Макс Седдон (Max Seddon) из Мирного
(The Financial Times) - Внезапный уход главного исполнительного директора, назначение вместо него на эту должность сына одного из ближайших помощников президента Владимира Путина и апрельский рейд служб безопасности. Этого было бы достаточно, чтобы заставить беспокоиться даже самого смелого инвестора.
Тем не менее не похоже на то, что корпоративная история успеха компании АЛРОСА переживает свой закат. Только в прошлом месяце этот крупнейший в мире производитель алмазов по объему добычи сообщил о четырехкратном увеличении прибыли и 41-процентном росте доходов в годовом исчислении.
Сильным результатам российской госкомпании способствовало глобальное восстановление цен на алмазы в прошлом году после их снижения в 2015-м, в связи с чем эта промышленная группа генерировала чистый денежный поток для погашения обязательств и выплаты дивидендов.
АЛРОСА заявила, что выплатит 75 процентов прибыли за 2016 год в виде дивидендов, что является редкостью для российской государственной компании, многие из которых избегают выплаты дивидендов в соответствии с утвержденным правительством показателем в размере 50 процентов.
«Мы видим постоянно растущий спрос на ювелирные изделия с бриллиантами в США и постепенное восстановление спроса в Китае и в странах с сырьевой экономикой, - говорит аналитик VTB Capital Дмитрий Глушаков. – Компании АЛРОСА удалось повысить цены на 2 процента в [первом квартале этого года], и мы видим больше позитивных рисков, нежели негативных рисков в плане движения цен в будущем».
Положительные результаты показывают, что компания, базирующаяся в городе Мирном в отдаленном дальневосточном регионе Якутии, который стал российской алмазной столицей после того, как советские геологи открыли там огромные залежи в 1949 году, может процветать на современном рынке.
Из всех государственных монополий, оставшихся от Советского Союза, АЛРОСА считается одним из успешных проектов.
В июле прошлого года на московской бирже компания продала 10,9% акций за 52,2 млрд рублей (913 млн долларов), что стало одним из первых признаков того, что иностранные инвесторы были готовы вернуться на российские рынки после двух лет рецессии и западных санкций.
Местных жителей привлекает заработная плата в размере 130 000 рублей в месяц, которая в четыре раза превышает среднюю заработную плату по стране, что помогает удерживать работников, несмотря на удаленность региона, расположенного в 4 100 км к востоку от Москвы и в 800 км от ближайшего крупного населенного пункта.
Однако теперь внимание инвесторов обращено на нового главного исполнительного директора Сергея Иванова, ранее занимавшего должность исполнительного директора Сбербанка и страховой компании Согаз, который стал у руля, несмотря на то, что не имел опыта работы в горнодобывающей отрасли.
Пока что г-н Иванов пообещал сохранить стратегию компании, направленную на поддержание капитальных затрат на консервативном уровне, продажу непрофильных активов и повышение операционной эффективности, поскольку она рассматривает возможную приватизацию.
Есть также вопросы относительно прозрачности в этой промышленной группе, чему не способствовал рейд служб безопасности побывавших в ее московском офисе, который, как сообщили российские СМИ, был связан с расследованием деятельности ее прежнего руководства.
Другим ключевым вопросом для инвесторов является экспансия АЛРОСА за рубежом, что, по мнению группы, является важным для сохранения конкурентоспособности на мировом алмазном рынке.
«Все оставшиеся месторождения алмазов перекрываются слоем пород толщиной 80-100 м, поэтому здесь очень сложно вести разведку», - говорит заместитель генерального директора АЛРОСА Игорь Соболев.
Зарубежная экспансия - относительно новая территория для компании АЛРОСА, которая имеет почти монопольный статус в России.
«Инвестиции за рубежом всегда были серьезной проблемой для российских металлургических и горнодобывающих компаний, - говорит аналитик BCS Кирилл Чуйко. - Большинство из них потеряли деньги на операциях по слиянию и поглощению за рубежом».
В частности, акцент АЛРОСА сместился на Африку, где компании принадлежит третья часть консорциума, управляющего алмазным рудником Катока (Catoca) в Анголе, четвертым по величине в мире.
Геологи АЛРОСА работают над тем, чтобы использовать кимберлитовый проект Луаше (Luaxe) стоимостью 1,5 млрд долларов, который, как ожидается, будет еще больше после его ввода в эксплуатацию в 2018 году.
Луаше является «единственным недавно открытым месторождением, которое может повлиять на уровень мирового производства», - говорит г-н Соболев.
Кроме того, АЛРОСА рассматривает проекты в Ботсване, которые долгое время считались территорией ее крупнейшего конкурента - компании De Beers, и в Зимбабве, где политическая нестабильность приостановила развитие проектов.
«Правительство Ботсваны понимает, что, если мы как инвестор займемся инвестициями в геологоразведку, это принесет им пользу», - говорит г-н Соболев.
Однако при всех своих международных планах АЛРОСА по-прежнему обязана оставаться лояльной Якутии, где она является крупнейшим работодателем и источником налогов.
Планы Кремля провести еще одно вторичное публичное размещение акций компании из его доли в 33 процента временно приостановлены из-за возражений со стороны правительства Якутии, которое не хочет сокращать свой 25-процентный пакет акций.
«У них в условиях экстремально низких температур добываются камни, они этим гордятся — с какой стати их подталкивать к продаже?» - сказал газете «Коммерсант» заместитель премьер-министра и ответственный за Дальний Восток России Юрий Трутнев.
Г-н Соболев также признает, что государственный контроль помог компании АЛРОСА во время предыдущих спадов.
Несмотря на быструю автоматизацию в горной промышленности, Кремль стремится сохранить в бизнесе «моногорода», такие как Мирный, где одна компания является центром всей экономической деятельности.
И действительно, в 2010 году правительство купило алмазов на сумму 1 млрд долларов, чтобы поддержать компанию.
«Это наше конкурентное преимущество перед De Beers», - говорит г-н Соболев.