Олег Иванов, генеральный директор ООО "Пьетра":
На сегодняшний день, ювелирная отрасль России неуклонно сокращается, что соответствует общему положению экономики страны. По данным Росстата, например, с 2014 по 2016 г. объемы потребления золота снизились почти вдвое, к концу 2016 г. достигнув уровня 2003 г. Как следствие, по количеству изделий, произведенных из золота, снижение показателей с 2013 г. достигло 42%. Спрос снижается по всем группам товаров, в том числе, по изделиям из серебра: в 2016 г. объем выпуска серебряной продукции сократился, достигнув объемов 2006–2007 гг.
Не углубляясь в последствия экономического кризиса 2014 года, вызванного падением цен на энергоресурсы, хотелось бы подчеркнуть, что экономическая политика последних лет была направлена в основном на удержание инфляции в заданных границах, увеличение экспортной сырьевой составляющей, развитие ВПК и смежных отраслей.
Эффект девальвации рубля, который должен был бы позволить отечественным производителям ринуться на иностранные рынки, по большей части выявил неконкурентоспособность нашей экономики. Хороший пример – это ювелирная отрасль России, которая в 2014 г. экспортировала ювелирных украшений на 785 млн $, в 2015 г. — 177 млн $, а в 2016 г. -117 млн $. И на начало 2017 г. эта тенденция сохраняется. По данным статистики, доля России в мировом экспорте ювелирных изделий ничтожна — 0,12% (работа занимает 15-18% в стоимости готового изделия). Данная ситуация крайне обидна, ведь наша ювелирная промышленность намного лучше и полнее многих других стран укомплектована своей сырьевой базой, а по стоимости работ (затрат на оплату труда) мы практически сравнялись с Китаем и Индией.
Падение в 7 раз объясняется, прежде всего, ориентированностью экспорта в страны СНГ, экономики которых с 2014 года также находятся в зависимости от сырьевых цен. Рынки же Европы, Америки и Азии не рассматриваются нашими производителями по причине проигрышной позиции продукции российской ювелирной отрасли. Еще одной важной проблемой, мешающей российским ювелирам, которые могут и хотят потягаться на равных на международных рынках, является российское законодательство, которое делает все для того, чтобы этот экспорт не состоялся. Бюрократические процедуры таможенного оформления и государственного контроля, занимающие около одного месяца, крайне неприемлемы для западных ритейлеров.
С укреплением рубля импортеры вновь начинают заполнять наш ювелирный рынок, теперь уже товаром более низкого качества. При отсутствии как такового аналога по соотношению цена-качество в России, потребитель опять голосует рублем за импорт. По данным представителей розничной ювелирной торговли, доля импорта в продажах составляет от 35 до 50%, в зависимости от регионов.
Государство, остро испытывающее недостаток средств, будет вынуждено предоставить бизнесу благоприятные условия в скором будущем. Сама экономическая ситуация заставляет принять меры по поддержанию отраслей, которые дают тысячи рабочих мест и могут способствовать привлечению инвестиций. Ювелирные компании, которые производят современную продукцию, сами вывезут свои коллекции за рубеж, только не мешайте их выходу на мировые рынки, что влечет за собой экспортоориентированное законодательство.