Что объединяет Карла Фаберже и Алексея Денисова-Уральского?

Раздел: Выставки
09 июня 2017 г.

Боль­шин­ство юби­ля­ров пред­по­чи­та­ет по­лу­чать по­дар­ки, и толь­ко са­мые со­з­на­тель­ные да­рят по­дар­ки дру­гим. Имен­но так по­сту­пи­ли со­труд­ни­ки ека­те­рин­бур­г­ско­го Му­зея ис­то­рии ка­м­не­рез­но­го и юве­ли­р­но­го ис­кус­ства, ко­то­рый от­ме­ча­ет чет­верть­ве­ко­вой юби­лей, – сде­ла­ли уни­каль­ный по­да­рок всем жи­те­лям и го­стям Сред­не­го Ура­ла. Се­год­ня здесь от­кры­лась вы­став­ка «Карл Фа­бер­же и Алек­сей Де­ни­сов-Ураль­ский».

В­про­чем, и без по­дар­ков юби­ля­рам не обо­ш­лось. Вре­мен­но ис­пол­ня­ю­щий обя­за­н­но­сти гу­бер­на­то­ра Свер­д­ло­в­ской об­ла­сти Ев­ге­ний Куй­ва­шев и пред­се­да­тель ре­ги­о­наль­но­го За­ко­но­да­тель­но­го со­бра­ния Люд­ми­ла Ба­бу­ш­ки­на на­гра­ди­ли со­труд­ни­ков Му­зея ис­то­рии ка­м­не­рез­но­го и юве­ли­р­но­го ис­кус­ства бла­го­дар­ствен­ны­ми пись­ма­ми и почeт­ны­ми гра­мо­та­ми.

Жен­ский взгляд на пре­крас­ное осо­бен­но взыс­ка­те­лен (ге­не­раль­ный ди­рек­тор му­зеев Мос­ко­в­ско­го Кре­м­ля Еле­на Га­га­ри­на, ми­нистр куль­ту­ры Свер­д­ло­в­ской об­ла­сти Свет­пла­на Учай­ки­на и пред­се­да­тель За­ко­но­да­тель­но­го Со­бра­ния Свер­д­ло­в­ской об­ла­сти Люд­ми­ла Ба­бу­ш­ки­на). Фо­то: Па­вел Во­ро­ж­цо­в

Пер­вый из ге­ро­ев вы­став­ки – все­ми­р­но из­ве­ст­ный рос­сий­ский юве­лир и ор­га­ни­за­тор юве­ли­р­но­го про­из­вод­ства, про­сла­вив­ший­ся в со­з­на­нии обы­ва­те­ля пре­ж­де все­го из­го­то­в­ле­ни­ем пас­халь­ных яиц для ца­р­ской се­мьи, вто­рой – боль­шой пат­ри­от Ура­ла и не­пре­взой­дeн­ный зна­ток тех не­смет­ных бо­гат­ств, что та­и­ли и до сих пор та­ят в се­бе Ураль­ские го­ры. Имя Де­ни­со­ва-Ураль­ско­го, в от­ли­чие от Фа­бер­же, бы­ло мно­гие го­ды не­за­слу­жен­но за­бы­то, и лишь в по­след­нее де­ся­ти­ле­тие ис­сле­до­ва­те­ли его на­сле­дия убе­ди­ли куль­тур­ную об­ще­ствен­но­сть, что Алек­сей Де­ни­сов-Ураль­ский и Карл Фа­бер­же – рав­но­ве­ли­кие фи­гу­ры, бла­го­да­ря ко­то­рым рос­сий­ское ка­м­не­рез­ное и юве­ли­р­ное де­ло по­лу­чи­ло за­слу­жен­ное ми­ро­вое при­з­на­ние.

Лю­бой же­ла­ю­щий мог ку­пить ма­лень­кие пас­халь­ные яй­ца Фа­бер­же, сде­лан­ные не ме­нее тща­тель­но, чем им­пе­ра­тор­ские. В до­ре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии сло­жи­лась тра­ди­ция - да­рить та­кие яй­ца де­ву­ш­кам, и с го­да­ми со­би­ра­лось на­сто­я­щее пас­халь­ное оже­ре­лье (не тут ли по­за­и­м­ство­вал идею юве­ли­р­ный дом "Pandora"?). Фо­то: Па­вел Во­ро­ж­цо­в

В юби­лей­ной вы­став­ке пред­став­ле­ны ра­бо­ты из ше­сти му­зеев – ра­зу­ме­ет­ся, са­мо­го Му­зея ис­то­рии ка­м­не­рез­но­го и юве­ли­р­но­го ис­кус­ства, а та­к­же му­зеев Мос­ко­в­ско­го Кре­м­ля, Ми­не­ра­ло­ги­че­ско­го му­зея име­ни Фер­сма­на Рос­сий­ской ака­де­мии на­ук, Пер­м­ской ху­до­же­ствен­ной га­ле­реи и дру­гих.

Пе­чать на­столь­ная из зо­ло­та и зо­ло­ти­сто­го то­па­за, при­на­д­ле­жав­шая Ве­ли­ко­му кня­зю Сер­гею Алек­сан­дро­ви­чу. Фо­то: Па­вел Во­ро­ж­цо­в

– Мы все­г­да с удо­воль­стви­ем де­ла­ем на­ши вы­став­ки за ру­бе­жом, но осо­бен­но при­ят­но участ­во­вать в экс­по­зи­ции, ко­то­рая от­кры­ва­ет­ся на ро­ди­не вы­да­ю­щих­ся ураль­ских ма­сте­ров, в тех ме­стах, кра­со­та ко­то­рых вдох­но­в­ля­ла вы­да­ю­щих­ся ка­м­не­ре­зов, – от­ме­ти­ла ге­не­раль­ный ди­рек­тор Го­су­дар­ствен­но­го ис­то­ри­ко-куль­тур­но­го му­зея-­за­по­вед­ни­ка «Мос­ко­в­ский Кре­м­ль» Еле­на Га­га­ри­на. – Бу­дем очень ра­ды, ес­ли вы­став­ка бу­дет иметь успех, и с удо­воль­стви­ем про­дол­жим со­труд­ни­че­ство.

– Мы под­би­ра­ли экс­по­на­ты, так или ина­че свя­за­н­ные с Ура­лом, – по­яс­ня­ет ве­ду­щий на­уч­ный со­труд­ник Му­зеев Мос­ко­в­ско­го Кре­м­ля, хра­ни­тель кол­лек­ции Фа­бер­же Та­тья­на Мун­тян. – Мно­гие экс­по­на­ты в ви­де ри­сун­ков пред­став­ле­ны в аль­бо­ме Им­пе­ра­тор­ской гра­ниль­ной фаб­ри­ки, ко­то­рый здесь хра­ни­т­ся. Не­ко­то­рые из этих пред­ме­тов, ко­то­рые ураль­цы ви­де­ли толь­ко на ри­сун­ках, они смо­гут уви­деть на вы­став­ке.

По­след­нее им­пе­ра­тор­ское яй­цо Фа­бер­же «Си­нее со­звез­дие Це­са­ре­ви­ча». Фо­то: Па­вел Во­ро­ж­цо­в

В­пе­р­вые в Ека­те­рин­бур­ге пред­став­ле­но, воз­мо­ж­но, са­мое зна­ме­ни­тое яй­цо Фа­бер­же – «Си­нее со­звез­дие Це­са­ре­ви­ча», ко­то­рое бы­ло за­ка­за­но Ни­ко­ла­ем II как по­да­рок им­пе­ра­три­це к Па­схе 1917 го­да, но по­с­ле мар­то­в­ско­го от­ре­че­ния Ни­ко­лая от пре­сто­ла так и не бы­ло до­де­ла­но. «Созвез­дие» дол­гое вре­мя счи­та­лось утра­чен­ным, и лишь в 2001 го­ду бы­ли най­де­ны его по­ло­вин­ки в фон­дах му­зея име­ни Фер­сма­на. И уже со­вре­мен­ные ре­став­ра­то­ры со­бра­ли во­е­ди­но то, что со­хра­ни­лось.

Со­гла­си­тесь, есть своя глу­бо­кая си­м­во­ли­ка в том, что зна­ме­ни­тое про­из­ве­де­ние ис­кус­ства, не­за­вер­шeн­ное из-­за со­бы­тия, став­ше­го на­ча­лом дра­мы им­пе­ра­то­ра и его се­мьи, впе­р­вые ока­за­лось бук­валь­но ря­дом от то­го ме­ста, где эта дра­ма за­вер­ши­лась (от зда­ния му­зея до ме­ста рас­стре­ла ца­р­ской се­мьи ме­нее ки­ло­мет­ра).

Ми­не­ра­ло­ги­че­ская гор­ка, счи­та­ю­ща­я­ся вер­ши­ной твор­че­ства Алек­сея Де­ни­со­ва-Ураль­ско­го. Фо­то: Па­вел Во­ро­ж­цо­в

В экс­по­зи­ции вы­став­ки ещe не­ма­ло са­мых на­сто­я­щих ше­дев­ров. На­при­мер, Ми­не­ра­ло­ги­че­ская гор­ка, ко­то­рая счи­та­ет­ся вер­ши­ной твор­че­ства Де­ни­со­ва-Ураль­ско­го, фи­гур­ки из его же зна­ме­ни­то­го цик­ла «Во­ю­ю­щие дер­жа­вы». А луч­ше всe уви­деть сво­и­ми гла­за­ми. Вы­став­ка оста­нет­ся в Му­зее ис­то­рии ка­м­не­рез­но­го и юве­ли­р­но­го ис­кус­ства до 10 сен­тяб­ря.

[ oblgazeta.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->