Ювелирный паспорт: на российских украшениях могут появиться QR-коды

Раздел: Рынки
16 февраля 2017 г.

В 2018 го­ду на рос­сий­ских юве­ли­р­ных из­де­ли­ях мо­жет по­явить­ся спе­ци­аль­ная мар­ки­ро­в­ка. При ска­ни­ро­ва­нии QR-ко­да на укра­ше­нии по­ку­па­тель смо­жет про­ве­рить его под­лин­ность и по­лу­чить по­дроб­ную ин­фор­ма­цию, ка­кие имен­но ме­тал­лы и ка­м­ни ис­поль­зо­ва­лись при его из­го­то­в­ле­нии. По­доб­ный ме­тод уже ак­тив­но при­ме­ня­ет­ся в мар­ки­ро­в­ке ме­хо­вых из­де­лий. Это но­во­вве­де­ние сей­час об­су­ж­да­ет Евразий­ская эко­но­ми­че­ская ко­мис­сия. Де­пу­та­ты го­то­вы вы­не­сти во­прос на за­ко­но­да­тель­ный уро­вень по­с­ле со­гла­со­ва­ния де­та­лей. В Гиль­дии юве­ли­ров Рос­сии под­дер­жа­ли ини­ци­а­ти­ву, но экс­пе­р­ты по­ла­га­ют, что эта ме­ра не га­ран­ти­ру­ет за­щи­ты от под­де­лок.

Юве­ли­р­ные из­де­лия бу­дут сна­б­же­ны ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми элек­трон­ны­ми ко­да­ми. Мар­ки­ро­в­ку укра­ше­ний из дра­го­цен­ных ме­тал­лов пла­ни­ру­ют осу­ще­ств­лять в ра­м­ках про­гра­м­мы Евразий­ской эко­но­ми­че­ской ко­мис­сии (ре­гу­ли­ру­ю­щий ор­ган Евразий­ско­го эко­но­ми­че­ско­го со­ю­за. — RT ).

Эта ор­га­ни­за­ция пред­ло­жи­ла ря­ду от­рас­лей под­вер­г­нуть свою про­дук­цию элек­трон­ной мар­ки­ро­в­ке в Рос­сии, Ар­ме­нии, Бе­ло­рус­сии, Ка­за­х­ста­не и Ки­р­ги­зии. По сло­вам пред­ста­ви­те­ля ко­мис­сии, «в ско­ром вре­ме­ни кон­троль­но-и­ден­ти­фи­ка­ци­он­ны­ми ко­да­ми бу­дут сна­б­же­ны юве­ли­р­ные из­де­лия, ле­кар­ствен­ные пре­па­ра­ты и обувь. При­чeм это бу­дет ка­сать­ся то­ва­ров как про­из­во­ди­мых в ЕАЭС, так и ввезeн­ных из дру­гих стран».

Со­глас­но дан­ным На­ци­о­наль­ной ас­со­ци­а­ции юве­ли­р­ной тор­го­в­ли, сей­час око­ло 50% всех укра­ше­ний из дра­го­цен­ных ка­м­ней и ме­тал­лов на рос­сий­ском ры­н­ке — под­дел­ки. Ин­ди­ви­ду­аль­ные ко­ды на то­ва­рах ре­шат эту про­б­ле­му.

По­доб­ная пра­к­ти­ка в от­но­ше­нии ме­хо­вых из­де­лий, введeн­ная Евразий­ской эко­но­ми­че­ской ко­мис­си­ей в кон­це про­ш­ло­го го­да, да­ла свои пло­ды. Про­да­жа ле­галь­ных то­ва­ров уве­ли­чи­лась в не­сколь­ко раз.

Про­гра­м­ма по мар­ки­ро­в­ке юве­ли­р­ных из­де­лий сей­час на­хо­ди­т­ся на уро­в­не раз­ра­бо­т­ки.

«На дан­ном эта­пе мы со­в­ме­ст­но с биз­нес-­со­об­ще­ства­ми и про­из­во­ди­те­ля­ми ре­ша­ем, ка­кие ви­ды элек­трон­ной мар­ки­ро­в­ки по­дой­дут для ка­ж­дой от­рас­ли. Пер­вые ито­ги об­су­ж­де­ний бу­дут в се­ре­ди­не ап­ре­ля. Уже по­с­ле это­го бу­дем вы­но­сить во­прос на наш со­вет, а по­том и на за­ко­но­да­тель­ный уро­вень. То есть об­ра­ти­м­ся к де­пу­та­там и пра­ви­тель­ству», — до­бав­ля­ют в ко­мис­сии.

Пред­се­да­тель ко­ми­те­та Го­с­ду­мы по фи­нан­со­во­му ры­н­ку Ана­то­лий Ак­са­ков за­явил, что го­тов под­дер­жать про­ект на за­ко­но­да­тель­ном уро­в­не, ес­ли Евразий­ская эко­но­ми­че­ская ко­мис­сия об­ра­ти­т­ся к не­му с та­кой прось­бой. По мне­нию Ак­са­ко­ва, вве­де­ние по­доб­ных ме­ток по­мо­жет из­бе­жать под­де­лок на юве­ли­р­ном ры­н­ке.

«Не так мно­го про­фес­си­о­на­лов в на­шей стра­не, ко­то­рые смо­гут опре­де­лить, под­дел­ка пе­ред ни­ми или ка­че­ствен­ный то­вар. Вве­де­ние ко­дов ре­шит эту про­б­ле­му. Те­перь про­из­во­дить не­ка­че­ствен­ные из­де­лия вряд ли кто-то бу­дет», — от­ме­тил он.

В Гиль­дии юве­ли­ров Рос­сии под­дер­жи­ва­ют идею вве­де­ния элек­трон­ных ко­дов для юве­ли­р­ной про­дук­ции и пред­ла­га­ют ис­поль­зо­вать QR-ко­ды на би­р­ках. Под­не­ся смар­т­фон к из­де­ли­ям из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и ка­м­ней, мо­ж­но бу­дет узнать пол­ную ин­фор­ма­цию о то­ва­ре: из че­го он про­из­ведeн, ко­г­да и где.

Ра­нее об­су­ж­дал­ся во­прос вве­де­ния до­ро­го­сто­я­щей си­сте­мы RFID-­чи­пов: с по­мо­щью ра­дио­си­г­на­лов мо­ж­но за­пи­сать на чип, а за­тем счи­тать дан­ные об из­де­лии. Но юве­ли­ры пред­ла­га­ют оста­но­вить­ся на QR-ко­дах, вве­де­ние ко­то­рых не столь за­трат­но.

QR-­код, в от­ли­чие от штрих­ко­да, мо­ж­но ска­ни­ро­вать ка­ме­рой смар­т­фо­на как двух­мер­ное изоб­ра­же­ние. Он поз­во­ля­ет за­ши­ф­ро­вать боль­шой объ­eм ин­фор­ма­ции. QR-ко­ды всe ак­тив­нее при­ме­ня­ют­ся и в на­шей стра­не — в част­но­сти, на му­зей­ных экс­по­на­тах, на па­мят­ни­ках — с це­лью до­не­сти до лю­бо­го че­ло­ве­ка све­де­ния об объ­ек­тах куль­ту­ры.

Ге­не­раль­ный ди­рек­тор Гиль­дии юве­ли­ров Рос­сии Эду­ард Ут­кин со­об­щил, что кон­троль­но-и­ден­ти­фи­ка­ци­он­ные мет­ки на укра­ше­ни­ях мо­гут по­явить­ся к 2018 го­ду. На За­па­де же элек­трон­ные ко­ды ис­поль­зу­ют­ся в юве­ли­р­ной от­рас­ли уже не­сколь­ко лет.

«Ду­маю, мы смо­жем за­пу­стить про­ект мар­ки­ро­в­ки то­ва­ров толь­ко в сле­ду­ю­щем го­ду. Сей­час же бу­дем за­ни­мать­ся про­ра­бо­т­кой всех ню­ан­сов, в част­но­сти тех­но­ло­ги­ей раз­ме­ще­ния QR-ко­дов», — по­яс­нил Ут­кин.

Про­тив под­де­лок

По мне­нию пред­ста­ви­те­ля Евразий­ской эко­но­ми­че­ской ко­мис­сии, QR-ко­ды на юве­ли­р­ных из­де­ли­ях поз­во­лят вы­ве­сти из обо­ро­та про­дук­цию не­ле­галь­ных про­из­во­ди­те­лей.

О том, что QR-ко­ды по­мо­гут бо­роть­ся с под­дел­ка­ми, го­во­рит и пре­зи­дент юве­ли­р­ной ко­м­па­нии «Ал­маз-Хол­динг» Флун Гу­ме­ров.

«Те­перь по­ку­па­те­ли по­лу­чат ин­фор­ма­цию о про­бе дра­го­цен­ных ме­тал­лов, о про­из­во­ди­те­ле. При этом це­на юве­ли­р­ных из­де­лий не по­вы­си­т­ся, по­сколь­ку QR-ко­ды ро­в­ным счeтом ни­че­го не бу­дут сто­ить ни про­из­во­ди­те­лям, ни тор­го­в­ле», — до­бав­ля­ет Гу­ме­ров.

Он та­к­же го­во­рит, что ве­ро­ят­ность по­яв­ле­ния мо­шен­ни­ков, ко­то­рые бу­дут пы­тать­ся об­ма­нуть си­сте­му, есть. Но она ми­ни­маль­ная, по­сколь­ку все дан­ные о юве­ли­р­ных укра­ше­ни­ях бу­дут вне­се­ны в об­щую ба­зу дан­ных.

IT-с­пе­ци­а­лист Игорь Хри­сто­фо­ров то­же счи­та­ет, что на со­з­да­ние QR-ко­дов не ну­ж­но бу­дет тра­тить ни­ка­ких сред­ств, но со­м­не­ва­ет­ся в их эф­фек­тив­но­сти.

«Та­кие ко­ды — это лишь ссы­л­ка на ин­фор­ма­цию, и со­з­дать их не со­ста­вит ни­ка­ко­го тру­да. Это аб­со­лют­но не за­трат­но. В свя­зи с этим мо­гу ска­зать, что на­не­се­ние QR-ко­дов на юве­ли­р­ную про­дук­цию не га­ран­ти­ру­ет пол­ный вы­вод из обо­ро­та под­де­лок. На то­ва­ре, про­из­ведeн­ном не­ле­галь­но, очень ле­г­ко изоб­ра­зить тот же са­мый код, ко­то­рый име­ет­ся на ка­че­ствен­ном из­де­лии, за­несeн­ном в об­щую ба­зу дан­ных», — объ­яс­ня­ет экс­перт.

[ russian.rt.com ]

Полезное

Полезное

 
-->