Плазменный реактор этого стартапа создает бесконфликтные бриллианты для рынка поколения двухтысячных

Раздел: Драгоценные камни
22 мая 2017 г.

Как это сде­ла­ли? Ка­ко­во про­ис­хо­ж­де­ние? Экс­плу­а­ти­ро­ва­лись ли ра­бо­чие? На­ка­чи­ва­лись ли ко­ро­вы ан­ти­био­ти­ка­ми? Яв­ля­ет­ся ли это без­глю­те­но­вым?

В на­сто­я­щее вре­мя по­тре­би­те­ли, осо­бен­но по­ко­ле­ние двух­ты­сяч­ных, все боль­ше тре­бу­ют про­з­ра­ч­но­сти в от­но­ше­нии то­го, что по­сту­па­ет в их ор­га­низм и при­ка­са­ет­ся к их те­лам. А для не­ко­то­рых – что на­де­ва­ет­ся на их па­лец.

«Мы за­да­ем во­про­сы обо всем, что по­ку­па­ем: я хо­чу знать, что моя кос­ме­ти­ка не пол­на то­к­си­че­ских ве­ще­ств, что мою оде­ж­ду не из­го­тав­ли­ва­ли де­ти и что в мо­их про­дук­тах пи­та­ния нет пе­сти­ци­дов, - го­во­рит Ме­лис­са Мок (Melissa Mock), 30-лет­няя ру­ко­во­ди­тель тех­но­ло­ги­че­ско­го стар­та­па, ко­то­рая об­ру­чи­лась про­ш­лым ле­том. – По­это­му, ко­неч­но, я хо­те­ла знать про­ис­хо­ж­де­ние мо­е­го бри­л­ли­ан­та».

О­на и ее же­них го­во­ри­ли о том, что она хо­чет, что­бы ее ка­мень не до­бы­ва­ли ра­бо­чие, ко­то­рых экс­плу­а­ти­ру­ют, и что­бы он не ис­поль­зо­вал­ся для фи­нан­си­ро­ва­ния бес­ко­неч­ных ме­ж­до­у­соб­ных кон­фли­к­тов, как бы­ло по­ка­за­но в филь­ме «Кро­ва­вый ал­маз» (Blood Diamond) 2006 го­да с Лео­нар­до Ди Ка­прио (Leo DiCaprio) в глав­ной ро­ли.

В День тру­да в са­ду до­ма, в ко­то­ром они вме­сте жи­ли в Сан­та Мо­ни­ке, друг Мок сде­лал ей пред­ло­же­ние, пре­под­не­ся коль­цо огран­ки «и­зу­мруд», ди­зайн ко­то­ро­го со­з­дан Vrai & Oro, и ко­то­рое пре­крас­но смо­т­ри­т­ся в «Pinterest-perfect». Ка­мень был со­з­дан Diamond Foundry, стар­та­пом из Сан-Фран­ци­с­ко, ко­то­рый из­го­тав­ли­ва­ет бри­л­ли­ан­ты с по­мо­щью устрой­ства, ко­то­рое на­гре­ва­ет уг­ле­род до та­ких вы­со­ких те­м­пе­ра­тур, как в на­ру­ж­ном слое сол­н­ца.

Мы сей­час го­во­рим не о ку­би­че­ском ци­р­ко­нии. Эти ка­м­ни по ато­м­но­му со­ста­ву иден­ти­ч­ны ал­ма­зам, до­бы­тым из зе­м­ли и не свя­за­ны с кон­фли­к­та­ми. Мок бы­ла в вос­тор­ге.

«М­не нра­ви­т­ся то, что бри­л­ли­ант яв­ля­ет­ся на­столь­ко пре­крас­ным, вы­со­ко­ка­че­ствен­ным ка­м­нем, ко­то­рый не по­ца­ра­па­ет­ся и дей­стви­тель­но бу­дет веч­ным, - го­во­рит она. - Diamond Foundry на­ш­ла спо­соб вос­со­з­дать про­цесс, про­ис­хо­дя­щий в при­ро­де – они на­шли уда­ч­ное ре­ше­ние про­б­ле­мы».


Мок и ей по­доб­ные пе­ре­пи­сы­ва­ют пра­ви­ла тра­ди­ций, свя­за­н­ных с об­ру­че­ни­ем. Не­ко­то­рые да­же вы­би­ра­ют аль­тер­на­тив­ные ка­м­ни, на­при­мер, са­п­фи­ры и опа­лы. Но сре­ди же­ла­ю­щих иметь бри­л­ли­ан­ты все боль­ше рас­тет чис­ло тех, кто рас­смат­ри­ва­ет вы­ра­щен­ные в ла­бо­ра­то­рии бри­л­ли­ан­ты, со­глас­но об­зо­ру ко­м­па­нии Bain. Хо­тя объ­ем про­даж син­те­ти­че­ских бри­л­ли­ан­тов со­став­ля­ет все­го 1% от объ­е­ма ры­н­ка, есть ос­но­ва­ния счи­тать, что в сле­ду­ю­щем де­ся­ти­ле­тии бу­дет от­ме­чать­ся зна­чи­тель­ный ро­ст.

С од­ной сто­ро­ны, ожи­да­ет­ся, что объ­ем про­из­вод­ства при­род­ных ал­ма­зов до­сти­г­нет пи­ка в 2019 го­ду, со­глас­но The Economist. В это вре­мя объ­ем пред­ло­же­ния но­вых ал­ма­зов на­ч­нет со­кра­щать­ся на один - два про­цен­та в год.

С­прос то­же умень­ша­ет­ся: В От­че­те о гло­баль­ной ал­маз­ной от­рас­ли в 2016 го­ду (2016 Global Diamond Industry Report), со­став­лен­ном ко­м­па­ни­ей Bain, при­во­ди­т­ся не­у­те­ши­тель­ный про­г­ноз для сек­то­ра, сто­и­мость ко­то­ро­го $200 млрд, и «не­о­пре­де­лен­но­сти омра­ча­ют со­ци­аль­ную, по­ли­ти­че­скую и эко­но­ми­че­скую об­ста­но­в­ку на клю­че­вых ры­н­ках».

Дру­гой во­прос, на ко­то­рый син­те­ти­че­ские бри­л­ли­ан­ты на­це­ле­ны, это роз­ни­ч­ная це­на. В за­ви­си­мо­сти от юве­ли­ра, мо­ж­но сэко­но­мить от 20% до 40% на син­те­ти­че­ских бри­л­ли­ан­тах.

«Д­ля са­мых рас­про­стра­нен­ных форм и раз­ме­ров, эко­но­мия со­став­ля­ет 35%», - го­во­рит Криш Хи­м­мат­ра­м­ка (Krish Himmatramka), ос­но­ва­тель Do Amore, стар­та­па эти­че­ских юве­ли­р­ных из­де­лий, ко­то­рый про­да­ет оба ви­да. Для бри­л­ли­ан­та ве­сом в один ка­рат, ко­то­рый по­чти бес­цвет­ный и чи­стый для не­во­ору­жен­но­го гла­за, сто­и­мость при­род­но­го бри­л­ли­ан­та со­став­ля­ет око­ло $5 000 в Do Amore, а вы­ра­щен­ный в ла­бо­ра­то­рии бри­л­ли­ант сто­ит око­ло $3 300. «За эти до­пол­ни­тель­ные день­ги вы мо­же­те ку­пить опра­ву для об­ру­чаль­но­го коль­ца, и день­ги еще оста­нут­ся», - го­во­рит Хи­м­мат­ра­м­ка.

Ди Ка­прио сыг­рал боль­шую роль в том, что­бы от­расль син­те­ти­че­ских бри­л­ли­ан­тов окре­п­ла в США по­с­ле то­го, как узна­ли об усло­вия гор­ной до­бы­чи в Аф­ри­ке, где со­з­да­вал­ся фильм «Кро­ва­вый ал­маз» и о том на­си­лии, ко­то­рое под­пи­ты­ва­лось дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми.
«Я при­шел в ужас от то­го, что про­ис­хо­ди­ло в Сьер­ра-Лео­не в кон­це 1990-х го­дов, и от то­го, как ал­ма­зы фи­нан­си­ро­ва­ли этих во­ен­ных ди­к­та­то­ров», - ска­зал он из­да­нию Time. – По дан­ным ор­га­ни­за­ции Amnesty International, око­ло 4 млн лю­дей по­те­ря­ли жиз­ни в ре­зуль­та­те этих про­даж бри­л­ли­ан­тов».

Diamond Foundry бы­ла ос­но­ва­на в Сан-Фран­ци­с­ко в 2012 го­ду с по­мо­щью фи­нан­си­ро­ва­ния со сто­ро­ны раз­ных ин­ве­сто­ров в су­м­ме $100 млн, вклю­чая Ди Ка­прио. Та­к­же при­ни­ма­ли уча­стие ин­же­не­ры из Ст­эн­фор­да, M.I.T, и Прин­сто­на. Это бы­ла од­на из трех ко­м­па­ний в ми­ре, со­з­да­ю­щих так на­зы­ва­е­мые бес­кон­фли­к­т­ные ал­ма­зы. Дву­мя дру­ги­ми яв­ля­ют­ся син­га­пур­ская Generic Diamond и рос­сий­ская New Diamond Technology.

Пер­вая труд­ность для Diamond Foundry но­си­ла тех­ни­че­ский ха­ра­к­тер: стро­и­тель­ство плаз­мен­но­го ре­а­к­то­ра, ко­то­рый мог бы со­з­да­вать вы­со­ко­ка­че­ствен­ные ал­ма­зы. По­с­ле не­сколь­ких лет про­ве­де­ния ты­сяч мо­де­ли­ро­ва­ний фи­зи­че­ской сре­ды, они со­з­да­ли устрой­ство, со­сто­я­щее из со­тен вы­со­ко­точ­ных де­та­лей, ко­то­рые бы со­з­да­ва­ли край­не вы­со­кую те­м­пе­ра­ту­ру, объ­яс­ня­ет Мар­тин Ро­шай­зен (Martin Roscheisen), глав­ный ис­пол­ни­тель­ный ди­рек­тор ко­м­па­нии, по­лу­чив­ший сте­пень до­к­то­ра тех­ни­че­ских на­ук в Ст­эн­фор­де, за­кон­чив­ший обу­че­ние по той же про­гра­м­ме и в той же груп­пе, что и ос­но­ва­те­ли Google – Сер­гей Брин (Sergey Brin) и Лэр­ри Пейдж (Larry Page).

В при­ро­де ал­ма­зы фор­ми­ру­ют­ся, ко­г­да уг­ле­род под­вер­га­ет­ся воз­дей­ствию вы­со­ких дав­ле­ний глу­бо­ко в нед­рах Зе­м­ли, а за­тем вы­но­си­т­ся на по­верх­ность во вре­мя вул­ка­ни­че­ских из­вер­же­ний. От­ча­сти их при­в­ле­ка­тель­ность объ­яс­ня­ет­ся тем, что для их су­ще­ство­ва­ния тре­бу­ет­ся ред­кое со­че­та­ние гео­ло­ги­че­ских и гео­гра­фи­че­ских фа­к­то­ров. Еще в 1941 го­ду ко­м­па­ния G. E. раз­ра­бо­та­ла устрой­ство, ко­то­рое поз­во­ля­ло на­гре­вать уг­ле­род под дав­ле­ни­ем для со­з­да­ния ал­ма­зов, ко­то­рые мо­г­ли ис­поль­зо­вать­ся для тех­ни­че­ских це­лей, но эти ал­ма­зы бы­ли хру­п­ки­ми и не под­хо­ди­ли для юве­ли­р­ных из­де­лий.

По ме­ре со­вер­шен­ство­ва­ния про­цес­са про­из­вод­ства, сле­ду­ю­щей труд­но­стью был по­иск вы­хо­да на ры­нок дра­го­цен­ных ка­м­ней. Diamond Foundry со­з­да­ла кол­лек­цию юве­ли­р­ных из­де­лий со встав­ка­ми из по­чти бес­цвет­ных бри­л­ли­ан­тов, со­дер­жа­щих лишь очень не­з­на­чи­тель­ные вклю­че­ния. Ка­ж­дое из­де­лие бы­ло сер­ти­фи­ци­ро­ва­но и оце­не­но Ге­м­мо­ло­ги­че­ским ин­сти­ту­том Аме­ри­ки (Gemological Institute of America, GIA).

Ко­г­да рас­про­стра­ни­лась но­вость о том, что сде­ла­ла Diamond Foundry, ста­ли об­ра­щать­ся брен­ды из от­рас­ли с прось­бой при­об­ре­сти не­ко­то­рые из этих ка­м­ней. «Мы об­на­ру­жи­ли, что кру­п­ная от­расль на­хо­ди­т­ся в тя­же­лом по­ло­же­нии, - го­во­рит Ро­шай­зен. – Объ­ем пред­ло­же­ния до­бы­тых ал­ма­зов сни­жа­ет­ся, ал­ма­зо­до­бы­ва­ю­щие ко­м­па­нии край­не при­быль­ны, но все от­ме­ча­ют, что це­поч­ка по­ста­вок ис­пы­ты­ва­ет чрез­вы­чай­ные труд­но­сти».

Ко­м­па­ния про­да­ет свою соб­ствен­ную юве­ли­р­ную ли­нию на сво­ем веб-­сай­те, но она та­к­же про­да­ет че­рез та­ких ри­тей­ле­ров, как Barneys и стар­тап Vrai & Oro, ко­то­рый ра­бо­та­ет не­по­сред­ствен­но с по­тре­би­те­лем и ко­то­рый вы­пол­нил ди­зайн коль­ца Мок.

«М­но­гим ри­тей­ле­рам сей­час нра­ви­т­ся то, что те­перь у них есть ис­то­рия про­ис­хо­ж­де­ния, от­ку­да про­ис­хо­дит бри­л­ли­ант, - объ­яс­ня­ет Ро­шай­зен. – Для из­де­лия клас­са «люкс» про­ис­хо­ж­де­ние дей­стви­тель­но име­ет клю­че­вое зна­че­ние. В слу­чае с бри­л­ли­ан­том, ко­то­рый до­бы­ва­ют, вы не мо­же­те знать, по­сколь­ку он сме­нил вла­дель­ца два­д­цать раз, пре­ж­де чем по­пал к вам».

В те­че­ние де­ся­ти­ле­тий ал­маз­ную от­расль по­ро­чил тот факт, что жа­ж­да иметь ал­ма­зы ча­сто при­во­ди­ла к же­сто­ко­сти, во­ен­ным дей­стви­ям и стра­да­ни­ям лю­дей.

Ка­рен Де Вин­сент (Karen DeVincent), ко­то­рой 29 лет и ко­то­рая не­дав­но об­ру­чи­лась, ска­за­ла, что фильм Ди Ка­прио ока­зал вли­я­ние на нее в вы­бо­ре коль­ца.

«Я не хо­чу, что­бы та­кой осо­бый мо­мент в мо­ей жиз­ни был за­пят­нан бо­лью дру­го­го че­ло­ве­ка», - го­во­рит Де Вин­сент, же­них ко­то­рой пре­под­нес ей коль­цо с ро­зо­вым са­п­фи­ром, ко­то­рый она пред­по­чла.

Ва­нес­са Што­фен­ма­хер (Vanessa Stofenmacher), ос­но­ва­тель и кре­а­тив­ный ди­рек­тор ко­м­па­нии Vrai & Oro, го­во­рит, что от­но­ше­ние Де Вин­сент до­воль­но ти­пи­ч­но для по­ко­ле­ния двух­ты­сяч­ных, ее це­ле­вых по­тре­би­те­лей. Она раз­го­ва­ри­ва­ла с со­т­ня­ми пар, ко­то­рым за два­д­цать и трид­цать лет, ко­г­да она за­пус­ка­ла кол­лек­цию об­ру­чаль­ных и сва­деб­ных ко­лец. В груп­пах, пред­став­ля­ю­щих для нее ин­те­рес, не­ко­то­рые па­ры пред­по­чли аль­тер­на­тив­ные дра­го­цен­ные ка­м­ни, а дру­гие хо­те­ли бри­л­ли­ан­ты, но от­но­си­лись с по­до­зре­ни­ем к их эти­че­ско­му про­ис­хо­ж­де­нию. «Бри­л­ли­ант все-та­ки яв­ля­ет­ся не­по­сред­ствен­ным си­м­во­лом, - го­во­рит Што­фен­ма­хер. – Его мо­ж­но вы­ло­жить в Instagram, и все узна­ют, что ты об­ру­чи­лась».

Vrai & Oro ис­поль­зу­ет ис­клю­чи­тель­но бри­л­ли­ан­ты, вы­ра­щен­ные ко­м­па­ни­ей Diamond Foundry, и она счи­та­ет, что по­ко­ле­ние двух­ты­сяч­ных быст­ро вос­при­ня­ли идею о син­те­ти­че­ских бри­л­ли­ан­тах.

«В боль­шин­стве слу­ча­ев они дей­стви­тель­но их пред­по­чи­та­ют, - го­во­рит Што­фен­ма­хер. – Их впе­р­вые по­з­на­ко­ми­ли с бри­л­ли­ан­та­ми, по­это­му им го­раз­до ле­г­че обу­чать­ся, чем то­му, кто по­ку­па­ет бри­л­ли­ан­ты в те­че­ние 30 или 40 лет».

К­риш Хи­м­мат­ра­м­ка, ос­но­ва­тель ко­м­па­нии Do Amore, пред­ла­га­ет по­ку­па­те­лям ши­ро­кий вы­бор: до­бы­тые из недр бри­л­ли­ан­ты, вы­ра­щен­ные в ла­бо­ра­то­рии бри­л­ли­ан­ты (от рос­сий­ской ко­м­па­нии New Diamond Technology), са­п­фи­ры и бе­лые дра­го­цен­ные ка­м­ни, ко­то­рые на­зы­ва­ют­ся муас­са­ни­та­ми.

«Пред­ста­ви­те­ли по­ко­ле­ния двух­ты­сяч­ных не счи­та­ют, что до­бы­тые бри­л­ли­ан­ты име­ют ка­кие-то пре­и­му­ще­ства, - го­во­рит Хи­м­мат­ра­м­ка. – Наш бренд стре­ми­т­ся при­влечь по­ку­па­те­лей, для ко­то­рых име­ют зна­че­ние эти­че­ские ас­пе­к­ты, но мы ви­дим, что нам не ну­ж­но на­ста­и­вать, что­бы они рас­смат­ри­ва­ли аль­тер­на­ти­ву бри­л­ли­ан­ту».

Но да­же ес­ли обы­ч­но ле­г­ко убе­дить аме­ри­кан­ское по­ко­ле­ние двух­ты­сяч­ных, ко­г­да де­ло ка­са­ет­ся вы­ра­щен­ных в ла­бо­ра­то­рии бри­л­ли­ан­тов, ру­ко­вод­ство Diamond Foundry зна­ет, что не­об­хо­ди­мо про­де­лать мно­го ра­бо­ты для то­го, что­бы дей­стви­тель­но на­ру­шить де­я­тель­ность тра­ди­ци­он­ной ал­маз­ной от­рас­ли.


Во-­пе­р­вых, у стар­ших по­ко­ле­ний боль­ше де­нег, ко­то­рые они мо­гут по­тра­тить на бри­л­ли­ан­то­вые юве­ли­р­ные укра­ше­ния, и во-в­то­рых, до­во­ды, ко­то­рые убе­ж­да­ют аме­ри­кан­цев по­ку­пать син­те­ти­че­ские бри­л­ли­ан­ты, не обя­за­тель­но убе­дят ин­дий­ских или ки­тай­ских по­тре­би­те­лей.

Об­зор ко­м­па­нии Bain о по­ко­ле­нии двух­ты­сяч­ных по все­му ми­ру по­ка­зал, что кон­це­п­ция вы­ра­щен­ных в ла­бо­ра­то­рии бри­л­ли­ан­тов мед­лен­но за­во­е­вы­ва­ет по­пу­ляр­но­сть. Мо­ло­дежь в Ки­тае, как и мо­ло­дежь в Со­е­ди­нен­ных Шта­тах, в ка­че­стве ос­но­в­но­го ре­ша­ю­ще­го по­ка­за­те­ля при­во­ди­ла бо­лее низ­кую це­ну син­те­ти­че­ских бри­л­ли­ан­тов, а мо­ло­дежь в Ин­дии це­ни­ла бо­лее вы­год­ное со­о­т­но­ше­ние це­ны и ка­че­ства. И в Ки­тае, и в Ин­дии мо­ло­де­жи нра­ви­лась клас­с­ная тех­но­ло­гия, при­ме­ня­е­мая для из­го­то­в­ле­ния бри­л­ли­ан­тов. Но бы­ли та­к­же не­ко­то­рые от­ри­ца­тель­ные ас­со­ци­а­ции с та­ки­ми сло­ва­ми, как «под­дел­ка», «не под­лин­ные» и «де­ше­вые», ко­то­ры­ми скло­ня­ли их на все ла­ды.

«В­се­г­да лю­бая но­вая тех­но­ло­гия свя­за­на со зна­чи­тель­ным об­ра­зо­ва­ни­ем, - го­во­рит Ро­шай­зен. – Боль­шая за­да­ча, сто­я­щая пе­ред на­ми, - вве­сти эту но­вую ка­те­го­рию то­ва­ра на ры­нок. Ко­г­да лю­ди не име­ют све­де­ний о вы­ра­щен­ных в ла­бо­ра­то­рии бри­л­ли­ан­тах, все­г­да есть из­на­чаль­ный ске­п­ти­цизм. Нам при­хо­ди­т­ся объ­яс­нять, что бри­л­ли­ан­ты бук­валь­но оди­на­ко­вые (как и те, что из недр зе­м­ли)».

[ rough-polished.com ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->