ОТЗЫВ
на проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О драгоценных металлах и камнях» и в Закон Российской Федерации «О недрах», вынесенного на общественное обсуждение 31.07.2017
ID проекта 02/04/07-17/00069847
Законопроект чрезмерно обременeн нормативными ограничениями, которые в совокупности с ограничениями природно-экономического характера не приведут к решению стоящих перед ним задач по повышению занятости населения, рациональному и полному использованию потенциала недр, «зачистки» неликвидных запасов и легализации несанкционированного старательства.
Законопроект ориентирован только на балансовые запасы, которые невостребованы или нерентабельны для механизированной промышленной добычи. Могут ли они быть интересны для индивидуального предпринимателя (старателя), которому в целях добычи разрешается применять лишь ручной шансовый инструмент (лом, кирка, кувалда, лопата), запрещается использовать наeмный труд, малую механизацию и при этом не предоставляются экономические льготы?
Для жизнеобеспечения, покрытия затрат и уплаты налогов ежегодная выручка индивидуального старателя должна составлять минимум 1,9 млн. руб., а чистый доход около 1,2 млн. руб. (около 100 тыс. руб. в месяц в годовом исчислении). При цене шлихового золота около 1 800-2 000 руб./гр. добыча должна составлять около 1 кг золота в год или 8,3 гр. в один рабочий день в течение промывочного сезона. При фактическом среднем содержании золота в балансовых запасах мельчайших месторождений 1,2 г/м3 и коэффициенте вскрыши 2:1 за день должно быть промыто 6,9 м3 песков и перемещено 13,8 м3 пустого грунта. В сумме это около 42 тонн. Физически одному человеку такой объeм выполнить невозможно, его потолок 10-15 тонн в день, а, соответственно, добыча в день составит не более 3 грамм золота (за сезон: добыча - 360 грамм, выручка - 684 тыс. руб., чистый доход - 430 тыс. руб. или 36 тыс. руб. в календарный месяц. При средней зарплате в Магаданской области около 60 тыс. руб. заработок на таком каторжном труде явно низкий.).
Повысить производительность труда можно только за счeт более высокого содержания золота в продуктивных песках. Для достижения указанных выше показателей оно должно составлять около 3,3 г/м3. Месторождений и запасов с таким содержанием крайне мало. По состоянию на 2011 год в нераспределeнном фонде недр всей России было всего 8 таких объектов с суммарными запасами 65 кг. В лучшем случае внимание могут привлечь некоторые объекты с содержанием золота от 2 г/м3 до 3 г/м3. В России их было всего 29. Что же касается Магаданской области, то весь потенциал месторождений с содержанием золота более 2 г/м3, отвечающих ограничениям по запасам (10 кг) и глубине отработки (5 метров), не превышает 15-18 штук с суммарными запасами 92-110 кг. Из них экономически рентабельными для кустарной ручной добычи могут быть лишь около 10 объектов. Остальные возможно тоже будут востребованы на этапе лицензирования, но вероятность их разработки крайне низкая. В лучшем случае дело дойдeт до выборочной отработки обогащенных участков.
К тому же в законопроекте отсутствуют критерии выбора заявителя в случае подачи на один и тот же объект более 1-ой заявки (они должны устанавливаться законом, а не подзаконным актом), не прописан порядок реализации золота, а также порядок его отличия от незаконно добытого золота и т.д.
Учитывая отсутствие экономических льгот, отсутствие механизма старательского поиска новых золотопроявлений и восполнения путeм их опробования числа объектов добычи, наличие ограничений по найму работников (а это прямое нарушение предпринимательских прав), запрет на использование прогнозных ресурсов, а также крайне непредставительное число участников эксперимента (на этапе лицензирования 40-50, а на этапе добычи - менее 20 человек), незначительные запасы (около 100 кг), которые могут быть вовлечены в разработку, а также другие недостатки законопроекта, принимать его в предложенном варианте нецелесообразно.
Президент РОСГЕО
В.П. ОРЛОВ