Мы впереди планеты всей!

Раздел: Рынки
07 июня 2017 г.

Ас­со­ци­а­ция «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии» не­од­но­крат­но встре­ча­лась с пред­ста­ви­те­ля­ми Рос­фин­мо­ни­то­рин­га по во­про­су це­ле­со­об­раз­но­сти столь жeст­ких мер ре­гу­ли­ро­ва­ния и кон­тро­ля, ко­то­рые за­кре­п­ле­ны за­ко­но­да­тель­ством в об­ла­сти про­ти­во­дей­ствия от­мы­ва­нию до­хо­дов по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным путeм (ФЗ № 115). Все на­ши до­во­ды об из­бы­точ­но­сти та­ко­го ре­гу­ли­ро­ва­ния раз­би­ва­лись о «же­лез­ный» ар­гу­мент — дан­ные тре­бо­ва­ния обу­с­ло­в­ле­ны не­об­хо­ди­мо­стью вы­пол­не­ния ме­ж­ду­на­род­ных со­гла­ше­ний, под­пи­сан­ных Рос­си­ей! И все эти тре­бо­ва­ния со­о­т­вет­ству­ют ре­ко­мен­да­ци­ям FATF!

Мы за­да­лись во­про­сом — так ли это на са­мом де­ле? Признай­тесь, кол­ле­ги, кто из вас чи­тал, а тем бо­лее до­с­ко­наль­но изу­чал ре­ко­мен­да­ции FATF? За по­мо­щью мы об­ра­ти­лись к чле­ну Пре­зи­ди­у­ма НП «ОПОРА» Илье Бы­р­ди­ну. Мы по­про­си­ли его про­ве­сти ана­лиз со­о­т­вет­ствия ре­ко­мен­да­ций FATF и тре­бо­ва­ний рос­сий­ско­го ФЗ № 115. Пе­ред тем, как при­ве­сти за­клю­че­ние Ильи Бы­р­ди­на, хо­чу об­ра­тить ва­ше вни­ма­ние на две ве­щи: во-­пе­р­вых план­ка тре­бо­ва­ний по про­ти­во­дей­ствию ле­га­ли­за­ции до­хо­дов по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным путeм для рос­сий­ских юве­ли­ров в ФЗ 115 уста­но­в­ле­на зна­чи­тель­но вы­ше, чем ре­ко­мен­ду­ет FATF; во-в­то­рых эти тре­бо­ва­ния су­ще­ствен­но же­ст­че, не­же­ли у со­се­дей по на­ше­му об­ще­му ры­н­ку (ЕврАзЭС). В ре­зуль­та­те оче­вид­но, что и здесь мы «в­пе­ре­ди пла­не­ты всей».

Ге­не­раль­ный ди­рек­тор

Ас­со­ци­а­ции «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии»
Э. Ут­кин

Бы­р­дин И.Ю.

«Де­ло­вая Рос­сия»

22.05.2017

Юве­ли­р­ная от­расль­

«Пред­ло­же­ния по ФАТФ и фи­нан­со­во­му мо­ни­то­рин­гу в юве­ли­р­ной от­рас­ли»

1. Юве­ли­р­ные из­де­лия как объ­ект по­треб­ле­ния.

Ку­п­ля-­про­да­жа юве­ли­р­ных из­де­лий ре­гу­ли­ру­ет­ся ФЗ-115 (О про­ти­во­дей­ствии ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма). В ос­но­ве за­ко­на ис­поль­зо­ва­ны Ре­ко­мен­да­ции ФАТФ.

На се­го­д­ня мно­же­ство фа­к­то­ров не поз­во­ля­ют от­но­сить юве­ли­р­ные из­де­лия к ин­стру­мен­ту для ле­га­ли­за­ции до­хо­дов: низ­кая ли­к­вид­но­сть, и как след­ствие низ­кая це­на при пе­ре­про­да­же; от­но­ше­ние по­тре­би­те­лей к юве­ли­р­ным из­де­ли­ям как к ху­до­же­ствен­ным укра­ше­ни­ям, а не как к сред­ству на­ко­п­ле­ния и сбе­ре­же­ния.

С та­ким же успе­хом мо­ж­но «ле­га­ли­зо­вать» сред­ства че­рез лю­бые дру­гие то­ва­ры – на­при­мер, че­рез ме­бель, те­ле­фо­ны и оде­ж­ду. Но это бу­дет не­вы­год­но и убы­точ­но, как и с юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми.

В со­вет­ский пе­ри­од, ко­г­да от­сут­ство­вал част­ный биз­нес, а мо­но­по­лия на ва­лю­ту, дра­го­цен­ные ме­тал­лы и ка­м­ни бы­ла го­су­дар­ствен­ной, на­се­ле­ние мо­г­ло «ин­ве­сти­ро­вать» толь­ко в юве­ли­р­ные укра­ше­ния.

На се­го­д­ня про­да­жа юве­ли­р­ных из­де­лий про­ис­хо­дит на ры­ноч­ных усло­ви­ях. Из­ме­ни­лась пси­хо­ло­гия по­ку­па­те­ля, укра­ше­ния ста­ли объ­ек­том по­треб­ле­ния, а не на­ко­п­ле­ния сред­ств.

2.Риск-о­ри­ен­ти­ро­ван­ный под­ход и ФАТФ
В ос­но­ве ФЗ-115 ле­жат Ре­ко­мен­да­ции ФАТФ (Ме­ж­ду­на­род­ные стан­дар­ты по про­ти­во­дей­ствию от­мы­ва­нию де­нег, фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма и фи­нан­си­ро­ва­нию рас­про­стра­не­ния ору­жия мас­со­во­го уни­что­же­ния).
Ес­ли де­таль­но срав­нить ФЗ-115 и Ре­ко­мен­да­ции ФАТФ в от­но­ше­нии юве­ли­р­ной от­рас­ли, то мо­ж­но уви­деть бо­лее вы­со­кий уро­вень кон­тро­ля в ФЗ-115.

ФЗ-115 Ре­ко­мен­да­ции ФАТФ
Ст.7 п.1.4-2. При по­ку­п­ке фи­зи­че­ским ли­цом юве­ли­р­ных из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней на су­м­му, ­не пре­вы­ша­ю­щую 40 000 руб­лей, ли­бо су­м­му в ино­стран­ной ва­лю­те, эк­ви­ва­лен­т­ную 40 000 руб­лей, а та­к­же при ис­поль­зо­ва­нии пе­р­со­ни­фи­ци­ро­ван­но­го элек­трон­но­го сред­ства пла­те­жа для со­вер­ше­ния по­ку­п­ки фи­зи­че­ским ли­цом юве­ли­р­ных из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней в роз­ни­цу на су­м­му, ­не пре­вы­ша­ю­щую 100 000 руб­лей, ли­бо су­м­му в ино­стран­ной ва­лю­те, эк­ви­ва­лен­т­ную 100 000 руб­лей, иден­ти­фи­ка­ция кли­ен­та - фи­зи­че­ско­го ли­ца, пред­ста­ви­те­ля кли­ен­та, вы­го­до­при­об­ре­та­те­ля и бе­не­фи­ци­ар­но­го вла­дель­ца не про­во­ди­т­ся ….

40 тыс. руб. при на­ли­ч­ном пла­те­же
100 тыс. руб. при опла­те бан­ко­в­ской кар­той
В п.22 и п.23 «Ре­ко­мен­да­ций ФАТФ» уста­нав­ли­ва­ют­ся тре­бо­ва­ния в от­но­ше­нии на­д­ле­жа­щей про­вер­ки кли­ен­тов и хра­не­ния за­пи­сей в от­но­ше­нии ди­ле­ров по дра­го­цен­ным ме­тал­лам и ди­ле­ров по дра­го­цен­ным ка­м­ням толь­ко ко­г­да они осу­ще­ств­ля­ют лю­бую опе­ра­цию с на­ли­ч­ны­ми сред­ства­ми с кли­ен­том на су­м­му, рав­ную или пре­вы­ша­ю­щую при­ме­ни­мое уста­но­в­лен­ное по­ро­го­вое зна­че­ние.

В по­яс­ни­тель­ной за­пис­ке к ре­ко­мен­да­ци­ям 22 и 23 для ди­ле­ров по ДМ и ДК уста­но­в­лен­ное по­ро­го­вое зна­че­ние для сде­лок с на­ли­ч­ны­ми день­га­ми рав­но 15 000 дол­ла­ров США/ев­ро.

Толь­ко на­ли­ч­ные от 15 000 дол­ла­ров США/ев­ро.


Со­глас­но п.10 тре­бо­ва­ния ФАТФ рас­про­стра­ня­ют­ся на тор­го­в­цев ДМ и ДГ при их уча­стии в опе­ра­ци­ях с кли­ен­та­ми с ис­поль­зо­ва­ни­ем на­ли­ч­ных де­нег на су­м­му, рав­ную или пре­вы­ша­ю­щую 15 000 дол­ла­ров США/ев­ро.
Од­на­ко, да­же при пре­вы­ше­нии по­ро­го­во­го зна­че­ния на­ли­ч­ных де­нег, ис­поль­зу­ет­ся под­ход ос­но­ван­ный на оцен­ке ри­с­ка (ри­ск-о­ри­ен­ти­ро­ван­ный).


Это от­ра­же­но в п.110 «Ру­ко­вод­ства ФАТФ по ДМ и ДК»:

В це­лом, роз­ни­ч­ный по­ку­па­тель дра­го­цен­ных ме­тал­лов или дра­го­цен­ны­х
ка­м­ней ­не пре­сле­ду­ет ко­м­мер­че­ских це­лей при при­об­ре­те­нии юве­ли­р­но­го укра­ше­ния, дра­го­цен­но­го ка­м­ня или дра­го­цен­но­го ме­тал­ла. В ос­но­ве та­ко­го при­об­ре­те­ния, ско­рее все­го, ле­жат ли­ч­ные и эмо­ци­о­наль­ные мо­ти­вы, ко­то­рые не мо­гут быть учте­ны при оцен­ке ри­с­ка ПОД/ФТ. Тем не ме­нее, по­вы­шен­ный риск мо­ж­но усмо­т­реть в опре­де­лен­ных ме­то­дах, ис­поль­зу­е­мых роз­ни­ч­ным кли­ен­том, для осу­ще­ств­ле­ния опе­ра­ции:

• Ис­поль­зо­ва­ние на­ли­ч­ных де­нег. Од­на­ко сле­ду­ет учи­ты­вать, что ­при
­при­об­ре­те­нии юве­ли­р­ных укра­ше­ний мно­гие лю­ди стре­мят­ся к ано­ни­м­но­сти или, по край­ней ме­ре, к от­сут­ствию до­ку­мен­таль­но­го офор­м­ле­ния по­ку­п­ки ис­клю­чи­тель­но из ли­ч­ных со­об­ра­же­ний, не име­ю­щих ни­ка­ко­го от­но­ше­ния к от­мы­ва­нию де­нег или фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма.

• Опла­та или до­став­ка тре­тьим ли­цам.Од­на­ко не ка­ж­дая опла­та, осу­ще­ств­лен­ная тре­тьим ли­цом, ука­зы­ва­ет на ОД/ФТ. На пра­к­ти­ке ча­сто бы­ва­ет так, что жен­щи­на вы­би­ра­ет юве­ли­р­ное укра­ше­ние, а му­ж­чи­на за­тем опла­чи­ва­ет и до­став­ля­ет его жен­щи­не.

3.Ко­го от­но­сить к ди­ле­рам и от­но­сят­ся ли к дан­ным опе­ра­ци­ям юве­ли­р­ные укра­ше­ния

Ес­ли ис­хо­дить из пра­к­ти­ки на се­год­ня, то мно­же­ство фа­к­то­ров не поз­во­ля­ют от­но­сить юве­ли­р­ные из­де­лия к ин­стру­мен­ту для ле­га­ли­за­ции до­хо­дов: низ­кая ли­к­вид­но­сть, и как след­ствие низ­кая це­на при пе­ре­про­да­же; от­но­ше­ние по­тре­би­те­лей к юве­ли­р­ным из­де­ли­ям как к ху­до­же­ствен­ным укра­ше­ни­ям, а не как к сред­ству на­ко­п­ле­ния и сбе­ре­же­ния.

С та­ким же успе­хом мо­ж­но «ле­га­ли­зо­вать» сред­ства че­рез лю­бые дру­гие то­ва­ры – на­при­мер, че­рез ме­бель, те­ле­фо­ны и оде­ж­ду. Но это бу­дет не­вы­год­но и убы­точ­но, как и с юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми.

Тем не ме­нее, ФАТФ в 2008 го­ду бы­ло из­да­но «Ру­ко­вод­ство по при­ме­не­нию под­хо­да, ос­но­ван­но­го на оцен­ке риска, для тор­го­в­цев дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и ка­м­ня­ми».
В це­лом субъ­ек­ты юве­ли­р­ной от­рас­ли по ФЗ-115 и «Ру­ко­вод­ства ФАТФ по ДМ и ДК» со­в­па­да­ют.

ФЗ-115 «Ру­ко­вод­ства ФАТФ по ДМ и ДК»
Ст.5 ор­га­ни­за­ции, осу­ще­ств­ля­ю­щие ску­п­ку, ку­п­лю-­про­да­жу дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней, юве­ли­р­ных из­де­лий из них и ло­ма та­ких из­де­лий, ….
… Пра­ва и обя­за­н­но­сти, воз­ло­жен­ные на­сто­я­щим Фе­де­раль­ным за­ко­ном на ор­га­ни­за­ции, осу­ще­ств­ля­ю­щие опе­ра­ции с де­не­ж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством, рас­про­стра­ня­ют­ся на ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей осу­ще­ств­ля­ю­щих ску­п­ку, ку­п­лю-­про­да­жу дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней, юве­ли­р­ных из­де­лий из них и ло­ма та­ких из­де­лий, и ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей, ….
В п.9 для це­лей «Ру­ко­вод­ства ФАТФ по ДМ и ДК» тер­мин «Тор­го­вец» охва­ты­ва­ет ши­ро­кий круг лиц, за­ни­ма­ю­щих­ся этой де­я­тель­но­стью, вклю­чая:
· кто за­ни­ма­ет­ся до­бы­чей дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней; про­ме­жу­точ­ных по­ку­па­те­лей и по­сред­ни­ко­в;
· гра­ниль­щи­ков и по­ли­ро­в­щи­ков дра­го­цен­ных ка­м­ней и аф­фи­на­же­ров дра­го­цен­ных ме­тал­ло­в;
· про­из­во­ди­те­лей юве­ли­р­ных из­де­лий, ис­поль­зу­ю­щих дра­го­цен­ные ме­тал­лы и дра­го­цен­ные ка­м­ни;
· роз­ни­ч­ных про­дав­цо­в;
· а та­к­же по­ку­па­те­лей и про­дав­цов на вто­ри­ч­ном ры­н­ке и ры­н­ке ло­ма.


4.Со­вре­мен­ные ре­а­лии по тор­го­в­ле юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми
В срав­не­нии с дру­ги­ми груп­па­ми то­ва­ров, име­ю­щих ана­ло­ги­ч­ную це­ну на ры­н­ке, но ко­то­рые не име­ют ре­гу­ли­ро­ва­ния по ФЗ-115, про­да­жа юве­ли­р­ных из­де­лий ока­зы­ва­ет­ся в не­рав­ных усло­ви­ях, уще­м­ля­ет­ся кон­ку­рен­ция.

Есть та­к­же не­сколь­ко юри­ди­че­ских ню­ан­сов:

  • Со­глас­но ФЗ-115 по­ку­па­те­ли юве­ли­р­ных из­де­лий в роз­ни­ч­ных ма­га­зи­нах, дол­ж­ны быть иден­ти­фи­ци­ро­ва­ны про­дав­цом. Дан­ные по­ло­же­ния про­ти­во­ре­чат ГК РФ, так как юве­ли­р­ные ма­га­зи­ны пре­до­став­ля­ют пуб­ли­ч­ную офер­ту, а по­ку­па­те­лю на­до предъ­яв­лять пас­порт, ко­то­рый он не обя­зан иметь при се­бе.
  • Та­к­же со­глас­но по­ло­же­ни­ям ФЗ-115 про­да­вец не дол­жен рас­кры­вать по­ку­па­те­лю цель иден­ти­фи­ка­ции, тем са­мым вво­дя по­след­не­го в за­б­лу­ж­де­ние по по­во­ду сбо­ра ин­фор­ма­ции на не­го.

Тер­мин "От­мы­ва­ние де­не­г" – это про­во­ди­мые вла­дель­цем де­нег дей­ствия при­зван­ные скрыть ис­тин­ный ис­точ­ник по­сту­п­ле­ния сред­ств, и при­дать им впол­не за­кон­ный ха­ра­к­тер. При этом ис­поль­зу­ют­ся та­кие при­е­мы, как мно­же­ствен­ные пе­ре­сы­л­ки де­нег че­рез до­ве­рен­ные ко­м­па­нии, в хо­де ко­то­рых "те­ря­ет­ся" не толь­ко пе­р­во­ис­точ­ник пла­те­жа, но и ута­и­ва­ют­ся на­ло­ги, ибо за­ча­стую день­ги об­на­ли­чи­ва­ют­ся.

Ес­ли ис­хо­дить из риск-о­ри­ен­ти­ро­ван­но­го под­хо­да, то ле­га­ли­за­ция че­рез про­да­жу юве­ли­р­ных из­де­лий не бу­дет иметь эко­но­ми­че­ско­го смысла. Бо­лее ин­те­рес­ны опе­ра­ции при дви­же­нии на­ли­ч­ных средств из биз­не­са, на­при­мер при ску­п­ке дра­го­цен­ных ме­тал­лов.
Кон­троль при ску­п­ке ме­тал­лов даст хо­ро­ший эф­фект, и поз­во­лит про­ти­во­дей­ство­вать ле­га­ли­за­ции зо­ло­та, а доб­ро­со­ве­ст­ным иг­ро­кам юве­ли­р­но­го биз­не­са уве­ли­чить обо­ро­ты и со­о­т­вет­ствен­но на­ло­го­вые от­чис­ле­ния.

В юве­ли­р­ной роз­ни­це у по­ку­па­те­лей вы­зы­ва­ет воз­му­ще­ние тре­бо­ва­ние у них пас­пор­та, и вви­ду от­сут­ствия та­ко­го тре­бо­ва­ния на дру­гие груп­пы то­ва­ров (на­при­мер, смар­т­фо­ны), по­ку­па­те­ли охо­т­нее при­об­ре­тут их. Уча­стив­ши­е­ся слу­чаи ис­поль­зо­ва­ния пе­р­со­наль­ных дан­ных в не­за­кон­ных це­лях, за­став­ля­ют по­ку­па­те­лей от­ка­зать­ся от пре­до­став­ле­ния пас­пор­та, и при­об­ре­сти или дру­гой то­вар, или укра­ше­ния на се­ром ры­н­ке.

При при­е­ме на об­слу­жи­ва­ние, ор­га­ни­за­ции дол­ж­ны на ре­гу­ляр­ной ос­но­ве про­ве­рять це­ли де­я­тель­но­сти кли­ен­та и его ре­пу­та­цию. Это за­ра­нее не­вы­пол­ни­мые тре­бо­ва­ния, ведь юве­ли­р­ные ко­м­па­нии не об­ла­да­ют воз­мо­ж­но­стя­ми пра­во­о­хра­ни­тель­ных ор­га­нов, и в от­ли­чии от го­су­дар­ства, не мо­гут тра­тить огро­м­ные сред­ства на об­ра­бо­т­ку и за­щи­ту дан­ных.

Юве­ли­р­ные про­из­вод­ства и ма­га­зи­ны, со­глас­но ФЗ-115, дол­ж­ны вы­пол­нять обя­за­н­но­сти кон­тро­ли­ру­ю­щих и пра­во­о­хра­ни­тель­ных ор­га­нов, без фи­нан­си­ро­ва­ния со сто­ро­ны го­су­дар­ства.

А сред­ства по всей юве­ли­р­ной от­рас­ли на мо­ни­то­ринг тра­тят­ся не­ма­лые.

От 500 тр до 1,5 млн руб­лей в год мо­жет об­хо­дить­ся пред­при­я­тию об­слу­жи­ва­ние мо­ни­то­рин­га (за­р­пла­та спе­ци­а­ли­стов, обу­че­ние, обо­ру­до­ва­ние ра­бо­чих ме­ст, рас­ход­ные ма­те­ри­а­лы и т.д.).
По дан­ным «Е­ди­но­го ре­е­ст­ра субъ­ек­тов ма­ло­го и сред­не­го пред­при­ни­ма­тель­ства» (по со­сто­я­нию на 22.05.2017) в Рос­сии 5440 про­из­во­ди­те­лей (ОКВЭД 32.12 - Про­из­вод­ство юве­ли­р­ных из­де­лий и ана­ло­ги­ч­ных из­де­лий, 1805 юр.­ли­ца и 3635 ИП).

5440 * 500тр = 2,720 млрд руб в год (про­из­во­ди­те­ли)
Оп­то­вая тор­го­в­ля в Рос­сии 4704 субъ­ек­та (46.48.2 - Тор­го­в­ля опто­вая юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми,46.72.23 - Тор­го­в­ля опто­вая зо­ло­том и дру­ги­ми дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми, 46.76.4 - Тор­го­в­ля опто­вая дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми)

4704 * 500тр= 2,353 млрд руб в год (опт)
Роз­ни­ч­ная тор­го­в­ля тор­го­в­ля в Рос­сии 8202 субъ­ек­та (47.77.2 - Тор­го­в­ля роз­ни­ч­ная юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми в спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных ма­га­зи­нах)

8202 * 500 тр= 4,101 млрд в год (роз­ни­ца)

Бо­лее 9 млрд руб­лей в год ­ю­ве­ли­р­ная от­расль тра­тит на мо­ни­то­ринг (толь­ко ма­лый и сред­ний биз­нес)

А ре­зуль­тат? По­ку­па­те­ли ухо­дят в се­рый ры­нок, где во­об­ще нет ни уче­та, ни на­ло­гов.

Боль­шин­ство роз­ни­ч­ных юве­ли­р­ных ма­га­зи­нов яв­ля­ют­ся субъ­ек­та­ми ма­ло­го пред­при­ни­ма­тель­ства. Затра­ты на ве­де­ние иден­ти­фи­ка­ции по­ку­па­те­лей, хра­не­ния и об­ра­бо­т­ки дан­ных, ад­ми­ни­стри­ро­ва­ние тре­бо­ва­ний РосФинМо­ни­то­рин­га ­ло­жат­ся тя­ж­ким бре­ме­нем на пред­при­ни­ма­те­лей.

Пер­вы­ми, кто име­ет де­ло с кли­ен­та­ми и по­ку­па­те­ля­ми – это про­дав­цы и ме­не­д­же­ры. И по­лу­ча­ет­ся, имен­но они дол­ж­ны опре­де­лить ри­с­ки кли­ен­та. Мы не мо­жем по­ста­вить экс­пе­р­та по мо­ни­то­рин­гу на ме­сто ка­ж­до­го про­дав­ца и ме­не­д­же­ра, все-та­ки ос­но­в­ная за­да­ча про­дав­ца – про­да­жа укра­ше­ний. А штра­фы за оши­б­ки при мо­ни­то­рин­ге мо­гут до­сти­гать од­но­го ми­л­ли­о­на руб­лей.

5.Пред­ло­же­ния по ФинМо­ни­то­рин­гу и ФАТФ

На се­го­д­ня есть дан­ные, что бо­лее 70% участ­ни­ков юве­ли­р­ной от­рас­ли не ве­дут фин­мо­ни­то­ринг. В ос­но­в­ном это свя­за­н­но с тех­ни­че­ской сло­ж­но­стью ис­пол­не­ния тре­бо­ва­ний ФЗ-115.

Ес­ли сде­лать кон­троль ФЗ-115 в со­о­т­вет­ствии с усло­ви­я­ми ФАТФ, мы по­лу­чим бо­лее про­стые тре­бо­ва­ния по мо­ни­то­рин­гу, и со­о­т­вет­ствен­но ­бо­лее вы­со­кий про­цент вы­пол­не­ния юве­ли­р­ным биз­не­сом тре­бо­ва­ний ФЗ-115:

  • Мо­ни­то­ринг при про­да­же юве­ли­р­ных из­де­лий толь­ко ­за на­ли­ч­ные бо­лее 15 000 дол­ла­ров США/ев­ро ( 1 ми­л­ли­он руб­лей), как в ре­ко­мен­да­ци­ях ФАТФ (и с уче­том риск-о­ри­ен­ти­ро­ван­но­го под­хо­да).
  • При про­да­же, ес­ли рас­чет идет на­ли­ч­ны­ми от 1 ми­л­ли­о­на руб­лей ну­ж­но учи­ты­вать под­ход, ос­но­ван­ный на оцен­ке ри­с­ка на пра­к­ти­ке, а не по­го­ло­в­но по­до­зре­вать всех.
Та­к­же мо­ж­но пред­ло­жить усо­вер­шен­ство­вать и са­ми тре­бо­ва­ния ФАТФ. «Ру­ко­вод­ства ФАТФ по ДМ и ДК» вы­пу­ще­ны в 2008 го­ду, с то­го вре­ме­ни по­яви­лось мно­же­ство аль­тер­на­тив укра­ше­ни­ям, из­ме­ни­лась са­ма пси­хо­ло­гия по­ку­па­те­ля, укра­ше­ния ста­ли объ­ек­том по­треб­ле­ния, а не на­ко­п­ле­ния сред­ств.
Пред­ло­жить ФАТФ ис­клю­чить роз­ни­ч­ную про­да­жу юве­ли­р­ных из­де­лий из объ­ек­та мо­ни­то­рин­га. В срав­не­нии с дру­ги­ми груп­па­ми то­ва­ров, име­ю­щих ана­ло­ги­ч­ную це­ну на ры­н­ке, но ко­то­рые не име­ют ре­гу­ли­ро­ва­ния по ФАТФ, про­да­жа юве­ли­р­ных из­де­лий ока­зы­ва­ет­ся в не­рав­ных усло­ви­ях, уще­м­ля­ет­ся кон­ку­рен­ция.

Тре­бо­ва­ния в сфе­ре про­ти­во­дей­ствия от­мы­ва­нию не­за­кон­но по­лу­чен­ных средств в ЕАЭС

Го­су­дар­ство/­на­ло­г Приз­на­ние юве­ли­р­ных из­де­лий субъ­ек­том за­ко­но­да­тель­ства в сфе­ре про­ти­во­дей­стви­я… Кон­троль за без­на­ли­ч­ным обо­ро­том ДМДК и юве­ли­р­ных из­де­лий­ По­рог на­ча­ла иден­ти­фи­ка­ции кли­ен­та при на­ли­ч­ном обо­ро­те ДМДК и юве­ли­р­ных из­де­лий, US$ По­рог на­ча­ла иден­ти­фи­ка­ции кли­ен­та при без­на­ли­ч­ном обо­ро­те, US$
Рос­сия Да Да ок. 700 ок. 1.750
Бе­ло­рус­си­я Нет Нет ок. 11.200 Нет**
Ка­за­х­стан Да Да ок. 9.600 ок. 9.600*
Ар­ме­ни­я Нет Нет ок. 7.500 Нет
Ки­р­ги­зи­я Да** Нет ок. 700 ** Нет
Тре­бо­ва­ния ФАТФ Да ** Нет 15.000 ** Нет
* воз­мо­ж­но, при без­на­ли­ч­ном обо­ро­те по­рог иден­ти­фи­ка­ции кли­ен­та вдвое вы­ше ($19.200), во­прос тре­бу­ет юри­ди­че­ско­го уточ­не­ни­я
** обя­за­тель­ное при­ме­не­ние риск-о­ри­ен­ти­ро­ван­но­го под­хо­да

[ gjr.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->