(ehudlaniado.com) – До сих пор в моей серии, посвященной вспомогательным услугам, мы рассматривали некоторые разные виды бизнеса, которые были созданы для обслуживания потребностей производителей бриллиантов, горнодобывающих компаний и дилеров алмазов. Эти бизнесы не связаны с владением алмазов и бриллиантов, а скорее помогают осуществлять деятельность для тех, кто владеет ими. Один из бизнесов, к которому у меня особое отношение и о котором я много писал в последние несколько лет, это формирование цен на алмазы и бриллианты. Опубликование прейскурантов на бриллианты стали основой нашей отрасли.
До середины 1970-х годов цены на бриллианты было делом субъективным, и конечная цена в основном зависела от умения покупателя и продавца торговаться и вести переговоры. Конечная цена сопоставимых бриллиантов могла сильно отличаться. Трейдеры и ритейлеры в отрасли лучше знали существующие цены на любую конкретную категорию бриллиантов, чем люди не из этой отрасли. Даже хотя в то время уже были введены и широко использовались «показатели 4С» (вес, цвет, огранки, чистота), стандартная модель ценообразования была гораздо более гибкой, чем сейчас. Это означало, что каждый проданный бриллиант был предметом переговоров, в ходе которых определялась конечная цена, и цена могла сильно отличаться для двух идентичных бриллиантов, купленных и проданных разными трейдерами. Спорным остается вопрос о том, могла ли помочь базовая система формирования цены остановить обширный спекулятивный «пузырь» цен на бриллианты, возникший в 1980-е годы, но определенно прейскуранты в большей мере стали популярными после 1982 года, когда ценовой «пузырь» лопнул и цены на бриллианты стали обваливаться, сделав еще более неотложной потребность в системе формирования цен.
В 1978 году Мартин Рапапорт (Martin Rapaport) ввел свой первый прейскурант на бриллианты. В то время введение прейскуранта было воспринято не очень хорошо участниками отрасли. Были опасения, что это было попыткой сделать бриллианты товаром, и это нанесло бы вред возможности отрасли получать прибыль. По словам профессора Гарвардской школы бизнеса Клейтона Кристенсена (Clayton Christensen) в его бестселлере «Дилемма инноваторов» (Innovator’s Dilemma), прейскурант Rap называется «деструктивной технологией», ведущей к изменению оптовой торговли в плане покупки и продажи бриллиантов. Но, как и во время многих экономических спадов, преимущества и полезность прейскуранта скоро превзошли некоторые из его самых негативных сторон, и трейдеры на самом деле приняли его. В настоящее время прейскуранты на бриллианты являются нормой. Эти прейскуранты пытаются установить ориентировочную цену на бриллианты на уровне оптовой торговли.
По мере развития интернета, компания Rapaport также разработала онлайновую платформу торговли бриллиантами. Rapaport имела практически монополию на прейскуранты на бриллианты до 2001 года, когда IDEX ввела свою собственную торговую платформу и, несколько лет спустя, свой собственный прейскурант, основанный на запрашиваемых ценах на бриллианты, предлагаемые на площадке. В 2008 голу IDEX добавила полную систему сделок B2B (бизнес-для-бизнеса) для оптовых торговцев бриллиантами и покупателей отрасли под названием «Гарантированные сделки бриллиантами» (Guaranteed Diamond Transactions, GDT). Еще одна компания, Polished Prices, появилась на рынке, предлагая прейскуранты и индексы, основанные на корзине популярных ассортиментов бриллиантов и размеров.
Основные обычные прейскуранты, которые продолжают действовать в настоящее время в качестве фактического стандарта в формировании цен на бриллианты, основаны на запрашиваемых ценах, что может помешать им достичь самой важной цели: предоставить алмазным компаниям и потребителям объективное отражение фактических цен на бриллианты. Например, оговорка внизу прейскуранта Rapaport Diamond Price List гласит: «Цены в данном отчете отражают наше мнение о ЗАПРАШИВАЕМЫХ НЬЮ-ЙОРКСКИХ ЦЕНАХ НАЛИЧНОСТЬЮ». Эти цены могут быть значительно выше фактических цен сделок. Не даются гарантии, и не принимаются обязательства относительно точности или надежности информации в данном отчете». В прейскуранте IDEX говорится: «Цены фактических цен сделок могут значительно отличаться от указанных в этом отчете. На цены влияют различные факторы, включая - но не ограничиваясь - качество бриллиантов, сертификат и географические аспекты. IDEX не гарантирует точности и надежности этой информации».
Как мы, участники отрасли, очень хорошо знаем, фактические цены сделок могут значительно отличаться от указанных в прейскуранте, и обычно делается большая скидка на цены из прейскуранта. Наоборот, потребитель, к которому может попасть такой прейскурант, может знать, а может и не знать, как в нем разбираться, и, вероятнее всего, примет решение, основанное на отсутствии информации, несмотря на ощущение, что у него есть вся нужная ему информация. Даже некоторые из более умудренных опытом покупателей, которые понимают природу цен в прейскуранте, могут не полностью понимать, что даже некоторые бриллианты с одинаковыми показателями «4С», могут в значительной мере отличаться по виду и стоимости.
Большинство нынешних прейскурантов на бриллианты не включают многие характеристики, кроме «4С», характеристики, которые помогают точно определить стоимость бриллианта. Например, сертификат, сопровождающий бриллиант, оказывает влияние на его стоимость, о чем потребители мало знают или не знают совсем. Я подробно объяснял, что я называю неоднородностями бриллианта. Различные комментарии или неоднородности, указанные в сертификате, например, флуоресценция, могут очень сильно повлиять на стоимость двух камней, в остальном имеющих схожие показатели «4С». Моя исследовательская фирма, Mercury Diamond, составила перечень свыше 400 неоднородностей и показала, в какой степени каждая оказывает влияние на конечную цену бриллианта. Наша система Mercury Crystal Clear™ - это всесторонняя система, учитывающая все факторы, оказывающие влияние на цену бриллиантов. В отличие от других крупных прейскурантов, наши цены основаны на фактических ценах сделки, которые меняются постоянно и обновляются в реальном времени.
Кроме предоставления текущего, точного и прозрачного ориентира по ценам на бриллианты, мы также используем свои данные по формированию цен для разработки системы формирования цен на алмазы, основанной на лежащих в основе этого ценах на получающиеся из них бриллианты. Мы считаем, что это является существенным средством для тех, кто покупает алмазы, считая, что стоимость алмазов должна отражать стремление конечного потребителя платить за получающиеся бриллианты.
Наша отрасль находится в кризисе, даже если многие не хотят открыто об этом говорить. Цены на бриллианты снижались 31 месяц подряд, хотя в то же время мы наблюдали постоянный рост цен на алмазы, которые больше уже не похожи на лежащую в основе стоимость конечного продукта. Нам нужно уходить от старых привычек, даже если они глубоко укоренились в нашем привычном сознании.
Прейскуранты используются в нашей отрасли почти 40 лет, и все-таки нам еще не хватает прозрачности, которую они должны были создать. На мой взгляд, нынешний кризис вызван тем фактом, что рынок алмазов не использует стоимость или спрос на бриллианты для оценки своих исходных ресурсов или обеспечения соответствующих уровней предложения. Я много раз говорил, что расширение в сторону растущего бизнеса использования бриллиантов в качестве альтернативного класса инвестиций является одним из способов для повышения спроса отраслью. Прозрачные прейскуранты, основанные на полном и исчерпывающем знании цен на бриллианты, являются основой для такого рынка.