Пинигина Елена Евгеньевна, эксперт по финансовому мониторингу и ПОД/ФТ
Банк России представил поднадзорным субъектам методические рекомендации от 27 июня №13-МР, в которых разъясняется об исполнении требований в отношении выявления и обслуживания иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций и российских публичных должных лиц.
Второй документ, который распространил Банк России среди поднадзорных организаций, так же является методическими рекомендациями от 27 июня 2017 г. №12-МР об идентификации бенефициарных владельцев клиентов – юридических лиц.
По первому документу, напомним, что обязанность принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации, установлена ст. 7.3. Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
В целях повышения эффективности мер по выявлению публичных должностных лиц (далее - ПДЛ), Банк России обращает внимание НФО на необходимость реализации комплекса обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер, направленных на выявление среди клиентов – физических лиц, принимаемых на обслуживание, лиц, указанных в ст. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - закон №115-ФЗ).Ознакомиться с полным текстом документа
Необходимо обратить внимание на перечень мероприятий, которые рекомендуется выполнять в целях исполнения обязанности по выявлению ПДЛ, на источники информации для реализации мер, а также порядок фиксирования информации о принятых мерах.
Мы не будем пересказывать содержание документа Банка России, а дадим практические советы к исполнению рекомендаций ЦБ. Мы всегда рекомендовали должностным лицам субъектов закона №115-ФЗ фиксировать в анкете клиента информацию о принятых мерах к выявлению ПДЛ т.е. указывать в анкете клиента или в виде отдельного документа, как приложение к анкете клиента (формирование досье клиента) следующую информацию:
какие меры приняты для выявления ПДЛ (устный опрос клиента, анкетирование, изучение источников информации);
какие именно источники информации использовались для выявления ПДЛ;
результат принятых мер;
иная информация, например, является/не является клиент близким родственником (супругом) публичного должностного лица.
На всех наших учебных мероприятиях мы обращаем внимание слушателей на способы выявления ПДЛ. Одним из таких способов (принятием мер) является анкетирование клиента. Мы рекомендуем включать вопрос клиенту в анкету-заявку на представление займа, залоговый билет и др. документы, используемые НФО для работы с клиентами. Например, это может выглядеть так:
являетесь ли Вы?
- российским публичным должностным лицом, то есть лицом, занимающим государственные должности РФ, должности членов совета директоров ЦБ РФ, должности на федеральной государственной службе, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ, должности в ЦБ РФ, государственных корпорациях и иных организациях, созданных на основании федеральных законов
- международным публичным должностным лицом, то есть должностным лицом публичной международной организации, которому доверены или были доверены ею важные функции
- иностранным публичным должностным лицом, то есть публичным должностным лицом иностранного государства.
В случае если отмечен хотя бы один из перечисленных вариантов, необходимо заполнить Анкету публичного должностного лица.
- Я являюсь родственником лица, принадлежащего к одной из перечисленных категорий
К какой именно категории относится Ваш родственник?: (указать)
Степень родства между вами: (указать).
Ну и конечно указать, что использовались общедоступные источники информации, в том числе рекомендуемые ЦБ РФ.
Важно понимать и о мониторинге законодательства в целях ПОД/ФТ. Как видно и в рекомендациях ЦБ, регулятор делает акцент на то, что, законодательство о финансовом мониторинге не ограничивается законом №115-ФЗ и нормативным актами Банка России, и субъектам закона №115-ФЗ необходимо самостоятельно осуществлять мониторинг законодательства, относящегося к ПДЛ.
Методические рекомендации №12-МР об идентификации бенефициарных владельцев клиентов – юридических лиц, указывают на формальный подход некоторых НФО к установлению и идентификации бенефициарных владельцев клиентов – юридических лиц. Регулятор обращает внимание НФО на недопустимость такого подхода, когда без должных и необходимых мер, направленных на выявление бенефициара, НФО признает таковым руководителя юридического лица т.е. единоличный исполнительный орган юридического лица. На практике такой подход является очень распространенным среди НФО.Ознакомиться с рекомендациями
Напомним, что 21 декабря 2016 года вступила в силу новая статья 6.1. закона №115-ФЗ, которая установила для всех юридических лиц обязанность устанавливать своих бенефициарных владельцев, фиксировать информацию о них. Таким образом, каждое юридическое лицо на сегодняшний день обязано владеть информацией о своих бенефициарных владельцах, а значит, имеет возможность представить такую информацию, в том числе по запросу контрагента.
Как обращает внимание Банк России, при непредставлении клиентом информации о своем бенефициарном владельце, нельзя в «автоматическом» порядке признавать руководителя юридического лица бенефициаром, а необходимо принять достаточные меры к установлению и идентификации бенефициарного владельца.
Банк России рекомендует указывать в анкете (досье) клиента информацию о принятых мерах по установлению бенефициарного владельца клиента. Таким мерами могут быть, например:
изучение учредительных документов юридического лица;
изучение выписки из ЕГРЮЛ;
изучение информации и документов, представленных самим клиентом по вашему запросу;
анкетирование клиента и др.
Мы рекомендуем в обязательном порядке направлять клиенту письменный запрос о представлении информации о своих бенефициарах. В запросе необходимо указать срок для представления информации и способ ее представления. Например, приложить специальную анкету для заполнения ее клиентом. В запросе целесообразно указать на обязанность клиента предоставлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию, необходимую для исполнения указанными организациями требований Федерального закона №115-ФЗ, включая информацию о своих выгодоприобретателях, учредителях (участниках) и бенефициарных владельцах, согласно п. 14 ст. 7 Закона 115-ФЗ.
Внимание требует и такая рекомендация, как указывать в анкете (досье) клиента информацию, представленную самим клиентом, и выявленную самостоятельно т.к. на практике, при применении всех возможных «инструментов» выявления бенефициарных владельцев, бенефициарным владельцем по вашему мнению может оказаться не то лицо, информацию о котором представил клиент.
Мы настоятельно рекомендуем должностным лицам НФО ознакомить с методическими рекомендациями сотрудников НФО, в обязанности которых входит идентификация клиента.
[ Ювелирные Известия ]