По ка­че­ству, уве­рил он, зо­ло­то со­о­т­вет­ству­ет ми­ро­вым стан­дар­там – про­ба «9999».

К сло­ву, на за­во­де тру­ди­т­ся 76 че­ло­век, в чис­ле ко­то­рых 30 тех­но­ло­гов. По сло­вам ди­рек­то­ра, та­ко­го ко­ли­че­ства лю­дей впол­не хва­тит, что­бы аф­фи­ни­ро­вать лю­бое ко­ли­че­ство зо­ло­та, до­бы­то­го в Ка­за­х­ста­не.

Мей­ра­м­га­лий Тле­у­жа­нов за­ме­тил: сде­лать из ру­ды, где со­дер­жа­ние зо­ло­та два-три гра­м­ма на тон­ну, или из кон­цен­тра­та, где 5-7% со­дер­жа­ния зо­ло­та, ме­талл сто­про­цен­т­ной чи­сто­ты, не так уж ле­г­ко. Здесь не ме­рят «про­дукт» ки­ло­гра­м­ма­ми или гра­м­ма­ми, за­вод ра­бо­та­ет на уро­в­не ми­к­ро­гра­м­мов. Имен­но по­это­му, ди­рек­тор уве­рен, 300 ки­ло­гра­м­мов зо­ло­та юве­ли­р­ным ко­м­па­ни­ям бо­лее чем хва­та­ет.

«Это вы­со­ко­ка­че­ствен­ное зо­ло­то «9999» про­бы, а то, к ко­то­ро­му мы с ва­ми при­вы­к­ли, «585» про­бы, то есть со­дер­жит толь­ко 58 про­цен­тов хи­ми­че­ски чи­сто­го зо­ло­та в из­де­лии. По­лу­ча­ет­ся, на­ше зо­ло­то на­м­но­го ка­че­ствен­нее. 300 ки­ло­гра­м­мов та­ко­го ме­тал­ла впол­не хва­тит, что­бы про­из­ве­сти 60 ки­ло­гра­м­мов юве­ли­р­ных зо­ло­тых из­де­лий. А это, по­верь­те, до­воль­но мно­го для ка­за­х­стан­ско­го ры­н­ка», – про­ко­м­мен­ти­ро­вал он abctv.kz.

Сам за­вод оста­нав­ли­вать­ся на до­сти­г­ну­том не со­би­ра­ет­ся и уже к 2019 го­ду пла­ни­ру­ет уве­ли­чить про­ек­т­ную мо­щ­ность до 25 тонн зо­ло­та в год. А там и на за­ру­бе­ж­ные ры­н­ки вы­хо­дить не сты­д­но. Но и здесь при­о­ри­тет­ным по­ку­па­те­лем для за­во­да оста­нет­ся На­ци­о­наль­ный банк Ка­за­х­ста­на.

Мей­ра­м­га­лий Тле­у­жа­нов уточ­нил: юве­ли­рам зо­ло­то про­да­ет­ся по це­не Лон­дон­ской би­р­жи ме­тал­лов на день осу­ще­ств­ле­ния опе­ра­ции, при­чем без ка­ких-­ли­бо на­це­нок. Тор­ги в Лон­до­не про­во­дят­ся два ра­за в день по ме­ст­но­му вре­ме­ни – в 10:00 и в 15:30. Це­на на этот ме­талл, так же как и курс тен­ге, во­ла­тиль­на и мо­жет от тор­гов к тор­гам силь­но ме­нять­ся. В сред­нем же ун­ция аф­фи­ни­ро­ван­но­го зо­ло­та на Лон­дон­ской би­р­же ме­тал­лов сто­ит 1280 аме­ри­кан­ских дол­ла­ров.

Юве­ли­р­ный биз­нес не бо­и­т­ся ри­с­ко­в!

Ал­маз Жу­ма­шев до­пол­нил кол­ле­гу: за грамм ме­тал­ла на би­р­же про­сят до 45 дол­ла­ров. Це­на за­ви­сит от чи­сто­ты зо­ло­та, ко­то­рое все рав­но по­с­ле по­ку­п­ки пе­ре­ли­ва­ет­ся в «585» про­бу.

«Юве­ли­р­ный биз­нес – это кон­сер­ва­тив­ный биз­нес. Вхо­дя в не­го, ты сво­е­го ро­да да­же где-то хи­д­жи­ру­ешь свои день­ги, так как то­вар яв­ля­ет­ся ли­к­вид­ным, а це­на на зо­ло­то с ка­ж­дым днем рас­тет. Да­же ес­ли за­в­т­ра что-то про­и­зой­дет, не бу­дет про­даж, то­вар мо­ж­но бу­дет ре­а­ли­зо­вать в лю­бой мо­мент и раз­ны­ми пу­тя­ми», – от­ме­тил Ал­маз Жу­ма­шев.

К сло­ву, до 2004 го­да «Ка­за­х­ю­ве­лир» за­ни­мал­ся в ос­но­в­ном пе­ре­про­да­жа­ми, по­став­ляя на оте­че­ствен­ный ры­нок из­де­лия на­и­бо­лее за­ре­ко­мен­до­вав­ших се­бя юве­ли­р­ных ко­м­па­ний-­про­из­во­ди­те­лей Рос­сии, Бе­ло­рус­сии, Ар­ме­нии, Укра­и­ны, Гер­ма­нии. Но три го­да на­зад стал на­ла­жи­вать соб­ствен­ное про­из­вод­ство.

В 2009 го­ду ко­м­па­ния про­ш­ла курс мо­дер­ни­за­ции, ав­то­ма­ти­зи­ро­вав свои про­цес­сы, за­ку­пив но­вое обо­ру­до­ва­ние в ви­де 3D-­при­н­те­ров, ла­зе­ров, пресс-стан­ков. Как от­ме­тил ди­рек­тор юве­ли­р­но­го за­во­да: по­шли пу­тем на­и­мень­ших за­трат че­ло­ве­че­ских ре­сур­сов, сде­лав став­ку на со­вре­мен­ное обо­ру­до­ва­ние. А оно по юве­ли­р­ным мер­кам очень до­ро­го об­хо­ди­т­ся фи­р­ме.

«Ита­льян­ские пе­чи, аме­ри­кан­ские при­н­те­ры – это до­воль­но не де­ше­вое удо­воль­ствие. Но за­то это со­кра­ща­ет срок про­из­вод­ства и поз­во­ля­ет мас­со­во про­из­во­дить из­де­лия с на­и­мень­шим риском по­лу­чить брак. Ра­нь­ше лю­ди все де­ла­ли вруч­ную, вы­ре­за­ли из де­ре­ва, сей­час все де­ла­ет­ся на ко­м­пью­те­ре. От ру­ки де­ла­ет­ся толь­ко эс­киз ди­зай­на, ко­то­рый по­с­ле утвер­ж­де­ния пе­ре­но­си­т­ся на ко­м­пью­тер, мо­де­ли­ру­ет­ся на 3D-­при­н­те­ре, за­тем там же вы­ра­щи­ва­ет­ся и за­пус­ка­ет­ся на пе­чать. Все из­де­лия бла­го­да­ря это­му ста­но­вят­ся бо­лее точ­ны­ми, си­м­мет­ри­ч­ны­ми, ка­че­ство на по­ря­док вы­ше», – уточ­нил он.

Ка­за­х­стан­ская юве­ли­р­ка пой­дет по до­ро­ж­ной кар­те

К 2018 го­ду вся юве­ли­р­ная от­расль Ка­за­х­ста­на за­жи­вет по-дру­го­му: но­вая до­ро­ж­ная кар­та обе­ща­ет ко­лос­саль­ные из­ме­не­ния. Од­ни­ми из ва­ж­ных пун­к­тов зна­чат­ся: по­вы­ше­ние про­из­во­ди­тель­но­сти на­ци­о­наль­но­го про­дук­та в це­лях ак­тив­но­го им­пор­то­за­ме­ще­ния юве­ли­р­ных из­де­лий, за­щи­та ка­за­х­стан­ско­го про­из­во­ди­те­ля и ры­н­ка от кон­тра­фа­к­т­ной им­пор­т­ной про­дук­ции, под­дер­ж­ка го­су­дар­ства в во­про­сах на­ло­гов и суб­си­ди­ро­ва­ние от­рас­ли, а та­к­же вза­и­м­ное при­з­на­ние в ра­м­ках та­мо­жен­но­го со­ю­за клейм из­де­лий. По по­след­не­му пун­к­ту «Ка­за­х­ю­ве­лир» дер­жит по­зи­цию «про­тив».

«О­чень мно­го к нам за­во­зи­т­ся кон­тра­фа­к­т­ной про­дук­ции, ко­то­рая не со­о­т­вет­ству­ет за­яв­лен­ной про­бе. К при­ме­ру, пи­шет­ся «585», а на са­мом де­ле про­ба за­ни­же­на, ка­че­ство пло­хое. А так как все это за­ве­зе­но по се­рым схе­мам, стра­на не по­лу­ча­ет свои на­ло­ги», – объ­яс­нил Ал­маз Жу­ма­шев.

По та­ким схе­мам на ры­нок Ка­за­х­ста­на за­во­зи­т­ся не толь­ко зо­ло­то, но и бри­л­ли­ан­ты-­си­му­лян­ты. Опы­т­ный ге­м­мо­лог с 40-лет­ним опы­том Влад Гри­го­рян со­ве­ту­ет быть осто­ро­ж­ным и со­ве­то­вать­ся при по­ку­п­ке дра­го­цен­ных ка­м­ней со спе­ци­а­ли­ста­ми. К сло­ву, «Ка­за­х­ю­ве­лир» да­ет сво­им кли­ен­там по­жиз­нен­ную га­ран­тию на ку­п­лен­ное из­де­лие.

«Есть ка­мень муас­са­нит, ко­то­рый очень по­хож на бри­л­ли­ант, его тя­же­ло от­ли­чить. Есть и фи­а­ни­ты, и ци­р­ко­ний – их от­ли­чить уже ле­г­че, но всe рав­но для не­про­фес­си­о­на­ла это очень тя­же­ло. На ры­н­ке сей­час под­де­лок мно­го, и мне они ча­сто встре­ча­ют­ся. Ну­ж­но быть вни­ма­тель­ным при по­ку­п­ке, обя­за­тель­но брать бри­л­ли­ан­ты у на­дe­ж­ных фирм. Ни в ко­ем слу­чае не по­ку­пать в од­но­д­нев­ных фи­р­мах, лав­ках. Есть фа­к­ты, ко­г­да лю­ди при­об­ре­та­ют дра­го­цен­ные ка­м­ни за ру­бе­жом, а по­том при­ез­жа­ют и узна­ют, что, ока­зы­ва­ет­ся, это во­в­се не бри­л­ли­ант. Есте­ствен­но, они уже не воз­вра­ща­ют­ся в Еги­пет или Эми­ра­ты, что­бы предъ­явить пре­тен­зии», – при­вел он при­мер.

Ко­лье в 12 ми­л­ли­о­но­в

От­ме­тим, це­на ка­ра­та бри­л­ли­ан­та на­чи­на­ет­ся от 500 дол­ла­ров и до­хо­дит до 15 ты­сяч. Все за­ви­сит от че­ты­рех ко­м­по­нен­тов: цве­та, чи­сто­ты, ве­са и си­м­мет­ри­ч­но­сти огран­ки, то есть от пра­виль­но­сти гео­мет­ри­че­ской фор­мы. К сло­ву, пра­виль­ная огран­ка со­дер­жит 57 гра­ней. Ес­ли си­м­мет­рия не вы­дер­жа­на, то из­де­лие те­ря­ет 20-30 про­цен­тов в ито­го­вой це­не, не­смо­т­ря на оди­на­ко­вый цвет и ка­рат­но­сть.

«Бри­л­ли­ан­ты – это очень де­мо­кра­ти­ч­ные ка­м­ни. Они со­з­да­ны не толь­ко для бо­га­тых лю­дей, но и для обы­ч­ных, как мы с ва­ми. Они бы­ва­ют и де­ше­вы­ми, а мо­гут сто­ить бас­но­с­ло­в­ных де­нег. Сто­и­мость из­де­лия мо­жет ва­рьи­ро­вать­ся от 200 до 200000 дол­ла­ров, а по­рой до­хо­дить и до двух ми­л­ли­о­нов дол­ла­ров. Но по­верь­те, на ка­ж­дый ка­мень есть свой по­ку­па­тель. Кста­ти, это един­ствен­ный ка­мень, ко­то­рый кра­сив сам по се­бе, то­г­да как ру­би­ны и изу­мру­ды ну­ж­но укра­шать бри­л­ли­ан­та­ми», – от­ме­тил ге­м­мо­лог.

Са­мое до­ро­гое из­де­лие в но­вом сто­ли­ч­ном са­ло­не «Ка­за­х­ю­ве­лир» сто­ит 12,2 ми­л­ли­о­на тен­ге. Ко­лье из экс­клю­зив­ной кол­лек­ции ин­кру­сти­ро­ва­но 995 бри­л­ли­ан­та­ми об­щей ка­рат­но­стью 17,36, 14 бри­л­ли­ан­та­ми об­щей ка­рат­но­стью 0,7 и 18 бри­л­ли­ан­та­ми об­щей ка­рат­но­стью 2,6. Все это бри­л­ли­ан­ты клас­са «А».

По сло­вам ад­ми­ни­стра­то­ра но­во­го пре­ми­аль­но­го са­ло­на Гуль­ден Ка­би­е­вой, с бри­л­ли­ан­та­ми боль­ше со­че­та­ет­ся бе­лое зо­ло­то: оно уве­ли­чи­ва­ет их блеск и ви­зу­аль­но де­ла­ет боль­ше. А са­мой луч­шей огран­кой счи­та­ет­ся кру­г­лая фор­ма и на­ли­чие 57 гра­ней, ко­то­рые да­ют тот са­мый эф­фект «и­г­ры ка­м­ней».

[ abctv.kz ]

Полезное

Полезное

 
-->