Почему ювелиры создают новые формы огранки для бриллиантов

Раздел: Драгоценные камни
13 февраля 2017 г.

(The Financial Times) Ко­г­да по­ку­па­е­те дра­го­цен­но­сти, вам ред­ко про­да­дут бри­л­ли­ант кру­г­лой огран­ки. Вме­сто это­го вы ку­пи­те ка­мень кру­г­лой огран­ки под на­з­ва­ни­ем «бри­л­ли­ант» - до­пол­ни­тель­ное опре­де­ле­ние от­но­си­т­ся к огран­ке, изоб­ре­тен­ной в 1919 го­ду Мар­се­лем Тол­ко­в­ски (Marcel Tolkowsky), ко­то­рый из­ме­нил иг­ру све­та в бри­л­ли­ан­тах и спо­соб их про­да­жи. Но век спу­стя мы на­б­лю­да­ем по­яв­ле­ние по­ко­ле­ния но­вых огра­нок.

Со­вре­мен­ная кру­г­лая огран­ка «бри­л­ли­ант» Тол­ко­в­ски ста­ла ре­во­лю­ци­он­ной. В ней ис­поль­зу­ют­ся 58 гра­ней для до­сти­же­ния ма­к­си­маль­но пол­но­го от­ра­же­ния све­та, и она обес­пе­чи­ва­ет блеск и свер­ка­ние ка­м­ня - по­ро­ж­дая иг­ру цве­тов ра­ду­ги и ле­дя­ное мер­ца­ние, – че­го нет у ста­рых огра­нок. К се­ре­ди­не ве­ка боль­шин­ство но­вых бри­л­ли­ан­то­вых юве­ли­р­ных из­де­лий пе­ре­шло к это­му сти­лю со­з­да­ния гра­ней, со­глас­но дан­ным Ге­м­мо­ло­ги­че­ско­го ин­сти­ту­та Аме­ри­ки (Gemological Institute of America).

Кру­г­лая огран­ка «бри­л­ли­ант» оста­ва­лась по су­ще­ству не­пре­взой­дeн­ный до на­ча­ла это­го ве­ка, ко­г­да це­но­вые вой­ны, на­чав­ши­е­ся с по­яв­ле­ни­ем ди­а­ман­те­ров, тор­гу­ю­щих толь­ко по ин­тер­не­ту и пред­ла­га­ю­щих ми­ни­маль­ные це­ны, вы­з­ва­ли по­яв­ле­ние ин­но­ва­ций. Юве­ли­ры из се­г­мен­та роз­ни­ч­ной тор­го­в­ли в ма­га­зи­нах, име­ю­щие вы­со­кие на­кла­д­ные рас­хо­ды, не смо­г­ли кон­ку­ри­ро­вать по це­нам, ис­хо­дя лишь из ве­са в ка­ра­тах, чи­сто­ты и цве­та, и по­это­му про­из­во­ди­те­ли бри­л­ли­ан­тов ре­ши­ли до­ба­вить по­след­нюю ха­ра­к­те­ри­сти­ку из 4С - огран­ку. Они изоб­ре­ли брен­ди­ро­ван­ные ка­м­ни пре­ми­ум-клас­са, ко­то­рые бли­ста­ли яр­че за счет до­пол­ни­тель­ных гра­ней.

«Но­вое ты­ся­че­ле­тие при­нес­ло мно­го фи­р­мен­ных огра­нок бри­л­ли­ан­тов», - вспо­ми­на­ет Уи­л­ли Га­миль­тон (Willie Hamilton), глав­ный ис­пол­ни­тель­ный ди­рек­тор Company of Master Jewellers - се­ти са­мо­сто­я­тель­ных юве­ли­р­ных ри­тей­ле­ров. Од­ной из при­чин та­ко­го оби­лия, по мне­нию од­но­го ру­ко­во­ди­те­ля от­рас­ли, бы­ло же­ла­ние от­ме­тить но­вое ты­ся­че­ле­тие дол­го­веч­но­стью, ко­то­рую оли­це­тво­ря­ет со­бой бри­л­ли­ант.

Ор­га­ни­за­ция г-­на Га­миль­то­на при­со­е­ди­ни­лась к трен­ду, со­з­дав Mastercut, бренд юве­ли­р­ных из­де­лий ис­клю­чи­тель­но для груп­пы, ко­то­рая за­яв­ля­ет, что при­да­ет бри­л­ли­ан­там спо­соб­ность свер­кать на 30 про­цен­тов яр­че за счет уве­ли­че­ния чис­ла гра­ней в огран­ке «бри­л­ли­ант» до 89. «Сред­ние рас­хо­ды на бри­л­ли­ан­то­вое об­ру­чаль­ное коль­цо в Ве­ли­ко­бри­та­нии все еще ни­же £1 500, это озна­ча­ет, что про­из­во­ди­те­ли бри­л­ли­ан­тов по­сто­ян­но жа­лу­ют­ся на па­де­ние при­бы­лей, - го­во­рит он. – Ко­г­да про­ис­хо­дит та­кое сни­же­ние, про­из­во­ди­те­ли бри­л­ли­ан­тов вы­ну­ж­де­ны на­чи­нать ис­кать пу­ти уве­ли­че­ния до­бав­лен­ной сто­и­мо­сти, а не пы­тать­ся со­кра­тить рас­хо­ды… Это мо­ж­но сде­лать за счет осо­бых огра­нок и брен­ди­ро­ван­ных бри­л­ли­ан­тов, но на это тре­бу­ют­ся зна­чи­тель­ные ин­ве­сти­ции».

М­но­гие из брен­дов, пред­ла­га­ю­щие мо­ди­фи­ци­ро­ван­ные кру­г­лые огран­ки «бри­л­ли­ант», с тех пор ис­чез­ли из се­г­мен­та ре­аль­но­го ры­н­ка, по­ро­ж­дая во­прос, не бы­ло ли это про­сто ре­кла­м­ным хо­дом. «На мой взгляд, од­ни толь­ко до­пол­ни­тель­ные гра­ни – это мар­ке­тин­го­вый трюк, и к не­му ну­ж­но от­но­сить­ся с по­до­зре­ни­ем, - го­во­рит Эн­д­рю Ко­к­сон (Andrew Coxon), пре­зи­дент Ин­сти­ту­та ал­ма­зов ко­м­па­нии De Beers (De Beers Institute of Diamonds). – Прав­да за­клю­ча­ет­ся в том, что до­пол­ни­тель­ные гра­ни са­ми по се­бе не га­ран­ти­ру­ют до­пол­ни­тель­ной иг­ры све­та в ка­м­не. Бо­лее ва­ж­ное зна­че­ние име­ет пра­виль­ность рас­по­ло­же­ния ка­ж­дой гра­ни. То, что боль­шие гра­ни де­ла­ют мень­ше, раз­де­ляя их и уве­ли­чи­вая их чис­ло, ча­сто при­во­дит к умень­ше­нию свер­ка­ния бри­л­ли­ан­та, а не к его уси­ле­нию».

De Beers Diamond Jewellers, под­раз­де­ле­ние роз­ни­ч­ной тор­го­в­ли ал­ма­зо­до­бы­ва­ю­щей кор­по­ра­ции, ко­то­рая бы­ла со­з­да­на в ви­де со­в­ме­ст­но­го пред­при­я­тия с LVMH, пред­ло­жи­ла за­па­тен­то­ван­ную огран­ку, ко­г­да на­ча­ла свою ра­бо­ту в 2001 го­ду - вось­ми­гран­ный ква­д­рат­ный бри­л­ли­ант, но кон­це­п­ция не смо­г­ла вой­ти в мо­ду, и г-н Ко­к­сон по это­му по­во­ду го­во­рит: «Наш опыт по­ка­зы­ва­ет, что по­ку­па­те­ли мо­гут с удо­воль­стви­ем смо­т­реть на но­вые огран­ки, но они обы­ч­но по­ку­па­ют ка­м­ни с пре­крас­но вы­стро­ен­ны­ми клас­си­че­ски­ми огран­ка­ми, ко­то­рые силь­нее свер­ка­ют под лю­бым уг­лом и при лю­бом осве­ще­нии».

Дру­гие огран­ки но­во­го ты­ся­че­ле­тия вы­дер­жа­ли ис­пы­та­ние вре­ме­нем. Как и De Beers, Tiffany & Co и Garrard пред­по­чли раз­ра­бо­тать к 2000 го­ду спе­ци­аль­ные фан­та­зий­ные огран­ки (фан­та­зий­ная огран­ка – это та, что от­ли­ча­ет­ся от кру­г­лой огран­ки «бри­л­ли­ант»), а не про­сто мо­ди­фи­ци­ро­вать кру­г­лые огран­ки. Ква­д­рат­ная огран­ка Lucida, у ко­то­рой есть тор­го­вая мар­ка ко­м­па­нии Tiffany, бы­ла за­пу­ще­на в 1999 го­ду и до сих пор яв­ля­ет­ся кра­е­у­голь­ным ка­м­нем в ра­м­ках ее пред­ло­же­ния сва­деб­ных ко­лец, как и огран­ка Eternal ко­м­па­нии Garrard. Это огра­ноч­ный ша­б­лон с 81 гра­нью для боль­шей иг­ры све­та, ко­то­рый был раз­ра­бо­тан Га­би Тол­ко­в­ски (Gabi Tolkowsky), вну­ча­тым пле­мян­ни­ком Мар­се­ля Тол­ко­в­ски и мо­жет быть при­ме­нен в ря­де огра­нок, та­ких, на­при­мер, как «мар­киз» или «сер­деч­ко», а та­к­же в кру­г­лых фор­мах огран­ки.

По­след­ние ин­но­ва­ции со­сре­до­то­че­ны как раз на фан­та­зий­ных огран­ках, но это бо­лее до­ро­го­сто­я­щее за­ня­тие, чем вне­се­ние не­боль­ших из­ме­не­ний в со­вре­мен­ную кру­г­лую огран­ку «бри­л­ли­ант». «Бы­ло сло­ж­но, - при­з­на­ет Джо­на­тан Кен­далл (Jonathan Kendall), ди­рек­тор по гло­баль­но­му про­из­вод­ству ко­м­па­нии Forevermark, брен­да роз­ни­ч­ной тор­го­в­ли ко­м­па­нии De Beers, ко­то­рая в этом го­ду за­пу­сти­ла кол­лек­цию бри­л­ли­ан­тов мо­ди­фи­ци­ро­ван­ных фан­та­зий­ных огра­нок Black Label. – Мы вло­жи­ли огро­м­ные ре­сур­сы в раз­ра­бо­т­ку этих огра­нок. У нас 60 или 70 уче­ных в Мей­ден­хе­де ра­бо­та­ют над ал­маз­ны­ми про­ек­та­ми – очень ма­ло лю­дей в от­рас­ли име­ют та­кую воз­мо­ж­но­сть».

Хо­тя про­цесс раз­ра­бо­т­ки кол­лек­ции Black Label тре­бу­ет уча­стия уче­ных, это не озна­ча­ет, что ре­зуль­тат бу­дет свя­зан с ко­ли­че­ством гра­ней или про­цен­та­ми до­пол­ни­тель­ной иг­ры све­та в бри­л­ли­ан­тах. «М­но­гие рас­су­ж­да­ют о по­ка­за­те­лях све­та, гра­фи­ках и сред­ствах из­ме­ре­ния, но ре­аль­ность та­ко­ва, что по­тре­би­те­ли хо­тят иметь ви­зу­аль­но са­мый кра­си­вый бри­л­ли­ант», - го­во­рит г-н Кен­далл.

Кол­лек­ция Black Label в на­сто­я­щее вре­мя на­с­чи­ты­ва­ет пять форм огран­ки – «ку­шон», «сер­деч­ко», «к­ва­д­рат», «о­вал» и «круг», при­чем г-н Кен­далл на­ме­ка­ет, что мо­гут быть еще. Хо­тя це­ны на бри­л­ли­ан­ты фан­та­зий­ной огран­ки из кол­лек­ции Black Label на 30 про­цен­тов вы­ше, чем на бри­л­ли­ан­ты ее стан­дар­т­ных фан­та­зий­ных огра­нок - от­ча­сти из-­за уве­ли­че­ния ко­ли­че­ства ка­м­ня, ухо­дя­ще­го в от­хо­ды, - мя­г­кие за­пус­ки их в про­да­жу в этом го­ду хо­ро­шо бы­ли встре­че­ны в Со­е­ди­нен­ных Шта­тах, Япо­нии, Ки­тае и Ве­ли­ко­бри­та­нии. Са­мой по­пу­ляр­ной ста­ла «о­валь­ная» огран­ка, пе­р­вая пар­тия ко­то­рой бы­ла про­да­на за че­ты­ре ме­ся­ца с мо­мен­та за­пус­ка, и ри­тей­ле­ры ожи­да­ют но­вых сто­ков. «Я на са­мом де­ле не удив­лен, - го­во­рит г-н Кен­далл. – От­расль от­ча­ян­но ну­ж­да­ет­ся в ин­но­ва­ци­ях как в ди­зай­не юве­ли­р­ных из­де­лий, так и в огран­ках бри­л­ли­ан­тов».

В­се-та­ки для не­ко­то­рых юве­ли­ров – и их по­ку­па­те­лей – во­прос со­о­т­вет­ствия це­ны и ка­че­ства от­хо­дит на вто­рой план пе­ред кра­со­той. Ни­рав Мо­ди (Nirav Modi), от­кры­в­ший ма­га­зин на Бонд Ст­рит в этом го­ду, раз­ра­бо­тал свою за­па­тен­то­ван­ную огран­ку. «Я ду­маю, она вы­зо­вет боль­шой ин­те­рес, - го­во­рит ос­но­ва­тель и кре­а­тив­ный ди­рек­тор Ни­рав Мо­ди. – Ко­г­да вы мо­же­те пред­ло­жить что-то но­вое, что-то от­ли­ч­ное, то кли­ен­тов это ин­те­ре­су­ет».

Хо­тя его огран­ки «Жас­мин» («Jasmine») и «Фи­ал­ка мо­го­лов» («Mughal»), на­ве­ян­ные цве­точ­ной те­мой, яв­ля­ют­ся са­мым по­пу­ляр­ны­ми, г-н Мо­ди боль­ше все­го гор­ди­т­ся сво­ей огран­кой «Бе­с­ко­неч­ное» («Endless»), в ко­то­рой бри­л­ли­ан­ты так «и­зо­г­ну­ты», что их ряд мо­жет оги­бать па­лец, со­з­да­вая не­пре­ры­в­ное бри­л­ли­ан­то­вое коль­цо без ви­ди­мой ме­тал­ли­че­ской опра­вы. «Ее не­ве­ро­ят­но труд­но де­лать – не бы­ва­ет ал­ма­зов та­кой фор­мы, по­это­му вы­ход бри­л­ли­ан­тов очень низ­кий, 85 про­цен­тов ал­ма­за ухо­дит в от­хо­ды», - го­во­рит г-н Мо­ди, ко­то­рый вы­на­ши­вал меч­ту о та­кой огран­ке в те­че­ние 20 лет. И, ко­неч­но, со­з­дан­ное ра­ди лю­би­мо­го де­ла тво­ре­ние - пе­р­вое «бес­ко­неч­ное» коль­цо - ста­ло по­дар­ком для же­ны г-­на Мо­ди.

Бро­сят ли ка­кие-то из этих огра­нок 21-­го ве­ка вы­зов пре­вос­ход­ству со­вре­мен­ной кру­г­лой огран­ки «бри­л­ли­ант» или нет, по­ка­жет бу­ду­щее, но они под­дер­жи­ва­ют ис­кус­ство огран­щи­ка дра­го­цен­ных ка­м­ней на вы­с­шей гра­ни со­вер­шен­ства.

[ rough-polished.com ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->