Игорь Кевченков, «Русская ювелирная компания №1»: «Прирост в отрасли сократился до нуля»

Раздел: Ювелиры и компании
01 ноября 2017 г.

Вла­де­лец юве­ли­р­ной ко­м­па­нии рас­ска­зал ДК, что про­и­зо­шло с от­рас­лью в по­след­ние 25 лет, как со­кра­ти­лись объ­е­мы про­из­вод­ства, что се­го­д­ня со­з­да­ют ко­м­па­нии, ра­бо­та­ю­щие с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и ка­м­ня­ми.

Ва­ше пред­при­я­тие на­зы­ва­ет­ся «Рус­ская юве­ли­р­ная ко­м­па­ния №1». Мо­ж­но ли го­во­рить о рус­ской шко­ле или, хо­тя бы, о рус­ском сти­ле юве­ли­р­но­го де­ла? Или на­ша стра­на не мо­жет быть ори­ги­наль­ной во всем?

— Во всем быть пе­р­вой или уни­каль­ной не мо­жет ни­ка­кая стра­на, будь то США, Ки­тай или Рос­сия. Но что ка­са­ет­ся юве­ли­р­но­го де­ла, то Рос­сия по­ка­зы­ва­ет ми­ро­вой уро­вень уже не пе­р­вое сто­ле­тие. Се­год­ня у нас раз­ви­ва­ет­ся не од­на, а че­ты­ре шко­лы юве­ли­р­но­го ис­кус­ства, и ме­ж­ду ни­ми есть раз­ни­ца. Санкт-­пе­тер­бур­г­ская, мос­ко­в­ская, ко­стро­м­ска­я/крас­но­сель­ская, ека­те­рин­бур­г­ская шко­лы — ка­ж­дая из них ве­дет свое на­ча­ло от ма­сте­ров, ко­то­рые ра­нь­ше про­сла­ви­лись чем-то осо­бен­ным. Так, ека­те­рин­бур­г­ская тра­ди­ция опи­ра­ет­ся на ди­на­стии ураль­ских ка­м­не­ре­зов, а санкт-­пе­тер­бур­г­ская ада­п­ти­ро­ва­ла за­па­д­ные сти­ли, по­сколь­ку в свое вре­мя в се­вер­ную сто­ли­цу бы­ло при­гла­ше­но мно­го ма­сте­ров из Ев­ро­пы — Бо­ве, Фа­бер­же и дру­гие. А ко­стро­м­ска­я/крас­но­сель­ская шко­ла — это се­реб­ря­ных дел ма­сте­ра, ко­то­рые из­на­чаль­но из­го­тав­ли­ва­ли по­су­ду, за­тем пе­ре­шли и на ути­ли­тар­ные из­де­лия.

На­ша ко­м­па­ния от­но­си­т­ся к мос­ко­в­ской шко­ле, ро­див­шей­ся и раз­ви­вав­шей­ся под не­ко­то­рым ита­льян­ским вли­я­ни­ем. Хо­тя ма­сте­ра «Рус­ской юве­ли­р­ной ко­м­па­ния №1» рав­ня­ют­ся и на про­из­ве­де­ния Са­зи­ко­ва, Хлеб­ни­ко­ва, Фа­бер­же и их уче­ни­ков — то есть на санкт-­пе­тер­бур­г­скую шко­лу. Из­на­чаль­но на­ша фаб­ри­ка за­ду­мы­ва­лась как про­дол­же­ние имен­но рус­ских юве­ли­р­ных тра­ди­ций и по­лу­чи­ла со­о­т­вет­ству­ю­щее на­з­ва­ние.

В оби­хо­де встре­ча­ют­ся два сло­во­со­че­та­ния: «ю­ве­ли­р­ная про­мы­ш­лен­но­сть» и «ю­ве­ли­р­ное ма­стер­ство». К че­му вы в боль­шей сте­пе­ни от­но­си­те ва­шу от­расль — к ин­ду­стрии пред­ме­тов по­треб­ле­ния или к ис­кус­ству со­з­да­ния не­по­в­то­ри­мых из­де­лий?

— Оба по­ня­тия кор­рек­т­ны, по­сколь­ку по­чти не пе­ре­се­ка­ют­ся. Се­год­ня на оте­че­ствен­ном ры­н­ке пред­став­ле­ны ко­м­па­нии, от­но­ся­щи­е­ся е к ка­те­го­рии «про­мы­ш­лен­ное про­из­вод­ство», а есть и те, ко­то­рые мо­ж­но на­з­вать ско­рее юве­ли­р­ны­ми ате­лье.

В ми­ре из­ве­ст­ны юве­ли­р­ные брен­ды: Фа­бер­же, Сва­ро­в­ски, Ти­ф­фа­ни и т.д. Есть ли в Рос­сии то­по­вые юве­ли­р­ные брен­ды? По ка­ким па­ра­мет­рам мо­ж­но вы­де­лить оте­че­ствен­ных и ме­ж­ду­на­род­ных ли­де­ров?

— Ес­ли го­во­рить о брен­де, то се­го­д­ня в Рос­сии най­дет­ся ма­ло пред­при­я­тий, ко­то­рые мо­ж­но со­по­ста­вить с этим по­ня­ти­ем. Брен­дом у юве­ли­ров мо­ж­но счи­тать мар­ку, ко­то­рая при­сут­ству­ет на ры­н­ке ми­ни­мум 100 лет. Это те, кто смог удер­жать­ся во все вре­ме­на и со­хра­ни­ли свою шко­лу. На се­го­д­ня­ш­ний день в на­шей стра­не мо­гу на­з­вать Мос­ко­в­ский Экс­пе­ри­мен­таль­ный Юве­ли­р­ный за­вод, сти­ли­сти­ка ко­то­ро­го идет еще из вре­мен ца­р­ской Рос­си­и; это санкт-­пе­тер­бур­г­ский за­вод «Рус­ские са­мо­цве­ты», про­дол­жа­ю­щий тра­ди­ции Кар­ла Фа­бер­же. Все осталь­ные участ­ни­ки ры­н­ка су­ще­ству­ют 20-25 лет, по­это­му при­ме­нять к ним по­ня­тие брен­да, на мой взгляд, ра­но­ва­то.

Ка­кие из­ме­не­ния пе­ре­жи­ла юве­ли­р­ная от­расль и ры­нок юве­ли­р­ных из­де­лий в Рос­сии за по­след­ние 25 лет?

— Для на­ча­ла вспо­м­ним, что в со­вет­ское вре­мя от­расль бы­ла, а ры­н­ка как та­ко­во­го не су­ще­ство­ва­ло. Юве­ли­р­ная про­мы­ш­лен­ность бы­ла ча­стью пла­но­вой эко­но­ми­ки СССР. В стра­не ра­бо­та­ло 11 за­во­дов — в Москве, Ле­нин­гра­де, Ко­стро­ме, Ки­е­ве, Ки­ши­не­ве, Та­ш­кен­те, Ба­ку, дру­гих го­ро­дах. Главк «Юве­ли­р­пром» рас­пре­де­лял сы­рье и гос­за­каз, а про­дук­ция ре­а­ли­зо­ва­лась че­рез еди­ную сеть «Юве­ли­р­т­ор­га», от ко­то­рой в Но­во­си­би­р­с­ке со­хра­ни­л­ся ма­га­зин «Я­хонт» (вер­нее, его на­з­ва­ние и спе­ци­а­ли­за­ция). Укра­ше­ния бы­ли, как и мно­гое дру­гое, де­фи­ци­том. Мо­ло­до­же­нам в ЗАГСах вы­да­ва­ли та­лон на об­ру­чаль­ные коль­ца, сре­ди про­чих гра­ж­дан пра­во ку­пить укра­ше­ние рас­пре­де­ля­ли про­ф­ко­мы, дей­ство­вал пре­с­ло­ву­тый блат. При этом не удив­ляй­тесь мас­сив­ным ка­м­ням в ма­ми­ной бро­ши или в ку­ло­не ва­шей ба­бу­ш­ки: со­вет­ские «ру­би­ны» и про­чие са­мо­цве­ты бы­ли ис­кус­ствен­но вы­ра­щен­ны­ми кри­стал­ла­ми.

За по­сле­до­вав­шие чет­верть ве­ка про­и­зо­шли огро­м­ные пе­ре­ме­ны. Во-­пе­р­вых, из­ме­ни­лась от­расль: с 1991 го­да по­яви­лось мно­го част­ных пред­при­я­тий, но по­дав­ля­ю­щее боль­шин­ство из них так или ина­че свя­за­ны с со­вет­ски­ми (к при­ме­ру, пе­тер­бур­г­ский за­вод «Рус­ские Са­мо­цве­ты» раз­де­ли­л­ся на 8 ча­стей, од­на из ко­то­рых со­хра­ни­ла за со­бой пре­ж­нее на­з­ва­ние). Во-в­то­рых, кар­ди­наль­но вы­рос­ло ка­че­ство про­дук­ции: от­расль пе­ре­ш­ла от не­при­тя­за­тель­ных цве­точ­но-ле­пе­сточ­ных ор­на­мен­тов с ис­кус­ствен­ны­ми ка­м­ня­ми к воз­ро­ж­де­нию рус­ско­го юве­ли­р­но­го ис­кус­ства. По­яви­лись ин­те­рес­ные ди­зай­не­ры, но­вые тех­но­ло­гии и ма­те­ри­а­лы. В-тре­тьих, ры­нок от­кры­л­ся ми­ру: речь идет не толь­ко о мас­со­вом им­пор­те из Ев­ро­пы, Тур­ции, Ки­тая и дру­гих стран, но и о вли­я­нии за­па­д­ных трен­дов.

А как вли­я­ют на со­сто­я­ние от­рас­ли эко­но­ми­че­ские сло­ж­но­сти?

— Юве­ли­р­ные из­де­лия — это пе­р­вое, что лю­ди пе­ре­ста­ют по­ку­пать в кри­зис, и по­след­нее, к че­му они воз­вра­ща­ют­ся при вы­хо­де из не­го. По­это­му имен­но на­ша от­расль пре­дель­но чув­стви­тель­на к со­сто­я­нию ры­н­ков и на­ци­о­наль­ной эко­но­ми­ки в це­лом. Мы за­ви­си­мы от по­тре­би­тель­ских при­о­ри­те­тов: сна­ча­ла пи­та­ние и оде­ж­да, связь и услу­ги ЖКХ, за­тем пу­те­ше­ствия и от­дых, укра­ше­ния же сто­ят в са­мом кон­це. С 2000 по 2008 го­ды в юве­ли­р­ной про­мы­ш­лен­но­сти Рос­сии на­б­лю­дал­ся силь­ный и устой­чи­вый рост — око­ло 10% в год. От­расль быст­ро вы­ш­ла на су­м­мар­ный объ­ем око­ло 60 тонн зо­ло­тых из­де­лий еже­год­но (ка­ж­дое из них про­хо­дит про­би­р­ную ин­с­пе­к­цию, от­ку­да и по­сту­па­ют дан­ные). С 2008 до 2014 го­ды по­шел об­рат­ный про­цесс, и при­рост со­кра­ти­л­ся до ну­ля.

Те­пе­ре­ш­ний же кри­зис на­чал­ся на ру­бе­же 2014-2015 го­дов об­ва­лом руб­ля. А ры­нок юве­ли­р­но­го сы­рья по­чти пол­но­стью при­вя­зан к ме­ж­ду­на­род­ным ва­лют­ным це­нам. За 9 ме­ся­цев 2017 го­да вы­пуск зо­ло­тых из­де­лий по Рос­сии со­ста­вил око­ло 43 тонн, но ос­но­в­ное по­след­ствие кри­зи­са не толь­ко и не столь­ко в сни­же­нии фи­зи­че­ско­го объ­е­ма ры­н­ка. Он из­ме­ни­л­ся ка­че­ствен­но. Про­вал про­и­зо­шел, пре­ж­де все­го, в цен­но­сти то­ва­ра. Од­ни и те же по­зи­ции ста­ли ме­нее до­ро­го­сто­я­щи­ми: коль­цо те­перь де­ла­ют не из 5, а из 2-3 гра­м­мов зо­ло­та мень­шей про­бы и встав­ля­ют в не­го бри­л­ли­ант не в 1, а в 0,5 ка­ра­та. Ес­ли го­во­рить о по­треб­ле­нии, то на се­го­д­ня у нас фа­к­ти­че­ски ис­чез сред­ний класс — по­тре­би­те­ли из­де­лий в це­но­вой ни­ше от 50 до 250 ты­сяч руб­лей.

Как вы­г­ля­дит юве­ли­р­ная ин­ду­стрия в от­дель­ных ре­ги­о­нах Рос­сии и ка­кие из них, на ваш взгляд, от­ли­ча­ют­ся ка­че­ством юве­ли­р­ной про­мы­ш­лен­но­сти? Есть ли ре­ги­о­наль­ные осо­бен­но­сти в по­треб­ле­нии?

— Ес­ли го­во­рить о про­из­вод­стве, то се­го­д­ня к тра­ди­ци­он­ным Пе­тер­бур­г­ской, Мос­ко­в­ской, Ко­стро­м­ской (Крас­но­сель­ской) и Ураль­ской (Е­ка­те­рин­бург) шко­лам до­ба­ви­лись но­вые и весь­ма ин­те­рес­ные. Од­на из них сфор­ми­ро­ва­лась в Ижев­с­ке, где ра­нь­ше был опыт де­ко­ра­тив­ной че­кан­ки по ору­жей­ной ста­ли. Сей­час в Уд­мур­тии ра­бо­та­ют юве­ли­р­ные ко­м­па­нии ши­ро­ко­го про­фи­ля. Сти­ли­сти­че­ски но­ва­тор­ские, не­по­в­то­ри­мые укра­ше­ния де­мон­стри­ру­ют там та­кие про­из­во­ди­те­ли, как «Мастер-­ю­ве­лир», «Па­рас­ке­ва» и дру­гие. Не­смо­т­ря на кри­зис­ные яв­ле­ния, и ди­а­па­зон, и уро­вень рос­сий­ско­го юве­ли­р­но­го ис­кус­ства за по­след­ние де­ся­ти­ле­тия все рав­но зри­мо вы­ро­с­ли. Сви­де­тель­ство то­му — пе­р­вое сре­ди 59 участ­ни­ков ме­сто мо­ло­до­го рос­сий­ско­го ма­сте­ра Ни­ки­ты Стe­пи­на на ми­ро­вом пе­р­вен­стве про­фес­си­о­наль­ных ко­м­пе­тен­ций World Skills в ок­тяб­ре 2017 го­да.

Что же до ре­ги­о­наль­ных раз­ли­чий на ры­н­ке, то юве­ли­р­ные из­де­лия про­да­ют­ся луч­ше в тех ре­ги­о­нах, где вы­ше эко­но­ми­че­ские по­ка­за­те­ли и как след­ствие — уро­вень по­треб­ле­ния. Вы­де­ля­ет­ся на этом фо­не Ро­сто­в­ская об­ласть, Крас­но­дар­ский и Став­ро­поль­ский края, где не­ко­то­рый всплеск про­даж про­ис­хо­дит по­с­ле за­вер­ше­ния сбо­ра уро­жая. Для кав­каз­ско­го ре­ги­о­на, на­при­мер, ха­ра­к­тер­на та же осо­бен­ность про­из­вод­ствен­но­го ха­ра­к­те­ра, что и в При­у­ра­лье. Да­ге­стан­ское се­ло Ку­ба­чи из­дав­на сла­ви­лось фи­ли­гран­ны­ми из­де­ли­я­ми из се­ре­бра, а те­перь там осво­и­ли но­вые тех­но­ло­гии, ста­ли ра­бо­тать и с зо­ло­том, и с бри­л­ли­ан­та­ми. Для юве­ли­р­но­го де­ла в при­н­ци­пе очень ва­ж­ны лю­бые тра­ди­ции руч­ной ра­бо­ты, ва­жен опыт, пе­ре­да­ва­е­мый из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние.

Что ка­са­ет­ся Но­во­си­би­р­ска, то это ско­рее го­род про­да­ю­щий, а не про­из­во­дя­щий?

— В Но­во­си­би­р­с­ке то­же по­яви­лись ин­те­рес­ные юве­ли­р­ные ко­м­па­нии — на­при­мер, «Би­верс» и «Атолл». Но все рав­но там ра­бо­та­ют ли­бо са­мо­уч­ки, ли­бо вы­ход­цы из «Ре­м­бы­т­тех­ни­ки». Уро­вень юве­ли­р­ной про­дук­ции за­да­ет­ся шко­лой, а она не по­яв­ля­ет­ся на пу­стом ме­сте. В на­шей от­рас­ли и се­го­д­ня 80% руч­но­го тру­да, а ру­ку на­до ста­вить, и глаз то­же дол­жен фор­ми­ро­вать­ся осо­бен­ный. У вас в Си­би­ри нет спе­ци­аль­ных учеб­ных за­ве­де­ний, как, на­при­мер, Мос­ко­в­ское юве­ли­р­ное учи­ли­ще име­ни Кар­ла Фа­бер­же, ко­то­рое, кста­ти, окон­чил по­бе­ди­тель World Skills Ни­ки­та Стe­пин.

Рас­про­стра­ня­ет­ся ли на юве­ли­р­ное де­ло се­го­д­ня­ш­няя тен­ден­ция к ухо­ду по­ку­па­те­ля от фаб­ри­ч­ных из­де­лий?

— Ин­те­рес­ный во­прос. Хо­тя мы го­во­рим «ю­ве­ли­р­ная про­мы­ш­лен­но­сть», «ин­ду­стрия укра­ше­ний» и т.п., в це­лом по от­рас­ли, по­в­то­рюсь, 80 опе­ра­ций из 100 про­из­во­ди­т­ся вруч­ную, ес­ли речь не о це­поч­ках и дру­гой «шта­м­по­в­ке». Что то­г­да на­зы­вать «кра­ф­том»? Да, есть ма­лень­кие ма­стер­ские и юве­ли­ры-ин­ди­ви­ду­а­лы. Эко­но­ми­че­ски они свя­за­ны с от­дель­ны­ми ма­га­зин­чи­ка­ми, ко­то­рым без уни­каль­ной про­дук­ции не вы­жить в кон­ку­рен­ции с се­тя­ми. Но «у­ни­каль­ный» и «ка­че­ствен­ный» не все­г­да си­но­ни­мы. Част­ные юве­ли­ры не име­ют воз­мо­ж­но­сти при­об­ре­сти вы­со­ко­тех­но­ло­ги­ч­ное со­вре­мен­ное обо­ру­до­ва­ние, мно­гое де­ла­ют «на ко­лен­ке», по­это­му спо­соб­ны из­го­тав­ли­вать са­мые про­стые мо­де­ли.

С дру­гой сто­ро­ны, ни­сколь­ко не на­б­лю­да­ет­ся осла­б­ле­ния мас­со­во­го се­г­мен­та, в ко­то­ром ра­бо­та­ют сбы­то­вые се­ти «585», «Я­ш­ма» и дру­гие. Там про­да­ют­ся ти­ра­жи в 1 000-1 500 эк­зе­м­п­ля­ров од­ной мо­де­ли — и ни­че­го, лю­ди по­ку­па­ют.

[ nsk.dk.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->