Силовики не ограничатся проверкой только двух ювелирных холдингов. Об этом "Коммерсантъ FM" заявили опрошенные эксперты рынка. Накануне завели второе за неделю уголовное дело против менеджеров ювелирных компаний. Фигуранты дел — Столичный ювелирный завод, входящий в группу "Адамас", и торгово-производственная компания "Яшма". Руководителей подозревают в финансовых махинациях, вследствие которых в бюджет не поступило 5 и 7 млрд руб. соответственно. Продолжатся ли такие рейды? Силовики будут последовательно проверять игроков рынка, заявил "Коммерсантъ FM" партнер аудиторской и консалтинговой фирмы КПМГ Михаил Орлов.
"Разобравшись с бизнес-схемой одного представителя той или иной отрасли, понимая, как эта отрасль устроена, начинаем исследовать налоговые обязательства другого участника этой отрасли, и таким образом набивается рука на работу со специфическими индустриями. Я думаю, что это просто элемент некой организации эффективной контрольной работы, которой сегодня занимаются государственные органы. Хотя не исключаю, что, может быть, какие-то менее благовидные предлоги движут проверяющим в отношении этой отрасли", — считает Орлов.
В обеих компаниях создавали фиктивный документооборот с фирмами-однодневками, отмечается в сообщении Следственного комитета. В случае "Яшмы" их было 24, у "Адамаса" — более 50. В результате организации получали драгоценные металлы через банки без уплаты налога на добавленную стоимость, считают следователи. Для России характерны предновогодние проверки конкретно ювелирной отрасли, отметил издатель журнала "Ювелирное обозрение" Алексей Щербина.
"К сожалению, это стало традицией в последние годы, такого рода активность нарастает в сезон высоких продаж украшений. Тенденция сохраняется. Все это проявление сложной ситуации во всем ювелирном рынке. Но что касается таких больших структур, устоявшихся структур, известных, тех, которые принимают какое-то активное участие в государственных программах, я имею в виду "Адамас" в данном случае, мне кажется маловероятным, что делается ставка на какие-то фирмы однодневки, тем более такое количество их насчитывается. Наверное, все-таки речь идет именно о сложной финансовой ситуации, перекредитованности", — пояснил Щербина.
В России ювелирный бизнес подконтролен трем силовым ведомствам: МВД, ФСБ и таможне. Зачастую их пристальное внимание к холдингам и сетям может означать передел власти. К примеру, именно такую причину указывали СМИ в деле ювелирного холдинга "Алтын" в 2009 году. Подозрения в контрабанде золота начинались со штурма магазинов спецназом и ареста 1,5 т золотых изделий. Закончилось все победой главы холдинга Антонины Бабосюк — золото ей вернули, а холдинг снова начал работу. Нынешняя ситуация на передел не похожа, а фирмы-однодневки уже не дают желаемого результата, отметил партнер Paragon Advice Group Александр Захаров.
"Я исключаю, что это наезд, полагаю, что это абсолютно плановая операция по секторальному и отраслевому бизнесу. В последнее время это совершенно ненадежная схема, черная, которую не рекомендует никто абсолютно. К сожалению, до сих пор существует множество консультантов, даже бывшие выходцы из правоохранительных органов, которые, к сожалению, консультируют таким образом, что якобы, как они считают, использование однодневок может помочь. Безусловно, таких консультантов нужно преследовать по закону", — уверен Захаров.
Максимальное наказание, которое грозит генеральному директору Столичного ювелирного завода Андрею Шумаеву, — лишение свободы на срок до шести лет. Эксперты отмечают, что дело могут закрыть в досудебном порядке, если холдинг "Адамас" полностью выплатит сумму недоимки.