Каков Ваш прогноз относительно спроса на алмазное сырьe и бриллианты?
Спрос на бриллианты является драйвером спроса на алмазы. Глобальный спрос на бриллианты остается постоянным, но нужно учитывать эффект некоторого снижения спроса по причине долгосрочной и глобальной экономической рецессии. В странах, где рецессия проявлена сильнее, снижение спроса на бриллианты будет заметнее. Кроме того, молодые поколения потребителей имеют иные ценности и иные потребительские предпочтения. Они меньше интересуются бриллиантами, чем старые поколения.
Что ожидает отечественный ювелирный рынок в ближайшие годы?
Последние три года ювелирный рынок в России находится в кризисе. Этот кризис создан четырьмя составляющими: снижение покупательной способности населения при высоких ценах на камни и металл, которые составляют себестоимость ювелирных изделий; более тщательный подход населения к планированию расходов, что снижает число спонтанных покупок; конкуренция со стороны гаджетов и другой электроники, которую проигрывает «ювелирка»; и кризис потребительского доверия к ювелирам и к ювелирной продукции в целом. Это все привело к снижению объемов ювелирного рынка, и восстановления не предвидится. Результат – облегчение массы ювелирных украшений, использование более дешевых камней и их имитаций, рост доли серебряных изделий. Это все в массовом сегменте. Не вижу ни одного драйвера, который бы привел к увеличению в ближайшем будущем спроса на бриллианты в России.
Что может повлиять на ситуацию с продажами бриллиантов и бриллиантовых украшений в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе?
Влияет имидж, создаваемый СМИ и рекламой. При промоутировании положительных качеств этой товарной категории - например, эмоциональной составляющей при покупке и дарении бриллиантовых украшений - можно ожидать рост спроса. При агрессивном продвижении синтетики и дискредитации образа бриллиантов в СМИ можно ожидать снижение спроса. Для спроса на бриллианты, считаю, нужны два фактора: 1) превышение у покупателей доходов над расходами, позволяющее выделить свободные средства для приобретения предметов роскоши и 2) высокое место бриллиантов в иерархии ценностей, позволяющее предпочесть покупку бриллиантов покупке часов, престижного автомобиля или увлекательного путешествия.
Несколько лет назад тема синтетических алмазов затихла. Не возникает ли она снова, в частности, в связи с демонетизацией в Индии?
Тема синтетических бриллиантов в СМИ то возникает и прогрессирует, то затухает. Вероятно, потому, что для СМИ легко описать эту проблему, но сложно найти выход из нее, по сути все статьи на тему синтетических бриллиантов используют один и тот же объем информации. Для рынка тема синтетики никуда не делась, она присутствует с 1992 года. Проблема синтетики в том, что смешивание природных и синтетических бриллиантов на рынке приведет (и уже приводит) к подрыву доверия покупателей к этой товарной категории. По сути, производители синтетики пытаются продать свои кристаллы за некую долю от цены природных бриллиантов, но не заглядывают в будущее и не думают, кто и по какой цене захочет покупать синтетические бриллианты, если они уронят спрос на природные и их стоимость.
Процент синтетических бриллиантов на рынке будет только расти. Значит, и процент людей, которые пошли покупать природные бриллианты, но вместо этого купили синтетические, тоже будет расти. Знаю случай, когда знакомая женщина в США приобрела «экодаймонд». В момент покупки она не осознавала, что покупает синтетический бриллиант. Отличный пример этического отношения к покупателю! А Вы говорите, что тема затихла…
Не становится ли эта проблема основной опасностью, угрожающей рынку природных алмазов?
Посмотрите историю… 300 лет назад золотых дел мастера пришли к царю, Петру Первому, били челом и просили царя создать Пробирную палату. Они были заинтересованы в том, чтобы на рынке на всех настоящих золотых изделиях появилось клеймо, дабы бороться с поддельными украшениями. Вообразите ситуацию, что пробирного надзора нет, и сегодня покупатель заходит в ювелирный магазин, но не знает, есть ли золото в изделиях, которые лежат на витрине… Считаю, он развернется, уйдет без покупки и никогда не вернется в этот магазин. Применяйте эту аналогию для рынка бриллиантов, и Вы увидите, как связано неконтролируемое развитие рынка синтетики и падение потребительского спроса. Только учтите, что бриллианты дороже золота.
Насколько видовая реклама необходима для поддержания спроса на бриллианты и должны ли в ней участвовать алмазодобывающий компании?
Мы постоянно указывали на рекламу De Beers как на пример стратегического маркетинга. Эта реклама позволила сформировать устойчивый спрос на бриллианты в странах с развитой экономикой. Когда Де Бирс перестала тратиться на эти рекламные кампании, уже в тот момент стало понятно, что спрос какое-то время будет идти по инерции, но потом начнет снижаться. В алмазной индустрии само существование этой рекламной кампании было уникальным: De Beers тратила свои средства, но бенефициарами этой рекламы были тысячи дилеров, ювелиров и ювелирных магазинов… Они могли не тратить свои деньги на рекламу, а покупатели шли к ним как бы сами. Больше такого нет и не будет. Рекламные инициативы последних лет – это бледная тень от тех кампаний, когда лозунг «A Diamond is Forever» был признан самым эффективным рекламным слоганом XX столетия, а бриллианты признали валютной ценностью. То, что сегодня кто-то может работать с алмазами, бриллиантами, украшениями из них и при этом не тратиться на рекламу – это иллюзия. Камни более не продают себя сами.
На какой проблематике сосредоточена Национальная Геммологическая Ассоциация, каковы ее задачи и цели, что достигнуто за почти год ее деятельности и каковы ближайшие планы?
Сразу скажу, что геммология не ограничивается только алмазами и бриллиантами. Знания о камнях нужны на протяжении всей цепочки от месторождений до потребителей, и алмаз – это только один из камней. До появления Национальной Геммологической Ассоциации и в нашей стране, и за рубежом геммология давно сформировалась как область знаний, как профессия. Объединительные тенденции обычно появляются по мере развития рынка, то есть геммологические ассоциации в других странах существуют уже достаточно давно. Одна из основных проблем геммологии в нашей стране заключается в сложности доступа к новым знаниям, которые постоянно появляются в других странах, а также к профессиональным и этическим наработкам специалистов из других стран.
Как следствие, наша Ассоциация создана для обмена опытом как внутри страны, так и на мировом уровне. Эти процессы обмена опытом не могут быть организованы быстро, потому что многие знания, умения и навыки являются ноу-хау, и их обладатели не готовы ими делиться со всеми. Однако постепенно мы накапливаем эти знания и сотрудничаем с теми, кто готов делиться во имя общего блага и развития нашей профессии. Учебные программы, исследовательские проекты, форматы обмена опытом, конференции, поездки на месторождения и международное сотрудничество – вот формат текущей работы Ассоциации, и в планах – усиление этих направлений.
По сути, мы говорим о формировании профессионального сообщества геммологов, которые объединяются для решения общих задач, формирования профессионального имиджа, признания и в нашей стране, и за рубежом, и не в последнюю очередь – для укрепления доверия покупателей к драгоценным камням. Вспомните аналогию с пробирным клеймом и подумайте, кто, если не геммологи, защитит имидж природных алмазов и бриллиантов в глазах потребителей?
Мы считаем, что существование квалифицированных геммологов и лабораторий, способных отличить природный камень от синтетики, имитации, распознать облагораживание - это необходимое условие для рынка бриллиантов и других камней. Всем тем ювелирам, которые производят и продают украшения с природными камнями и не просят при покупке камней заключения лабораторий, я бы рекомендовал задуматься: почему они приносят свои изделия на пробирный анализ, тем самым гарантируя покупателям содержание драгоценного металла, но при этом не получают и не дают покупателям никаких гарантий по камню? Не усмотрят ли они прямую связь этой практики с падением продаж их продукции?