В Калининграде займутся дизайном янтаря. В Минэке предложили внести серьeзные коррективы в стратегию развития янтарной отрасли до 2024 года, разработанную Минпромторгом. В частности, мало внимания там уделяется вопросам производства высококачественных готовых изделий из янтаря, включая ювелирную продукцию, и совершенно не рассматриваются вопросы формирования товаропроводящей сети. В связи с этим сроки реализации стратегии предлагается продлить до 2030 года.
Ещe 5 октября прошлого года ГК "Ростех" представила в Минпромторг проект стратегии развития Калининградского янтарного комбината. Он должен был лечь в основу стратегии развития всей янтарной отрасли страны на период до 2024 года. Предприятие ждет серьeзная модернизация — строительство горно-обогатительных производств на базе Приморского месторождения, техническое переоснащение для производства ювелирных изделий и бижутерии, а также для использования янтарного сырья в мебельном производстве, химической промышленности и косметологии.Если концепция будет принята, то экономика региона может претерпеть кардинальные изменения. Калининградская область — российский анклав посреди балтийской Европы. Соответственно, здесь есть трудности (в том числе логистические) при создании самодостаточных производств. По мнению чиовников, янтарная отрасль в дальнейшем должна стать основой экономической безопасности региона. Дело в том, что именно здесь находится крупнейшее в мире месторождение янтаря.
При этом Калининградский янтарный комбинат — единственное на планете предприятие, которое ведeт промышленную добычу "солнечного камня". Так что для янтарной отрасли предприятие имеет стратегическое значение, ведь это основной поставщик сырья. Сейчас комбинат требует глобальной модернизации и технического перевооружения.— Ресурсы "Ростеха" помогут сделать из предприятия, которое обрабатывает самоцветы, настоящий самородок российской промышленности, — считает директор аналитического департамента ГХК "Golden Hills-КапиталЪ АМ" Михаил Крылов. — Специалисты понимают экономическую безопасность региона как обеспеченность бюджетными доходами и возможность контролировать финансовые потоки. Для Ростеха и государства в его лице в этом проекте своеобразной "добавочной стоимостью" станет не столько технология доработки самоцветов, сколько прозрачность бизнеса, который имеет градообразующее значение и большую потенциальную роль для бюджета региона. С помощью химической обработки остатков янтаря можно повысить прибыльность имеющихся выработок и создать дополнительную стоимость в цепи поставок мебельной и химической отраслей российской промышленности.
После того как была разработана стратегия развития комбината, Минпромторг разослал на согласование в профильные министерства и стратегию развития отрасли в целом. В ней большое внимание уделялось модернизации дизайна ювелирных изделий из янтаря.
— За 25 лет, прошедших с момента распада СССР, отечественная янтарная отрасль утратила значительную часть компетенций в сфере дизайна уникальных ювелирных изделий со вставками из янтаря, — говорится в стратегии. — По состоянию на 2016 год большая часть продукции российских переработчиков янтаря не соответствовала современным тенденциям и пользовалась низким спросом по сравнению с конкурирующей продукцией иностранного происхождения.
А конкурировать есть с кем. После распада СССР на первом месте по переработке янтаря оказалась Польша, затем пальму первенства взяла Литва. В прошлом году лидером рынка стал Китай. Оборот китайских компаний, занимающихся переработкой, изготовлением и реализацией изделий из янтаря, составляет 1 млрд долларов. Причeм основным импортeром янтаря в КНР является именно Россия. Фактически на рынке сложилась парадоксальная ситуация. Россия импортирует янтарь в Китай, а затем уже из Китая в Россию приходят готовые модные украшения. Которые, кстати, по наблюдениям ювелиров, в цене были на 30–40% дешевле, чем продукция российских производителей.
И если за границей дизайн украшений постоянно совершенствуется, то в России продолжают выпускаться украшения из янтаря, который не меняли своего дизайна с советских времeн. Такие серьги и кольца молодой девушке не подаришь. Видно, что сейчас коллекция постепенно обновляется. Но чтобы на украшения предприятия стал расти спрос молодых покупателей, над дизайном, действительно, нужно ещe много работать. И это тоже входит в число стратегических задач отрасли согласно государственной концепции.
— Янтарь даже получил негласное название — "бабушкин" камень, — рассказывает 3D-дизайнер ювелирных украшений Юлия Семикина. — Это произошло потому, что в советское время в моде были массивные украшения из янтаря — огромные кулоны, перстни, бусы и броши. Всe это стало неотъемлемой частью образа женщины за пятьдесят. Сейчас же в тренде более лeгкие, воздушные украшения, часто асимметричные, далeкие от классических форм. Некоторые российские дизайнеры уже представляли интересные "лeгкие" коллекции из янтаря. Но советский стереотип всe равно жив. Так что ребрендинг камню нужен. Тогда украшения из янтаря в среднем могут вырасти в цене на 15–20%. Но это будет зависеть от цен иностранных конкурентов. Пока же молодые девушки предпочитают топазы, фианиты и сапфиры.
Правда, Минэкономразвития, посмотрев стратегию Минпромторга, считает, что сроки реализации программы нужно перенести с 2024 до 2030 года. Об этом Лайф узнал из отзыва ведомства. Задержка произошла по причине ряда вопросов, которые, по мнению экспертов Минэка, необходимо во что бы то ни стало решить. В частности, в проекте не учтено поручение президента по наращиванию объeмов несырьевого экспорта, которое предусматривает создание системы поддержки экспорта. К тому же в документе, по мнению представителей Минэка, совершенно не рассматриваются вопросы формирования товаропроизводящей сети. Нет там и финансово-экономического обоснования предлагаемых решений, не указаны источники финансирования.
— В рамках проекта стратегии не проработаны вопросы конкурентоспособности отечественной продукции на мировом и российском рынках, отсутствуют текущая и перспективная оценки eмкости внутреннего и зарубежных рынков, — гласит письмо Минэкономразвития. — Также проект стратегии не содержит информации о механизмах по развитию существующих и созданию новых предприятий отрасли.