По причине низкого спроса и последующего обвала цен на минералы алмазный рынок в ближайшие два года может столкнуться с масштабным кризисом. По мнению экспертов, ситуацию в отрасли раскачивает падение расходов граждан на предметы роскоши в странах с быстрорастущей экономикой — Китае и Индии. Современное молодое поколение, предпочитающее скромные украшения дорогостоящим, также вносит свою лепту. "Алмазная отрасль движется к циклу высвобождения накопленных запасов. Последний такой цикл наблюдался в 2015 году, когда продажи алмазов упали на 14%, а цены — на 25%, что привело к убытку алмазодобывающих компаний. 2018-й также может стать сложным годом для алмазной отрасли: во второй половине 2017-го и в 2018-м продажи могут упасть на 6%", — отмечают аналитики.
От чего зависит ситуация, складывающася на алмазном рынке, в эксклюзивном интервью "Правде.Ру" рассказал генеральный директор алмазно-бриллиантового комплекса "Алмаз-Нева" Дмитрий Данилов.
— По прогнозам международных финансовых аналитиков, мировой алмазный рынок в ближайшее время может оказаться в кризисе. Как это скажется на российской алмазодобывающей и перерабатывающей отраслях?
— На российской экономике это вряд ли как-то отразится, потому что у отечественных компаний падение реализации алмазов не происходит. Теоретически, конечно, такая ситуация возможна, но в более отдаленной перспективе. Сейчас же российский бизнес скупает бриллианты оптом — с целью инвестирования или их дальнейшей перепродажи.
— То есть бриллианты и алмазы — это долгосрочные инвестиции?
— Да. Что касается рынков Китая и Индии, то сегодня, например, они могут провиснуть, а завтра у них уже начнется новый этап развития, когда они с новой силой бросятся покупать драгоценные камни. Эти рынки проседают от того, насколько хорошо себя чувствует экономика в определенный период в той или иной стране.
— Эксперты уверяют, что молодежь уже не считает бриллианты символом вечной любви или "лучшими друзьями девушек", и именно в этом и заключается еще одна причина падения мирового спроса на бриллианты. У людей кардинально изменились вкусы?
— Теоретически, я могу с этим согласиться. Но не думаю, что молодежь стала относиться к бриллиантам как-то по-другому. Просто у ювелирных украшений в качестве подарков на праздники появились конкуренты — всевозможные электронные устройства, сотовые телефоны. Если раньше Новый год считался в России пиком продаж бриллиантов, то теперь большая часть мужской аудитории вместо того, чтобы подарить девушке ювелирное украшение, преподносит ей телефон.
— Какие страны покупают российские алмазы?
— Российские алмазы ценятся во всем мире, в том числе и в США, которые являются главными потребителями украшений с бриллиантами. Наши драгоценные камни пользуются спросом в странах Европы; также Россия экспортирует бриллианты в высокоразвитые страны Азиатско-Тихоокеанского региона: Сингапур, Объединенные Арабские Эмираты. Ни алмазы, ни бриллианты на российских складах не залеживаются: покупают всe. И это при том, что у той же "Алросы" цены отнюдь не демпинговые, а очень даже высокие. Всем известно о высоком качестве российских алмазов. В Якутии удельный вес камней хорошего качества значительно выше, чем в среднем по миру.