Девушки вместо бабушек: Россия разработала стратегию заработка на янтаре

Раздел: Драгоценные камни
21 марта 2017 г.

В Ка­ли­нин­гра­де зай­мут­ся ди­зай­ном ян­та­ря. В Минэ­ке пред­ло­жи­ли вне­сти серь­eз­ные кор­рек­ти­вы в стра­те­гию раз­ви­тия ян­тар­ной от­рас­ли до 2024 го­да, раз­ра­бо­тан­ную Мин­про­м­тор­гом. В част­но­сти, ма­ло вни­ма­ния там уде­ля­ет­ся во­про­сам про­из­вод­ства вы­со­ко­ка­че­ствен­ных го­то­вых из­де­лий из ян­та­ря, вклю­чая юве­ли­р­ную про­дук­цию, и со­вер­шен­но не рас­смат­ри­ва­ют­ся во­про­сы фор­ми­ро­ва­ния то­ва­ро­про­во­дя­щей се­ти. В свя­зи с этим сро­ки ре­а­ли­за­ции стра­те­гии пред­ла­га­ет­ся про­д­лить до 2030 го­да.

Ещe 5 ок­тяб­ря про­ш­ло­го го­да ГК "Ро­сте­х" пред­ста­ви­ла в Мин­про­м­торг про­ект стра­те­гии раз­ви­тия Ка­ли­нин­гра­д­ско­го ян­тар­но­го ко­м­би­на­та. Он дол­жен был лечь в ос­но­ву стра­те­гии раз­ви­тия всей ян­тар­ной от­рас­ли стра­ны на пе­ри­од до 2024 го­да. Пред­при­я­тие ждет серь­eз­ная мо­дер­ни­за­ция — стро­и­тель­ство гор­но-о­бо­га­ти­тель­ных про­из­водств на ба­зе При­мор­ско­го ме­сто­ро­ж­де­ния, тех­ни­че­ское пе­ре­ос­на­ще­ние для про­из­вод­ства юве­ли­р­ных из­де­лий и би­жу­те­рии, а та­к­же для ис­поль­зо­ва­ния ян­тар­но­го сы­рья в ме­бель­ном про­из­вод­стве, хи­ми­че­ской про­мы­ш­лен­но­сти и кос­ме­то­ло­гии.

Ес­ли кон­це­п­ция бу­дет при­ня­та, то эко­но­ми­ка ре­ги­о­на мо­жет пре­тер­петь кар­ди­наль­ные из­ме­не­ния. Ка­ли­нин­гра­д­ская об­ласть — рос­сий­ский ан­клав по­сре­ди бал­тий­ской Ев­ро­пы. Со­о­т­вет­ствен­но, здесь есть труд­но­сти (в том чис­ле ло­ги­сти­че­ские) при со­з­да­нии са­мо­до­ста­точ­ных про­из­вод­ств. По мне­нию чио­в­ни­ков, ян­тар­ная от­расль в даль­ней­шем дол­ж­на стать ос­но­вой эко­но­ми­че­ской без­о­пас­но­сти ре­ги­о­на. Де­ло в том, что имен­но здесь на­хо­ди­т­ся кру­п­ней­шее в ми­ре ме­сто­ро­ж­де­ние ян­та­ря.

При этом Ка­ли­нин­гра­д­ский ян­тар­ный ко­м­би­нат — един­ствен­ное на пла­не­те пред­при­я­тие, ко­то­рое ведeт про­мы­ш­лен­ную до­бы­чу "сол­неч­но­го ка­м­ня". Так что для ян­тар­ной от­рас­ли пред­при­я­тие име­ет стра­те­ги­че­ское зна­че­ние, ведь это ос­но­в­ной по­став­щик сы­рья. Сей­час ко­м­би­нат тре­бу­ет гло­баль­ной мо­дер­ни­за­ции и тех­ни­че­ско­го пе­ре­во­ору­же­ния.

— Ре­сур­сы "Ро­сте­ха" по­мо­гут сде­лать из пред­при­я­тия, ко­то­рое об­ра­ба­ты­ва­ет са­мо­цве­ты, на­сто­я­щий са­мо­ро­док рос­сий­ской про­мы­ш­лен­но­сти, — счи­та­ет ди­рек­тор ана­ли­ти­че­ско­го де­пар­та­мен­та ГХК "Golden Hills-Ка­пи­талЪ АМ" Ми­ха­ил Кры­лов. — Спе­ци­а­ли­сты по­ни­ма­ют эко­но­ми­че­скую без­о­пас­ность ре­ги­о­на как обес­пе­чен­ность бюд­жет­ны­ми до­хо­да­ми и воз­мо­ж­ность кон­тро­ли­ро­вать фи­нан­со­вые по­то­ки. Для Ро­сте­ха и го­су­дар­ства в его ли­це в этом про­ек­те сво­е­об­раз­ной "до­ба­воч­ной сто­и­мо­стью" ста­нет не столь­ко тех­но­ло­гия до­ра­бо­т­ки са­мо­цве­тов, сколь­ко про­з­ра­ч­ность биз­не­са, ко­то­рый име­ет гра­до­об­ра­зу­ю­щее зна­че­ние и боль­шую по­тен­ци­аль­ную роль для бюд­же­та ре­ги­о­на. С по­мо­щью хи­ми­че­ской об­ра­бо­т­ки остат­ков ян­та­ря мо­ж­но по­вы­сить при­быль­ность име­ю­щих­ся вы­ра­бо­ток и со­з­дать до­пол­ни­тель­ную сто­и­мость в це­пи по­ста­вок ме­бель­ной и хи­ми­че­ской от­рас­лей рос­сий­ской про­мы­ш­лен­но­сти.

По­с­ле то­го как бы­ла раз­ра­бо­та­на стра­те­гия раз­ви­тия ко­м­би­на­та, Мин­про­м­торг разо­слал на со­гла­со­ва­ние в про­филь­ные ми­ни­стер­ства и стра­те­гию раз­ви­тия от­рас­ли в це­лом. В ней боль­шое вни­ма­ние уде­ля­лось мо­дер­ни­за­ции ди­зай­на юве­ли­р­ных из­де­лий из ян­та­ря.

— За 25 лет, про­шед­ших с мо­мен­та рас­па­да СССР, оте­че­ствен­ная ян­тар­ная от­расль утра­ти­ла зна­чи­тель­ную часть ко­м­пе­тен­ций в сфе­ре ди­зай­на уни­каль­ных юве­ли­р­ных из­де­лий со встав­ка­ми из ян­та­ря, — го­во­ри­т­ся в стра­те­гии. — По со­сто­я­нию на 2016 год боль­шая часть про­дук­ции рос­сий­ских пе­ре­ра­бо­т­чи­ков ян­та­ря не со­о­т­вет­ство­ва­ла со­вре­мен­ным тен­ден­ци­ям и поль­зо­ва­лась низ­ким спро­сом по срав­не­нию с кон­ку­ри­ру­ю­щей про­дук­ци­ей ино­стран­но­го про­ис­хо­ж­де­ния.

А кон­ку­ри­ро­вать есть с кем. По­с­ле рас­па­да СССР на пе­р­вом ме­сте по пе­ре­ра­бо­т­ке ян­та­ря ока­за­лась Поль­ша, за­тем паль­му пе­р­вен­ства взя­ла Ли­т­ва. В про­ш­лом го­ду ли­де­ром ры­н­ка стал Ки­тай. Обо­рот ки­тай­ских ко­м­па­ний, за­ни­ма­ю­щих­ся пе­ре­ра­бо­т­кой, из­го­то­в­ле­ни­ем и ре­а­ли­за­ци­ей из­де­лий из ян­та­ря, со­став­ля­ет 1 млрд дол­ла­ров. При­чeм ос­но­в­ным им­пор­тeром ян­та­ря в КНР яв­ля­ет­ся имен­но Рос­сия. Фа­к­ти­че­ски на ры­н­ке сло­жи­лась па­ра­до­к­саль­ная си­ту­а­ция. Рос­сия им­пор­ти­ру­ет ян­тарь в Ки­тай, а за­тем уже из Ки­тая в Рос­сию при­хо­дят го­то­вые мод­ные укра­ше­ния. Ко­то­рые, кста­ти, по на­б­лю­де­ни­ям юве­ли­ров, в це­не бы­ли на 30–40% де­шев­ле, чем про­дук­ция рос­сий­ских про­из­во­ди­те­лей.

И ес­ли за гра­ни­цей ди­зайн укра­ше­ний по­сто­ян­но со­вер­шен­ству­ет­ся, то в Рос­сии про­дол­жа­ют вы­пус­кать­ся укра­ше­ния из ян­та­ря, ко­то­рый не ме­ня­ли сво­е­го ди­зай­на с со­вет­ских вре­мeн. Та­кие серь­ги и коль­ца мо­ло­дой де­ву­ш­ке не по­да­ришь. Вид­но, что сей­час кол­лек­ция по­сте­пе­н­но об­но­в­ля­ет­ся. Но что­бы на укра­ше­ния пред­при­я­тия стал рас­ти спрос мо­ло­дых по­ку­па­те­лей, над ди­зай­ном, дей­стви­тель­но, ну­ж­но ещe мно­го ра­бо­тать. И это то­же вхо­дит в чис­ло стра­те­ги­че­ских за­дач от­рас­ли со­глас­но го­су­дар­ствен­ной кон­це­п­ции.

— Ян­тарь да­же по­лу­чил не­глас­ное на­з­ва­ние — "ба­бу­ш­кин" ка­мень, — рас­ска­зы­ва­ет 3D-­ди­зай­нер юве­ли­р­ных укра­ше­ний Юлия Се­ми­ки­на. — Это про­и­зо­шло по­то­му, что в со­вет­ское вре­мя в мо­де бы­ли мас­сив­ные укра­ше­ния из ян­та­ря — огро­м­ные ку­ло­ны, пе­р­ст­ни, бу­сы и бро­ши. Всe это ста­ло не­отъ­е­м­ле­мой ча­стью об­ра­за жен­щи­ны за пять­де­сят. Сей­час же в трен­де бо­лее лe­г­кие, воз­ду­ш­ные укра­ше­ния, ча­сто аси­м­мет­ри­ч­ные, далeкие от клас­си­че­ских форм. Не­ко­то­рые рос­сий­ские ди­зай­не­ры уже пред­став­ля­ли ин­те­рес­ные "лe­г­ки­е" кол­лек­ции из ян­та­ря. Но со­вет­ский сте­рео­тип всe рав­но жив. Так что реб­рен­динг ка­м­ню ну­жен. То­г­да укра­ше­ния из ян­та­ря в сред­нем мо­гут вы­рас­ти в це­не на 15–20%. Но это бу­дет за­ви­сеть от цен ино­стран­ных кон­ку­рен­тов. По­ка же мо­ло­дые де­ву­ш­ки пред­по­чи­та­ют то­па­зы, фи­а­ни­ты и са­п­фи­ры.

Прав­да, Минэко­но­мраз­ви­тия, по­смо­т­рев стра­те­гию Мин­про­м­тор­га, счи­та­ет, что сро­ки ре­а­ли­за­ции про­гра­м­мы ну­ж­но пе­ре­не­сти с 2024 до 2030 го­да. Об этом Лайф узнал из от­зы­ва ве­до­м­ства. За­дер­ж­ка про­и­зо­ш­ла по при­чи­не ря­да во­про­сов, ко­то­рые, по мне­нию экс­пе­р­тов Минэка, не­об­хо­ди­мо во что бы то ни ста­ло ре­шить. В част­но­сти, в про­ек­те не учте­но по­ру­че­ние пре­зи­ден­та по на­ра­щи­ва­нию объ­e­мов не­сы­рье­во­го экс­пор­та, ко­то­рое пре­ду­смат­ри­ва­ет со­з­да­ние си­сте­мы под­дер­ж­ки экс­пор­та. К то­му же в до­ку­мен­те, по мне­нию пред­ста­ви­те­лей Минэка, со­вер­шен­но не рас­смат­ри­ва­ют­ся во­про­сы фор­ми­ро­ва­ния то­ва­ро­про­из­во­дя­щей се­ти. Нет там и фи­нан­со­во-­эко­но­ми­че­ско­го обос­но­ва­ния пред­ла­га­е­мых ре­ше­ний, не ука­за­ны ис­точ­ни­ки фи­нан­си­ро­ва­ния.

— В ра­м­ках про­ек­та стра­те­гии не про­ра­бо­та­ны во­про­сы кон­ку­рен­то­с­по­соб­но­сти оте­че­ствен­ной про­дук­ции на ми­ро­вом и рос­сий­ском ры­н­ках, от­сут­ству­ют те­ку­щая и пе­р­с­пе­к­тив­ная оцен­ки eм­ко­сти внут­рен­не­го и за­ру­бе­ж­ных ры­н­ков, — гла­сит пись­мо Минэко­но­мраз­ви­тия. — Та­к­же про­ект стра­те­гии не со­дер­жит ин­фор­ма­ции о ме­ха­низ­мах по раз­ви­тию су­ще­ству­ю­щих и со­з­да­нию но­вых пред­при­я­тий от­рас­ли.

[ life.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->