Представьте себе Париж в декабре, сделайте поправку на конец XIX века — скажем, на 1895 год. С неба падают редкие снежинки, а прохожие обсуждают странные новые афиши — после Рождества братья Люмьер собираются показывать загадочный «синематограф». Мостовая Рю де ла Пэ искрится инеем, а парой этажей выше в мастерской Cartier сияют роскошные драгоценности. Луи Картье лично проверяет качество корсажных брошей и узорных бриллиантовых колье. Через пару часов их доставят на вокзал — к Рождеству эти украшения ждут в Санкт-Петербурге. С тех пор как десять лет назад генерал Салтыков купил у Cartier для молодой жены браслет с изумрудами, заказы от ближайшего окружения Романовых поступали регулярно. Свободные полировщицы помогают упаковывать фирменные футляры в тонкую папиросную бумагу и сетуют, что запуск Норд-экспресса, трехдневного поезда между Парижем и Санкт-Петербургом, вновь отложили.
Роскошное изумрудное колье Марии Павловны, подаренное ей на свадьбу Александром II, затем в Cartier переделают в тиару для Барбары Хаттон
Именно Норд-экспрессом спустя пару лет в Париж приедет Мария Павловна Романова, супруга Великого князя Владимира, сына императора Александра II. Она станет постоянной клиенткой Cartier, пригласит главу Дома в Петербург, покажет драгоценности и лавки Фаберже, Хлебникова и Овчинникова, а затем намекнет на высочайшее покровительство и помощь в открытии магазина.
Луи Картье в России, 1904 год
Постарается для любимого ювелира красавица-княгиня Ольга Палей, поможет вдова Александра III, властная Мария Федоровна, разбиравшаяся в драгоценностях не хуже опытного ювелира, и к 1910 году Cartier станет одним из придворных ювелиров Николая II — наравне с Карлом Фаберже, гением которого Луи Картье горячо восхищался.
Тиара-корошник Cartier, сделанная в 1914 году
Поговаривают, что без легендарной пасхальной выставки Фаберже, случившейся в 1900 году в Париже, мы бы никогда не увидели роскошных настольных часов Cartier и даже некоторых наручных — например, именно благородное соперничество Картье и Фаберже подарило миру усложнение «таинственный час». Во время своих путешествий в Россию в 1904-1905 годах Луи Картье открыл для себя новые разновидности самоцветов и цвета эмалей, с помощью которых Дом вошел в историю становления ар-деко. Знатоки истории Дома могут развлечь себя прогулкой по залам декоративно-прикладного искусства в Эрмитаже и проследить влияние русского стиля на ДНК Cartier — и наоборот.
Забавно, что пока Луи Картье делал кокошники, Карл Фаберже увлекался французскими неоклассическими венцами
Период бриллиантовых кокошников, например, это образец ювелирного постмодернизма. Художники-костюмеры украшали балерин, вдохновляясь парадными портретами княгинь в характерных тиарах Cartier, а ведущий художник Дома, большой выдумщик Шарль Жако рисовал новые тиары под впечатлением от «Русских сезонов».
Карл Фаберже, в свою очередь, часто делал настольные часы в классических французских техниках
Россия вдохновляла Луи Картье на обилие самоцветов и поделочных камней в настольных часах
Визит в бутик Cartier в Санкт-Петербурге, совмещенный с экскурсией по сокровищницам Эрмитажа, может стать настоящим приключением для поклонницы haute joaillerie. Советуем начать с музея — тогда, вдохновившись историческими драгоценностями, вы можете обнаружить у себя в шкатулке совсем не то украшение, которое планировали купить изначально, а что-то еще более волшебное. Обязательно взгляните на недавнее пополнение постоянной коллекции Востока, древнюю арабскую лампу из горного хрусталя в более позднем оформлении мастеров Ренессанса. Связь Cartier с Санкт-Петербургом продолжает крепнуть по всем фронтам— именно благодаря поддержке Дома этот шедевр старинного ювелирного искусства только что отреставрировали.