Автор: Ави Кравиц (Avi Krawitz)
(Rapaport) – Алмазная отрасль по-прежнему находится под давлением, и в этом году ожидается дальнейшее сокращение рынка. Несмотря на давление, обусловленное высокой стоимостью алмазов и снижением цен на бриллианты, жалобами дилеров, все равно существует много участников отрасли, которые гоняются за такими же заказами.
Попросту говоря, рынок насыщен поставщиками бриллиантов и, следовательно, товаром, на который существует недостаточный спрос.
Производители и дилеры оказываются в ловушке между секторами горной добычи и ритейла. Они несут бремя поддержания уровней складских запасов отрасли, поскольку в этом году прогнозируется рост предложения алмазов, а ювелирные ритейлеры продолжают консолидироваться и обходиться меньшими стоками.
Судите сами, в 2016 году в Соединенных Штатах закрылось 1 669 ювелирных компаний, согласно данным Комиссии по торговле ювелирными изделиями (Jewelers Board of Trade), и рост розничной торговли в Китае замедлился в последние два года по сравнению с предыдущим активным расширением.
Кроме того, меняются вкусы потребителей, поскольку покупатели со средними доходами проявляют склонность к товарам по более низким ценам на фоне глобальной экономической осторожности. Поэтому произошло сужение ассортимента бриллиантов, на которые имеется спрос.
Следовательно, есть постоянные сообщения о дефиците бриллиантов отдельных категорий, пользующихся спросом, и излишек бриллиантов, которые пользуются меньшим спросом. Конечно, в настоящее время наблюдается такая картина, так как производятся новые бриллианты.
Прогнозируется рост уровней складских запасов, так как ожидается, что в ближайшие месяцы на рынок поступят большие объемы бриллиантов, принимая во внимание то, что в январе подскочили объемы закупок алмазов.
Похоже, что рынок все еще старается достичь своего равновесия.
На самом деле число производителей и торговцев бриллиантами уже сократилось за последние 18 месяцев, согласно заявлению Правиншанкара Пандьи (Praveenshankar Pandya), председателя Совета по содействию экспорту драгоценных камней и ювелирных изделий (Gem & Jewellery Export Promotion Council, GJEPC). По его оценкам, сектор производства бриллиантов в Индии уменьшился на 15 процентов в результате спада во второй половине 2015 года.
Уже тогда производители бриллиантов прекратили покупать алмазы после активной торговли алмазами в предыдущий год, что привело к раздутым складским запасам бриллиантов и неустойчиво высоким ценам на алмазы. Производители бриллиантов поменьше, многие из которых полагались на поставку алмазов и заказов на работу от сайтхолдеров, испытали самый сильный удар, поскольку активность упала, заставляя их закрывать свои производства, объяснил Падья.
Хотя общая доходность несколько повысилась после стабилизации рынка в 2016 году, некрупные фабрики продолжали испытывать давление, когда индийское правительство стало проводить политику демонетизации в ноябре сразу после праздника Дивали, добавил он.
Многие работники, который пошли в отпуска на время праздника, отложили свое возвращение, поскольку ликвидность снизилась на фоне принятия строгих мер к сделкам, оплачиваемых наличностью, т. к. из-за демонетизации из обращения было изъято порядка 86 процентов рупий в виде банкнот. Около 5 – 7 процентов этих небольших фабричных подразделений все еще не возобновили свою работу, заявил Пандья.
Некоторые предприятия должны скоро возобновить работу, так как страна приспособилась к своей новой реальности и компании, как и люди, приводят в порядок свои дела, в основном, открывая счета для перехода на электронные платежи.
Работа уже начинает стабилизироваться, даже если потребуется еще по меньшей мере шесть месяцев для того, чтобы торговля полностью восстановилась от последствий демонетизации. В январе резко подскочил спрос на алмазы, и De Beers регистрирует свой самый крупный сайт за 30 месяцев, судя по сообщениям Rapaport.
Это снова привело к опасениям, что рынок алмазов опять будет перегрет после достижения некоторого равновесия и более высокой нормы прибыли в прошлом году. Цены на алмазы выросли, так как новые партии алмазов на сумму свыше $1 млрд поступили на рынок без сопутствующего роста спроса на бриллианты. Ожидается, что спрос будет более сдержанным на сайте De Beers, который состоится на следующей неделе, или по меньшей мере на это надеются.
Тем временем алмазодобывающие компании проявляют оптимизм в отношении рынка алмазов, поскольку, по оценкам Rapaport, прогноз глобального объема производства алмазов в этом году вырос на 5 – 10 процентов.
Это порождает вопрос о том, есть ли достаточный спрос для использования дополнительного предложения. Или, что еще важнее, отмечается ли достаточная доходность у алмазов для поддержания огромного числа участников средней части алмазопровода.
В конечном итоге, экономические факторы будут определять, насыщен ли рынок поставщиками или нет, подчеркнул Эрни Блом (Ernie Blom), президент Всемирной федерации алмазных бирж (World Federation of Diamond Bourses, WFDB) на пресс–конференции после ежегодной встречи группы в Мумбаи на прошлой неделе.
Это означает, что компании, сосредоточившиеся на правильных целях, выживут, а те, кто этого не сделал, неизбежно сойдут с дистанции.
Чтобы выжить, WFDB убедила более 30 000 своих членов обеспечить соответствие финансовым стандартам и прозрачности, которые от них требовали банки, регуляторы и другие организации. Этот вопрос был доведен до всех на семинарах группы по финансированию алмазов и бриллиантов на встрече, состоявшейся на прошлой неделе. Но одновременно с этим Блом отметил, что компании должны сосредоточить свое внимание скорее на прибыльности, а не на обороте, работая с рынком алмазов.
Прибыльность является проблемой, потому что мы склонны гнаться за объемом продаж, но для выживания нужно покупать только те алмазы, которые приносят прибыль», - убеждал он.
Андрей Жарков, главный исполнительный директор АЛРОСА, лишь отчасти шутил, когда он призывал израильских диамантеров не покупать слишком много алмазов его компании из страха, что на рынке может повториться спад 2015 года.
В конечном счете, в прошлом году отрасль добилась значительного прогресса, ограничив предложение алмазов, а за счет снижения цен повысились нормы прибыли для производителей бриллиантов. Отчасти в январе наблюдалось обратное, и появляются опасения, что торговля может вернуться к своей старой привычке гнаться за оборотом, а не за прибылью.
Так как в торговле бриллиантами по-прежнему наблюдается сдержанность, все взоры будут устремлены на сайт De Beers, который состоится на следующей неделе, чтобы оценить перспективы прибыльности сектора производства бриллиантов в предстоящем году. Продолжение чрезмерных закупок алмазов, как было видно в январе, еще больше навредит марже производителей бриллиантов и сильно ускорит сужение рынка.
Неизбежно то, что выживут именно компании, которые сохраняют консервативный подход на рынке алмазов и покупают только тот товар, из которого они смогут произвести бриллианты и продать их с прибылью.