Владимир Збойков
Как житель сталинской пятиэтажки на «сладкой» земле, избежавшей разрушения от программы реновации, я понял, что объединившись, даже в нашей стране, свои интересы отстоять можно. Вот только объединиться нужно, как это случилось в упомянутом случае… Хватило у людей и разума, и мотивации, и решимости сопротивляться.
Жизнь – это, ведь, постоянно борьба. Правительству нужны деньги, это понятно. Ювелирному бизнесу нужно уж если не снижение, то, как минимум, не повышение фискальных и административных нагрузок на бизнес. Казалось бы, объединившись в отраслевое общественное объединение, ювелиры как раз и получают тот инструмент, который в состоянии обеспечить противодействие планам «дальнейшего выжимания последних капелек из киски»…
Но что важно: отраслевое общественное объединение – это не табличка на стене здания. И даже не мероприятие под названием «общее собрание членов». Отраслевое общественное объединение – это, прежде всего, коллектив сотрудников аппарата, обеспечивающих функционирование объединения, от созыва всяких совещаний и рабочих групп, до рутинной экспертной работы по анализу текущих инициатив и подготовки многочисленных писем как реакции на эти инициативы.
В упомянутом выше реновационном противостоянии москвичей и власти присутствовала организационная группа, своего рода «аппарат протеста». Кто-то ведь должен был людей организовывать на протестные митинги, готовить судебные иски и т.д. Но понятно, что основную роль сыграли сами жители направленных на снос домов. Терять людям было нечего – за свою собственность боролись.
А что ювелиры, готов каждый из них за свои интересы постоять перед властью? Да нет, конечно… Каждый ювелир понимает, что, во-первых, «тому, кто высунулся, могут персонально и по шапке образцово надавать, чтобы неповадно было». А, во-вторых, власть с самого верха уже определила правила игры: разговор ведет только с представителями федеральных профессиональных сообществ и четырьмя федеральными структурами (РСПП, «Деловой Россией», ОПОРОЙ и ТПП РФ).
Но и это не все. В дружественных странах Евразийского экономического союза срочно создали отраслевые общественные организации ювелиров, от имени ЕАЭС, которые лоббируют интересы наших коллег по союзу. Что само по себе, может, и неплохо, для тех случаев, когда интересы российских ювелиров и ювелиров других стран ЕАЭС совпадают, однако некоторые их идеи способны радикально снизить конкурентоспособность российской ювелирной промышленности.
Иными словами, без российской федеральной отраслевой общественной организации, такой, как Ассоциация «Гильдия ювелиров России», в защите интересов российского ювелирного бизнеса никак не обойтись. И вот тут происходит самое невероятное: вместо того, чтобы проявить инстинкт самосохранения, наш ювелирный бизнес проявляет феерическую скупость, не желая хотя бы по самому минимуму профинансировать свою собственную отраслевую организацию. Т.е. попросту обеспечить ее функционирование. А теперь вопрос встал и еще жестче – обеспечить само продолжение существования Гильдии.
Отчасти, причина равнодушия к судьбе общественного отраслевого объединения в том, что внутри ювелирного сообщества присутствуют разные модели ведения бизнеса, и благоприятствование ведению бизнеса по одной модели иногда усложняет бизнес, ведущийся по другой модели. Да, не всегда удается найти всех устраивающий компромисс.
Есть и другая причина – кажущаяся некоторым участникам рынка неэффективность усилий Гильдии. Но вот с этим не соглашусь. Можно было бы привести длинный список того, что именно удалось сделать и что отстоять. Не в этой статье – она о другом.
Но есть и третья причина. Банальная скупость, человеческая жадность. И – стремление многих «проехаться за чужой счет». Т.е. «на халяву».
Но не получится, похоже, больше «проехаться» - неплательщики членских взносов убивают ту форму отраслевого общественного объединения, которая была все последние годы. Аппарату Гильдии стало не на что существовать. Вопрос встал так: или самоликвидироваться, или…
Или попробовать устранить одну из ключевых претензий к объединению, и, тем самым, стать привлекательнее для определенной, наиболее озабоченной своим бизнесом категории членов. Речь идет об упомянутом выше постоянном поиске в Гильдии компромиссных решений между интересами малого и среднего (крупного) российского ювелирного бизнеса.
Ведь это логично: если малый ювелирный бизнес не готов бороться за свое существование и вносить хоть какой-то посильный вклад в существование объединения, значит, малый ювелирный бизнес у нас просто не жизнеспособен. Ну, не дорос, и уже, наверное, никогда не дорастет до своего осознания как части общественной жизни. Зачем тогда объединению защищать его, малого, интересы, если ему самому все равно, что с ним, малым, будет?
Обсуждать, как объединяются представители малого ювелирного бизнеса в юго-восточных странах, не тема этой статьи. Но они объединены, они понимают такую необходимость. У вот у нас – не понимают.
Что ж… «Баба с возу – кобыле легче». Без решения проблем малого ювелирного бизнеса ювелирному бизнесу средне-крупному будет проще находить консолидированные решения. А с этим станет проще и отстаивать их в ветвях власти. Ведь не секрет, что нередко к ювелирам предъявляют претензию: «ребята, а у вас же самих разные мнения…». В случае «новой жизни» разных мнений в Гильдии станет заметно меньше.
Правда, все вышеперечисленное станет возможно лишь в том случае, если средне-крупный ювелирный бизнес захочет чуть-чуть побольше раскошелиться ради консолидации своих интересов и обеспечения бесперебойного финансирования аппарата Гильдии.
И еще об одном отраслевом заблуждении: задачи будем решать по мере их возникновения, не предпринимая усилий для их блокировки на стадии формирования. Приходит в голову на этот счет страшная ассоциация. На краю глубокого оврага недалеко от моего дома стоит дерево, к мощной ветке которого местные мужики привязали веревку с палкой на конце, организовав тарзанку. Видя, как малышня держась ногами за палку, вниз головой летает над оврагом, я попытался пару недель назад отца одного из детей убедить не рисковать, обрезать веревку – отломается же ветка когда-нибудь. Послал идти своей дорогой. А сегодня смотрю – сломалась-таки ветка, валяется внизу оврага. А на ней… лежит венок.
Каждый понимает, пожар легче предупредить, чем потушить. Беду лучше постараться избежать, чем оплакивать ее последствия. Понимает, но… Где национальное «авось» срабатывает, где «моя хата с краю», где «еще не вечер». И так далее. Вот так и живем, а точнее - доживаем.
Да, ювелирный ландшафт России при реформировании акцентов деятельности отраслевых общественных структур со временем может измениться в пользу явного укрупнения и сокращения числа игроков. А многие из ныне ювелиров-предпринимателей превратятся в ювелиров, работающих по найму. Но это будет все же сохранение интересов российского ювелирного бизнеса.
В конечном итоге, что лучше (или хуже) – никакого ювелирного производства в России, или только средне-крупное ювелирное производство?
[ Ювелирные Известия ]
Горячее обращение к жителям стран российских ювелиров - к Армении и Азербайджану...
Горячий ответ на обращение: Не Гильдию защищает автор статьи, а собственное финансирование. Говорят же: "Хорошего врача пациенты прокормят". Коль не кормят: значит врач не лечит, а калечит...