Насколько успешно развивается интернет-торговля ювелирными изделиями?
Сегодня в интернете существует достаточно большое количество онлайн-магазинов, предлагающих ювелирную продукцию, в том числе от крупных производителей. Так, по состоянию на первый квартал 2017 г. на специальном учете в Пробирной палате России состоит около тысячи индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих куплю-продажу ювелирных изделий дистанционным способом, а предпринимателей и юридических лиц, торгующих в розницу ювелирными изделиями в привычном понимании, – более 20 тысяч, а с территориально обособленными подразделениями (филиалами, представительствами и т.д.) более 80 тысяч.
В последнее время государство предприняло ряд мер, стимулирующих развитие Интернет-торговли, в частности: были введены новые пробы для ювелирных изделий, что позволило начать конкуренцию с иностранными производителями в новых сегментах рынка как внутри страны, так и за ее пределами; было отменено обязательное требование о наличии вооруженной охраны при перевозке ювелирных изделий, что позволило предпринимателям оптимизировать свои расходы исходя из собственного понимания рисков; было введено пороговое значение для идентификации розничных покупателей ювелирных изделий, что позволило осуществлять интернет-торговлю в соответствии с требованиями законодательства.
Вместе с тем, многие производители и продавцы ювелирных изделий выражают недовольство тем, что отдельные нормативные правовые акты лишь ограничивают и тормозят интернет-торговлю.
Все это так, мы это понимаем, поэтому и предлагаем использовать Общественный экспертный совет при ФКУ «Пробирная палата России», уже второй по данной проблематике, чтобы выработать единую позицию по принятию мер, необходимых для стимулирования интернет-торговли ювелирными изделиями в нашей стране.
Ряд экспертов считает, что запреты на онлайн торговлю этими товарами оказались малоэффективными. Чем это объясняется?
Возможно, причина в несовершенстве существующего законодательства, а также в недостаточном понимании возможностей и эффектов интернет-среды в силу ее недостаточной зрелости в России. Фактически, единственным инструментом борьбы с незаконным предпринимательством в интернете стала блокировка интернет-магазинов Роскомнадзором по решениям региональных судов (истцами выступает прокуратура). Однако, в большинстве случаев заблокированные интернет-магазины просто переезжают на другой электронный адрес и достаточно быстро возобновляют свою деятельность по продаже незаконного, в том числе фальсифицированного и контрафактного товара.
В начале мая у нас на эту тему состоялось совещание в Минпромторге, и там обсуждалась стратегия развития электронной (дистанционной) торговли в России до 2025 года. Основной целью проектируемого документа является стимулирование развития интернет-торговли. Возможным механизмом защиты от нелегальной онлайн-торговли в проекте стратегии называется идентификация интернет-продавцов с помощью государственных информационных ресурсов. Еще один механизм защиты сертификация и лицензирование товаров иностранных продавцов в РФ.
Большой проблемой остается продажа через интернет контрафактной продукции: в зависимости от категории ее доля варьируется от 5 до 30 процентов. Предлагается разработать более эффективные механизмы блокировки интернет-магазинов контрафактной продукции и их зеркал, а также упростить процедуру нотариального оформления доказательств по соответствующим делам.
В то же время предлагается снять ограничения на дистанционные продажи отдельных видов продукции. Сейчас, например, полностью запрещена продажа в интернете алкоголя, лекарственных препаратов и биологически активных добавок (БАД). Также из-за законодательных коллизий имеются проблемы с продажами ювелирных украшений и продуктов питания.
Как регулируется продажа ювелирных изделий через Интернет-магазин?
Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 №612. Дистанционный способ продажи товаров привлекателен для предпринимателей, поскольку он позволяет экономить на арендной плате. Предпосылками развития электронной торговли, телеторговли, торговли с использованием каталогов, телекоммуникационных и иных средств, информирующих о реализуемых товарах, являются: доступ населения к интернету и телевидению; развитая система почтовой и курьерской доставки (в зависимости от вида дистанционной торговли); развитая и надежная, безопасная система электронных платежей.
Между тем, при продаже ювелирных изделий дистанционным способом предпринимателям необходимо обратить внимание на некоторые ограничения, установленные действующим законодательством Российской Федерации.
Какие, например?
Согласно вышеупомянутому правительственному постановлению о Правилах продажи товаров дистанционным способом к таковым относится продажа товаров по договору розничной купли-продажи: он заключается на основании ознакомления покупателя с предложенным описанием товара в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, электросвязи, в том числе интернета, а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
Порядок обращения ювелирных изделий в России регулируется Федеральным законом 1998 года «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (закон №41-ФЗ). Положения этого Закона не предусматривают лицензирование деятельности по розничной продаже ювелирных изделий в интернете. Однако этот закон обязывает вставать на специальный учет в Пробирной палате России. Уведомление о постановке на спецучет выдается бессрочно. На основании вышеизложенного драгоценные металлы и драгоценные камни можно отнести к объектам гражданских прав, ограниченным в обороте, поскольку на них распространен разрешительный порядок ведения деятельности по их реализации. Порядок ведения спецучета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, установлен постановлением Правительства РФ от 01.10.2015 №1052.
И сейчас на этом спецучете состоит более 1000 субъектов, занимающихся Интернет-торговлей ювелирными изделиями?
Да, и несмотря на сложные экономические условия, по данным Росстата, эта сфера демонстрирует положительную динамику и имеет значительные перспективы развития.
Используется ли опыт ювелирной интернет-торговли за рубежом?
Разумное использование зарубежного опыта организации Интернет-торговли ювелирными изделиями не только помогает избежать наиболее распространенных ошибок, но и позволит вывести отечественную торговлю ювелирными изделиями на новый уровень; он может способствовать более широкому охвату круга клиентов, в том числе зарубежных, а также росту популярности российских ювелирных изделий.
Насколько эффективно создание Общественного экспертного совета, насколько полезны его рекомендации?
По итогам прошедшего круглого стола, посвященного данной тематике, необходимо отметить: в конце прошлого года Общественный экспертный совет рекомендовал внести изменения в указ Президента РФ от 22 февраля 1992 г. № 179 с целью исключения ювелирных изделий из Перечня видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена. Специалисты «Пробирной палаты России» принимали участие в обсуждении указанных изменений, сейчас согласование этого проекта продолжается, но, как нам известно, принципиальное согласие всех министерств и ведомств уже получено. Ожидается, что эти изменения будут приняты и вступят в силу в следующем году.
Далее, Совет предложил обратиться в Росфинмониторинг с целью подготовки информационного письма, посвященного Интернет-торговле ювелирными изделиями. Но, по нашему мнению, это целесообразно только после принятия вышеупомянутых изменений и их вступления в силу в окончательной редакции.
Мы также провели заседание по вопросу возможности доставки потребителю ювелирных изделий, проданных через интернет, посредством почтовых отправлений, с участием представителей Минкомсвязи России и ФГУП «Почта России». На этом заседании также обсуждалась возможность внесения изменений в Федеральный закон от 17 июля 1999 г. «О почтовой связи». Ведь возможность доставки заказанных покупателем товаров не только с помощью специализированных компаний, но и по почте позволит не только охватить существенно больший круг покупателей и осуществлять доставку по всей территории страны, но и положительно скажется на стоимости доставки товара. Многие компании, осуществляющие операции с ювелирными изделиями, поддержали внесение изменений в законодательство, направленных на разрешение доставки ювелирных изделий, в том числе «Почтой России».
То есть, Пробирная палата России считает развитие ювелирной Интернет-торговли перспективным и безопасным?
Интернет-торговля ювелирными изделиями должна происходить в рамках действующих нормативных правовых актов. В частности, она не должна использоваться в целях отмывания преступных доходов и финансирования терроризма. Должны соблюдаться требования по идентификации клиента при превышении порогового значения, требования защиты прав потребителя и добросовестной конкуренции, требования законодательства о торговле, в частности – об использовании контрольно-кассовой техники, и другие, не менее важные условия.
Вместе с тем, мы уверены, что в результате совместных усилий добросовестных предпринимателей и государства рынок интернет-торговли ювелирными изделиями у нас продолжит свое поступательное развитие, не уйдет в тень и не будет использоваться в противозаконных целях.